Ранняя взрослость (20-30 лет) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Ранняя взрослость (20-30 лет)

2018-01-04 211
Ранняя взрослость (20-30 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В раннем детстве

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в раннем детстве.

2. Характеристика ведущей деятельности в раннем детстве.

3. Развитие познавательных процессов детей раннего возраста.

4. Формирование личности в раннем детстве.

5. Специфика общения со взрослыми и сверстниками в раннем детстве.

6. Кризис 3-х лет, его психологическая сущность и значение.

 

Литература:

1. Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал. - 1994. - №1. - С.180-183.

2. Алтунина И.Р. Мотивация социального поведения в разные эпохи и на разных этапах детства // Мир психологии.- 2006.- №1.- С. 116-133.

3. Берникова Н.Н. Анализ отцовской позиции в воспитании ребенка раннего возраста // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 21-26.

4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М.: Академический проект, 2006.- 232 с.

5. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 144 с. // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=1214

6. Грецов А.Г. Детская игра – главный способ освоения мира // Психолог в детском саду.- 2009.- №2.- С. 4-22.

7. Гуськова Т., Елагина М. Что нужно знать о ребенке: ранний и младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1986. -№5. - С. 5-12.

8. Сергиенко Е.А. Адаптация в раннем онтогенезе человека. - М.,1992.

9. Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С.94-99.

10. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии. - 1995. - №4. - С.108-115.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: орудийные действия, соотносящие действия, предметные действия, сенсорный эталон, предсенсорный эталон, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация.

2. Меренкова В.С. Связь типа привязанности матери к ребенку первых двух лет жизни и ее реакций в эмоциональной ситуации и здоровьем ребенка // Перинатальная психология и психология родительства. - 2010. - №1.- С. 63-66 (выписки).

3. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. - 2010. - №3 (выписки).

4. Филипович И.В. Особенности поведения родителей детей раннего возраста // Психолог в детском саду. - 2009. - №4. - С. 92-101 (доклад).

5. Филипович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Психолог в детском саду. - 2009. - №3. - С. 75-84 (доклад).

6. Щетинина А.М., Селина В.В. Особенности психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста // Перинатальная психология и психология родительства. - 2010. - №2. - С. 70-75 (краткие выписки).

Тема 7: Психологические особенности развития ребенка

В дошкольном возрасте

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития и основные новообразования дошкольного возраста.

2. Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

3. Развитие личности дошкольника.

4. Развитие познавательной сферы психики в дошкольный период.

5. Характеристика кризиса 7 лет.

 

Литература:

1. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - №6. - С.17-31.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=1882

3. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование.- 2004.- №2.- С. 47-56.

4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. - М.,1984.

5. Кравцова Е.Е. Опыт экспериментального изучения кризиса семи лет // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. Н.Н. Поддъяков. - М.,1984.

6. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М.,1994. - С.216-229.

7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М.: МПСИ Модэк, 2004 // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=13562

8. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология. - 1988. - №1. - С.50-60.

9. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=1132

10. Непомнящая Н.Н. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка // Мир психологии.- 2006.- №1.- с.133-142.

11. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование.- 2010.- №2

12. Олесюк Н.В. Формирование мотива достижения успехов у 4-5 летних детей // Мир психологии. - 2007.- №2.- С.93-100.

13. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.,1997.

14. Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9.- С.68-75.

15. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2002. - №4. - С. 38-52.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм.

2. Андреева Т.В., Муромцева С.О. Влияние отношения отца на формирование личности дочери // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 5-9 (доклад).

3. Архиреева Т.В. Личностные и ситуационные детерминанты отцовского воспитания // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 10-14 (доклад).

4. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996.- № 6.- С. 64-75 (конспект).

5. Лытаева О.Ю. Отношение родителей и прародителей к игре дошкольников // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 18-34 (доклад).

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование.- 2009.- №3 (краткие выписки).

7. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование.- 2006.- №2.- С. 55-69 (доклад).

8. Романова А.Л. Образовательная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол // Психологическая наука и образование.- 2008.- №3.- С. 91-98 (доклад).

9. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза детской игрушки // Психологическая наука и образование.- 2008.- №3.- С. 5-19 (доклад).


 

Тема 8: Психологическая готовность к школьному обучению

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.

2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а) личностная (мотивационная) готовность

б) коммуникативная готовность

в) развитие произвольности поведения

г) интеллектуальная готовность.

3. Проблемы обучения детей с 6-ти лет.

 

Литература:

1 Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание. - 1995. - №8. - С.87-91.

2 Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной. - М.,1980. - С.129-138.

3 Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.- М., 2005.- 256 с.

4 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2006.- 208 с. // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school

5 Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование. - 1997. - №4. - С.71-80.

6 Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С.18-24.

7 Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М.,1988.

8 Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.,1987.

9 Ручкина В.П., Воронина Л.В. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе. - Екатеринбург, 1999.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.

2. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии. - 1997. - № 2.- С.18-23 (конспект).

3. Авдеева Н.Н. В школу с 5 лет. Факторы риска // Психологическая наука и образование. - 2005.- №2.- С.62-69 (краткие выписки).

4. Битянова М., Барчук О. Диагностика школьной зрелости // Школьный психолог. -2000. - № 30.- (специальный вкладыш), (доклад).

5. Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование. - 2005. - №2. - С. 87-93 (выписки).

6. Кислицкая Л.А. Отношение к школе первоклассников с различной степенью психологической готовности к школьному обучению // Психологическая наука и образование. - 2006. - №3. - С. 45-53 (выписки).

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование.- 2010.- №3 (доклад).

 


Тема 9: Общая характеристика младшего школьного возраста

 

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

2. Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.

3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика. Развитие мотивов учения. Становление элементов учебной деятельности.

4. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.

5. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы.

7. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

 

Литература:

1. Блонский П.П.Психология младшего школьника.- МПСИ:МОДЭК, 2006 // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=6192

2. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

3. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.-Воронеж,1998.

4. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.-М.,1990.

5. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань, 1998.

6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвящение,1998.

7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?- М.; Рига: ПУ «Эксперимен», 2000.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.

2. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. - 2005. - №2. - С.217-222 (доклад).

3. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С.160-169 (выписки).

4. Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С.229-232(конспект).

5. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. - 2004.- №4. - С.48-59 (доклад).

6. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С.19-35 (конспект).

7. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. - 2004. - №1.- С.137-144 (выписки).

 

Тема 10: Общая характеристика подросткового возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.

2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

3. Особенности развития самосознания.

4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательных процессов.

7. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

8. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.

 

Литература:

1. Богпомочева О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. - 2006. - №6. - С. 5-22.

2. Гарбузов В.И. От младенца до подростка: Размышления о развитии и воспитании ребенка. - СПб., 1996.

3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М.: МПСИ, 1997.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Медицина,1983.-255с.// http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=3892

5. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - Ростов-на-Дону, 1997.

6. Подльский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика.- СПб.: Питер, 2004.- 202 с.

7. Прихожан А.М. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.,2001. - С. 267-270.

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М., 1990.

9. Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств определяющих «дезадаптационный синдром пятых классов» // Психология обучения. – 2008.- №12.- С. 103-112.

10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 2001.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: МПСИ, 1996.

12. Фрейд А. Подростковый возраст как нарушение развития // Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа.- т. 2.-М., 1999.

13. Цукерман Г.А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - №3.

14. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. - М., 2003.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление, феминность.

2. Выготский Л.С. Педология подростка. Развитие высших психических функций в переходном возрасте. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л.С. Собрание сочинений. - т.4. - М.: Педагогика, 1984 (выписки).

3. Гавлилова Т.А., Швац Ф.А. Осознание собственной смертности как фактор становления подросткового чувства взрослости // Вопросы психологии.- 2010.- №4.- С. 37-45 (доклад).

4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С. 15-27 (доклад).

5. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельштейна.- М.: МПСИ,1996. - С. 239-248 (конспект).

6. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования адекватного поведения в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 48-60 (доклад).

7. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. - 2001. - №3 (выписки).

8. Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. - 2006.- №2.- С. 39-54 (конспект).

9. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С.20-33 (выписки).

10. Рогова Е.Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной напряженностью // Вопросы психологии. - 2007. - №5.- С. 39-47 (доклад).

11. Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков //Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С.39-47 (доклад).

12. Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития // Психологическая наука и образование.-2010.-№5 (доклад).

13. Харламенкова Н.Е., Соловьева А.В. Причины и динамика внутреннего напряжения в подростковом возрасте // Психолог и школа.- 2007.- №4.- С. 3-18 (доклад).

 

 

Тема 11: Общая характеристика юношеского возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в ранней юности.

2. Профессионально-учебная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения.

3. Личностное развитие в юношеском возрасте. Проблема личностного самоопределения. Развитие самосознания.

4. Изменение мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер в ранней юности.

5. Характеристика общения со взрослыми и сверстниками в ранней юности.

6. Юношеская субкультура.

 

Литература:

1. Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 2001. - С. 229-232.

2. Кон И.С. Психология ранней юности // http://www.koob.ru/kon/psihologiya_ranney_yunosti

3. Мухина В.С. Юность // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия./ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М., 2001. - С. 234-238.

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: МПСИ, 1996.

5. Психологическое сопровождение выбора профессии/Под ред. Л.М.Митиной. - М.: МПСИ: «Флинта», 1998.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

7. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1998.

8. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. - 1984. - №4.

9. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. - М., 1997.

10. Формирование личности старшеклассника / Под. ред. И.В. Дубровиной. - М., 1989.

11. Цыгулева Т.Г., Бирюкова Т.А. Смысложизненные ориентации старшеклассников // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. - М.,2001.

12. Якобсон П.М. Юношеский возраст // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 2001. - С. 238-243.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: жизненные планы, интеллектуальная зрелость, максимализм, мировоззрение, самовоспитание, самосознание, самоопределение (профессиональное, нравственное), Я-концепция.

2. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. - 2004. - №6. - С.63-72 (доклад).

3. Григорович С.С. Особенности профессионального самоопределения в ранней юности // Психология обучения. – 2008. - №9.- С.42-48 (доклад).

4. Зыкова Н.А., Гавриленко Н.А. Защитные механизмы личности в юношеском возрасте // Психология обучения. -2009.- №2.- С. 44-58 (доклад).

5. Кон И.С. Психология старшеклассника// Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С. 259-266 (конспект).

6. Перминова С.Е., Мещерякова И.А. Исследование школьных переживаний старшеклассников с точки зрения их внутреннего содержания и строения // Психологическая наука и образование. -2010. -№5(доклад).

7. Толстых Н.Н. Обращенность в будущее - аффективный центр жизни в ранней юности // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин.-М.: Академия, 2001. - С. 348-350 (выписки).


 

Тема 12: Общая характеристика взрослости.

В раннем детстве

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в раннем детстве.

2. Характеристика ведущей деятельности в раннем детстве.

3. Развитие познавательных процессов детей раннего возраста.

4. Формирование личности в раннем детстве.

5. Специфика общения со взрослыми и сверстниками в раннем детстве.

6. Кризис 3-х лет, его психологическая сущность и значение.

 

Литература:

1. Авдеева Н.П. Новое исследование раннего онтогенеза // Психологический журнал. - 1994. - №1. - С.180-183.

2. Алтунина И.Р. Мотивация социального поведения в разные эпохи и на разных этапах детства // Мир психологии.- 2006.- №1.- С. 116-133.

3. Берникова Н.Н. Анализ отцовской позиции в воспитании ребенка раннего возраста // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 21-26.

4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.- М.: Академический проект, 2006.- 232 с.

5. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 144 с. // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=1214

6. Грецов А.Г. Детская игра – главный способ освоения мира // Психолог в детском саду.- 2009.- №2.- С. 4-22.

7. Гуськова Т., Елагина М. Что нужно знать о ребенке: ранний и младший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1986. -№5. - С. 5-12.

8. Сергиенко Е.А. Адаптация в раннем онтогенезе человека. - М.,1992.

9. Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной России // Психологическая наука и образование. - 1996. - №3. - С.94-99.

10. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования // Вопросы психологии. - 1995. - №4. - С.108-115.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: орудийные действия, соотносящие действия, предметные действия, сенсорный эталон, предсенсорный эталон, наглядно-действенное мышление, сенсомоторная координация.

2. Меренкова В.С. Связь типа привязанности матери к ребенку первых двух лет жизни и ее реакций в эмоциональной ситуации и здоровьем ребенка // Перинатальная психология и психология родительства. - 2010. - №1.- С. 63-66 (выписки).

3. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование. - 2010. - №3 (выписки).

4. Филипович И.В. Особенности поведения родителей детей раннего возраста // Психолог в детском саду. - 2009. - №4. - С. 92-101 (доклад).

5. Филипович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Психолог в детском саду. - 2009. - №3. - С. 75-84 (доклад).

6. Щетинина А.М., Селина В.В. Особенности психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста // Перинатальная психология и психология родительства. - 2010. - №2. - С. 70-75 (краткие выписки).

Тема 7: Психологические особенности развития ребенка

В дошкольном возрасте

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития и основные новообразования дошкольного возраста.

2. Виды деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.

3. Развитие личности дошкольника.

4. Развитие познавательной сферы психики в дошкольный период.

5. Характеристика кризиса 7 лет.

 

Литература:

1. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - №6. - С.17-31.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=1882

3. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование.- 2004.- №2.- С. 47-56.

4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. - М.,1984.

5. Кравцова Е.Е. Опыт экспериментального изучения кризиса семи лет // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. Н.Н. Поддъяков. - М.,1984.

6. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк.- М.,1994. - С.216-229.

7. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М.: МПСИ Модэк, 2004 // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=13562

8. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ.-Серия 14. Психология. - 1988. - №1. - С.50-60.

9. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика, 1992. // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=1132

10. Непомнящая Н.Н. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка // Мир психологии.- 2006.- №1.- с.133-142.

11. Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Современный ребенок: шаги к пониманию // Психологическая наука и образование.- 2010.- №2

12. Олесюк Н.В. Формирование мотива достижения успехов у 4-5 летних детей // Мир психологии. - 2007.- №2.- С.93-100.

13. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.,1997.

14. Поддьяков Н.А. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2001.- № 9.- С.68-75.

15. Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. - 2002. - №4. - С. 38-52.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: сенсорные эталоны, соподчинение мотивов, наглядно-образное мышление, эгоцентризм.

2. Андреева Т.В., Муромцева С.О. Влияние отношения отца на формирование личности дочери // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 5-9 (доклад).

3. Архиреева Т.В. Личностные и ситуационные детерминанты отцовского воспитания // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 10-14 (доклад).

4. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1996.- № 6.- С. 64-75 (конспект).

5. Лытаева О.Ю. Отношение родителей и прародителей к игре дошкольников // Перинатальная психология и психология родительства.- 2010.- №1.- С. 18-34 (доклад).

6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование.- 2009.- №3 (краткие выписки).

7. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование.- 2006.- №2.- С. 55-69 (доклад).

8. Романова А.Л. Образовательная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол // Психологическая наука и образование.- 2008.- №3.- С. 91-98 (доклад).

9. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза детской игрушки // Психологическая наука и образование.- 2008.- №3.- С. 5-19 (доклад).


 

Тема 8: Психологическая готовность к школьному обучению

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психологической готовности к обучению в школе. Школьная зрелость.

2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению:

а) личностная (мотивационная) готовность

б) коммуникативная готовность

в) развитие произвольности поведения

г) интеллектуальная готовность.

3. Проблемы обучения детей с 6-ти лет.

 

Литература:

1 Белова Е. Ребенок идет в первый класс. Психологическая готовность к этому родителей // Дошкольное воспитание. - 1995. - №8. - С.87-91.

2 Венгер А., Филиппова Е. О критериях готовности к школьному обучению // Психологические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной. - М.,1980. - С.129-138.

3 Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.- М., 2005.- 256 с.

4 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб.: Питер, 2006.- 208 с. // http://www.koob.ru/gutkina/psy_school

5 Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе // Психологическая наука и образование. - 1997. - №4. - С.71-80.

6 Дьяченко О.М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С.18-24.

7 Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. –М.,1988.

8 Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.,1987.

9 Ручкина В.П., Воронина Л.В. Диагностика готовности ребенка к обучению в школе. - Екатеринбург, 1999.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: школьная зрелость, психологическая готовность к обучению, личностная готовность, волевая готовность, коммуникативная готовность, интеллектуальная готовность, адаптация.

2. Абдурасулова Т.Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии. - 1997. - № 2.- С.18-23 (конспект).

3. Авдеева Н.Н. В школу с 5 лет. Факторы риска // Психологическая наука и образование. - 2005.- №2.- С.62-69 (краткие выписки).

4. Битянова М., Барчук О. Диагностика школьной зрелости // Школьный психолог. -2000. - № 30.- (специальный вкладыш), (доклад).

5. Веракса Н.Е., Варенцова Н.С. О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование. - 2005. - №2. - С. 87-93 (выписки).

6. Кислицкая Л.А. Отношение к школе первоклассников с различной степенью психологической готовности к школьному обучению // Психологическая наука и образование. - 2006. - №3. - С. 45-53 (выписки).

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование.- 2010.- №3 (доклад).

 


Тема 9: Общая характеристика младшего школьного возраста

 

Вопросы для обсуждения.

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации к школьной жизни.

2. Значение разных видов деятельности для психического развития младшего школьника.

3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, ее особенности и динамика. Развитие мотивов учения. Становление элементов учебной деятельности.

4. Развитие познавательных процессов у младшего школьника.

5. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы.

7. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте.

 

Литература:

1. Блонский П.П.Психология младшего школьника.- МПСИ:МОДЭК, 2006 // http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=6192

2. Выготский Л.С. Кризис семи лет// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. - С.62.

3. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.-Воронеж,1998.

4. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.-М.,1990.

5. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань, 1998.

6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвящение,1998.

7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?- М.; Рига: ПУ «Эксперимен», 2000.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: внутренний план действий, мотивация достижений, мотивация избегания неудачи, мотив, произвольная регуляция, рефлексия, самооценка, словесно-логическое мышление, теоретическое мышление, уровень притязаний, учебная деятельность.

2. Асмолов А.Г., Цветкова А.В. Роль письменной речи в интеллектуальном и личностном развитии младших школьников // Мир психологии. - 2005. - №2. - С.217-222 (доклад).

3. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С.160-169 (выписки).

4. Крутецкий В.А. Психологические особенности младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1996. - С.229-232(конспект).

5. Старагина И.П. Возрастные возможности младших школьников в построении письменных высказываний // Вопросы психологии. - 2004.- №4. - С.48-59 (доклад).

6. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. - С.19-35 (конспект).

7. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. - 2004. - №1.- С.137-144 (выписки).

 

Тема 10: Общая характеристика подросткового возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте и ее влияние на психические особенности и поведение подростка.

2. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

3. Особенности развития самосознания.

4. Изменения в мотивационно-потребностной сфере.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие познавательных процессов.

7. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

8. Особенности общения со взрослыми и сверстниками в подростковом возрасте.

 

Литература:

1. Богпомочева О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование. - 2006. - №6. - С. 5-22.

2. Гарбузов В.И. От младенца до подростка: Размышления о развитии и воспитании ребенка. - СПб., 1996.

3. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. - М.: МПСИ, 1997.

4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Медицина,1983.-255с.// http://myword.ru/index.php?app=downloads&showfile=3892

5. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. - Ростов-на-Дону, 1997.

6. Подльский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика.- СПб.: Питер, 2004.- 202 с.

7. Прихожан А.М. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.,2001. - С. 267-270.

8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. -М., 1990.

9. Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств определяющих «дезадаптационный синдром пятых классов» // Психология обучения. – 2008.- №12.- С. 103-112.

10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 2001.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: МПСИ, 1996.

12. Фрейд А. Подростковый возраст как нарушение развития // Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа.- т. 2.-М., 1999.

13. Цукерман Г.А. Десяти-, двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - №3.

14. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. - М., 2003.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь: акселерация, девиантное поведение, делинквентное поведение, дисморфомания, маскулинность, подростковый кризис, реакция группирования, реакция имитации, реакция конформизма, хобби-реакция, реакция эмансипации, ретардация, референтная группа, теоретическое мышление, феминность.

2. Выготский Л.С. Педология подростка. Развитие высших психических функций в переходном возрасте. Динамика и структура личности подростка // Выготский Л.С. Собрание сочинений. - т.4. - М.: Педагогика, 1984 (выписки).

3. Гавлилова Т.А., Швац Ф.А. Осознание собственной смертности как фактор становления подросткового чувства взрослости // Вопросы психологии.- 2010.- №4.- С. 37-45 (доклад).

4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. - 2007. - №1. - С. 15-27 (доклад).

5. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап в жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельштейна.- М.: МПСИ,1996. - С


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.19 с.