Изучение территориальной организации городов. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Изучение территориальной организации городов.

2018-01-04 555
Изучение территориальной организации городов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под террито­риальной организацией города понимается пространственное сочета­ние элементов городской среды, объединяемых структурами управле­ния. При изучении данного вопроса главное внимание уделяется осо­бенностям планировки и застройки города, характеру использования городских территорий. В процессе исследования необходимо также выявить, как формировались границы города и расширялась его тер­ритория, как шло образование и развитие исторического ядра города и его новых производственных и жилых зон; найти отличительные чер­ты внутренних микрорайонов; показать характер размещения системы обслуживания и управления, транспортных и инженерных сетей; оце­нить дальнейшие возможности роста города; с учетом территориаль­ной организации - степень воздействия на окружающую среду.

По типу планировочной структуры города могут быть центричные, линейные, рассредоточенные; по типу территориальной структу­ры - компактные, расчлененные, разобщенные. Городская территория по своему функциональному назначению и характеру использования может подразделяться на следующие зоны: селитебную - жилые об­разования, общественные центры, зоны зеленых насаждений общего пользования, улицы и площади, учреждения, обслуживающие жилые зоны; внеселитебную - территории промышленные и коммунально-складские, внешнего транспорта, санитарно-защитные полосы; внеш­нюю - территории зон загородного отдыха, подсобных городских хо­зяйств, питомников и т. д. В процессе исследования необходимо выяс­нить, соответствует ли градостроительным требованиям их взаимное размещение, как учтены природные факторы (направление ветра, те­чение рек и т. д.); какова транспортная доступность зон, возмож­ности их перспективного роста.

Анализ развития планировочной и пространственной структуры города следует рассматривать по этапам с учетом влияния экономи­ческого развития и экологического воздействия на планировку и за­стройку города.

На основании полученных результатов проводится функцио­нальное зонирование территории с выделением центра города, жи­лых зон, производственных зон. Рассматриваются главные структур­ные черты каждой зоны. При характеристике жилых зон необходимо отметить этапы жилищного строительства, его объем, размеры квар­тир, формы застройки, этажность, плотность жилого фонда (в квад­ратных метрах на гектар), плотность населения (человек на гектар или квадратный километр), благоустройство жилого фонда, разме­щение нового жилищного строительства. При выделении производ­ственных зон, промышленных районов оценивается их размещение, определяются те объекты, которые желательно вынести за пределы города, определяются возможности экономии территории городской площадки.

Характеризуя пространственную организацию городов, необхо­димо рассмотреть и основные составляющие планировочной структу­ры города – транспортную, социально-культурную, природно-ландшафтную, композиционно-пространственную, инфраструктурную.

Сеть коммуникаций подразделяется на сооружения и устройства внешнего и внутреннего транспорта. Общим требованием к про­странственной организации внешнего транспорта является обеспече­ние экономичности, создание комфортных условий для людей, соблю­дение необходимых режимных параметров работы транспорта, сте­пень выбросов в атмосферу, их концентрация в различных районах города. С этой целью важно произвести дифференциацию уличной сети по функциональному назначению, по направлению движения, по ее роли в структуре города, по степени напряженности движения, дать краткую характеристику видов городского транспорта и их ис­пользования.

Следует также дать характеристику сети инженерных коммуни­каций (водопроводная сеть, канализация, тепломагистрали, линии связей, газопроводов и др.), системы сбора, удаления и переработки бытовых отходов. Для этого необходимо знать некоторые норматив­ные показатели по удельным расходам воды, тепла, газа, энергии. Например, суточная норма водопотребления в крупном городе на хо­зяйственно-питьевые нужды может составлять 400-500 и более лит­ров на одного человека. Хозяйственно-питьевое водопотребление включает расходы на холодное и горячее водоснабжение в жилых зданиях, во всем комплексе их обслуживания, а также на поливку территории.

Изучается также территориальная организация сети культурно-бытового обслуживания: предприятия общегородского, районного и местного значения; повседневного, периодического и эпизодического пользования; стандартные и избирательные объекты обслуживания.

Учреждения обслуживания в жилых районах городов размеща­ются с учетом конкретных радиусов обслуживания. Например, дет­ские ясли-сады, магазины повседневного спроса, приемные пункты прачечных - до 300 м; школы, универсамы, библиотеки, пункты хим­чистки — до 500 м. При этом предприятия торговли, общественного пи­тания, культуры, коммунально-бытового обслуживания, спорта разме­щаются преимущественно в составе общественных центров, вблизи магистралей городского и районного значения; дошкольные и школь­ные учреждения размещаются вблизи зеленых насаждений, с соблю­дением расстояний от магистралей.

С учетом этих особенностей должна проводится оценка социаль­но-культурных элементов инфраструктуры.

Заключительным этапом изучения внутригородского расселе­ния является оценка эффективности и интенсивности использова­ния территориальных ресурсов города. Для этого составляется ба­ланс территории города (в гектарах и процентах), отражающий соотношение застроенных и резервных площадей.

Важно определить, какой путь территориального развития го­рода преобладает: экстенсивный или интенсивный. Экстенсивный путь - это рост города вширь, за счет новых территорий, часто уда­ленных, с недостаточным благоустройством, отсюда нерациональность и усложнение связей, увеличение затрат времени, сокращение площади ценных пригородных земель, нарушение экологического равновесия в ландшафтах и рекреационных зонах. Интенсивный путь - развитие за счет более рационального использования земель, уплотнение застройки за счет этажности. Эти пути можно сравнить при помощи следующих показателей: площадь застроенной террито­рии (в гектарах), в том числе на 1000 жителей; темпы роста населе­ния и площади города; плотность застройки (человек на 1 га застро­енной территории); плотность жилого фонда (квадратных метров об­щей площади на 1 га селитебной территории); плотность населения (человек на 1 га или 1 км2); этажность, коэффициент использования территории. На основании такого комплексного и всестороннего изу­чения внутригородского расселения необходимо сделать выводы по каждому разделу и предложить меры и возможные варианты более эффективного и экономного использования городских земель.

Важную роль в экономико-геоэкологическом изучении города имеет изучение не только города, но и пригородной зоны, так как го­рода не могут рассматриваться как изолированная материально-пространственная форма. Они являются составной частью общей сис­темы расселения, вокруг них формируются особые сельско-городские зоны, часто перерастающие в городскую агломерацию.

 


Лекция № 17.

Тема: Методика географического изучения отрасли промышленности.

 

1. Цели и задачи изучения отрасли.

2. Методический подход к оценке природных условий и ресурсов для развития промышленности.

3. Методический подход к оценке структуры отрасли.

4. Изучение территориальной организации отрасли.

Цель и задачи исследования.

 

Отрасль про­мышленности - это совокупность предприятий, сходных по назначе­нию выпускаемой продукции, по использованию сырья, техники и технологии производства, по факторам размещения. Каждая отрасль состоит из совокупности предприятий — первичных, самостоятельных экономических ячеек производства, единиц управления и учета. Об­щие признаки, свойственные всем отраслям промышленности, позво­ляют применять единую методику научных исследований различных территориальных сочетаний промышленного производства.

Каждая отрасль имеет не только сложный внутренний состав. В свою очередь, это звено того или иного производственно-террито­риального сочетания - промышленного объединения, комплекса, узла, района. Поэтому изучение отдельно взятой отрасли необходимо про­водить в широком плане для того, чтобы раскрыть всю полноту связей с другими отраслями хозяйства, с потребителями, с окружающей при­родной средой, сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. Таким образом, отрасль должна рассматриваться с двух позиций: сквозь «призму» всей промышленности региона и через локальные сочетания разных отраслей на одной и той же территории.

Главная цель экономико-геоэкологического исследования отрас­ли промышленности заключается в том, чтобы изучить закономерно­сти и специфические особенности территориальной организации от­расли в соответствии с экономическими, техническими и природными условиями конкретной территории, ее воздействие на окружающую среду. Отрасль промышленности — крупный потребитель природных ресурсов, с одной стороны, и главнейший источник загрязнения ок­ружающей природной среды, с другой. Поэтому вопросы охраны ок­ружающей среды и рационального использования природных ресур­сов являются важной экономической, экологической и социальной проблемой.

Исследования отрасли промышленности могут быть локальными, например изучение отрасли в рамках одного города; крупномасштаб­ными (на уровне административного района, промышленного объеди­нения); мелкомасштабными (на уровне страны). В зависимости от это­го разными будут источники информации: данные отдельных заводо­управлений, городских, районных, областных отделов промышленно­сти при исполкомах, статистических организаций, министерств и ве­домств. Главный источник первичной информации - годовые отчеты предприятий, объединений, министерств и прилагаемые к ним формы статистической отчетности. Особую ценность представляют полевые исследования «ключевых» предприятий, в процессе которых выявля­ются особенности технологических процессов, связей и другие черты производства, не учитываемые статистикой. Интересные материалы о составе рабочей силы, географии поставок и сбыта, технологической структуре производства и его экономической характеристике можно получить только непосредственно в отделах самих предприятий: пла­новом, производственном, кадров, снабжения, сбыта, кооперации.

Экономико-географическая характеристика отрасли отражает ос­новные вопросы, которые необходимо раскрыть в процессе исследо­вания с соответствующей корректировкой в зависимости от постав­ленной цели. Их последовательность может быть следующей.

1. Место и роль отрасли в системе народного хозяйства, ее зна­чение и влияние на формирование территориальных сочетаний (узла, комплекса).

2. Основные этапы развития отрасли, историческая последова­тельность образования ее центров.

3.Природные предпосылки развития и территориальной органи­зации. Сырьевые и топливно-энергетические базы, их масштабы, про­странственное соотношение, возможности использования. Влияние природных условий на размещение предприятий и условия труда.

4. Экономические предпосылки развития и размещения отрасли. Трудовые ресурсы и материально-техническая база. Роль концентра­ции, специализации, кооперирования и комбинирования.

5.Факторы территориальной организации производства. Со­временная география производства. Основные районы, узлы и центры.

6. Структурные особенности отрасли. Ее производственно-технический комплекс, типы предприятий, особенности технологиче­ских процессов, специфика внутренних производственных связей.

7. Уровень развития отрасли и эффективность производства.

8. Экономические связи отрасли. География поставок сырья, то­плива, энергии, сбыта готовой продукции. Рациональность связей и их перспективы.

9. Экологический аспект хозяйственной деятельности отрасли. Ее влияние на окружающую природную среду и меры охраны.

10.Перспективы развития и территориальной организации отрас­ли промышленности.

Несмотря на то что в экономико-геоэкологических исследова­ниях важнейшей целью является экологический аспект деятельно­сти промышленного производства, тем не менее важное значение для понимания основного вопроса играет изучение всех предыду­щих вопросов, которые и позволят в полной мере решить основную задачу.

Чтобы определить место и роль отрасли в системе народного хо­зяйства изучаемой территории, необходимо определить ее долю в сум­марном производстве валовой продукции региона, в том числе про­мышленности, а также в стоимости основных производственных фон­дов; долю отрасли в общей численности занятых, в том числе промышленно-производственного персонала изучаемой территории. Сле­довательно, исходная информация должна быть общей по всему изу­чаемому району и конкретно по данной отрасли. Положение отрасли среди других отраслей определяется также степенью ее участия в межрайонном обмене сырьем, топливом, энергией, готовой продукци­ей. Значение отрасли в межрайонном обмене можно определить при помощи коэффициента межрайонной товарности (отношение вывоза продукции отрасли к общему объему ее производства). По этому по­казателю можно судить о роли отрасли в специализации района, ее профилирующем или внутрирайонном значении.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.