Методы эколого-географических исследований — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методы эколого-географических исследований

2018-01-04 584
Методы эколого-географических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для специальности 020804.65 Учебно-методический комплект обсужден
«Геоэкология» на заседании кафедры геоэкологии
  и ландшафтного планирования
  «» _______________ 200 г.
Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования  
Зав. кафедрой, профессор
_________________ А. А. Ямашкин
   
Курс: третий Одобрен учебно-методической комиссией
Семестр: шестой географического факультета
Лекции – 54 час. «»________________ 200 г.
Практикум – 17 час.  
Самостоятельная работа – 29 час. Председатель УМК
Экзамен географического факультета, доцент
  _________________ В. Н. Маскайкин

Саранск


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н. П. ОГАРЕВА»

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

Учебно-методический комплект дисциплины:

«Методы эколого-географических исследований»

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины: Рабочая программа дисциплины «Методы эколого-географических исследований» должна содержать сведения о:

· основных приемах и методах отраслевых эколого-географических исследований;

· методах и способах построения и анализа тематических и комплексных карт.

2. Цели дисциплины:

· заложить у студентов основы знаний по проведению эколого-географических исследований;

· научить использовать методы отраслевых физико-географических, социально-экономических и экологических исследований.

3. Задачи дисциплины:

· вооружить специалиста теорией, методикой и практическими приемами проведения геоэкологических исследований ландшафтов;

· привить основные навыки эколого-географических исследований.

4. Взаимосвязь дисциплины/модуля/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО):

Теоретической основой образовательно-профессиональной программы «Методы эколого-географических исследований» являются фундаментальные естественнонаучные и социально-экономические знания по проблемам взаимодействия окружающей среды, хозяйства и населения.

Предлагаемая программа базируется на предварительном освоении фундаментальных естественнонаучных (геология, инженерная геология, экогеохимия, ландшафтоведение, биология, география, почвоведение, общая экология и др.), социально-экономических дисциплин и широком использовании знаний построения и анализа рукописных и электронных карт.

 

5. Ожидаемые результаты освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Геоэкологическое проектирование и экспертиза» студент должен:

- знать методику отраслевых физико-географических и социально-экономических исследований;

- уметь использовать полученные знания при проведении геоэкологических исследований;

- владеть навыками построения и анализа рукописных и электронных карт;

– иметь представление о зарубежном опыте проведения эколого-географических исследований.

6. Перечень элементов учебно-методического комплекта:

· рабочая программа дисциплины;

· учебно-методическое обеспечение дисциплины по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- конспекты лекций;

- задания для проведения практических работ.

· методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

– практические работы;

– вопросы к экзамену.

7. Список авторов элементов УМК: Стульцев Ю. К., доцент кафедры геоэкологии и природопользования МГУ им. Н. П. Огарева.

8. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины:

· ГОС по специальности геоэкология;

· нормативно-технические документы по проведению эколого-географических исследований (ГОСТ, СНиП и др.);

· методические рекомендации УМО по образованию в области экологии и природопользования.

 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н. П. ОГАРЕВА»

Кафедра геоэкологии и ландшафтного планирования

Учебно-методический комплект дисциплины:

«Методы эколого-географических исследований»

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан ___________________

 

"____"_____________200_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Методы эколого-географических исследований»

 

 

Специальность 020804Геоэкология

код ОКСО

 

Факультет Географический

 

Курс обучения 3

 

Семестр 6 сем.

 

Всего часов по учебному плану: 80

В том числе по формам обучения: очная

- лекции 54

- практикум 17

- самостоятельная работа 29

 

Формы итогового контроля знаний:

- экзамен 6 сем.

 

Саранск 2007
Содержание

1. Общие положения.

2. Требования к уровню освоения дисциплины.

3. Требования к обязательному объему учебных часов, отведенных на изучение дисциплины.

4. Требования к обязательному уровню подготовки по дисциплине:

4.1. Лекционные занятия

4.2. Практикум

4.3. Самостоятельная работа

5. Требования к обязательному минимуму содержания программы.

6. Литература основная и дополнительная.

7. Перечень учебных наглядных пособий.

8. Требования к уровню освоения.

9. Рекомендации по использованию информационных технологий и других инновационных методов обучения.

Общие положения

Целью и задачами курса «Методы эколого-географических исследований» являются:

· заложить у студентов основы знаний по проведению эколого-географических исследований;

· научить использовать методы отраслевых физико-географических, социально-экономических и экологических исследований;

· вооружить специалиста теорией, методикой и практическими приемами проведения геоэкологических исследований ландшафтов;

· привить основные навыки эколого-географических исследований.

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Специалист геоэколог должен:

· знать основные приемы и методы отраслевых эколого-географических исследований;

· уметь строить и анализировать тематические и комплексные карты;

· владеть навыками использования ГИС-технологий.

 

3. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение дисциплины

Вид учебной деятельности Всего часов Распределение часов
в семестр в неделю
Лекции      
Практические занятия      
Самостоятельная работа     1,8

 

4. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам дисциплины

4.1. Лекционные занятия

№ п/п Тема лекции Объем в часах
  Введение. 2 часа
  Методологические основы геоэкологических исследований. 2 часа
  Природные и природно-антропогенные геосистемы.  
  Классификация методов физико-географических исследований. 4 часа
  Ландшафтные методы исследований. 2 часа
  Организационная схема исследований. 2 часа
  Ландшафтно-геохимические и ландшафтно-геофизические методы исследований. 2 часа
  Геоэкологическая оценка и нормирование качества окружающей среды. 2 часа
  Объекты и методы социально-экономических исследований. 2 часа
  Население, как объект исследований. 4 часа
  Методика географического изучения города. 4 часа
  Методика географического изучения отрасли промышленности. 4 часа
  Заключение 2 часа
  Всего: 30 часов

 

4.2. Практикум

4.2.1. Практические занятия, семинары.

№ п/п Наименование занятий Номер темы лекции Объем в часах
  Построение карты углов наклона склонов 2, 3, 4 4 часа
  Построение геоэкологического профиля по топографической карте и карте углов наклона склонов 2, 3, 4 4 часа
  Анализ геоэкологических условий по топографической карте, карте углов наклона склонов и геоэкологическому профилю. 5, 9 4 часа
  Классификация методов эколого-географических исследований.   2 часов
  Геоэкологическая оценка и нормирование качества различных природных сред.   3 часа
  Всего:   17 часов

 

4.2.2. Самостоятельная работа

 

№ п/п Наименование расчетно-графического задания (РГЗ) Номер темы лекции Неделя семестра, на которой выдается задание
  Построение карты углов наклона склонов 2, 3, 4  
  Построение геоэкологического профиля по карте углов наклона склонов 2, 3, 4  
  Анализ геоэкологических условий по топографической карте, карте углов наклона склонов и геоэкологическому профилю. 5, 9  
  Классификация методов эколого-географических исследований.    
  Геоэкологическая оценка и нормирование качества различных природных сред.    

 

 

Требования к обязательному минимуму содержания программы

1. Введение. Основные определения и понятия. Цели и задачи курса, его структура. Краткий исторический обзор развития эколого-географических исследований в России и за рубежом. 2 часа.

2. Методологические основы геоэкологических исследований. Природные и природно-антропогенные геосиситемы. Гуманитарно-экологический, системный, экологический, факторный, ландшафтный подход. Информационный, структурный, структурно-морфологический и позиционный анализ. Геосистема, природно-территориальный комплекс, ландшафт. 2 часа.

3. Классификация методов физико-географических исследований. Общенаучные методы, междисциплинарные и специфические для данной науки. Полевые методы исследований. Камеральные методы исследований. Эмпирические и теоретические исследования. 4 часа.

4. Ландшафтные методы исследований. Комплексное физико-географическое профилирование. Картографирование природных и природно-антропогенных геосистем. 2 час.

5. Организационная схема исследований. Подготовительный период. Полевой период. Комплексное физико-географическое описание. Камеральный период. Структура отчета. 4 часа.

6. Ландшафтно-геохимические и ландшафтно-геофизические методы исследований. Сопряженный геохимический анализ. Радиальная и латеральная структура ландшафтов. Радиационный, тепловой, водный, энергетический баланс. Понятие о геомассах и геогоризонтах. 3 часа.

7. Геоэкологическая оценка и нормирование качества окружающей среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Предельно допустимые выбросы (ПДВ). Предельно допустимые сбросы (ПДС). Оценка качества воздуха. Нормирование качества воды. Нормирование качества почвы. Нормирование в области радиационной безопасности. ПДК вредных веществ в продуктах питания. 3 часа.

8. Объект и методы социально-экономических исследований. Территориальные социально-экономические системы. Литературный, математический, картографический метод. Исторический подход. Метод анкетного опроса. 2 часа.

9. Организация социально-экономических исследований. Подготовительный период. Методика сбора материалов. Источники информации. Полевой период. Камеральный период. Методика обработки материалов исследования. Составление отчета. 2 часа.

10. Население как объект исследования. Изучение численности и воспроизводства населения. Миграция населения. Анализ размещения населения и степени заселенности территории. 4 часа.

11. Методика географического изучения города. Оценка границ города. Геологическое строение, рельеф, климатические условия, водоснабжение, озеленение. Экологические аспекты изучения города. Анализ народнохозяйственной структуры города. Изучение территориальной организации городов. Классификация городов по числу жителей. Народнохозяйственная структура города. Планировочные и территориальные структуры города. Функциональное зонирование города. 4 часа.

12. Методика географического изучения отрасли промышленности. Оценка природных условий и ресурсов для развития промышленности. Анализ структуры отрасли. Территориальная организация отрасли. Анализ факторов размещения. 2 часа.

 

Литература (основная и дополнительная)

6. 1. Основная литература.

1. Беручашвили Н. П., Жучкова В. К Методы комплексных физико-географи­ческих исследований. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1997. – 320 с.

2. Гагина Н. В., Федорцова Т. А. Методы геоэкологических исследований. Учебное пособие для студентов специальности «Геоэкология». Минск. 2003 г. – 100 с.

3. Дьяконов К. Я, Касимов Н. С., Тикунов В. С. Современные методы геогра­фических исследований. М., 1996.

4. Жучкова В. К. Организация и методы комплексных физико-географических исследований. М., 1977. – 184 с.

5. Исаченко Г. А. Методы полевых ландшафтных исследований и ландшафтно-экологаческое картографирование. СПб., 1999.

6. Мильков Ф. Н. Словарь-справочник по физической географии. M.s 1970.

7. Саушкин Ю. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1973.

 

6. 2 Дополнительная литература.

1. Алексеенко В.А. Экологическая геохимия. М: Логос, 2000. 627 с.

2. Геохимия окружающей среды / Сает Ю.Е. и др..М: Недра, 1990.

3. Геоэкологический анализ природно-социально-производственных систем для целей ландшафтного планирования: Учеб. пособие / А. А. Ямашкин, Ю. К. Стульцев, В. А. Моисеенко; Под общ. ред. А. А. Ямашкина. – Саранск: Изд-вво Мордов. ун-та, 2003. – 64 с.

5. Жучкова В. К., Раковская Э. Н. Природная среда – методы исследования. М.: Месль, 1982. 163 с.

6. Методические рекомендации по оценке степени загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов металлами по их содержанию в снежном покрове и почве. /Глав. санит.-профилакт. упр. М., 1990. – 16 с.

7. Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. М.: Астрея, 1999. 768 с.

8. Сравнительно-географический метод в исследовании регионального природно-ресурсного потенциала // Географические аспекты исследования природно-ресурсного потенциала. Саранск. 1991. – С. 42 – 48.

9. СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства/ Госстрой России. - М.: ПНИИИС Госстроя России, 1997. – 41 с.

10. Требования к геолого-экологическим исследованиям и картографированию масштаба 1: 50 000 – 1: 25 000. М., 1990

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.313 с.