Практическое занятие № 6 (2 ч). — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Практическое занятие № 6 (2 ч).

2018-01-04 266
Практическое занятие № 6 (2 ч). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 6 (2 ч).

Тема: Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи.

Цель: углублять и обобщать знания о сущности общего недоразвития речи (ОНР), основных подходах к его изучению, совершенствовать умения пользоваться специальным категориально-терминологическим аппаратом, анализировать исследовательские материалы; развивать умения консультировать родителей и педагогов по проблеме ОНР у детей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие об ОНР. Характеристика детей с ОФНР.
  2. Степени выраженности ОНР.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить 3 закрытых тестовых задания по теме «ОНР».

2. Составить структурно-логическую схему “ Дифференциальная диагностика ОНР”.

  1. Дать консультацию [1] по следующим запросам родителей и педагогов:

- Здравствуйте! Сейчас часто используется постановка такого диагноза как ОНР IV уровня. Чем он отличается от НВ ОНР?

- Индивидуальные особенности детей с ТНР (ОНР). Где можно найти информацию по данной теме?

Литература:

Основная:

1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М: Просвещение, 1968. – 368 с.

2. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи /Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. М., 2007.

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2003.

Дополнительная:

  1. Баль Н.Н. К проблеме понятийно терминологического аппарата логопедии // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы II Междунар. теоретико-методолог. семинара, 26 апр. 2010 г. В 2 ч. Ч. 2 / Моск. гос. пед. ун-т. М., 2010. (электрон.в-т)
  2. Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Мн., 2010.
  3. Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М., 2003.
  4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2003.

 

Практическое занятие № 7 (2 ч).

Тема: Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи.

Цель: расширять и систематизировать знания студентов о проявлениях, дифференциально-диагностических признаках ОНР; закреплять умения отбирать приемы для обследования детей с ОНР, анализировать материалы логопедического обследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Обследование детей с ОНР.

2. Дифференциальная диагностика ОНР.

Задания для самостоятельной работы:

1.. Проанализировать план логопедического обследования ребенка.

Обследование речи дошкольников с ОНР:

1. Выявление навыков связной речи:

Беседа. Составление рассказа-описания по представлению, рассказа по картинке или серии картин, пересказа.

2. Выявление объема пассивного и активного словаря:

• Называние предмета по его описанию (Как назвать предмет, которым расчесывают волосы?).

• Называние обобщенных слов по группе однородных понятий и предметов: самостоятельное называние детьми видовых понятий («Каких ты знаешь домашних, диких животных?»); объединение предметов в обобщающую группу («Как можно назвать одним словом пальто, платье, юбку, кофту?»).

• Дополнение тематического ряда (стол, стул, шкаф …)

• Подбор синонимов, антонимов, родственных слов.

• Подбор эпитетов.

3. Выявление сформированности грамматического строя речи:

• Составление предложений по опорным словам (одному, нескольким).

• Восстановление деформированных предложений.

• Завершение сложноподчиненного предложения по главному.

• Составление сложного предложения из двух простых.

4. Выявление произносительных умений, фонематического слуха и восприятия.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, без особенностей) без особенностей

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, без особенностей) без особенностей

в)прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, без особенностей) без особенностей

г)твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель, без особенностей) без особенностей

д)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, без особенностей) без особенностей

е)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, раздвоенный кончик языка, без особенностей) без особенностей

Артикуляционная моторика

а)движения (быстрые, медленные, точные, неточные, синкенезии, тремор, саливация) быстрые, точные б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) нормальный

Звукопроизношение

С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ К Г Х Й В Б Ы
+ + + + + + + + + иск. иск. + + + + + + + + +

Повторение предложений

Сапожник чистит сапоги. Сапожник чистит сапаги.

Экскурсовод проводит экскурсию. Эскурсавотправодитэскурсию.

Парикмахер стрижёт в парикмахерской. Парихмахерстрижот в парихмахерскай.

Водопроводчик чинит водопровод. Вадаправочик чинит вадаправот.

Предметный

а) объяснить значение слов:

холодильник тамстаятпрадукты, ма л ако, суп

пылесос можна чистить кавёр, диван

телефон можнапазванитькаму хочешь, даже да л ико

парашют л етает высако в небе

б) назвать и показать части предметов (подчеркнуть)

части тела: л окоть, ко л ено, па л ьцы, ноготь

части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор

части предметов одежды: воротник, манжета, пет л я

части окна: рама, подоконник, стек л о

в) название профессий:

в школе детей учит учите л ь людей лечит доктар

еду готовит повар волосы стрижёт парихмахер

дома строит страите л ь фотографирует детей фатограф

овощи и фрукты продаёт прадавец границу охраняют ахранники

мусор убирает дворник

г) уровень обобщения:

свитер, платье, шорты, юбка, колготки адежда

сапоги, туфли, тапочки, кроссовки обуфь

сковорода, блюдце, кастрюля, чашка пасуда

шкаф, кресло, диван, тумбочка меби л ь

кабачок, капуста, редиска, морковь оващи

персик, груша, лимон, банан фрукты

кошка, корова, коза, баран жывотные

волк, ёж, мышь, жираф животные

голубь, ворона, снегирь, синица птицы

утка, гусь, индюк, петух птицы

автобус, электричка, трамвай транспарт

жук, кузнечик, бабочка, комар жывотные, насикомые

яблоня, груша, ель, рябина деревья

клубника, малина, черника, брусника ягады

Словарь признаков

а) подбор прилагательных к имени существительному:

лимон – какой? кис л ый, жо л тый

лиса – какая? рыжая, пушыстая, хитрая

платье – какое? красивае, краснае, ба л ьшое

б) подбор антонимов:

широкий – уский весёлый - грусный холодный - жаркий

длинный - ма л енький светлый - чёрный добро - зло

сухой - мокрый высокий - маленький друг - недруг

прямой - кривой больной - здаровый покупать – прадавать

в) образование прилагательных от имён существительных:

горка изо льда – ледяная салат из моркови – марковный

стакан из стекла – стек л янный кисель из клюквы – к л юк…веный

шляпка из соломы – со л омная шишка ели – е л овая

лист дуба – дубовый тесто из муки – (с помощью) мучное

г) образование притяжательных прилагательных:

у собаки лапа – собачья, у кота – кашачия

у лисы хвост – лисий, у волка – валчиная

у зайца уши – зайчие, у собаки – сабачия

у курицы яйцо – куринае, у страуса – страусинае

18.3 Глагольный словарь:

а) что делает?

рыбка п л авает, играет продавец прадаёт, бирёт деньги

учитель учит, правиряеттитрадки врач л ечит

лётчик л етит, водит сама л ёт дождь капает, идёт

Связная речь

а) составление рассказа по серии сюжетных картинок (5 картинок)

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».

Наступи л а утра. Курачка с цып л ятками паш л а гу л ять на у л ицу. Пок л ива л и зёрнышки, папи л ивадички. Патом наступи л вечер, и анипаш л и дамой.

б) пересказ прослушанного текста

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».

Добрая девочка.

Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз гулять в садик. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнёздышко.

Жи л а-была девачка Зина. И паш л а Зина гу л ять на у л ицу. И вдруг увиде л а на дарошке ма л енькую птичку. С л авила мух, пакарми л а ма л енькую птичку. Патом атнес л а птичку дамой, и па л ажы л а её в гнёздышка.

Логопедическое заключение: Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)

Направления коррекционной работы:

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Коррекция нарушений произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

· уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у ребёнка умения активно пользоваться различными способами словообразования;

· уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения ребёнком словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

· развитие навыков построения связного высказывания; смысловой культуры высказывания;

· установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

· устойчивости внимания;

· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

· способности к запоминанию;

· способности к переключению;

· навыков и приёмов самоконтроля;

· познавательной активности;

· произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

· планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

· контроль за ходом своей деятельности;

· работа в определённом темпе;

· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

· умения внимательно слушать и слышать учителя-дефектолога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

· умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

· умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

· умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-дефектолога.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

· ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

· ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

· применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания

· соблюдение речевого этикета при общении.

Литература:

Основная:

1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М: Просвещение, 1968. – 368 с.

2. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи /Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. М., 2007.

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2003.

Дополнительная:

  1. Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Мн., 2010.
  2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт-Петербург, 2003.
  3. Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М., 2003.
  4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2003.

 


[1]Использованы материалы консультативного центра ИКП РАО; авторская орфография и стилистика запросов сохранена.

Практическое занятие № 6 (2 ч).

Тема: Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи.

Цель: углублять и обобщать знания о сущности общего недоразвития речи (ОНР), основных подходах к его изучению, совершенствовать умения пользоваться специальным категориально-терминологическим аппаратом, анализировать исследовательские материалы; развивать умения консультировать родителей и педагогов по проблеме ОНР у детей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие об ОНР. Характеристика детей с ОФНР.
  2. Степени выраженности ОНР.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить 3 закрытых тестовых задания по теме «ОНР».

2. Составить структурно-логическую схему “ Дифференциальная диагностика ОНР”.

  1. Дать консультацию [1] по следующим запросам родителей и педагогов:

- Здравствуйте! Сейчас часто используется постановка такого диагноза как ОНР IV уровня. Чем он отличается от НВ ОНР?

- Индивидуальные особенности детей с ТНР (ОНР). Где можно найти информацию по данной теме?

Литература:

Основная:

1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М: Просвещение, 1968. – 368 с.

2. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи /Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. М., 2007.

3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2003.

Дополнительная:

  1. Баль Н.Н. К проблеме понятийно терминологического аппарата логопедии // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы II Междунар. теоретико-методолог. семинара, 26 апр. 2010 г. В 2 ч. Ч. 2 / Моск. гос. пед. ун-т. М., 2010. (электрон.в-т)
  2. Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Мн., 2010.
  3. Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М., 2003.
  4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2003.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.