Особенности культуры древних славян — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности культуры древних славян

2018-01-04 394
Особенности культуры древних славян 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поэзия свадебного обряда

3. Былина как жанр русской народной поэзии. «Илья Муромец и Калин-царь»

4. Волшебная сказка в работах В.Я. Проппа и его последователей

5. Несказочная проза: предания, легенды, мифологические рассказы

6. Лирические народные песни

Русская народная баллада

8. Народный театр

9. А.Н. Афанасьев и А.Н. Веселовский о происхождении фольклора и его изучении

10. Проблемы современного сбора и изучения устно-поэтических текстов

Литература и сетевые источники

(не указанные в планах)

1. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник. – М.: Флинта, Наука, 1998.

2. Сайт Пушкинского Дома

3. Сайт кафедры русского устного народного творчества МГУ

  1. Сайт «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»
  2. ФЭБ «Русская литература и фольклор»

Особенности культуры древних славян

Практическое занятие №1

 

1. Бытовой и социальный уклад древних славян (территория, занятия, князья и жречество, религия, календарь).

2. Периодизация славянского язычества (концепция Б.А. Рыбакова).

3. Христианская культура в Древней Руси и её взаимодействие с языческой культурой (феномен двоеверия).

4. «Голубиная книга» и «Велесова книга» как возможные источники сведений о древнеславянской культуре. Проблема подлинности «Велесовой книги».

5. Мифологические представления древних славян:

а) вселенная в представлении древних славян-язычников; мировое древо: архетипная семантика образа (вертикальная и горизонтальная ось), мировое яйцо, Вырий.

б) микрокосм человеческой жизни: Доля / Недоля, Правда / Кривда, Лихо; культ предков, представления о посмертной жизни человека.

6. Высшие языческие божества. Мужские и женские божества в славянской мифологии, культ огня, солнца и грозовой миф (Сварог/Даждьбог (Хорс/Перун), Макошь/Мокошь и Параскева Пятница.

6. Героические мифы славян. Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, Чех, Лях, Крак.

 

Задание

Подготовить сообщение об 1-2 персонажах или понятиях славянской мифологии (Перун, Хорс, Велес, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Сварожич, Ярило, Род, Дый, Лада, Мокошь (Макошь), Морена (Марена, Морана), Мать Сыра земля, Симаргл (Семаргл), Чур, Алконост, Гамаюн и Сирин, Озем и Сумерла, явь, навь и правь, Ирий, Беловодье, Пекло, леший, водяной, домовой, рожаницы, вилы, русалки и мавки, алатырь-камень или др.).

Литература

1. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. – М., 2003.

2. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПб.: Евразия, 2004.

3. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. – М.: Молодая гвардия, 1988.

4. Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции Древней Руси // Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. – Л.: Наука, 1977.

5. Трубачёв О. Н. Мысли о дохристианской религии славян в свете славянского языкознания // Вопросы языкознания. 1994. № 6. С. 8.

6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1997 (или другое издание). (Периодизация славянского язычества, есть в Сети).

7. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1980 (или другое издание гл. IX, X о культе деревьев; ХХ, XXI, XXII - табу).

8. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2002.

9. Мифы народов мира: в 2-х тт. Статьи: «Древо мировое», «Славянская мифология». Любое издание.

10. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2001.

11. Серяков М.Л.Голубиная книга. Священное сказание русского народа. – М.: Вече, 2012.

 

Поэзия свадебного обряда

Практическое занятие № 2

1. Свадебный обряд: сюжет, композиция, магическая основа. Последовательность развития событий и действий в свадебном обряде. Магическая природа обрядовых действий. Свадебный хронотоп (с позиции жениха, с позиции невесты), семантика «перехода». Сделать анализ песенных жанров, в которых отражается обрядовая идея перехода от старой жизни к новой.

2. Действующие лица свадебного обряда. Восстановить обрядовую иерархию участников свадьба. Взаимодействие «молодого» (подружки невесты, друзья жениха, роль братьев и сестер) и «взрослого» (родители, Тысяцкий, Сваха, Священник) поколений.

3. Поэтика жанров, связанных со сбором и встречей свадебного поезда: круг образов и мотивов. Сделать подробный анализ одной песни.

4. Роль дружки на свадьбе. Круг и поэтика свадебных жанров, связанных с дружкой. Поэтика приговоров, обрядовая функция. Образ дружки в величальных и корильных песнях: образы и мотивы этих песен.

5. Жених и невеста в свадебном обряде. Одежда, обрядовая роль. Образ жениха и невесты в песнях предсвадебного периода (Сватовство, Просватанье, Девичник). Магическая природа песен. Обряд расставания невесты с красой/красотой/волей и жанры, сопутствующие ему; сделать подробный анализ 1 – 3 песен: поэтика, обрядово-магическая основа, мифологическая образность. Причитания невесты: обрядовая функция, поэтика (подробный анализ 1-3 причитаний). Поэтика величальных и корильных песен, посвященных (молодым). Время их исполнения, обрядовая роль.

6. Двоеверие в системе русского свадебного обряда.

7. Традиционная свадьба в описании белгородских собирателей обрядовой поэзии

Литература

Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М., 1985.

Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1989.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990. (См.: «Свадебные обряды и обычаи»).

Обрядовая поэзия. Семейно-бытовой фольклор. 1997.

Обрядовая поэзия. М., 1989. С. 17-28, 322-563, 569-598.

Лирика русской свадьбы. 1973.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1983.

Свадебный обряд села Лучки Прохоровского района (Белгородско-Курский регион). – Экспедиционная тетрадь. – Вып. 2. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 77 стр.

Конспектировать: Афанасьев А. Н. Народные праздники (план статьи).

Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи (тезисный план).

Колпакова Н. П. Песни заклинательные (конспект).

Чистов К. В. Русская причеть (конспект).

Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний (тезисный план).

Круглов Ю.Г. Жанровый состав обрядового фольклора (схема)

 

Практическое занятие № 3

Задание

Проанализировать былину «Илья Муромец и Калин-царь», обратив внимание на вопросы:

1) роль вступления к былине. Завязка всех событий;

2) как рисуются враги? Есть ли в этом изображении историческая правда?

3) поведение ханского посла в Киеве. Требования врагов;

4) как ведет себя в это время князь Владимир?

5) при каких обстоятельствах появляется в Киеве Илья Муромец?

6) Илья Муромец как олицетворение русской народной силы. В чем состоит поэтическая идеализация образа?

7) действия Ильи в лагере врагов;

8) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщение;

9) сопоставление образов Ильи и князя Владимира;

10) использование в былине гипербол, параллелизмов, сравнений, эпитетов, повторов и т. д.;

11) идейное содержание былины.

Литература

Тексты былин по хрестоматиям.

Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М., 1964.

Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958 /С. 179-257, 277-286, 301, 374-387/.

Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. – М., 1971

/С. 190-206/.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

Селиванов Ф.М. Поэтика былин. – М., 1977.

Конспектировать: Скафтымов А. П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах (тезисный план). Вариант: Рыбаков Б.А. Русский эпос и исторический нигилизм

Лихачев Д. С. Эпическое время былин (конспект).

Миллер В.Ф. Очерк истории русского былинного эпоса (тезисы)

Практическое занятие № 4

 

1.Законспектировать работу Проппа В.Я. «Исторические корни волшебной сказки». Каково происхождение волшебной сказки?

2.Законспектировать книгу Проппа В.Я. «Морфология сказки». Какова структура волшебной сказки? Что понимается под «мотивом»? Как различаются персонажи волшебной сказки?

3.Изучить статью Новик Е.С. Что нового вносит автор в характеристику персонажей волшебной сказки? Как связаны характеристики и функции героев?

4.Какое развитие в отечественной и зарубежной филологии получили принципы и методика структурно-семантического анализа, разработанного Проппом? (См.: Рафаева А. В., Рахимова Э.Г., Архипова А. С, аннотация и предисловие к книге «Структура волшебной сказки», начало статьиМелетинского Е.М., Неклюдова С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М.)

Пояснение к заданиям 1-2:

 

1 подгруппа выполняет задание 1, 2 – задание 2. За 25 минут каждой подгруппе необходимо осветить основные положения работы Проппа. В целях подготовки к экзамену до занятия надо обменяться электронным текстом (объем 6-10 страниц).

 

Литература

1. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л., 1928. (в поздних изданиях «Морфология волшебной сказки»)

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946 (1986).

3. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С, Сегал Д.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С.11-121

4. Рафаева А. В., Рахимова Э.Г., Архипова А. С.Еще раз о структурно-семиотическом изучении сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С. 199-233

5. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С. 122-162

Мифологические рассказы

Практическое задание № 5

1. Жанровая классификация несказочной прозы. История собирания и изучения.

2. Предания. Определения жанра. Отношение предания к другим жанрам несказочной прозы. Сюжетно-тематические группы преданий.

3. Типы мифологических рассказов. Быличка и бывальщина: сходства и отличия жанров. Характеристика главных мифологических персонажей.

4. Легенда: определение жанра, отличие от сказки и от литературных произведений. Основные темы и персонажи легенд.

5.Устно-поэтические легенды Белгородской области в одноименном сборнике В.П. Кичигина (подход к классификации, обоснование выделения духовных легенд). Изучите раздел «художественные легенды» и письменно проанализируйте один из текстов о роднике. Почему источники чаще, чем иные объекты ландшафта, становятся объектами легенд?

 

Литература

1. Предания русского Севера. – СПб., 1991.

2. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М., 1975.

3.Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998.

4.Устно-поэтические легенды Белгородской области/ сост. В.П. Кичигин. –Белгород, 2000

5. Былички и бывальщины Воронежского края

6. Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза. СПб., 2001. Т. 1. (одна из глав по выбору).

Конспектировать: Померанцева Э. В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности (конспект).

 

Лирические народные песни

Практическое занятие № 6

1. Традиционные лирические песни как жанр УНТ, сходство и различия с другими видами песен.

2. Особенности лирического героя, функция лирических песен.

3. Формирование жанра народной лирической песни, отражение в их содержании примет времени.

4. Тематическое разнообразие народно-лирических песен (на каждую тематическую группу привести примеры).

5. Художественное своеобразие народных лирических песен (реалистичность, типизация и обобщение, особенности композиции, повторы, поэтический параллелизм, ступенчатое сужение образа, поэтическая символика, эпитеты, сравнения, метафоры, инверсия и т. д.).

Задание

Привести по два примера каждого художественного приёма, использующихся в лирических народных песнях.

Выписать из сборников и проанализировать лирические песни Белгородчины с точки зрения идейно-тематического и художественного своеобразия.

Литература

Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. –Саратов, 1966.

Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. –Л., 1978.

Лирические народные песни /подг. Е.Лопырева. – Л., 1961.

Новикова А.М. Народная лирическая песня. Народные частушки. – М., 1960.

Русские народные песни /сост. А.М.Новикова. – М., 1957.

Лирические песни Белогорья: Поздние лирические песни Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 23 / ред.-сост. Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2009. – 52 стр. с нот.

Хрестоматии и учебники.

Конспектировать: Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля (конспект).

Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора Композиция лирической песни (тезисный план).

Колпакова Н. П. Типы народной частушки (план статьи). Вариант: Зырянов И.В. Вариативность частушки

 

Русская народная баллада

Практическое занятие № 7

1. Баллада как жанр устного народного творчества: история термина, жанровые признаки.

2. Поэтика народной баллады: сюжет, роль диалога, элементы трагического, система образов, психологизм.

3.Тематические группы баллад (исторические, любовные, семейные, социальные).

4. Ранние баллады как разновидность исторической песни. Сюжет полона («Теща в плену у зятя», «Спасение полонянки» и др.). «Авдотья-Рязаночка»: поэтика баллады, сказочно-былинные образы, мотивы и их балладная мотивировка.

5. Поэтика любовных баллад. «Василий и Софья»: балладная ситуация, символика, мифологическая природа образов и балладная фантастика.

6. Семейно-бытовые баллады. «Князь Роман жену терял», «Рябинка»: поэтика, образная система, конфликт и балладный драматизм, роль диалогов. Семейные отношения в балладном мире.

7. Городской романс и баллада.

Литература

1. Балашов Д.М. Народная баллада // Народные баллады. – М.-Л., 1963. С. 4-32.

2. Кулагина А.В. Русская народная баллад. – М., 1977. С 16-36.

3. Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада. – М.-Л., 1965.

4. Петровский М. Езда в остров любви или Что есть русский романс // Вопросы литературы. 1984, № 5.

5. Костюхин Е.А. Жестокий романс в контексте русской культуры // Русская литература, 1998, № 3.

6. Ковылин А. В.Русская народная баллада: происхождение и развитие жанра. Автореф. дис… к. ф.н. – М., 2003

7. Хрестоматии.

8. Исторические песни. Баллады. – М., 1991.

9. Народные баллады. – М.-Л., 1963.

10. Эолова арфа. Антология баллады. – М., 1992

Народный театр

Практическое занятие № 8

1. Происхождение народного театра. Связь драматического действия с народными играми и обрядами.

2. Драматическое исполнение эпических и лирических фольклорных произведений.

3. Вертеп. Происхождение вертепа, его виды. Время представлений. Устройство театра: куклы и реквизит. Репертуар: тематика пьес, основные образы и стиль.

4. Театр Петрушки: описание, происхождение, особенности игры. Репертуар: тематика, персонажи, стиль.

5. Раек: устройство, тексты, темы, стиль.

6. Народные драмы «Лодка», «Царь Максимилиан»:

происхождение, варианты, бытование, средства создания образов,стиль.

Литература

1. Фольклорный театр. – М., 1988.

2. Народный театр. – М., 1991.

3. Гусев В.Е. Истоки русского театра. – Л., 1977.

Конспектировать:

Крупянская В. Ю. Народная драма «Лодка» (план статьи).

Савушкина Н. И. Народная драма «Царь Максимилиан» (план статьи). Вариант: Сюжетно-композиционные типы народной драмы

 

Практическое занятие №9

 

Задания 2-4 готовятся по подгруппам. 1 подгруппа конспектирует работу Афанасьева, излагает суть его взглядов на 1 часе п/з и готовит материал для усвоения темы для 2-й. Вторая подгруппа разбирается с книгой Веселовского, делает доклады на 2 часе и представляет в сжатом виде материал для первой подгруппы.

1. Подготовьте справочную информацию об Афанасьеве и Веселовском.

2. Законспектируйте статьи А.Н. Афанасьева «Происхождение мифа, метод и средства его изучения», «Свет и тьма», «Небесные стада» и А.Н. Веселовского «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов»

3. Проработав статью А.Н. Афанасьева «Происхождение мифа, метод и средства его изучения», постарайтесь ответить на вопросы:

Что считает фольклорист «единственным источником разнообразных мифических представлений», чем и как он объясняет свою точку зрения.

Выявите отношение А.Н. Афанасьева к языку. Кого он считает творцом языка, и какие этапы в его развитии наблюдает.

Рассмотрите соотношение фольклорных жанров в статье Афанасьева. Почему он рассматривает их именно в таком порядке. Какие жанры и почему наиболее важны для него?

Прочтите статью «Свет и тьма». Почему именно эта бинарная оппозиция выделяется Афанасьевым как основная в народном творчестве (проведите сравнение с книгой Бытие)?

В чем исследователь видит «поэтические воззрения славян» на свет и тьму? Что исследует? Как строит систему доказательств? Насколько она интересна и насколько убедительна?

Прочтите главу «Небесные стада». Каким образом фольклорист приходит к мысли, что небесные тела представляются народу домашними животными?

Как и почему, по мнению Афанасьева, возникает ряжение?

К какой научной школе относился А.Н. Афанасьев? Докажите это.

С каким литературным движением связана эта школа, как это сказалось на научной точности созданных ее сторонниками трудов?

4. Изучите статью А.Н. Веселовского «Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов» и ответьте на вопросы:

Какова роль языка-мифа в происхождении поэзии. И какой фактор не учитывался А.Н. Афанасьевым и его последователями?

В чем видит Веселовский «психофизический катарсис». Объясните это явление.

На основании каких наблюдений учёный решил, что мимические игры у всех народов одинаковы?

Как рассматривает Веселовский происхождение баллады и затем трагедии из календарного обряда?

Почему календарные обряды сочетают в себе одновременно мотивы смерти и жизни?

Как с мотивами смерти связано, по мнению Веселовского, появление баллады именно в календарных обрядах?

Почему народную свадьбу он называет не просто народной драмой, но «свободной мистерией»?

Объясните происхождение эпических песен из народных плачей у разных народов.

Как решает Весёловский вопрос о соотношении лирики и эпоса?

Что такое «коллективный субъективизм» в эпосе? Покажите на примерах.

Из чего происходят, по мнению Веселовского, и эпос, и лирика. Как он называет этот процесс? В чём сходство его воззрений и взглядов Афанасьева?

Литература

1. Академические школы в русском литературоведении. М. 1975.

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу (любое издание). Можно использовать избранные статьи из этого труда в книге: А.Н. Афанасьев. Древо жизни. Избранные статьи. М. 1983.

3. Веселовский А.Н. Три главы из исторической поэтики // Историческая поэтика. – М. 1989. С. 155 — 231

Практическое занятие №10

 

1. Как найти и записать устно-поэтический текст? Как хранятся и издаются фольклорные тексты?

См.: Померанцева Э. В. Как собирать фольклор// Богатырев П. Г., Гусев В. Е. и др. Русское народное творчество.

Котеля В.А. Компьютерные технологии записи, систематизации и обработки, оформления и хранения образцов фольклора. – Комплекс учебно-методических материалов к семинару-практикуму фольклористов, методистов по фольклору РОМЦ (ТОМЦ). – Белгород: Издание БГЦНТ. – 2007. – 44 стр.

2. Составьте список научных и культурных центров изучения русского фольклора, приведите имена современных фольклористов и их основные труды (1-3)

3.Познакомьтесь с САЙТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА Министерства культуры Российской Федерации. Изучите дайджесты журнала «Живая старина» (можно использовать ссылки Дайджест журнала «Живая старина» за 2013 год; Дайджест журнала «Живая старина» за 2014 год). Ответьте на вопросы: какие проблемы фольклористики освещаются в издании? Какие проекты организуются центром?

4. Изучите сайт «Белгородского государственного центра народного творчества», опишите его структуру.

Исследуя материалы сайта, ответьте на вопросы:

Когда началась экспедиционная работа в Центре? Как часто организуются экспедиции? Каковы их типичные программы, длительность, результаты?

5.Изучите сборники, опишите их состав, сформулируйте основные идеи вступительных статей, сделайте свои выводы о бытовании лирической песни на Белгородчине

Лирические песни Белогорья: Поздние лирические песни Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 23 / Ред.-сост. Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2009. – 52 стр. с нот.

«Скакал казак через долину». – Сборник казачьих песен Белгородской области / ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 73 стр. с нот.

6. Познакомьтесь с двумя экспедиционными тетрадями, дайте их развернутые рецензии

Женский головной убор сорока. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 1. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 31 стр.

Частушка-веселушка. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 3. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 45 стр. с нот.

Песни над рекой Оскол (Волоконовский район). – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 4. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1998 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 76 стр. с нот.

От Рождества до Крещения: Зимние народные праздники Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 5. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1998 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 51 стр. с нот.

Зелёные святки: Семицко-троицкие праздники Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 6. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1998 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 33 стр. с нот.

Традиционная культура Чернянского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 7. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1998 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 105 стр. с нот.

Традиционная культура Корочанского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 8. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1999 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 120 стр. с нот.

Традиционная культура Старооскольского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 9. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2000 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 87 стр. с нот.

Традиционная культура Валуйского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 10. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2000 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 60 стр. с нот.

Традиционная культура Краснояружского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 11. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2000 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 63 стр. с нот.

Традиционная культура Губкинского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 12. - Белгород: издание БГЦНТ, 2001 - 44 стр. с нот.

Традиционная культура Новооскольского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 13. - Белгород: издание БГЦНТ, 2001 - 64 стр. с нот.

Традиционная культура Шебекинского района Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». – Вып. 14. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 2002 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 88 стр. с нот.

Традиционная культура Вейделевского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 15. - Белгород: издание БГЦНТ, 2002. - 90 стр. с нот.

Традиционная культура Ровеньского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 16. - Белгород: издание БГЦНТ, 2003. – 59 стр. с нот.

Традиционная культура Борисовского района // Экспедиционная тетрадь. Вып. 17 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, И.П. Зотова, В.А. Котеля. - Белгород: издание БГЦНТ, 2004. – 70 стр. с нот.

Традиционная культура Красногвардейского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 18 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Г.А. Анищенко, Н.В. Кривчикова, - Белгород: издание БГЦНТ, 2006. - 56 стр. с нот.

Традиционная культура Ракитянского района: Экспедиционная тетрадь. Вып. 19 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Г.А. Анищенко, Н.В. Кривчикова, – Белгород: издание БГЦНТ, 2007. – 55 стр. с нот.

Троицкие святки: Троицкие обряды и песни Белгородской области: Экспедиционная тетрадь. Вып. 20 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2005. – 47 стр.
с нот.

Иван Купала: Купальские обряды и песни Белгородской области: Экспедиционная тетрадь. Вып. 21 / Ред.-сост. Н.В. Солодовникова, Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2006. – 24 стр. с нот.

Литература и сетевые источники

(не приведенные в заданиях)

6. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник. – М.: Флинта, Наука, 1998.

7. Сайт Пушкинского Дома

8. Сайт кафедры русского устного народного творчества МГУ

  1. Сайт «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»
  2. ФЭБ «Русская литература и фольклор»

Поэзия свадебного обряда

3. Былина как жанр русской народной поэзии. «Илья Муромец и Калин-царь»

4. Волшебная сказка в работах В.Я. Проппа и его последователей

5. Несказочная проза: предания, легенды, мифологические рассказы

6. Лирические народные песни

Русская народная баллада

8. Народный театр

9. А.Н. Афанасьев и А.Н. Веселовский о происхождении фольклора и его изучении

10. Проблемы современного сбора и изучения устно-поэтических текстов

Литература и сетевые источники

(не указанные в планах)

1. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник. – М.: Флинта, Наука, 1998.

2. Сайт Пушкинского Дома

3. Сайт кафедры русского устного народного творчества МГУ

  1. Сайт «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»
  2. ФЭБ «Русская литература и фольклор»

Особенности культуры древних славян

Практическое занятие №1

 

1. Бытовой и социальный уклад древних славян (территория, занятия, князья и жречество, религия, календарь).

2. Периодизация славянского язычества (концепция Б.А. Рыбакова).

3. Христианская культура в Древней Руси и её взаимодействие с языческой культурой (феномен двоеверия).

4. «Голубиная книга» и «Велесова книга» как возможные источники сведений о древнеславянской культуре. Проблема подлинности «Велесовой книги».

5. Мифологические представления древних славян:

а) вселенная в представлении древних славян-язычников; мировое древо: архетипная семантика образа (вертикальная и горизонтальная ось), мировое яйцо, Вырий.

б) микрокосм человеческой жизни: Доля / Недоля, Правда / Кривда, Лихо; культ предков, представления о посмертной жизни человека.

6. Высшие языческие божества. Мужские и женские божества в славянской мифологии, культ огня, солнца и грозовой миф (Сварог/Даждьбог (Хорс/Перун), Макошь/Мокошь и Параскева Пятница.

6. Героические мифы славян. Кий, Щек, Хорив, Лыбедь, Чех, Лях, Крак.

 

Задание

Подготовить сообщение об 1-2 персонажах или понятиях славянской мифологии (Перун, Хорс, Велес, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Сварожич, Ярило, Род, Дый, Лада, Мокошь (Макошь), Морена (Марена, Морана), Мать Сыра земля, Симаргл (Семаргл), Чур, Алконост, Гамаюн и Сирин, Озем и Сумерла, явь, навь и правь, Ирий, Беловодье, Пекло, леший, водяной, домовой, рожаницы, вилы, русалки и мавки, алатырь-камень или др.).

Литература

1. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. – М., 2003.

2. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. – СПб.: Евразия, 2004.

3. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. – М.: Молодая гвардия, 1988.

4. Мороз Е.Л. Следы шаманских представлений в эпической традиции Древней Руси // Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. – Л.: Наука, 1977.

5. Трубачёв О. Н. Мысли о дохристианской религии славян в свете славянского языкознания // Вопросы языкознания. 1994. № 6. С. 8.

6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1997 (или другое издание). (Периодизация славянского язычества, есть в Сети).

7. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1980 (или другое издание гл. IX, X о культе деревьев; ХХ, XXI, XXII - табу).

8. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2002.

9. Мифы народов мира: в 2-х тт. Статьи: «Древо мировое», «Славянская мифология». Любое издание.

10. Шапарова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2001.

11. Серяков М.Л.Голубиная книга. Священное сказание русского народа. – М.: Вече, 2012.

 

Поэзия свадебного обряда

Практическое занятие № 2

1. Свадебный обряд: сюжет, композиция, магическая основа. Последовательность развития событий и действий в свадебном обряде. Магическая природа обрядовых действий. Свадебный хронотоп (с позиции жениха, с позиции невесты), семантика «перехода». Сделать анализ песенных жанров, в которых отражается обрядовая идея перехода от старой жизни к новой.

2. Действующие лица свадебного обряда. Восстановить обрядовую иерархию участников свадьба. Взаимодействие «молодого» (подружки невесты, друзья жениха, роль братьев и сестер) и «взрослого» (родители, Тысяцкий, Сваха, Священник) поколений.

3. Поэтика жанров, связанных со сбором и встречей свадебного поезда: круг образов и мотивов. Сделать подробный анализ одной песни.

4. Роль дружки на свадьбе. Круг и поэтика свадебных жанров, связанных с дружкой. Поэтика приговоров, обрядовая функция. Образ дружки в величальных и корильных песнях: образы и мотивы этих песен.

5. Жених и невеста в свадебном обряде. Одежда, обрядовая роль. Образ жениха и невесты в песнях предсвадебного периода (Сватовство, Просватанье, Девичник). Магическая природа песен. Обряд расставания невесты с красой/красотой/волей и жанры, сопутствующие ему; сделать подробный анализ 1 – 3 песен: поэтика, обрядово-магическая основа, мифологическая образность. Причитания невесты: обрядовая функция, поэтика (подробный анализ 1-3 причитаний). Поэтика величальных и корильных песен, посвященных (молодым). Время их исполнения, обрядовая роль.

6. Двоеверие в системе русского свадебного обряда.

7. Традиционная свадьба в описании белгородских собирателей обрядовой поэзии

Литература

Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.И. Русская свадьба. М., 1985.

Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1989.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990. (См.: «Свадебные обряды и обычаи»).

Обрядовая поэзия. Семейно-бытовой фольклор. 1997.

Обрядовая поэзия. М., 1989. С. 17-28, 322-563, 569-598.

Лирика русской свадьбы. 1973.

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1983.

Свадебный обряд села Лучки Прохоровского района (Белгородско-Курский регион). – Экспедиционная тетрадь. – Вып. 2. – Сборник научных статей и фольклорных материалов. – Репринт издания 1997 года / Науч. ред.-сост. В.А. Котеля. – Белгород: издание ГБУК «БГЦНТ», 2014. – 77 стр.

Конспектировать: Афанасьев А. Н. Народные праздники (план статьи).

Чичеров В. И. Новогодние песни-заклятия урожая и благополучия семьи (тезисный план).

Колпакова Н. П. Песни заклинательные (конспект).

Чистов К. В. Русская причеть (конспект).

Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний (тезисный план).

Круглов Ю.Г. Жанровый состав обрядового фольклора (схема)

 

Практическое занятие № 3


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.159 с.