Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики.

2018-01-04 353
Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики.

1. Педагогика – наука, искусство или технология?

2. Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания. Гуманистический потенциал педагогики.

3. Предмет педагогики как науки. Функции и задачи педагогической науки.

4. Структура педагогической науки (опыт построения опорной схемы). Связь педагогики с другими науками.

5. Специфика научного осмысления образования. Отличие научного педагогического знания от обыденного. Основные категории педагогики.

Самостоятельная работа: сообщение (презентация) «Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики».

 

2. Практическое занятие (4 часа(ов)):

Педагогическая мысль античности.

1. Проблемы воспитания в философских учениях Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).

2. Римские философы и педагоги о воспитании и образовании (Сенека, Цицерон, Плутарх, Квинтилиан).

Самостоятельная работа: заполнение таблицы «Педагогическая мысль античности о воспитании»

  Философ Произведения, в которых излагаются пед. идеи Основные пед. мысли о воспитании «+» и «-» в воззрениях философов
       

3. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Педагогическая мысль Средневекового Востока.

1. Отражение господствующей религиозной идеологии и мировоззрения (индуизм, буддизм, ислам) в содержании образования и методах преподавания школ Средневекового Востока.

2. Развитие педагогической мысли Средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов Аль-Фараби (880-950 гг.), Аль-Бируни (973-1048 гг.), Ибн-Сины (980-1037 гг.), Омара Хайяма (1048-1131 гг.) и др.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы«Педагогическая мысль Средневекового Востока»

Кто? Где? Когда? Что? Почему?
         

4. Практическое занятие (4 часа(ов)):

Становление научной педагогики. Предпосылки выделения педагогики в самостоятельную область знания.

1. Я.А.Коменский как основоположник научной педагогики. Цель воспитания и основополагающие принципы согласно педагогической теории Я.А. Коменского.

2. «Великая дидактика» Я.А. Коменского.

3. Возрастная периодизация развития детей и система школ по Я.А. Коменскому. Содержание образования и методы обучения. Классно-урочная система.

4. Нравственное воспитание и дисциплина в школе.

5. Требования к учителю.

6. Значение теории Я.А. Коменского для последующего развития педагогики и школы (XVII-XX в.в.).

7. Педагогический роман Ж-Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании». Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов.

8. Роль труда в воспитании и жизни человека.

9. Проблема семейного и общественного воспитания. Внутренние противоречия педагогических взглядов Ж-Ж. Руссо на развитие концепций свободного воспитания.

 

 

5. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.).

1. Зарождение школ нового типа: «Дом радости» Витторино да Фельтре, французские коллежи, «паблик скулз».

2. Идеи воспитания в трудах Ф.Рабле, М.Монтеня, Р.Агриколы, Х.Вивеса, Т.Мора, Т. Кампанеллы.

3. Гуманизм педагогических идей Э.Роттердамского.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы по педагогическим мыслителям эпохи Возрождения

Кто? Где? Когда? Что? Почему?
         

 

6. Практическое занятие (4 часа(ов)):

Образование и педагогическая мысль в России в эпоху Средневековья.

1. Образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Роль православной культуры и церкви в становлении и развитии просвещения в Древней и Московской Руси.

2. Памятники религиозно-педагогической культуры.

3. Основные виды и формы обучения. Первые русские школы. Школы повышенного типа. Братские школы в Белоруссии и на Украине. Появление учительского корпуса. "Мастера грамоты".

4. Педагогические воззрения выдающихся деятелей культуры ХV - ХVII вв. (М.Грек, И.Федоров, С.Полоцкий и др.) Ведущие направления воспитания и обучения в ХVII в.: латино-фильское, византийско-русское, славяно-греко-латинское, старообрядческо-начетническое.

5. Профессиональное образование в России в эпоху Средневековья. Зарождение и развитие ремесленного ученичества.

6. Профессиональная подготовка воинов.

7. Профессиональное обучение при Московских приказах.

8. Художественное образование.

9. Зарождение высшего светского профессионального образования. Киево-могилянская академия (1632г.). Славяно-греко-латинская академия (1687 г.).

Самостоятельная работа: работа студентов со словарем педагогических терминов по древнерусской педагогике (познакомьтесь с представленными понятиями и дайте им определение):

1. Азбуковники

2. Апология

3. Аталычество

4. Аскеза

5. Братские школы

6. Вежество

7. Гридница

8. Дитя

9. Домострой

10. Домовнее строение

11. Душевное строение

12. Запуки

13. Заклички

14. Изборник

15. Киево-Могилянская Академия –

16. Книжник

17. Мастера грамоты

18. Мирское строение

19. Молодец

20. Монастырские школы

21. Наказание

22. Отрок

23. Пестушки

24. Приходская школа

25. Славяно-греко-латинская Академия

26. Секуляризация

27. Учение книжное

28. Ученичество

29. Училище

30. Чадо

 

11. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Образование и педагогическая мысль в России в XVIII в.

1. Социально-экономическая, политическая и культурная обусловленность реформ образования в России в начале XVIII в.

2. Организация государственных светских школ. Попытка создания системы начальных школ в России: цифирные школы.

3. Сословная направленность образования после 1825 г.: гарнизонные, горнозаводские, архиерейские школы, кадетские корпуса.

4. Создание Академии наук.

5. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения. Открытие Московского университета.

6. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II.

7. Деятельность И.И.Бецкого по реализации идеи воспитания «новой породы людей».

8. Деятельность Ф.И.Янковича. Устав народных училищ 1786г.

9. Просветительская деятельность и педагогические взгляды Н.И.Новикова.

10.Революционно-просветительские идеи А.Н.Радищева, обоснование им идеала «истинного сына Отечества».

Самостоятельная работа: заполнение таблицы по педагогической мысли в России в XVIII в.

Кто? Когда? Что? Почему?
       

 

12. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Образование как один из ведущих факторов формирования гражданского общества в современной России.

1. Цели и задачи образовательной политики.

2. Основные направления развития российского образования.

3. Вхождение России в Болонский процесс. Компетентностный подход в образовании.

4. Единый государственный экзамен в российской системе образования.

Основные термины и понятия: гражданское общество, нормативно-правовая база основного среднего образования, модернизации образования, политика децентрализации, политика диверсификации образовательных услуг, политика стандартизации процесса образования и нормирования деятельности, демократизации управления развитием российского образования, Болонский процесс, компетентностный подход в образовании, единый государственный экзамен.

Самостоятельная работа: эссе «Болонский процесс: благо или беда для России?»

 

17. Практическое занятие (2 часа(ов)):

Литература

а) основная литература

1. Андреева И., Буторина Т., Васильева З. История педагогики и образования. – М.: Академия, 2009.

2. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира - М., 1999. (Серия «Высшее образование»).

3. Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей - М., 2000.

4. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. – М.: Владос, 2010,

5. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. - М., 2001.

6. История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров. М.,1999.

7. Корнетов Г.Б. История педагогики / Г.Б. Корнетов. - М., 2002.

8. Латышина Д.И. История педагогики и образования. - М.: Гардарики, -.2007

9. Попов В. А. История педагогики и образования.- М.: Академия, 2010

10. Старикова Л. Д. История педагогики и философии образования.- М.: Высшее образование, 2008,- 435с

11. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах- М.,2001.

 

б) дополнительная литература:

1. Абеляр Пьер. История моих бедствий / Пьер Абеляр. - М., 1992.

2. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. - М., 1992.

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ / Е.В Анисимов. - М., 1993.

4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. - Ч. 1, 2, 3. - М., 1985.

5. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1995.

6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. - М., 1990.

7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987.

8. Антология педагогической мысли христианского средневе­ковья в 2 т. - М., 1994.

9. Аристотель. Политика. - Соч. в 4 т. - Т. 1, кн. 8. –М., 1981.

10. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847. Ст. 1,2. Взгляд на русскую литературу 1846. Парижские тайны. Письмо Боткину от 7 июля 1847, декабря 1848. Сочинения АлександраПушкина. Ст. 8, 9// Избранные сочинения. - М., 1967.

11. Белинский В.Г. Петербург и Москва / В.Г Белинский. // Физиология Петербурга. - М., 1991.

12. Белых Б. Республика ШКИД / Б.Белых, Л.Пантелеев. - М., 1980

13. Бердяев Н.А. Самопознание/ Н.А.Бердяев. - М., 1990.

14. Бердяев Н.А. Смысл истории/ Н.А.Бердяев. – М., 1990.

15. Бине А. Современные идеи о детях/ А.Бине. - М., 1910.

16. Блонский П.П. Трудовая школа. О наиболее типичных ошибках при организации трудовой школы. Избр. пед. соч. в 2-х / П.П. Блонский. - М., 1979

17. Водовозова Е.Н. Царство свободного ребенка. – М.: Карапуз, 2010.

18. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. - М., 1992.

19. Вендровская В.Б. Школа 20-Х годов: поиски и результа­ты/ В.Б.Вендровская. - М., 1993.

20. Водовозов В.И. Избр. педагогические соч./ В.И.Водовозов. - М, I986.

21. Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции - М., 1990.

22. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ С.И.Гессен. - М., 1995.

23. Гуревич А.Я. Исторический синтез школы «Анналов».Ч. 1,гл. 1./ А.Я.Гуревич. - М., 1993.

24. Днепров Э.Д., Усачева Р.Ф. Женское образование в России.- М.: Дрофа, 2010

25. Дьюи Д. От ребенка к миру, от мира – к ребенку. Педагогические статьи /Сост. Корнетов Г. – М.: карапуз, 2009

26. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христиа­нской антропологии/ В.В.Зеньковский. - М., 1993.

27. Зеньковский В.В. Педагогика/ В.В.Зеньковский. - Клин, 2002.

28. Зеньковский В.В История русской философии.Т. 1. / В.В.Зеньковский. - Л., 1991.

29. Из истории русской культуры. Т. 4 (18 в.) - М., 1996 - Ч. 1.

30. Из истории русской культуры. Т. 5 (19 в.)- М., 1996. - Ч.2.

31. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Дидактические очерки // Педагог, соч./ П.Ф.Каптерев. - М., 1982.

32. Карсавин Л.П. Культура средних веков/ Л.П.Карсавин. - СПб., 1996.

33. Киреевский И.В. Девятнадцатый век. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России/ И.В. Киреевский. - М., 1984.

34. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси/ А.И.Клибанов. – М., 1996

35. Ключевский В.О. Два воспитания. Соч. в 9-ти т. /В.О. Ключевский. – М., 1990. – Т. 9

36. Колпакова О. Как учили на Руси. – М.: «Белый город»,2009

37. Коменский Я А. Великая дидактика Избр. соч. в 2 т./ Я.А.Коменский. - М., 1982. – Т.2.

38. Коменский Я.А. Учитель учителей. Педагогические статьи / Сост. Леонович Е., Серебренникова Ю. – М.: Карапуз, 2008

39. Коменский Я А. Локк Д., Ж. Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци. Педагогическое наследие. - М., 1988

40. Кудрявая И.В. Лев Толстой о смысле жизни/ И.В.Кудрявая. - М., 1997.

41. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т.А.Куликова. - М., 1999

42. Колесникова ИЛ. Педагогическая реальность: опыт парадигмальной рефлексии/ И.Л.Колесникова. - СПб., 2001.

43. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования/ Г.Б.Корнетов. - М., 2001.

44. Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе/ Г.Б.Корнетов. - М., 1993.

45. Кон И.С. Ребенок и общество/ И.С.Кон. - М., 1988.

46. Корчак Я. Педагогическое наследие/ Я.Корчак. - М., 1991.

47. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Избр. пед. соч./ П.Ф.Лесгафт. - М., 1988.

48. Локк Дж. О воспитании. Соч. в 3 т./Дж. Локк. - М., 1985. - Т. 3.

49. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.Л. Платон и Аристотель/А.Ф. Лосев, А.Л.Тахо-Годи. - М., 1993.

50. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура/ А.Ф.Лосев. - М., 1991.

51. Лотман Ю.М. Культура и программа поведения. Избр. статьи в 3 томах./ Ю.М.Лотман. - Таллинн, 1992.

52. Лотман ЮМ. Беседы о русской культуре. Ч. 1. / Ю.М.Лотман. - СПб.,1994.

53. Лотман Ю.М. Культура и взрыв/ Ю.М.Лотман. - М., 1992.

54. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада/ Ле Гофф. - М.:,1992.

55. Макаренко А.С. Человек должен быть счастлив – М.: карапуз, 2009

56. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры/ П.Н.Милюков. - М.,1994.

57. Михайлова С.Н. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья/С.М. Михайлова. - Казань, 1972.

58. Монтессори М. Помоги сделать это самому – М.: карапуз. 2006

59. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина/О.С. Муравьева. - М., 1995.

60. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917-'1973. -М., 1974.

61. Начальная школа Монтессори.- М.: карапуз,2008

62. Очерки истории образования и педагогической мысли российского зарубежья. - Саранск, 1996.

63. Очерки истории российского образования: В 3 т. – М., 2002.

64. Очерки истории школы и педагогической мысли народовСССР с древнейших времен до конца XVIII в. Разд.2-3- М., 1989.

65. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX века. - М., 1973.

66. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. - М., 1976.

67. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX веков. - М., 1991.

68. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. – М., 1993

69. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в 2 т./ И.Г.Песталоцци. - М., 1981.

70. Педагогическая мысль Казанского края в конце 19-начала 20 вв. – Казань, 1979

71. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Быть и казаться. Образование и воспитание. Школа и жизнь. Университетский вопрос. Избр. пед. соч./ Н.И.Пирогов. - М., 1985.

72. Платон. Государство. Соч. в 3 т. / Платон. - М., 1972. - Т. 3, ч. 1.

73. Пушкарева Н.Л. Женщины древней Руси/ Н.Л.Пушкарева. - М., 1989.

74. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры/ З.И. Равкин. - М., 1993.

75. Разговоры с М.М. Бахтиным // Человек. - 1993. - № 4, 5. -1994.-№3, 4.

76. Розанов ВЛ. Сумерки просвещения/ В.Л.Розанов - М., 1990.

77. Салимова К. Педагогика народов мира/К. Салимова. - М., 2001.

78. Стоюнин В.Я. Педагогические сочинения. Наша семья и ее исторические судьбы/ В.Я.Стоюнин. - СПб., 1903.

79. Сухомлинский В.А. О воспитании/В.А. Сухомлинский. - М., 1975.

80. Сухомлинский ВА. Что такое добро и зло/В.А. Сухомлинский // Свободное воспитание. Вып. 3. - М., 1993.

81. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова. Человек как предмет воспитания (опыт педагогической антро­пологии). О пользе педагогической литературы. О народности в общественном воспитании. Труд в его психическом и воспита­тельном значении// Пед. соч. в 2 т./К.Д. Ушинский - М., 1974.

82. Федотов Г.Н. Святые Древней Руси/Г.Н. Федотов. - М., 1992.

83. Философия образования для XXI века. - М., 1992.

84. Фребель Ф. Воспитание человека. Пед. соч./Ф. Фребель. - М., 1913.

85. Френе С. Избр. пед. соч. // Пер. с франц./С. Френе. - М., 1990.

86. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России/А.С. Хомяков // О старом и новом. - М., 1988.

87. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Под редакцией А..И. Пискунова.- М., 1984.

88. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана/ З.Т.Шарафутдинов, Я.И.Ханбиков. - Казань, 1998.

89. Шацкий С.Т. Годы исканий. Бодрая жизнь. На пути к трудовой школе. Изучение жизни и участие в ней. Избр. пед. соч.: В 2 т./С.Т. Шацкий. – М., 1980.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt

http://www.researcher.ru/index.html

http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html

http://wiki.uspi.ru/index.php/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%BA%D0%B0 (Дж. Локк)

 

 

Педагогика как наука. Категориальный аппарат педагогики.

1. Педагогика – наука, искусство или технология?

2. Педагогика как область гуманитарного, антропологического знания. Гуманистический потенциал педагогики.

3. Предмет педагогики как науки. Функции и задачи педагогической науки.

4. Структура педагогической науки (опыт построения опорной схемы). Связь педагогики с другими науками.

5. Специфика научного осмысления образования. Отличие научного педагогического знания от обыденного. Основные категории педагогики.

Самостоятельная работа: сообщение (презентация) «Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики».

 

2. Практическое занятие (4 часа(ов)):


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.