Тема: «Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики в СССР к началу 1980-х гг.» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема: «Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики в СССР к началу 1980-х гг.»

2018-01-04 5587
Тема: «Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики в СССР к началу 1980-х гг.» 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Содержание

Введение.

Практическая работа № 1

«Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики в СССР к началу 1980-х гг.»

Практическая работа № 2

«Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура»

Практическая работа № 3

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»

Практическая работа № 4

«Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.»

Практическая работа № 5

Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ

Практическая работа № 6

«Ликвидация СССР и образование СНГ»

Практическая работа № 7

«Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.»

Практическая работа № 8

«Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве»

Практическая работа № 9

«Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве»

Практическая работа № 10

«Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и прочими»

Практическая работа № 11

Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Изменения в территориальном устройстве РФ.

Практическая работа № 12

Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России

Практическая работа № 13

Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование массовой культуры

Практическая работа № 14

Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России

Практическая работа № 15

Современные националистические и экстремистские молодежные организации в России и Европе

Практическая работа № 16

«Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе»

Практическая работа № 17

«Основные направления развития инноваций в России»

 

Практическая работа № 1

Тема: «Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики в СССР к началу 1980-х гг.»

Цель:

· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической

политики;

· охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины надвигающегося экономического кризиса.

 

Задание 1:

Исторический портрет: На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Л.И.Брежнева.

- Как вы думаете, изменится ли политический режим при таком руководителе?

- Подтвердятся или нет наши предположения? Ответ найдем в документах эпохи.

«В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А.Бовин).

«Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую, без каких-либо определенных планов … Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен … не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими». (Ф.М.Бурлацкий)

«Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью,

склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф.Бурлацкий).

«Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладавшего собственными представлениями о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Правда, другие его «соратники» - Кириленко, Подгорный, Полянский – были в этом отношении даже похуже» (мнение авторов монографии «Наше Отечество»).

«Если же иметь в виду человеческие качества, то … Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек»,радовался доступным ему радостям жизни.

В житейском плане был добрый человек. В политическом – вряд ли … Ему не хватало образования, культуры, интеллигенции, в общем, в тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом» (А.Бовин).

Задание 2.

Задание 3.

Прочитайте отрывок из Конституции СССР (7 октября 1977г).

- Какие противоречия содержались в ней?

- Почему многие положения Конституции существовали только на словах?

- Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?

Задание 4.

Проанализируйте данные аналитического обзора.

…Устойчивый рост национального дохода и опережающее увеличение фонда потребления позволили в течение полутора—двух десятилетий добиться кардинальных перемен. Средняя заработная плата рабочих и служащих с 97 руб. в 1965 г. увеличилась до 190 руб. в 1985 г., а с учётом выплат льгот из общественных фондов потребления — до 269 руб. в месяц. Еще быстрее росла оплата труда колхозников: с 51 руб. в 1965 г. она увеличилась до 153 руб. в 1985 г., а с учетом выплат льгот из общественных фондов потребления — до 223 руб. в месяц. Помимо зарплат на протяжении всего рассматриваемого периода шло увеличение пенсий, выплат женщинам-матерям, размеров льгот и скидок различным категориям населения. В целом реальные доходы населения за 1970-е гг. возросли на 46%, сумма вкладов населения в сберкассы только в одной девятой пятилетки увеличилась в 2,6 раза и продолжала расти.

В отличие от стран Запада, важной особенностью социального развития СССР стали более высокие темпы роста доходов в менее обеспеченных семьях. Если в 1965 г. только 4% граждан имели доход свыше 100 руб. в месяц на члена семьи, то в 1975 г. — уже 37%, а ещё через десять лет, в 1985 г. — более 60%. Результатом этого стало выравнивание уровня жизни различных слоёв советского общество. Условно говоря, ощутимое большинство советских трудящихся составляли своеобразный средний класс, уровень потребления которого всё ещё не дотягивал до уровня потребления среднего класса на Западе, но имел отчётливую тенденцию к сближению с ним. Вместе с тем проводившаяся в Советском Союзе линия на механическое повышение денежных доходов населения вела к некоторым негативным последствиям. В частности, имевшая место уравниловка в оплате девальвировала материальные стимулы к повышению квалификации и производительности труда. Так, если в 1950-е гг. квалифицированный рабочий в день зарплаты получал в 3—4 больше неквалифицированного, то через три десятилетия разница в оплате во многом нивелировалась и могла составлять 1,5—2 раза и даже меньше. Чтобы хоть как-то заинтересовать рабочих повышать свой профессиональный уровень, более активно участвовать в производственном процессе совершенствовалась система поощрений. Проблему пытались решить за счёт введения районных коэффициентов, новых тарифных ставок и должностных окладов, усиления действенности премирования, поощрительных доплат и надбавок.

Следует учесть, что увеличение доходов в 1970-е — начале 1980-х гг. шло на фоне относительной стабилизации цен. Ощутимо росли только цены на “товары повышенного спроса” (к которым относились ковры, мебель, бытовая техника, автомобили, ювелирные издания и т.д.), а так же на некоторые импортные товары. Так, болезненно население реагировало на многократное повышение цен, на кофе, которое объяснялось «неурожаем в Африке на кофе и какао-бобы». Подорожание товаров повышенного спроса вызывало цепную реакцию изменения цен и на некоторые другие товары, а так же цен на чёрном рынке, но в целом цены росли крайне медленно, а на некоторые виды товаров и услуг они поддерживались на неизменном уровне. Очень дёшево обходились населению лекарства, в том числе многие импортные препараты. Особенно щадящими цены в СССР сохранялись на продовольствие, которые были ниже мировых 2—3 и более раз. Плата за жильё и коммунальные услуги так же была относительно невелика — на них в среднем шло около 3% месячного бюджета семьи. Тем самым, средняя семья из трёх человек, чтоб иметь крышу над головой и нормально питаться, вполне могла уложиться в 150 руб. в месяц.

Повышение доходов и относительная стабильность цен объективно способствовали изменению структуры потребительского спроса населения, что некоторыми авторами было названо «потребительской революцией». Этот термин представляется не вполне корректным, правильнее говорить о революции потребления, для которой был характерен растущий спрос на товары длительного пользования. Если в середине 1960-х гг. цветных телевизоров в СССР практически не производилось, то в середине 1980-х гг. их продавалось в среднем более 4 млн. штук в год. За тот же период продажа населению магнитофонов увеличилась в 10 раз, холодильников в три раза, пылесосов в 5 раз, мотоциклов почти в 2 раза. Особенно резко возрос спрос на легковые автомобили — за двадцать лет их продажа увеличилась в 25 раз. (Чураков Д.О. Социальная политика при Брежневе. www.portal-slovo.ru/history/41346.php)

 

Ответьте на вопросы:

· Какими были планы социального обеспечения советского народа?

· Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.

· Какие факты говорят об улучшении жизни советских людей?

Сделайте вывод.

 

Задание 5.

Работа с терминами. Раскрыть суть понятий: номенклатура, «теневая экономика», коррупция, экстенсивная экономика.

 

 

Практическая работа № 2.

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

  • Какие темы преобладали в литературных произведениях?
  • С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
  • Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
  • Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
  • Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?

Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?

Задание 3.

Работа с терминами: Раскрыть суть понятия

«диссиденты»,

правозащитник,

«деревенщики»,

критический реализм,

«экология культуры»,

интеллектуальное (авторское) кино,

авторская песня,

художники - неформалы,

московский концептуализм,

соц-арт.

 

 

Практическая работа № 3.

Задание 1.

Задание 2.

Выполните тест.

1. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?

а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране

б) реформы, проводимые в Чехословакии, могли подорвать влияние СССР в стране

в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию

2. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?

а) 1972г.

б) 1973г.

в) 1975г.

3. Какие страны получали военную помощь от СССР?

а) Пакистан

б) Индия

в) Израиль

4. Когда советские войска вошли в Афганистан?

а) 1975г.

б) 1979г.

в) 1980г.

5. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?

а) переговоры о разоружении

б) сотрудничество с США в области освоения космоса

в) усиление влияния СССР в Восточной Европе.

Задание 3.

а) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки истории»

Августа 1969г.

Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.

Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.

Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 557)

б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания

Августа 1975г.

II. Неприменение силы или угроза силой

Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще

в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа.

Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.

Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 559)

Ответьте на вопросы:

· Каковы причины перехода к политике разрядки?

· Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?

· Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?

· Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?

 

Задание 4.

Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?

 

Практическая работа № 4.

Задание 1

На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).

Причины революций в Восточной Европе:

1) Внутренние факторы:

1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).

Задание 2

Восстановите последовательность событий:

  1. 1. «Пражская весна». 2. Создание СЭВ. 3. Народное восстание в Болгарии. 4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии. 5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР. 6. Создание Организации Варшавского Договора. 7. Народное восстание в Румынии. 8. Введение военного положения в Польше. 9. Приход коммунистических партий к власти. 10. Объединение Германии.

Задание 3

Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах (Приложение к практической работе № 4)

Эволюционная форма преобразований «Взрывная» форма преобразований
Венгрия Февраль 1989г. Польша Февраль 1989 г «Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови) Органы порядка применили силу Народное восстание Гражданская война
ГДР Сентябрь— ноябрь 1989 Болгария Ноябрь 1989 г. Чехословакия Ноябрь— декабрь 1989 г. Албания 1990 г. Румыния Декабрь 1989 г.   Югославия 1991 г.
Общим качеством было…
               

Приложение к практической работе № 4

Тема: «Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.»

Исторический календарь

Албания

апрель 1985 г. — смерть Э. Ходжи. Первым секретарем Албанской партии труда избран председатель президиума Народного Собрания Албании Р. Алия

апрель 1987 г. — пленум ЦК. АПТ признал ошибочной линию по ограничению личного подсобного хозяйства крестьян, изменил политику в сельском хозяйстве

осень 1990 г. — албанское руководство заявило о проведении политики реформ

декабрь 1990 г. — создание Демократической партии Албании, фактически возникает многопартийность. Сейчас партия располагает большинством мест в парламенте

февраль 1991 г.— во время демонстрации студентов при столкновении с силами охраны порядка убито четверо

март 1991 г. — первые парламентские выборы на многопартийной основе

апрель 1991 г. — провозглашение Республики Албания

июнь 1991 г. — АПТ преобразована в Социалистическую партию Албании. Сейчас партия находится в оппозиции

Болгария

10 ноября 1989 г. — пленум БКП отстранил Т. Живкова от занимаемых должностей

декабрь 1989 г. — образование Союза демократических сил во главе с Ж. Желевым — движения, оппозиционного БКП

апрель 1990 г. — создание Болгарской социалистической партии на основе БКП. Лидер — П. Младенов

весна 1990 г. — П. Младенов избран президентом

август 1990 г. — отставка Младенова, парламент избирает президентом Ж. Желева

декабрь 1990 г. — сформировано первое многопартийное правительство Болгарии

январь 1992 г. — прямые всенародные президентские выборы. Президент — Ж. Желев

1996 г. — избрание президентом П. Стоянова (Союз демократических сил)

Венгрия

июнь 1987 г. — сформировано правительство К. Гросса. Предложение радикальной экономической реформы, критика застойных явлений в обществе

июнь 1987 г. — создание альтернативного движения либеральной интеллигенции — Венгерский демократический форум (летом 1989 г. был преобразован в партию)

май 1988 г. — Всевенгерская конференция ВСРП. Смена старого партийного руководства (отставка Я. Кадара). Новое политбюро (К.Гросс, И.Пожгаи, Р.Ньерш)

конец 1988—1989 г. — обсуждение в парламенте вопроса о введении многопартийной системы в стране

февраль 1989 г. — пленум ЦК ВСРП. Переоценка событий 1956 г., отказ от руководящей роли ВСРП

весна 1989 г. — начало заседаний «круглого стола». Выработка соглашения о создании парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации ВСРП

лето 1989 г. — отставка ряда депутатов Государственного собрания Венгрии (парламента), начало работы в Парламенте представителей оппозиционных партий. Провозглашение Венгерской Республики, многопартийности

октябрь 1989 г.— решение чрезвычайного съезда ВСРП о создании Венгерской социалистической партии

весна 1990 г. — выборы в Государственное собрание. Формирование коалиционного правительства без коммунистов и социалистов

ГДР

7 октября 1989 г. — массовые антиправительственные демонстрации в Лейпциге, Дрездене и других городах. Разгон демонстраций и аресты участников вызвали рост протеста

18 октября 1989 г. — пленум ЦК СЕПГ освободил Э.Хонеккера от поста Генерального секретаря «по состоянию здоровья»

4 ноября 1989 г. — демонстрация в Берлине (500 тыс. человек) требует отставки правительства и проведения свободных выборов

ноябрь 1989 г. — отставка Политбюро ЦК СЕПГ

ноябрь 1989 г. — падение Берлинской стены

декабрь 1989 г. — съезд СЕПГ. Образование на ее основе Партии демократического социализма. В дальнейшем — попытка созвать «круглый стол»

март 1990 г. — свободные демократические выборы парламента ГДР.

Победа объединения «Альянс за Германию»

31 августа 1990 г. — договор между ФРГ и ГДР об объединении

3 октября 1990 г. — Договор об объединении вступил в силу, ГДР стала частью ФРГ

ноябрь 1990 г. — общегерманские выборы в бундестаг

17 марта 1991 г, — вступление в действие Договора о полной целостности Германии

Польша

весна 1989 г.— «круглый стол». Соглашение между ПОРП и «Солидарностью» о проведении парламентских выборов на многопартийной основе

июнь 1989 г. — парламентские выборы, формирование правительства Т.Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве

январь 1990 г. — решение о самороспуске ПОРП. Образование партий: Социал-демократия республики Польша и Социал-демократического союза

январь 1990 г. — начало экономической реформы. «Шоковая терапия»

декабрь 1990 г. — отставка В.Ярузельского. Победа на президентских выборах Л.Валенсы

1996 г. — поражение Л.Валенсы на очередных выборах президента. Победа кандидата социалистов А. Квасьневского

Румыния

декабрь 1989 г. — расстрел демонстрации в Тимишоаре

21 декабря 1989 г. — попытка властей провести митинг в поддержку политики Чаушеску в Бухаресте. Выступление против власти, разгон демонстрантов, введение особого положения в стране. Начало восстания в Бухаресте. Переход армии на сторону народа. Вооруженная борьба с «Секуритате» (служба государственной безопасности) продолжалась в течение недели. Создание Фронта национального спасения во главе с И.Илиеску

22 декабря 1989 г. — арест Николае и Елены Чаушеску (25 декабря были расстреляны по приговору чрезвычайного военного трибунала)

23 декабря 1989 г. — Совет Фронта национального спасения взял государственную власть в свои руки

февраль 1990 г. — в ходе работы «круглого стола» с участием всех оппозиционных партий создан Временный совет национального согласия (И.Илиеску)

май 1990 г. — выборы президента и парламента. Победа И.Илиеску и ФНС.

ноябрь 1991 г. — принятие конституции Румынии

1996 г.— президентом Румынии избран Э.Константинеску

Чехословакия

17 ноября 1989 г. — митинг студентов (15 тыс.) в память о расстреле антифашистского выступления пражских студентов в 1939 г. перерос в антиправительственную демонстрацию. При разгоне демонстрации были раненые

ноября 1989 г. — демонстрация протеста в Праге и других городах

ноября 1989 г. — продолжение демонстраций, учреждение «Гражданского форума» в Чехии

20 ноября 1989 г. — демонстрация в Праге (150 тыс. человек), учреждение организации «Общественность против насилия» в Словакии

24 ноября 1989 г. — отставка руководства КПЧ

начало декабря 1989 г. — заседания «круглого стола», решение о формировании коалиционного правительства

10 декабря 1989 г. — начало работы коалиционного правительства, Г.Гусак объявил об отставке с поста президента

29 декабря 1989 г. — выборы в Федеральное собрание. Председателем Федерального собрания избран А.Дубчек, президентом страны — В. Гавел

1990 г. — Чехословакия преобразована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику

декабрь 1992 г. — Федеральное собрание ЧСФР приняло закон о разделении федерации

1 января 1993г. — провозглашение суверенных Чешской Республики и Словацкой Республики

Югославия

1988 г. — обострение отношений между албанцами и сербами в автономном крае Косово (Сербия), автономия Косова была упразднена, мусульманское (албанское) большинство Косова стремится к решению национального вопроса

январь 1990 г. — чрезвычайный съезд СКЮ, жесткое противостояние между республиканскими союзами коммунистов. Распад партии на самостоятельные республиканские организации

1990 г. — первые многопартийные выборы в парламенты республик Югославии. Приход к власти партий и лидеров с националистическими лозунгами

25 июня 1991 г. — выход из состава Югославии Словении и Хорватии. Обострение «сербского вопроса» в Хорватии, начало гражданской войны

17 ноября 1991 г. — провозглашение суверенитета Македонии

январь 1992 г. — направление миротворцев ООН в Хорватию

апрель 1992 г. — провозглашение суверенитета Боснии и Герцеговины

1992 г. — Сербия и Черногория образовали Союзную республику Югославию

1999 г. — военные действия США и их союзников против СРЮ

Адание 4.

Соотнесите название страны и имя политического деятеля:

Страна Государственный деятель
  Албания   Т. Живков
  Болгария   В. Гавел
  Венгрия   Н. Чаушеску
  ГДР   С. Милошевич
  Польша   Э. Ходжа
  Румыния   В. Пик
  Чехословакия   И. Надь
  Югославия   В. Ярузельский

Задание 5

Выполните тест.

1. СССР не принимал участия в освобождении:

а) Албании;

б) Болгарии;

в) Румынии.

2. «Народная демократия» означает:

а) высшую форму демократии;

б) тоталитарный коммунистический режим;

в) общую характеристику социалистического лагеря.

3. Решения XX съезда КПСС привели к:

а) ужесточению социализма сталинского образца;

б) попытке изменить социально-политический строй;

в) распаду социалистического лагеря.

4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились:

а) индустриализация;

б) кооперирование;

в) ликвидация неграмотности.

5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в:

а) Венгрии, Польше, ГДР;

б) Албании, Чехословакии, Польше;

в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.

6. Для Румынии в 50—80-х гг. нехарактерны:

а) полная поддержка курса СССР;

б) создание культа личности Н. Чаушеску;

в) политика балансирования между Востоком и Западом.

7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью:

а) Болгарии;

б) ГДР;

в) Югославии.

8. Лидером «Пражской весны» был:

а) А.Дубчек;

б) Г.Гусак;

в)Л.Свобода.

9. «Бархатная революция» — это:

а) отказ от радикальных преобразований революционного типа;

б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный;

в) распад федеративного государства.

 

Практическая работа № 5.

Тема: Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ

Цель:

· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической

политики СССР во второй половине 80-х гг;

· охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины экономического кризиса эпохи перестройки;

· определить особенности «нового политического мышления» и его роль в распаде СССР и образовании СНГ.

Задание 1.

Выполнить тест.

1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

а) обострение отношений с США вначале 80-х гг.

б) успехи социальной политики в СССР

в) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какая из советских республик первой заявила о своем суверенитете?

а) Литва

б) Эстония

в) Украина

3. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

а) созыв съезда народных депутатов СССР

б) образование Государственной Думы

в) введение поста президента в стране

г) отмена 6-ой статьи Конституции

4. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

а) Н.Бухарин

б) В.Молотов

в) М.Тухачевский

5. Найдите правильное высказывание:

а) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС

б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти

в) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС

6. Когда в Москве произошел путч, направленный на свертывание реформ?

а) 24-26 июля 1990г.

б) 12-14 января 1991г.

в) 19-21 августа 1991г.

7. Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС?

а) 1985г.

б) 1986г.

в) 1988г.

8. В каких странах проходили встречи М.С.Горбачева с президентами США?

а) Исландия

б) Бельгия

в) Швейцария

г) Испания

9. Каковы черты экономических реформ перестройки?

а) создание частного сектора в экономике

б) введение арендных отношений

в) появление фермерства

г) приватизация государственной собственности

10. Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?

а) началось строительство совместной орбитальной станции

б) удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта

в) началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия

Задание 2.

Заполнить таблицу.

Основные направления внешней политики Позитивные изменения Просчеты внешней политики
1. Нормализация отношений с США 1985-1988гг. ежегодные встречи М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем    
2. Решение региональных конфликтов Февраль 1989г. вывод войск из Афганистана Май-июнь 1989г. визит М.С.Горбачева в Китай Лето 1990г. кризис в Персидском заливе Декабрь 1991г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту    
3. Отношения со странами социалистического блока 1989-1990гг.вывод советских войск из Восточной Европы 1990г. согласие на объединение Германии 1991г.роспуск СЭВ и ОВД    

Задание 3.

В приведенном ниже отрывке из заявления ГКЧП 19 августа 1991г. вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме (кризис, амбициозность, чрезвычайное положение, общенациональное согласие, конструктивное сотрудничество).

Задание 4.

Дайте определения понятиям: «кадровая революция», стратегия ускорения, сепаратизм, политика гласности, биполярная международная система.

 

 

Практическая работа № 6

Тема: «Ликвидация СССР и образование СНГ»

Цели:

· определить особенности идеолог, политики и экономики государства в 90-е гг;

· охарактеризовать причины распада СССР;

· определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.

 

Задание 1.

Работаем с источниками, выполняем задания.

1. История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходиться на декабрь 1991г. Предложите свою периодизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте характеристику каждого их этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.

Продолжите мысль.

После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…

3. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.

 

Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».

Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?

 

 

Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.

 

Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.

Задание 2.

Выполните задание.

а) Покажите на карте Российской Федерации субъекты: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального подчинения.

б) Расставьте в хронологическом порядке:

-начало Чеченской войны

-принятие Конституции РФ

-подписание Хасавюртовских соглашений

-избрание президента Ельцина на второй срок

-подписание Федеративного договора

-самопровозглашение независимости республики Ичкерия.

 

 

Практическая работа № 8

Приложение к практической работе № 8

Тема: Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

1. Участие России в урегулировании региональных конфликт


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.259 с.