Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы». — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы».

2018-01-04 763
Понятие, предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При реализации госу­дарственными органами правоохранительной функции на первое место выдвигаются про­блемы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспе­чение в стране надлежащего общественного порядка, оказа­ние гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи, обеспечение доступа к правосудию и создание гарантий компенсации причиненного правонаруше­нием ущерба. Это утверждение основано на фундаментальном положении Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).

Правоохранительная деятельность является особым ви­дом правовой деятельности специально уполномоченных на то органов. Исходя из этого, можно дать следующее определение: правоохранительные органы — специально созданные го­сударством структуры, основной задачей которых являет­ся охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Правоохранительные органы обеспечивают выполнение требований действующих правовых норм всеми субъектами социальных отношений с помощью специальных методов и средств, предусмотренных законом. Прежде всего они наде­ляются правом применять меры государственного принужде­ния в целях обеспечения законности в порядке, предусмот­ренном законом. Помимо мер государственного принужде­ния, они вправе применять и иные меры властного воздей­ствия, направленные на предупреждение правонарушений, правовоспитательные, организационные и т.п. Однако всегда отличительной чертой их деятельности является то, что они уполномочены на такую деятельность государством и эта деятельность для них является основной, они применяют меры государствен­ного воздействия, которые предусмотрены соответствующи­ми законами и в установленном законом процессуальном по­рядке, исполнение которых обязательно для соответствую­щих должностных лиц и граждан. В этом их существенное отличие от иных организаций, занимающихся правозащит­ной деятельностью, которая также имеет положительное воз­действие и может дополнять работу правоохрани­тельных органов.

Основными направлениями деятельности правоохрани­тельных органов являются:

— зашита прав, свобод и законных интересов граждан;

— обеспечение надлежащего общественного порядка;

— обеспечение общественной безопасности;

— профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений;

— выявление фактов правонарушений, их расследова­ние в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;

— принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения;

— обеспечение исполнения принятых решений;

— обеспечение квалифицированной юридической помощи.

С учетом этого можно определиться в вопросах о поня­тии и видах правоохранительных органов. Не вдаваясь в дис­куссии по ним, отметим, что существуют два ос­новных взгляда на эту проблему. Одни авторы ограничивают систему правоохранительных органов, включая в них только органы уголовной юстиции, хотя и признают, в большинстве случаев, что их деятельность взаимосвязана.

В отличие от них другие значительно расширяют круг правоохранительных органов, включая судебные учрежде­ния, таможенные органы и т.п.

Суды следует рассматривать как самостоятельные органы государства, осуществляющие судебную власть в отличие от всех правоохранительных органов. Кроме того, суд, в отличие от правоохранительных органов, не может самостоятельно выявлять правонарушения – подобная инициатива традиционно исходит от прокуратуры, органов следствия или дознания, таможенных органов и др.

Кроме того, правоохранительными в полном смысле этого слова нельзя назвать адвокатуру и нотариат, а также частные охранные предприятия и частные детективные агентства, так как они не наделены законом правом применения мер принуждения.

Однако преподавательский состав РАП (Москва) считает, что к правоохранительным органам относятся:

— органы прокуратуры;

— органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции;

— органы внутренних дел;

— органы обеспечения безопасности;

— органы ФСКН России;

— органы налоговой службы;

— таможенные органы;

— нотариат;

— адвокатура;

— уполномоченные по правам человека и правам ребенка.

Предметом учебной дисциплины «Суд и правоохранительные органы» является изучение компетенции, организацион­ной структуры, основных направлений деятельности судов, а также уполномоченных го­сударством правоохранительных органов, их вза­имодействия между собой и с другими органами государствен­ной власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

Предмет курса определяет и его содержание. В Общей ча­сти рассматриваются: понятие и система правоохранительных органов; предмет и задачи курса; основные законодатель­ные акты и иные источники; взаимосвязь курса «Суд и правоохра­нительные органы» с другими учебными дисциплинами,

В Особенной части изучаются вопросы организа­ции и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных орга­нов, компетенция, порядок создания, организационно-штат­ная структура, основные направления деятельности, поря­док комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов.

Данный учебный курс является вводным и служит базой для изучения других юридических учебных дисциплин.

Прежде всего, он непосредственно связан с конституци­онным правом, поскольку Конституция РФ содержит фундаментальные положения о системе правоохранительных органов, их задачах и компетенции.

Курс тесно связан также с административным правом, так как нормы административного законодательства опреде­ляют систему и структуру органов государственного управ­ления.

Порядок применения мер государственного принужде­ния в зависимости от вида правонарушения регламентирует­ся административным, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным уголов­но-процессуальным правом. Правоохранительные органы в своей деятельности по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деятельности правоохрани­тельные органы применяют достаточно широко помимо процессуальных также нормы материального права: уголовного, гражданского, налогового, земельного, семейного, экологического и т.п.

Деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, основывается на нормативных правовых актах, которые регламентируют структуру правоохранительных органов, их полномочия, принципы и порядок деятельности.

Эти нормативные правовые акты весьма многочисленны, разнообразны по содержанию и юридической силе. К источникам законодательства о правоохранительных органах относятся:

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные РФ в установленном законом порядке (при этом легальная определение понятия «правоохранительные органы» дается только в международных договорах, российское законодательство этого определения не содержит);

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы

федеральные законы;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Данные источники имеют различную юридическую силу, однако все они важны в регулировании широкого круга разнообразных аспектов правоохранительной деятельности. Многоуровневый характер нормативно-правовой базы деятельности правоохранительных органов делает ее достаточно сложной в применении. В принципе, нормативно-правовая база организации и деятельности правоохранительных органов должна отвечать требованиям системности, последовательности и логичности. Однако далеко не все нормативные правовые акты, взятые в их совокупности, отвечают данным требованиям. Поэтому проблема «многослойности», влекущая за собой коллизии различных законодательных норм, является одной их важнейших проблем законодательства о правоохранительных органах на сегодняшний день и требует своего разрешения.

Важнейшим источником права о правоохранительных органах является Конституция РФ, определяющая основы государственного строя и правовой системы РФ.

Конституция РФ является актом высшей юридической силы, прямого действия, носит универсальный характер и определяет основные положения, касающиеся организации и важнейших принципов деятельности правоохранительной системы в Российской Федерации. Она определяет статус судебной власти как самостоятельной и независимой ветви государственной власти, закрепляет основы построения судебной системы, фундаментальные принципы судоустройства и судопроизводства, основные положения о прокуратуре РФ и регулируются отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов (гл. 2, 7).

Конституция РФ также предусматривает, что основные вопросы, связанные с устройством и деятельностью правоохранительных органов и имеющие федеральное значение, находятся в исключительном ведении РФ (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и т.д.) (п. «в», «г», «о» ст. 71). Ряд вопросов отнесен Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72):

— защита прав и свобод человека и гражданина;

— обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

— адвокатура и нотариат;

— кадры судебных и правоохранительных органов;

— административное законодательство и др.

К числу общих источников права о правоохранительных органах следует отнести и международно-правовые нормы, касающиеся вопросов правоохранительной деятельности. Эти нормы содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции прав и свобод человека и гражданина 1950 г. и многих других.

Все другие нормативные правовые акты не должны противоречить положениям Конституции РФ и общепризнанным нормам и принципам международного права.

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации и их классификация

Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, являются законодательные и другие нормативные правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и деятельности этих органов. Они составляют правовую основу организации и деятельности судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации.

Среди многочисленных правовых актов, как отмечалось выше, есть те, которые обладают наибольшей юридической силой, например, Конституция РФ, и такие, которые распространяют свое действие на весьма узкий круг регулируемых отношений (ведомственная инструкция и т.п.).

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, можно классифицировать по нескольким основаниям.

Исходя из содержания нормативных правовых актов о правоохранительных органах, их можно разделить на следующие группы:

1. Акты общего действия. К ним относятся:

международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов и т. д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. К числу таких актов относятся вышеупомянутые Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция прав и свобод человека и гражданина, а также Основные принципы, касающиеся роли юристов 1990 г., Основные положения о роли адвокатов 1990 г., Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование 1990 г., Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (резолюцию Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г.), Европейская хартия о законе «О статусе судей»1998 г., Итоговый документ семинара «Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы» (Лиссабон, 10 апреля 1999 г.) и др.;

Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории РФ. Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2, 15, 19, 22, 24, 29, 48, 49, 122 и др.).

2.Нормативные правовые акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в Российской Федерации, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д. Эту группу актов образуют прежде всего следующие федеральные конституционные законы: ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации»; ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и др.

а также федеральные законы: «О мировых судьях в Российской Федерации»; «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

3. Н ормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. В них установлена система органов прокуратуры в Российской Федерации, порядок их деятельности и полномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорских работников, средства прокурорского реагирования. К источникам данной группы относятся: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора РФ и др.

4. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в Российской Федерации. В этих актах закреплены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. К данной группе нормативных правовых актов относятся федеральные законы: ФЗ «О федеральной службе безопасности»; ФЗ «О полиции»;

5.Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов, осуществляющих организацию выявления и расследования преступлений. В данных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, полномочия органов, осуществляющих данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т. д. К этой группе актов могут быть отнесены:

Уголовно-процессуальный кодекс РФ; федеральные законы: «Об оперативно-розыскной деятельности; «О противодействии терроризму»;

а также Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. № 613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и др.

6. Нормативные правовые акты об организации юридической помощи в Российской Федерации. Эти акты регулируют порядок организации органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, их полномочия и основные задачи, виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, осуществляющих юридическую помощь и т.д. К данной группе относятся следующие федеральные законы: «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

В основу классификации нормативно-правовой базы курса «Суд и правоохранительные органы» может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативных правовых актов. По юридической силе все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены на следующие группы:

1. Международно-правовые акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся вопросов организации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в области обеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этих органов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы, установленные в данных актах, являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2.Конституция РФ, имеющая, как отмечалось выше, высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ. Этот основной закон принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом), является наиболее стабильным актом.

Нормы Конституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другие нормативные правовые акты, за исключением международных правовых актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, являются актами более низкого уровня и должны соответствовать положениям Конституции РФ.

3. З аконы. Законы регулируют все важнейшие стороны правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Законодательные акты имеют следующую иерархию, обусловленную федеративным устройством РФ:

Федеральное законодательство:

федеральные конституционные законы. Их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, это наиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы РФ, К числу федеральных конституционных законов, составляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации относятся ранее упомянутые федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации»; «О Конституционном Суде Российской Федерации» «О военных судах Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на федеральном уровне. Выше мы говорили о федеральных законах: «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; «О федеральной службе безопасности»; «О полиции»; «О Следственном комитете Российской Федерации» и др.

Законодательство субъектов РФ:

— конституции и уставы субъектов РФ;

— законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности.

Регулирование законами субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Законы субъектов РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

4. Подзаконные акты:

указы и распоряжения Президента РФ. Данные нормативные акты издаются в случае необходимости обеспечения исполнения требований Конституции РФ и федерального законодательства по вопросам, касающимся правоохранительной деятельности. Содержание указов и распоряжений Президента РФ должно соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству.

постановления Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации отдельных правовых норм и институтов. См., например: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» и др. Правительственные акты не должны противоречить вышестоящим правовым актам;

ведомственные нормативные правовые акты, то есть акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб), уполномоченных осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, а также акты органов прокуратуры РФ: приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора РФ, приказы Министерства юстиции РФ, например, приказ от 3 марта 2006 г. № 33 «Об утверждении Положения об организации научно-методического обеспечения государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации»; приказы Следственного комитета РФ, например,приказ от 21 апреля 2011 г. № 70 «Об утверждении Положения об аттестационных комиссиях Следственного комитета Российской Федерации» и др.

Большое практическое значение с точки зрения организации и деятельности правоохранительных органов имеют акты высших судебных органов: постановления пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, которые содержат разъяснения по вопросам применения правовых норм и являются обязательными для исполнения теми лицами и органами, которые применяют разъясняемые нормы права.

Особое значение в системе правового регулирования деятельности правоохранительных и судебных органов имеют решения Конституционного Суда РФ. Данный орган не наделен правом издавать нормативные правовые акты, однако в случае принятия им решения о признании не соответствующей Конституции РФ той или иной правовой нормы, последняя не подлежит применению (см., например, постановления Конституционного Суда РФ № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и статей 19, 21 и 22 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» и др.)

 

Материалы к семинару

Учебный план отводит на вашу самостоятельную работу по нашей дисциплине больше часов, чем семинаров – семинарских занятий у нас 20 часов, а на самостоятельное изучение материала отведено 30 часов. Но я вас постараюсь сильно не мучить – достаточно будет знать и понимать лекционный материал, а избранным еще и подготовить доклады. Доклады, бездумно скачанные, не зачту, качайте вдумчиво.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации, ст.ст. 46 – 52, 118 – 128.

2. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст.ст. 1, 7 – 10.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ст. 7 – 19.

4. Гражданский процессуальный кодекс РФ, ст.ст. 5 – 10.

 

Темы для докладов:

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.