Общая характеристика Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общая характеристика Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах

2018-01-04 413
Общая характеристика Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Россия на саммите G20 в Каннах в ноябре 2011 г. подписала многостороннюю Конвенцию Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о взаимной административной помощи по налоговым делам, и теперь недалек тот день, когда российские и иностранные налоговики смогут объединить усилия по розыску не только налогоплательщиков, но и их активов, арестовать их в счет неуплаченных налоговых долгов, продать с торгов.

Присоединение России к этой Конвенции означает фактическое признание за рубежом ее налоговых требований и возникновение у РФ взаимных обязательств по оказанию помощи налоговым органам других государств. Таким образом, и Россия сможет просить о помощи по розыску налоговых должников и к ней могут обратиться за помощью в этом вопросе.

Конвенция ОЭСР о взаимной административной помощи при разрешении налоговых вопросов, принятая совместно с Советом Европы в 1988 г., разрабатывалась с целью предотвращения уклонения от уплаты всех видов налогов, кроме таможенных пошлин. Конвенция была заключена в г. Страсбурге 25 января 1988 г., а вступила в законную силу 01 апреля 1995 г. До ноябрьского коллективного подписания G20 эта Конвенция действовала для Азербайджана, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Исландии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Швеции, Великобритании, США, Украины, Грузии. Канада, Германия и Испания ранее уже подписали Конвенцию, но еще не ратифицировали ее.

Обмен информацией с другими странами не входит в объем обычных полномочий налоговых органов России, как и налоговых органов большинства стран G20. Сотрудничество налоговых органов в рамках этой Конвенции, как правило, осуществляется по уже определенным национальным законодательством налоговым обязательствам конкретного налогоплательщика. Масштабы международного сотрудничества в данной области ограничиваются взаимной заинтересованностью налоговых органов различных стран, и поэтому имеют достаточно четкие рамки. И несмотря на то, что эта Конвенция предусматривает формальную возможность практически неограниченного обмена информацией между любыми двумя странами, подписавшими соглашение, на деле никакой автоматический обмен полной информацией о налогоплательщике невозможен.

Конвенция о взаимной административной помощи в налоговой области состоит из преамбулы 6 глав и 32 статей.

 

22. Общемировые и общеевропейские подходы к организации противодействия экономическим преступлениям. Зачастую налоговые преступления приобретают трансграничный характер, что предполагает взаимодействие органов налоговой (финансовой) полиции различных стран, осуществляющих их расследование. Обычно соответствующее взаимодействие осуществляется на основе соглашений общеуголовной направленности. Тем не менее известны международно-правовые акты, предметом регулирования которых является именно противодействие уклонению от уплаты налогов. Их рассмотрению и посвящена данная статья.

1. Общемировые и общеевропейские подходы к организации противодействия экономическим преступлениям.

Современная действительность характеризуется существенным ростом числа нарушений налогового законодательства и иных экономических правонарушений, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Поэтому можно констатировать, что налоговая преступность фактически приобрела транснациональный характер. Борьба с этим общественно опасным явлением основывается прежде всего на нормах национального уголовного законодательства. Вместе с тем страны мира стремятся объединять свои усилия в деле противодействия налоговым и иным экономическим преступлениям. Это предполагает выработку на межгосударственном уровне общих подходов и принципов, которые закрепляются в международных актах, резолюциях и рекомендациях.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 N 45/107 "Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития" отмечается: "Учитывая, что передовая технология и специальные технические знания применяются в преступных операциях в сфере международной торговли и коммерции, включая использование компьютеров для мошенничества, путем злоупотребления банковскими техническими возможностями, нарушения налогового законодательства и таможенных правил, сотрудники правоохранительных органов и органов уголовного правосудия должны быть должным образом подготовлены и обеспечены адекватными правовыми и техническими средствами для выявления и расследования таких правонарушений. Следует обеспечивать координацию и сотрудничество с другими соответствующими учреждениями на национальном уровне и далее расширять их возможности. Следует также добиваться заключения и укрепления прямых договоренностей о международном сотрудничестве между различными учреждениями национальных систем уголовного правосудия".

 

23. Общая характеристика модельных (типовых) международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Международные соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества можно подразделить на три группы.

Первую группу составляют соглашения с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, заключенные после 1991 года.

Во вторую группу включаются соглашения, подписанные с развитыми и развивающимися государствами после принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 28 мая 1992 г. № 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества".

В третью группу выделяются соглашения, подписанные до указанного постановления, а также продолжающие действоватьсоглашения, заключенные СССР. Соглашения этой группы характеризуются наибольшим своеобразием. Их структура, отдельные статьи и положения могут существенно отличаться от соглашений первой и второй групп.

В настоящее время действует около 50 межгосударственных соглашений (конвенций, договоров), заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами по вопросам избежания двойного налогообложения доходов. Большинство из этих соглашений предусматривают также процедуры избежания двойного налогообложения имущества. Наряду с соглашениями, заключенными Правительством РФ, продолжают действовать соглашения, заключенные Правительством СССР.

Действующие международные соглашения Российской Федерации об избежании двойного налогообложения доходов и имущества существенно различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных соглашениях нередко используются особые понятия и термины.

Помимо общих международных соглашений об устранении двойного налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений, главным образом, по устранению двойного налогообложения в сфере международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных Правительством СССР.

Основной документ, регламентирующий взаимоотношения государств-участников СНГ в сфере налогообложения, - Соглашение от 13 марта 1992 г. между правительствами государств-участников "О согласованных принципах налоговой политики". В соответствии с этим документом для обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение.

Первую группу составляют соглашения с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, заключенные после 1991 года.

Во вторую группу включаются соглашения, подписанные с развитыми и развивающимися государствами после принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 28 мая 1992 г. № 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества".

В третью группу выделяются соглашения, подписанные до указанного постановления, а также продолжающие действоватьсоглашения, заключенные СССР. Соглашения этой группы характеризуются наибольшим своеобразием. Их структура, отдельные статьи и положения могут существенно отличаться от соглашений первой и второй групп.

 

24. Особенности применения международных соглашений о правовой помощи по уголовным делам и выдаче в отношении фискальных преступлений. Под правовой помощью по уголовным делам понимаются процессуальные действия, осуществляемые правоохранительными органами на основании запросов учреждений юстиции иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров.

1. Международные договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам

Оказание правовой помощи по уголовным делам предусматривают международные договоры РФ — межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В отдельную группу можно выделить соглашения Генеральной прокуратуры РФ

А. Межгосударственные договоры можно подразделить на два основных вида:

конвенции о борьбе с преступлениями международного характера (их около двадцати — Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и др.). В этих конвенциях зафиксированы, как правило, один-два вида правовой помощи по уголовным делам (обычно это выдача лиц для привлечения к ответственности и связанные с этим юридические действия — обмен информацией, передача предметов, связанных с преступлением, др.);

2. Органы, оказывающие правовую помощь

Согласно положениям договоров, правовая помощь по уголовным делам оказывается органами суда, прокуратуры, другими учреждениями государств, к компетенции которых относятся расследование и рассмотрение уголовных дел. Некоторые виды правовой помощи, в частности, вручение документов, могут совершаться дипломатическими и консульскими представительствами государств. Однако следует учитывать, что сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) сторон.

По вопросам оказания правовой помощи стороны взаимодействуют через свои центральные органы. В случае поступления поручений с просьбой об оказании правовой помощи из правоохранительных органов зарубежных государств непосредственно в российские территориальные органы внутренних дел, прокуратуру и др. необходимо уведомить об этом Генеральную прокуратуру РФ и ждать указаний.

С государствами, с которыми договоры о правовой помощи не заключены, сношения осуществляются дипломатическим путем.

При исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своего государства. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны.

Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.

В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством стороны, на территории которой оно находится, необходимые меры для установления адреса.

После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению; в случае, если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.

Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказании правовой помощи на их территории.

3. Объем правовой помощи - Вручение документов. - Осуществление уголовного преследования.

-Розыск, лиц. - Взятие лица под стражу для обеспечения выдачи. - Выдача правонарушителя.

- Производство обысков, выемок, изъятий. -Производство экспертиз. - Передача предметов.

Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве.

Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство.

Уведомление об обвинительных приговорах и сведен...

Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимости.

Обмен информацией по правовым вопросам.

Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. -Признание в РФ приговоров иностранных судов.

25. Международно-правовые основы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с налоговыми преступлениями. Россия активно сотрудничает с иностранными государствами и международными организациями в борьбе с налоговыми правонарушениями.
Договоры о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства можно поделить на две большие группы.
К первой группе относятся соглашения, по которым «компетентным органом» со стороны России является Министерство РФ по налогам и сборам. По этим соглашениям МНС России оказывает содействие: в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства; в предоставлении информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами; в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства; в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов;, в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства; в области обучения кадров и обмена специалистами; по другим вопросам. По данным договорам можно получать информацию и документы о получаемых за рубежом доходах и уплаченных (или неуплаченных) с них налогах.
Ко второй группе относятся договоры, по которым «компетентным органом» со стороны РФ является ФСНП России. Соглашениями предусмотрен обмен информацией о налоговых преступлениях и правонарушениях, совершенных юридическими и лицами: о сокрытии доходов юридическими и (или) физическими лицами от налогообложения с указанием способов, применяемых при этом нарушителями налогового законодательства; об открытии счетов в государственных и коммерческих банках юридическими и (или) физическими лицами, а также движении средств по этим счетам; о доходах, размерах налогооблагаемой базы и суммах налогов, маемых с юридических и (или) физических лиц, нарушивших финансовое и налоговое законодательство, и т.д. Соглашениями предусмотрена возможность представления копий документов, касающихся налогообложения юридических и физических лиц накладные, договоры, контракты, сертификаты, справки и другие), а также документов по вопросам, имеющим отношение к налоговым преступлениям и правонарушениям.
К этой же группе можно отнести соглашения, заключенные ФСНП России (заключены с МВД Литовской Республики, Главным полицейским управлением Швеции и др.). Их целью является организация эффективной борьбы по выявлению, дению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Взаимодействие ФСНП России с иностранными правоохранительными органами при проведении мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере финансового и налогового законодательства включает совместное планирование, использование сил и средств, обмен информацией о. ходе и результатах проведения такого рода мероприятий. По соглашениям Федеральной службы налоговой полиции РФ сотрудничество осуществляется в форме: обмена оперативной и иной информацией о готовящихся и совершенных преступлениях; оказания содействия в раскрытии преступлений и розыске, установлении лиц, их свершивших либо к ним причастных; обмена опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, регламентирующими их деятельность; иных мероприятий.
Важную роль в борьбе с налоговыми правонарушениями играет Интерпол. Органы ФСНП России могут получить по каналам Интерпола следующую информацию: названия иностранных коммерческих структур; их юридические адреса, номера и даты регистрации; фамилии и имена руководителей коммерческих структур; основные направления деятельности; размеры уставного капитала; сведения о прекращении деятельности; сведения криминального характера о деятельности коммерческих структур; сведения о заключенных инофирмами сделках с участием российских государственных и частных Следует, однако, учитывать, что сведения об открытии юридическими и физическими лицами счетов в зарубежных банках, а также движении средств по ним, составляют банковскую тайну и могут сообщаться только после рассмотрения верховным органом юстиции, прокуратурой или соответствующим судом иностранного государства официального обращения Генеральной прокуратуры РФ. Запрос о получении такого рода сведений направляется в Генеральную прокуратуру РФ органом налоговой полиции, следователем или прокурором, возбудившим уголовное дело по материалам, полученным от налоговых органов в установленном порядке.

 

26. Правило «территориальности» и правило «резидентства» в налогообложении. Территориальность в налогообложении характеризует связь лиц или объектов с территорией налоговой юрисдикции государства, вследствие наличия которой на указанные лица возлагаются обязанности по уплате налогов в этом государстве либо в нем облагаются налогами данные объекты. Основными аргументами для обоснования такого взгляда на территориальность налогообложения служат следующие доводы:

- сфера применения налога привязана к территории государства в силу политических, юридических, экономических причин;

- суверенитет государства и его налоговая юрисдикция не могут выходить за территориальные пределы государственных границ;

- юридически затруднительно контролировать зарубежные операции и обеспечивать уплату налога с возникающих вследствие таких операций объектов;

Резидентство не является единственной юридической конструкцией, служащей для установления «привязанности» лиц к налоговой юрисдикции того или иного государства. В этих целях также иногда применяется категория «налоговый домициль»1. Данная категория не получила повсеместного распространения и не имеет общепринятого определения. Тем не менее, в настоящее время до-мициль (налоговый домициль) в некоторых странах, к которым не относится Россия, находит применение в правовом механизме налогообложения международной деятельности и используется для определения «приписки» к определенной налоговой юрисдикции не только физических, но и юридических лиц.

Резидентство, являясь одним из наиболее распространенных оснований разделения субъектов налогообложения, позволяет выделить в их составе две основные группы - резидентов и нерезиден

тов. В данном качестве теоретическая конструкция резидентства достаточно проста, поскольку, во-первых, основана на элементарном принципе «свой (резидент) - чужой (нерезидент)». Во-вторых, строясь обычно на необходимости формализации правил выделения одной группы (как правило, резидентов), позволяет относить иных лиц, не прошедших теста на резидентство, к нерезидентам (т.е. по остаточному принципу: кто не является резидентом, признается нерезидентом).

В силу признания лица налоговым резидентом данной налоговой юрисдикции в рамках последней на него распространяется общий порядок налогообложения. Состав налогооблагаемых объектов существенный и явно выраженный, но не единственный элемент, характеризующий различие объемов налоговых обязательств резидентов и нерезидентов. Данное различие также обуславливается иными факторами, среди которых наиболее значимое место занимают:

- неодинаковые ставки налогов;

- особенности предоставления налоговых льгот;

- специальный порядок декларирования доходов (представления налоговой отчетности);

- различные требования порядка исчисления и уплаты налога.

 

27. Международно-правовые основы налогового статуса физических лиц. Лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, – это:

- лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году (в течение одного или нескольких периодов);

- лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, и проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году.

«В календарном году» означает, что понятие "резидент" отражает проживание лица в Российской Федерации строго в пределах одного календарного года и не может быть распространено на более длительные периоды. Иными словами, резидентство в России устанавливается ежегодно.

В некоторых странах периодом для определения резидентства служит не календарный, а налоговый год, который может и не совпадать с календарным.

В тех случаях, когда временного критерия недостаточно для определения места налогообложения лица (например, возникает двойное резидентство), используются такие дополнительные признаки:

• место расположения привычного (постоянного) жилища;

• центр жизненных интересов (личные и экономические связи);

• место обычного проживания;

• гражданство.

Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения этих критериев для определения местожительства человека. Если в результате последовательного применения этих критериев все-таки невозможно определить государство, где человек имеет постоянное местожительство, этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых или финансовых органов заинтересованных государств (схема 1-11).

Определение налогового статуса

Тест Физического присутствия

Тест места расположения привычного (постоянного) жилища

Тест центра жизненных интересов

Тест места обычного проживания

Тест места гражданства

По договорённости финансовых (налоговых) органов

 

 

28 Рассмотрение споров, вытекающих из налоговых правоотношений, Европейским судом по правам человека. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был создан в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). В то время число членов Совета Европы (СЕ) было незначительно, сейчас же ЕКПЧ ратифицировало 40 государств - членов СЕ. В результате этого увеличилась нагрузка и количество жалоб, поступающих в контрольные органы ЕКПЧ, что не могло не сказаться на качестве их работы и сроках рассмотрения жалоб. И 11 мая 1994 года члены СЕ приняли Протокол N 11 к ЕКПЧ, который предоставил право отдельным гражданам, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции (жалобы) непосредственно в Суд. Этот Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 года и стал обязательным для государств - членов Совета Европы.

Согласно Протоколу, Европейская комиссия по правам человека упраздняется и единственным органом европейского правосудия становится Суд, который действует на постоянной основе. Новая система защиты прав человека с Единым Европейским Судом начала функционировать с 1 ноября 1998 года. Эта система призвана рационализировать действующий правозащитный механизм, сократить процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека. Кроме того, новая судебная система обязывает государства признавать юрисдикцию Единого Суда без истечения сроков давности.

Число Судей в новом составе Суда будет равно числу государств - участников Конвенции. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет. По достижении 70 лет Судья должен уйти в отставку.

Суд рассматривает поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из трех Судей, в Палатах, включающих семь Судей, и в Большой Палате, насчитывающей в своем составе 17 Судей.

Первоначальное рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в Комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб на единогласной основе. Если петиция (жалоба) признана неприемлемой, то такое решение комитета не подлежит обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по существу.

Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре не возражает против этого. Большая Палата, как указывалось выше, состоит из 17 судей. Председатель Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованное государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда. Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решения Большой Палаты являются окончательными.

Государства - участники Конвенции взяли на себя обязательство выполнять решения Суда по любому спору, сторонами которого они являются. Окончательное решение Суда по рассмотренному делу направляется в Комитет министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением.

От Российской Федерации в состав Суда избран доктор юридических наук Ковлер Анатолий Иванович.

Возможность обратиться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге вовсе не означает, что он решает все проблемы того, кто счел себя обиженным. Существуют очень строгие правила приема жалоб, и лишь крошечная доля всех поступающих дел проходит сквозь сито отсева. Достаточно сказать, что из 5875 писем с жалобами, которые поступили в Секретариат упраздненной Комиссии по правам человека, только 1861 жалоба смогла быть зарегистрирована, а из них только 10 процентов (189 жалоб) было принято к рассмотрению. Уже в самом начале Комиссия отклонила все другие жалобы по причинам, определенным Европейской конвенцией по правам человека в первую очередь в связи с явной несостоятельностью самих жалоб или же в силу того, что не были использованы все существующие в данной стране возможности требования удовлетворения своих прав.

Поэтому прежде чем обращаться с жалобой в Страсбург необходимо тщательно обдумать принятое вами решение. Благодаря этому вы сэкономите время и силы, избежите тщетных надежд и лишних трат. Безусловно, что желательно привлечь к составлению жалобы адвоката, особенно из числа тех, кто специализируется именно на обращении в ЕСПЧ.

Перечень прав и свобод содержится в тексте Европейской конвенции по правам человека и дополнительных Протоколах N 1, 4, 6 и 7, принятых большинством государств - участников Конвенции. Жалобу на нарушение прав и свобод, которые гарантируют Конвенция и дополнительные Протоколы, можно подать при условии, что нарушение права (свободы) произошло после ратификации Россией и введения в действие Конвенции и соответствующих Протоколов. Подать жалобу на нарушение Конвенции ратифицировавшим ее государством имеют право как граждане данной страны, так и иностранцы, временно или постоянно проживающие в стране, где, по их мнению, были нарушены их права и свободы.

До того как принять решение о подаче жалобы, следует тщательно ознакомиться с текстом Конвенции.

Жалобы в Европейский Суд по правам человека могут относиться только лишь к вопросам, находящимся в ведении публичных властей, а именно: органов власти, государственной администрации, судов и т. п. Суд не занимается ни жалобами на частных лиц, ни на такие институты и учреждения, как объединения, акционерные общества, предприятия, кооперативы, фонды, профсоюзы. Жалобы на эти организации рассматриваются лишь только в тех случаях, когда вышеупомянутые организации и институты действовали по поручению государственных властей. Например, подлежит рассмотрению жалоба на решение союза ветеранов по вопросу о льготах и пособиях.

 

29 Правовая характеристика общих соглашений об избежании двойного налогообложения. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, применяющиеся на территории Российской Федерации, входят в систему права Российской Федерации и имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичные правила установлены статьей 7 НК РФ.

В связи с этим, при налогообложении иностранных лиц необходимо исходить прежде всего из положений международных договоров в области налогообложения.

Международный договор, о котором идет речь в статье 7 НК РФ, в международном праве может иметь различные наименования: договор, соглашение, конвенция и другие.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежания двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения лиц – резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируются законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации.

Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организации, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Для указанных ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Например, доходы, полученные иностранной организацией из источников в Российской Федерации, подлежат обложению в Российской Федерации в соответствии с положениями НК РФ. При этом эти доходы, полученные на территории Российской Федерации, являются также объектом налогообложения в соответствии с законодательством иностранного государства получателя дохода. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз – в соответствии с нормами налогового законодательства государства – источника дохода, второй – согласно нормам внутреннего законодательства государства - получателя дохода.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. В России применяется аналогичный порядок, предусмотренный статьей 232, 311 НК РФ.

Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Необходимо учитывать, что действующие международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения – устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры, конвенции) – многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими лицами;

2) имущества и доходов от реализации имущества;

3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением;

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как:

- прибыль от коммерческой деятельности; - дивиденды; - проценты; - роялти; - доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму); - доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары); - других доходов;

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия соглашения, применение взаимосогласительных процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения.

В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

 

30 Соглашения о сотрудничестве и обмене информаци<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.