Практическое занятие № 1: Социология как наука. Социология в структуре социально- гуманитарных наук. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Практическое занятие № 1: Социология как наука. Социология в структуре социально- гуманитарных наук.

2018-01-04 266
Практическое занятие № 1: Социология как наука. Социология в структуре социально- гуманитарных наук. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмпирическая социология, Структурно - функциональный анализ, Теория социального конфликта, Социологические концепции технократизма, Феноменологическая социология, Концепция социального обмена, Социометрия (микросоциология)

6. Символический интеракционизм (англ. interaction — взаимодействие) — направление в социологии и социальной психологии, преимущественно американской, сосредоточенное на взаимодействии индивидов и их способности интерпретировать поведение друг друга. Элементы взаимодействия называются интеракциями. Интерпретация поведения другого возможно благодаря символической составляющей этого поведения. Концептуально символический интеракционизм близок к бихевиористским концепциям, теории социального обмена и т. п. Но в отличие от последних, сторонники символического интеракционизма считают, что «люди интерпретируют или определяют действия друг друга. А не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которые они придают подобным действиям. Таким образом, «интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или придания значения действиям другого» (Г. Блумер. «Общество как символическая интеракция»). Можно сказать, что в интеракционистской концепции известная бихевиористская формула «стимул-организм-реакция» преобразуется в формулу «стимул-интерпретация-реакция».

7.

8. Этнометодология (англ. ethnomethodology) — направление в социологии, занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Это направление универсализирует методы этнографии, распространяя их на повседневное поведение людей во всех, а не только архаических культурах. Этнометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Х.Сакс, Дж.Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П.Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д.Циммерман, М.Поллнер), этнографич. исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар и др.).

9. Описаны Г. Гарфинкель эксперименты включенного наблюдения, весьма просты в своей процедурной основе, оказались продуктивными для раскрытия содержания и функций фоновых ожиданий в социальном взаимодействии.

1. Фоновые ожидания составляют описания членами общества структур взаимодействия, которые "видятся, но не замечаются", постоянно присутствующие при взаимодействии, но не осознаются (т.е. образы действия, личности, объекта и т.п.).

2. Такие образы действия, личности, объекта социально одобренные, одинаковы для всех членов социальной общности, в рамках которой они возникли и функционируют. Содержание фоновых ожиданий — это "естественная" мораль группы (моральные правила, санкционированные группой) — определяется местом этой группы в системе социальных связей.

3. Описания обусловлены целями взаимодействия и "достаточные для практических целей".

10. Индустриальная социология имеет корни в анализе индустриализации, осуществленным Марксом, Вебером и Дюркгеймом, и включает сравнительные изучения развитых индустриальных обществ. Однако многое сконцентрировано на исследовании рабочего места путем кросс-культурного анализа североамериканских авторов (например, Блоунера, 1964), а также на сравнительном анализе экономической социологии или сравнительной социологии. Как следствие, поддисциплина особенно связана с воздействием индустриализации на положение и мотивации рабочих с учетом научного управления, человеческих отношений, отчуждения и отношений власти в области промышленности. Эта озабоченность социальными отношениями и моралью рабочих на фабриках возникла под давлением разработки постиндустриального тезиса (см. Постиндустриальное общество) в 60-е гг. и с появлением сектора услуг как главной сферы занятости.

11. В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления – структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном.развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.

Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Многие исследователи считают социологию мультипарадигмальной наукой, в которой сосуществуют различные парадигмы. Так, американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного

 

Система

 

1. Общество - это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в психологии, и в истории, и в политической эко­номии, и в юриспруденции, и во многих других науках. Но каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей, только ей свойственной стороны, а потому и дает ему своеобразную трак­товку. Более того, в каждой из наук об обществе существует не­сколько основных концепций, которые понимают и истолковыва­ют общество отнюдь не одинаково. В итоге в понимании общества складывается обширный калейдоскоп теорий, концепций, мнений о том, что же такое общество, в чем заключается его сущность, ка­ковы его отличительные признаки и особенности развития.
В социологии, как и в других общественных науках, есть не­сколько подходов к определению общества. Одни утверждают, что общество - это совокупность людей, объединенных конкретными интересами, потребностями либо взаимными связями и видом дея­тельности. На первый взгляд это суждение правильно. Но, заду­мавшись над ним, мы неизбежно вспомним, что у людей, живущих в одном обществе, бывают не только общие, но и весьма различ­ные, порой прямо противоположные/интересы и потребности. Мы вспомним также, что в обществе между людьми возникают не только симпатии, но и антипатии, не только взаимодействие, но и противодействие. Следовательно, в приведенное определение не­обходимо вносить какие-то корректировки.
Существует в социологии и другая точка зрения, согласно которой общество - это социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Можно согла­ситься и с этим определением. И все-таки здесь тоже возникают вопросы, остающиеся без ответа. Что такое социальная организа­ция? И почему все это привязано к одной стране, ведь человече­ское общество охватывает множество стран и далеко не у всех из них одинаковы и социальная структура и социальная организация общественной жизни. Подчеркнем: общество - не механический агрегат индиви­дов, а сложноструктурированная, динамически развивающаяся це­лостная система социальных взаимодействий, в которые включе­ны индивиды и их общности - семейные, профессиональные, тер­риториальные и другие.

2. При определении социальной структуры общества важно установить ее исходные составляющие элементы. С этой позиции социологи выделяют две основные теоретические модели социальной структуры: нормативно-ценностную и категориальную. Первая представлена структурным функционализмом и примыкающими к нему социологическими направлениями. Согласно этой модели, основными элементами социальной структуры являются нормативно-ценностные образования — социальные институты, статусно-ролевые группы и т.п. При этом источником изменения социальной структуры выступает доминирующая в обществе система ценностей, норм, культурных образцов, определяющих значимость той или иной социальной роли, того или иного типа социальной деятельности. Тем самым социальная структура рассматривается не как застывшая конфигурация, а как динамичная целостная система, представляющая собой результат взаимодействия составляющих ее элементов.Категориальная модель социальной структуры основана на том, что главными основными компонентами социальной структуры являются крупные социальные категории — классы, социальные слои, профессиональные группы и т.д. При этом социологи-марксисты подчеркивают обусловленность социальной структуры господствующим способом производства и акцентируют внимание на анализе классовых противоречий, их воздействия на структурные сдвиги в обществе, в то время как представители технологического детерминизма источником изменений в социальной структуре считают технологические инновации и полагают, что технический прогресс способен разрешить все противоречия современного общества.Существует также исключительно-эмпирический подход к изучению социальной структуры общества. Сторонники этого направления включают в содержание социальной структуры только наблюдаемые и эмпирически фиксируемые общности людей, обладающие измеряемыми признаками (возраст, профессия, доход, образование и т.д.).
Наконец, в социологической литературе нередко встречается и предельно широкая трактовка социальной структуры, когда речь идет об общем строении общества, включающем самые различные и разнохарактерные структурные компоненты, и когда имеется в виду и социально-демографическая, социально-территориальная, социально-этническая и иная структура общества.Таким образом, социальная структура общества рассматривается в различных аспектах. Задача социологии состоит прежде всего в том, чтобы выявить закономерности ее формирования и развития. Это тем более важно, что именно социальная структура во многом определяет стабильность общества, его качественную характеристику как целостной социальной системы.

3. Самое простое определение гласит, что общество - это группа людей, объединенных определенной территорией и культурой. В социологии данное определение дополняется тем, что общество является еще и социальной структурой, полем взаимодействия людей. Стало быть, общество - не только группа людей и их культура, но и отношения между людьми и институтами в рамках этой группы. Огюст Конт: "Общество — это органическое единство всего человечества, связанного общим согласием, характеризующееся согласованностью функций всех его структурных элементов".

Карл Маркс: "Общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности".

Макс Вебер: "Общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий".

Толкотт Парсонс: "Общество — это тип социальной системы, которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности".

Обобщив все существующие определения общества можно сделать вывод, что общества, это:

· Система взаимодействий, заставляющая людей вступать в контакт не хаотично, а по определенным правилам.

· Результат взаимодействия установления устойчивых социальных связей и отношений.

5. Модели (стили) управления

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Либеральный
Анархический Различия этих моделей можно установить:
  • по характеру отношений между управляющими и управляемыми
  1. Доминирование управляющих
  2. Конструктивное равноправие сторон
  3. Доминирование управляемых
  • по способу принятия решений
  1. Принимает решение 1 человек. Качество зависит от его знаний, квалификации, опыта и т.д. Скорость принятия решения повышается, а реализация решений связана с усиленным внешним контролем лидера над членами группы.
  2. Решение возникает в результате коллективного обсуждения. Качество решения зависит от способности членов группы выражать свои мнения и выслушивать мнения других, а так же от способности лидера организовать дискуссию и при необходимости привлечь эксперта. Скорость принятия решений замедляется, однако увеличивается участие каждого в принятии решений, повышается значение самоконтроля в ходе выполнения решений.
  3. Минимизация управления может привести к тому, что решение так и не будет принято
  • по характеристикам групп, для которых применима та или иная модель

Чем выше уровень образования членов группы, чем более творческим является содержание их деятельности, тем менее приемлем авторитарный стиль

6. Циклический паттерн истории один из древнейших в человеческой культуре. Именно с его помощью

эту культуру и пытались впервые понять, представить, осмыслить. И надо заметить, не только культуру всю окружающую человека природу, космос, мир в целом. Паттерн циклического круговорота, несомненно, стоит первым в ряду настойчивых усилий человека по познавательному овладению временем и историей В качестве мировоззренческого ориентира образ цикла сформировался скорее всего на основе простых и доступных всем наблюдений: смены времен или сезонов года, лунных фаз, морских приливов и отливов, жизненно-биологической размерности (рождение, детство, отрочество, юность, зрелость, старость, смерть) земного пути человека.

Цикл, цикличность непременный элемент архаической мифологической картины мира. Имеются в виду главным образом мифы, повествующие о периодических катастрофах и обновлениях мира, об умирающих и воскресающих богах и тому подобных вещах. Причем, что интересно, эти повествования не знают жестких локальных или региональных границ. Они встречаются у разных народов и в разных культурах. Нескончаемая дихотомическая череда уходов и возвращений, смертей и рождений легкоп росматривается, к примеру, в мифах о египетском Осирисе, шумереской Инанне, греческом Адонисе.

7. Долгое время в археологии (до 1945 г.) употреблялись эволю­ционные модели, основанные:

1) на концепции эволюционных стадий;

2) неэволюционном рассмотрении исторического развития, которое зачастую ограничивалось описанием деталей и их по­верхностным просмотром.

Оба подхода оказали весомое влияние на то, как мы рассмат­риваем процессы миграции и диффузии, а также конвергенци-онные изменения в археологических источниках.

Одним из вариантов постпозитивизма, завоевавшим на Западе признание и популярность, стала концепция Стивена Тулмина. В этой концепции изложенной в работах "Рациональность и научное открытие" и "Человеческое понимание" [10], прогресс науки и рост знаний усматривается во все более глубоком понимании окружающего мира, а не в выдвижении и формулировании более истинных утверждений как предлагает Поппер ("более полное знание через более истинные суждения" Тулмин заменяет на более глубокое понимание через более адекватные понятия").
Свое понимание рациональности Тулмин противопоставляет как точке зренияабсолютистов, которые признают систему авторитетной при ее соответствии некоторым вневременным, универсальным стандартам, например, платоновским "идеям" или стандартам Евклидовой геометрии, так и релятивистов, которые считают вопрос об авторитетности какой-либо системы уместным только в пределах определенной исторической эпохи, приходя к выводу о невозможности универсальной оценки. Для Тулмина "...рациональность - это атрибут... человеческих действий или инициатив...в особенности тех процедур, благодаря которым понятия, суждения и формальные системы, широко распространенные в этих инициативах критикуются и сменяются" [10]. Говоря другими словами, рациональность - это соответствие исторически обусловленным нормативам научного исследования, в частности, нормативам оценки и выбора теорий. Отсюда следует, что нет и не может быть единых стандартов рациональности - они меняются вместе с изменением "идеалов естественного порядка".

8. Исследование проблемы направленности исторического развития человечества издавна было одной из задач социальной философии. Эти вопросы связаны с поисками общественных законов или тенденций, а также форм, критериев и этапов прогресса в социуме. Проблема единства и многообразия исторического развития, периодизации и структурирования его форм была краеугольным камнем многих общественных наук. Одним из первых исследователей, которому удалось поставить вопрос о том, что такое исторические типы общества, был итальянский философ XVII-XVIII вв. Джамбаттиста Вико. Он стал рассматривать развитие общества с точки зрения натурализма, то есть влияния природной среды, формирующей «дух народа». В конце XVIII века из этой концепции развился географический детерминизм, объясняющий судьбу народов разнообразием климата и других факторов. Но на современном этапе все большей популярностью пользуется так называемое монадное понятие развития. Однако этот подход может быть формационным, то есть обобщающим, и индивидуализирующим, то есть цивилизационным. От этого зависит то, по каким признакам различают исторические типы общества. Формационный подход, Цивилизационный подход.

9. ИДЕНТИФИКАЦИИ КРИЗИС — социокультурный феномен, оформившийся в контексте культуры постмодерна и заключающийся в разрушении условий возможности целостного восприятии субъектом себя как аутотождественной личности. Термин "И.К." принадлежит Дж.Уарду; содержание понятия "И.К." теснейшим образом связано с кризисом мировоззренческой универсалии "судьбы" как психологического феномена, основанного на целостном восприятии субъектом своей жизни как идентичной самой себе.

10. Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены егостатусом

в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм

интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

регулирование общего хода социализации;

Процессы

1.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

В данной таблице представлены общие для всех институтов признаки. Они объединены в пять групп. Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит, общество, в котором они функционируют, находится, либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Есть пять основных признаков институционализированности.

I. Кодекс устный и письменный. Он состоит из двух требований:

ьНаличие норм. Для семьи такими нормами будут выступать некоторые семейные запреты и допущения. Для института образования - учебное расписание, Госстандарт, правила учащихся, для государства - конституция.

ьНаличие ролевой структуры. В государстве наиболее ярко заметна роль президента или другого политического лидера. В семье мы различаем роли жены, ребенка или тещи. В образовании - студента, семинариста, ректора.

II. Социальные установки и образцы поведения - общая
ориентация человека на какой-либо социальный объект. Например, институт экономики ставит перед собой целью получение прибыли, ориентирован на расчетливость, бережливость. Для образования важнее любовь к знаниям и карьерная ориентация. В семье на первый план выступают привязанность, лояльность, ответственность, уважение и любовь.

III. Идеология - система идей санкционирующих нормы. Институт государства в качестве норм рассматривает систему прав и обязанностей, например, право на труд и свободу торговли. Для образования существует идеология академической свободы, равенство при обучении. В семье на первом плане дом, индивидуализм, романтическая любовь.

IV. Символы - знаки, комплексы знаков, создание образа института. Символ семьи, например - брачные ритуалы. Символами образования могут служить эмблемы, атрибуты факультетов, студенческие песни. В государстве символом выступает флаг, а для института экономики - фабричная марка.

V. Материальные условия. Образование невозможно представить без аудиторий, библиотеки и специального оборудования (калькуляторы, персональные компьютеры). Экономика невозможна без производственного оборудования, а семья - без дома и предметов быта.

Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определённую систему отношений, объединяющую некоторое множество индивидов для достижения определённых целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определённых правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.


Подобно социальным институтам, в зависимости от содержания регулируемой деятельности, социальные организации можно разделить на: политические (органы государственной власти, политические партии), экономические (коммерческие организации, банки), социально-культурные (театры, музеи), религиозные (церкви, мечети), образовательные (школы, университеты, академии) и др. Говоря об организации, всегда имеют ввиду некое объединение (группу) людей. Поэтому, организация – это крупная вторичная группа, сформированная для достижения определённых целей. Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих так её поведение

3 Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила пове-дения в социальных отношенях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

4. Если институт не может справиться с выполнением своих явных функций, то его непременно ждут дезоргани­зация и изменения.Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются по­бочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознан­ными до конца.Очень часто на практике некоторые институты про­должают существовать, хотя они не только не выполняют своих функций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством того, что у данного института существуют скрытые функции, которые удовлетворяют потребности определенных социальных групп. Чаще всего подобное явление можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в очень большой степени.Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый интерес для социолога. Р.Мертон подчеркивал, что, если социолог ограничивает себя изучением только явных функций, изучая проблему, достигнет та или иная организация или учреждение, со­зданные для определенных целей, свои цели, то он «пре­вращается в искусного регистратора уже известных сис­тем поведения.

Стратификация

 

1. Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии.

2. Социальная мобильность, изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре.

3. Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная. Кастовая система не настолько древняя как рабовладельческий строй. Рабство наблюдалось практически во всех странах, а о кастах целесообразно говорить только в Индии и частично в Африке. Индия – классическое кастовое общество. Каста – это социальная группа (страта), принадлежать к которой человеку разрешено исключительно в зависимости от рождения. Сословия – характеристика феодальных обществ, которые наблюдались в Европе в период IV-XIV столетия. Сословие является социальной группой, где закреплен обычай и юридический законы, которые передаются по наследству обязанностями и правами. Сословная система включает несколько страт и имеет иерархическую структуру, которая определяется неравенством привилегий и положения. Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода. В период зарождения государственного устоя возникает частная собственность. Древний Восток и античная Греция имели два класса противоположного типа – рабы и рабовладельцы. Не исключение тут и феодализм с капитализмом – эксплуататоры и эксплуатируемые.

4. П. Сорокин, полагал, что в обществе существует три формы стратификации: экономическая, политическая и профессиональная.. Соответственно трем признакам: доходу, власти, престижу профессии, в обществе образуются слои. Каждая страта включает только тех людей, кто имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование.

Базисные формы стратификации:

  1. экономическая – строится по признаку дохода. Появляется, если экономический статус членов общества (группы) неодинаков.
  2. политическая –строится по признаку власти. Появляется, если есть управляющие и управляемые, если члены общества (группы) отличаются в смысле авторитета и престижа, званий и почестей.
  3. профессиональная – строится по престижа профессий. Появляется, если члены какого-то общества разделены на группы по роду их деятельности, а некоторые профессии считаются при этом более престижными и если члены профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных.

5. Страта социальная (от лат. stratum — слой, пласт) — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

Страты конструируются на основании многомерной классификации и часто организуются в иерархический порядок. Критерии конструирования страт зависят от целей исследования и от того, что считается важным в данном конкретном исследовании и данной конкретной модели. Это может быть один признак: пол, возраст, уровень дохода, уровень образования, область интересов, место проживания и т. п., или сочетание нескольких признаков (характеристик).

6. Теория конфликта во многом основана на идеях Карла Марк­са. Он утверждал, что для понимания любого общества необхо­дим исторический подход, т.е. для постижения механизма кон­кретной экономической системы надо знать, что предшествовало этой системе, а также процессы, способствовавшие ее развитию. По Марксу, уровень техники и метод организации производства детерминируют эволюцию общества. На каждом этапе истории эти факторы определяют группу, которая будет господствовать в обществе, и группы, которые будут ей подчиняться.

7.Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

8. В самом общем смысле под социальной мобильностью понимается изменение статуса индивида или социальной группы, вследствие чего он (она) изменяет свое положение в социальной структуре, приобретает новые ролевые наборы, изменяет свои характеристики на основных шкалах стратификации. Сам П. Сорокин определил социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

В процессе социальной мобильности происходит постоянное перераспределение индивидов в рамках социальной структуры в соответствии с существующими в этой системе принципами социальной дифференциации. То есть та или иная социальная подсистема всегда имеет фиксированный или закрепленный в традиции набор требований, которые предъявляются к желающим стать акторами этой подсистемы. Соответственно, в идеале, в наибольшей степени преуспеет тот, кто в большей степени соответствует этим требованиям.

Например, обучение в вузе требует от молодых людей и девушек усвоения учебной программы, при этом основным критерием выступает эффективность этого усвоения, что проверяется во время зачетной и экзаменационной сессий. Тот, кто не удовлетворяет минимальному уровню требований к его знаниям, теряет возможность продолжать обучение. Тот же, кто успешнее остальных усваивает материал, повышает свои шансы на эффективное использование полученного образования (поступление в аспирантуру, приобщение к научной деятельности, высокооплачиваемая работа по специальности). Добросовестное выполнение своей социальной роли способствует изменению к лучшему социального положения. Таким образом, социальная система стимулирует желательные для нее виды индивидуальной и коллективной деятельности.

 

Общество - это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, пополняемое в основном за счет внутриобщественного деторождения и обладающее политической независимостью.

9. Агенты социализации - это отдельные люди, группы или организации, которые проводят обучение и помогают человеку осваивать роли, это семья, школа, средства массовой информации, группа подростков

10. Понятие макросоциологии

 

Далее чтобы понять истину этих двух взаимосвязанных между собой методов нужно разобраться, что такое макро- и микросоциология: общее понятие, актуальность данных методов и применение их на практике.

Для начала остановимся более подробно на термине макросоциология. Рассматривая труды Эркки Аспа, я не смею, не согласиться с его высказыванием: «Макросоциология изучает среди прочего союзы, организации, партии, шкалу профессий, церковь, общественные классы, социальные слои и меньшинства как относительно постоянные социальные системы. Говоря обобщенно, объектами макросоциологии являются структура и закономерности возникновения, развития, изменения и взаимодействия больших образований или социальных процессов» [2, с.18] В моем понимании макросоциология предстает как отрасль науки, изучающая большие социальные группы. Также я хочу отметить один из важных фактов, что данный подход связан с изучением не каких-то конкретных проблем, а направлен комплексное рассмотрение той или иной ситуации.

Так как нам известен основополагающий принцип макросоциологии, то можно судить о его актуальности, которая заключается в том, чтобы через изучение общества в разные времена достигать его более высокого роста, упорядочивания общественной жизни и организованности структур. Ведь на самом деле задачи такого рода широко применимы на практике и дают значимые результаты. Этому можно привести множество примеров. Мне хотелось бы заострить вним


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.