Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.и секретами. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.и секретами.

2018-01-04 228
Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.и секретами. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Юридические лица могут пользоваться или распоряжаться сведениями, составляющими инф. секреты, переданными им гос.и органами – владельцами гос. секретов, в пределах предоставленных им полномочий.

В случае, если новые сведения, полученные в результате использования гос. секретов, подлежат засекречиванию, они отн.ся к гос. секретам в порядке, предусмотренном З-ном РБ “О гос. секретах”.

Передача сведений, составляющих инф. секреты, юридическим лицам, не состоящим в отношениях подчиненности и не выполняющим совместные работы, осуществляется с разрешения государственного органа, являющегося владельцем или распорядителем этих сведений.

Руководители юридических лиц, запрашивающих сведения, составляющие инф. секреты, обязаны создать условия, обеспечивающие их защиту.

Передача гос. секретов юридическим или физическим лицам в связи с выполнением совместных и иных работ осуществляется заказчиком работ с разрешения владельца сведений в объеме, необходимом для выполнения этих работ. До передачи сведений, составляющих инф. секреты, заказчик работ обязан удостовериться в наличии у исполнителя работ допуска к гос. секретам, предоставленного в соответствии со статьями 23 или 30 З-на РБ “О гос. секретах”. Указанные статьи определяют порядок допуска к гос. секретам физическими и юридическими лицами соответственно.

Допуск к гос. секретам означает право на доступ к гос. секретам физического лица или на осуществление деятельности юридического лица с использованием сведений, составляющих инф. секреты, санкционированное в установленном законодательством порядке.

Доступ к гос. секретам – это полномочие на ознакомление и (или) работу физического лица со сведениями, составляющими инф. секреты, предоставленное в установленном законодательством порядке.

Допуск физического лица к гос. секретам осуществляется после заключения с ним договора о допуске к гос. секретам. Постановлением Совета Министров РБ от 10.04.2004 г. №400 утверждено Положение о порядке предоставления допуска физическим лицам к гос. секретам.

Для получения физическим лицом допуска к гос. секретам необходимо:

1) письменное согласие на проведение в отношении его органами гос. безопасности РБ проверочных мероприятий, подтверждающих отсутствие оснований для отказа в допуске, предусмотренных ст. 24 З-на РБ “О гос. секретах”. При этом срок проведения проверочных мероприятий не должен превышать одного месяца;

2) письменное согласие на частичные временные ограничения его прав в соответствии со ст. 29 З-на РБ “О гос. секретах” и принятие на себя в связи с этим соответствующих обязательств перед гос-вом;

3) ознакомление с актами законодательства РБ о гос. секретах, а также с нормативными правовыми актами РБ, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о гос. секретах;

4) принятие обязательства перед гос-вом по выполнению установленных актами законодательства РБ требований в сфере защиты гос. секретов;

5) определение видов и размеров компенсаций за ограничение его прав, установление порядка предоставления компенсаций;

6) принятие руководителем юридического лица решения о допуске физического лица к гос. секретам.

Необходимость заключения с физическим лицом договора о допуске к гос. секретам определяется перед назначением его на должность.

В зависимости от степени секретности сведений, составляющих инф. секреты, устанавливаются три формы допуска к гос. секретам, соответствующие степени секретности этих сведений.

Физические лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеют права на доступ к гос. секретам со степенями секретности особой важности и совершенно секретно, за исключением лиц, достигших семнадцатилетнего возраста и поступивших в учебные заведения, где для обучения необходим доступ к гос. секретам.

Допуск юридического лица к гос. секретам осуществляется на основании разрешения на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих инф. секреты, выдаваемого органами гос. безопасности РБ. Разрешение выдается на основании результатов проверочных мероприятий в отношении этого юридического лица и аттестации его руководителей, ответственных за обеспечение защиты гос. секретов.

Доступ к гос. секретам без оформления допуска согласно ст. 28 З-на РБ “О гос. секретах” предоставляется:

1) Президенту РБ – с момента вступления его в должность;

2) Премьер-министру РБ – с момента назначения его на должность;

3) депутатам Палаты представителей Национального собрания РБ, депутатам местных Советов депутатов, членам Совета Республики Национального собрания РБ – с момента признания их полномочий;

4) судьям – с момента назначения их на должность.

По истечении полномочий указанных лиц их доступ к гос. секретам прекращается.

Участники уголовного, гражданского и (или) административного процессов, кроме судей, получают без оформления допуска доступ к материалам дел, содержащим инф. секреты, на период участия в этих делах в порядке и объеме, предусмотренных процессуальным законодательством РБ.

Допуск юридического лица к гос. секретам осуществляется при соблюдении им следующих условий:

1) исполнения требований законодательства РБ в сфере защиты гос. секретов;

2) наличия в его структуре подразделения по защите гос. секретов, состоящего из работников, количество и уровень квалификации кот. достаточны для обеспечения защиты гос. секретов в необходимом объеме;

3) наличия необходимых средств технической защиты гос. секретов, прошедших в порядке, установленном законодательством РБ, подтверждение соответствия требованиям технических нормативных прав. актов в области технического нормирования и стандартизации, и подготовленных работников, способных обеспечить защиту гос. секретов при эксплуатации этих средств защиты.

Юридическое лицо, которое не имеет подразделения по защите гос. секретов и кот.у должны быть переданы сведения, составляющие инф. секреты, обязано по согласованию с заказчиком работ для обеспечения защиты таких сведений заключить договор с другим юридическим лицом об оказании услуг по защите гос. секретов.

Организация контроля за эффективностью защиты гос. секретов при выполнении совместных и иных работ возлагается на заказчика этих работ. При нарушении исполнителем совместных и иных работ взятых на себя обязательств по защите гос. секретов заказчик работ вправе приостановить их выполнение до устранения нарушения либо расторгнуть договор и ходатайствовать об аннулировании разрешения на допуск к гос. секретам, а также о привлечении виновных лиц к ответственности.

Вред, причиненный исполнителем совместных и иных работ в результате разглашения гос. секретов, подлежит возмещению в соответствии с актами законодательства РБ.

Решение о передаче другим гос-вам сведений, составляющих государственную тайну, принимается Президентом РБ с учетом заключения о возможности передачи этих сведений, вынесенного экспертной комиссией, сформированной уполномоченным гос. органом по защите гос. секретов.

Решение о передаче другим гос-вам сведений, составляющих служебную тайну, принимается гос.и органами – владельцами этих сведений при наличии международного договора о совместном использовании и защите гос. секретов.

Ограничение прав физического лица, имеющего либо имевшего доступ к гос. секретам, может касаться прав на:

1) выезд за границу, если физическое лицо осведомлено о сведениях, составляющих государственную тайну, – до истечения срока, указанного в договоре о допуске к гос. секретам;

2) распространение сведений, составляющих инф. секреты, и (или) использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения, – до рассекречивания этих сведений;

3) неприкосновенность личной жизни – до окончания проведения проверочных мероприятий.

Решение о возможности выезда за границу физических лиц, осведомленных о сведениях со степенями секретности особой важности или совершенно секретно, принимает руководитель юридического лица, принявший решение о допуске этих лиц к таким сведениям.

Если физическое лицо считает необоснованным ограничение его прав, оно может обжаловать это в вышестоящую организацию или суд.

Физическому лицу, имеющему либо имевшему доступ к гос. секретам, за ограничение его прав устанавливаются компенсации к тарифным ставкам (окладам) в зависимости от степени секретности сведений на период доступа к этим сведениям, а также в связи с осведомленностью об этих сведениях на период действия временного ограничения его права на выезд за границу в размерах, устанавливаемых Советом Министров РБ.

Работникам подразделений по защите гос. секретов дополнительно к установленным Законом компенсациям устанавливаются надбавки к тарифным ставкам (окладам) за стаж работы в указанных подразделениях в размерах, устанавливаемых Советом Министров РБ.

Защита гос. тайны.

Защита гос. секретов предполагает принятие предусмотренных законодательством РБ прав., организационных, технических, программных и иных мер по предотвращению несанкционированного распространения сведений, составляющих инф. секреты.

К органам защиты гос. секретов отн.ся:

· Межведомственная комиссия по защите гос. секретов;

· уполномоченный гос. орган по защите гос. секретов;

· органы гос. безопасности РБ;

· Гос. центр безопасности информации при Президенте РБ;

· республиканские органы государственного управления;

· иные инф. органы и организации, наделенные полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите (ст. 6 З-на РБ “О гос. секретах”).

Конкретный перечень гос. органов и иных организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к гос. секретам и их защите утвержден Указом През-та РБ от 20.04.2007 года №195.

Межведомственная комиссия по защите гос. секретов является коллегиальным органом по координации деятельности гос. органов и иных организаций в сфере защиты гос. секретов.

Межведомственная комиссия по защите гос. секретов выполняет следующие основные задачи:

1) вносит Президенту РБ и в Совет Безопасности РБ предложения по основным направлениям политики гос-ва в сфере защиты гос. секретов;

2) анализирует и прогнозирует ситуацию в сфере защиты гос. секретов;

3) рассматривает в установленном порядке инф. целевые программы, направленные на обеспечение защиты гос. секретов;

4) организует разработку проектов законов, иных актов законодательства РБ в сфере защиты гос. секретов.

Другие задачи, а также ф-ции и полномочия Межведомственной комиссии по защите гос. секретов определяются положением об этой комиссии, утверждаемым Президентом РБ.

Полномочия иных гос. органов в сфере защиты гос. секретов определяются законодательством РБ.

Защита гос. секретов других государств, их объединений и международных организаций, переданных РБ на основе международных договоров либо в связи с ее членством в этих объединениях или организациях, осуществляется в соответствии с законодательством РБ с учетом требований стороны, передавшей инф. секреты.

Отнесение сведений, полученных в процессе совместных работ с другими гос-вами, их объединениями и международными организациями, к гос. секретам и их защита осуществляются в соответствии с Законом и международными договорами РБ о совместном использовании и защите гос. секретов.

Юридические и физические лица, имеющие допуск к гос. секретам, также осуществляют их защиту. Обязанность по организации защиты гос. секретов возлагается на руководителей юридических лиц, имеющих допуск к этим сведениям.

В соответствии со ст.25 З-на РБ “О гос. секретах” допуск физического лица к гос. секретам может быть прекращен по решению руководителя юридического лица в случае:

1) нарушения физическим лицом взятых на себя обязательств, предусмотренных договором о допуске к гос. секретам и связанных с защитой гос. секретов;

2) возникновения обстоятельств, предусмотренных ст. 24 Закона, а именно:

· признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным;

· возбуждение в отношении его уголовного дела по обвинению в разглашении гос. тайны;

· наличие у него заболевания, препятствующего работе с гос.и секретами;

· уклонение его от проверочных мероприятий;

· сообщение им заведомо ложных анкетных данных;

· выявление в результате проверочных мероприятий, проводимых в отношении проверяемого, деяний, содержащих признаки тяжкого и (или) особо тяжкого преступлений;

· наличия у него неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления либо в случае, если в отношении его возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении такого преступления;

· постоянного проживания его за границей или оформления им документов для выезда на постоянное место жительства в другое гос-во, за исключением тех государств, с кот. РБ имеет договор о совместном использовании и защите гос. секретов.

Прекращение допуска физического лица к гос. секретам по иным основаниям не допускается.

Допуск физического лица к гос. секретам в случае его прекращения может быть восстановлен по решению руководителя вышестоящей организации или судом.

Прекращение допуска физического лица к гос. секретам не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих инф. секреты.

Физическое лицо получает полномочие на доступ к гос. секретам на основании полученного допуска соответствующей формы и решения руководителя юридического лица о предоставлении ему доступа к конкретным сведениям, составляющим инф. секреты.

Руководитель юридического лица несет ответственность за создание условий, при кот. физическое лицо будет иметь доступ только к тем сведениям и в таких объемах, кот. необходимы ему для исполнения должностных обязанностей.

Работники гос. органов, осуществляющие контроль или надзор за обеспечением защиты гос. секретов, получают доступ к сведениям, составляющим инф. секреты, в порядке, установленном актами законодательства РБ.

Порядок доступа к гос. секретам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан РБ, постоянно проживающих за границей, устанавливается Указом През-та РБ от 12.06.2006 г. №389.

Доступ физического лица к гос. секретам прекращается на основании решения руководителя юридического лица, разрешившего доступ к гос. секретам, если в нем отпала необходимость либо возникли обстоятельства, влекущие необходимость прекращения доступа данного лица к гос. секретам.

Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.

Нераскрытая для третьих лиц информация субъекта хозяйствования о различных сторонах и сферах деятельности и представляющая для него ценность по коммерческим причинам, является собственностью организации (индивидуального предпринимателя) и объектом гражданского права, подлежащего защите.

Законодательство относит к нераскрытой (конфиденциальной) информации служебную и коммерческую тайну.

Согласно ст.140 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК) нераскрытой информацией является информация, когда: 1) она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность; 2) она неизвестна третьим лицам; 3) к ней нет свободного доступа на законных основаниях; 4) она охраняется ее обладателем принятием соответствующих мер от разглашения конфиденциальности.

Охрана нераскрытой информации базируется на положениях статей Гражданского кодекса РБ, норм Положения о коммерческой тайне, утвержденного постановлением Советом Министров РБ от 6 ноября 1992г. № 670, а также на локальных нормативных актах организаций. Наиболее полно белорусским законодательством урегулированы отношения, связанные с коммерческой тайной.

Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана кот. обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования (п.1 Положения о коммерческой тайне).

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.

Информация, составляющая коммерческую тайну, согласно п.3 Положения, должна соответствовать следующим требованиям:

1. Эта информация должна иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам. Поэтому из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те из них, кот. не представляют никакого интереса для окружающих. При отнесении организацией информации к кругу сведений, составляющих коммерческую тайну, действительная или потенциальная коммерческая ценность таких сведений предполагается и не нуждается в доказывании. Однако в случае возникновения судебного спора (например, по иску к контрагенту о возмещении убытков, причиненных разглашением коммерческой тайны) организация должна будет доказывать суду наличие у информации коммерческой ценности.

2. Эта информация должна не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству РБ. Если информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом (путем изучения печатных изданий, просмотра открытых баз данных и т.п.), то такая информация коммерческой тайной не является. Даже если информация стала известной неограниченному кругу лиц в результате чьих-либо неправомерных действий, то и в этом случае информация автоматически утрачивает статус коммерческой тайны, поскольку лишается одного из необходимых критериев – отсутствие к информации свободного доступа.

3. Эта информация должна обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства. При этом простое определение круга информации, составляющей коммерческую тайну, не может рассматриваться в качестве охранной меры.

4. Эта информация не может являться гос. секретом и не должна защищаться авторским и патентным правом.

5. Эта информация должна не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам гос-ва.

Коммерческая тайна не требует для признания ее таковой какой-либо гос. регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей. В то же время следует отметить, что не любая информация, соответствующая всем перечисленным выше критериям, может быть отнесена к коммерческой тайне.

Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне. Законодательство РБ не содержит определенного перечня сведений, кот. могут составлять коммерческую тайну. Однако опыт деятельности зарубежных и отечественных субъектов позволяет выделить группы отношений и объектов в организации, кот. имеют ценность по коммерческим причинам и подлежат засекречиванию до определенного времени. Это может быть следующая информация и объекты, касающиеся:

1) технической стороны деятельности: технические новинки, ноу-хау, изобретения и рационализаторские предложения, выполненные в порядке служебного задания, различные технические знания и опыт;

2) менеджмента в организации: новинки в управленческих решениях, дающие значительный эффект в деятельности субъекта хозяйствования, методы и способы управления производством;

3) производственной деятельности: технологические процессы производства и их использование, процессы, обеспечивающие высокую производительность труда и низкую себестоимость, надежный контроль качества продукции, и кот. содержатся в чертежах, инструкциях, таблицах;

4) финансовой деятельности: расчетные документы с покупателями продукции, условия предоставления товарного кредита, сведения о полученных кредитах и т.д.;

5) внешнеэкономической деятельности: иностранные продавцы и покупатели, цены по контрактам, валюта платежа, оговорки в контрактах от риска валютных потерь и т.д.;

6) объектов: составы и рецепты материалов, веществ, сплавов, программы ЭВМ и компьютеров, формулы химических соединений и другие.

В ст.1010 ГК и п.4 Положения указан исчерпывающий перечень сведений, кот. не могут составлять коммерческую тайну:

1) учредительные документы организаций, свидетельства о регистрации, лицензии, специальные разрешения на вид деятельности;

2) сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, об исчислении и уплате налогов; балансы, статьи, сводки;

3) документы о платежеспособности (выписки из банковских счетов), проспекты эмиссии открытого акционерного общества, счета “прибыли-убытки” и т.п.;

4) сведения о численности и составе работающих, их зарплате, условиях труда, наличии свободных мест в организации;

5) сведения о правах на имущество, сделках с ним, подлежащих гос. регистрации (залог имущества унитарного предприятия, продажа, аренда недвижимости и т.д.).

Перечисленные сведения могут составлять служебную тайну.

Гос-во гарантирует право субъекта на коммерческую тайну и ее защиту.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.