Западники, славянофилы и евразийцы как историки — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Западники, славянофилы и евразийцы как историки

2018-01-04 405
Западники, славянофилы и евразийцы как историки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Западники Славянофилы Евразийцы
Время возникновения 30-40 годы XIX века 30-40 годы XIX века 20-30 годы XX века
Основные идеологи П.Я.Чаадаев; Т.Н.Грановский; П.В.Анненков; К.Д.Кавелин; С.М.Соловьев; В.Г.Белинский. А.С.Хомяков; братья И.П. и П.В.Киреевские; К.С. и И.С.Аксаковы; Ю.С.Самарин.   П.Н.Савицкий; Н.С.Трубецкой; Г.В.Флоровский; В.Н.Ильин; Л.П.Карсавин; Г.В.Вернадский; Л.Н.Гумилев.
Основные идеи 1. Главная задача России – следовать европейскому пути развития. 2. Государство и власть – основные преобразовательные силы.   1. Россия имеет особый, национально-самобытный славянский путь развития. 2. Соборность – основа единения власти и народа. 3. В России духовные устремления преобладают над материальными. 1. Россия – это Евразия, синтез черт Европы и Азии с выраженным преобладанием азиатских черт. 2. Исторический путь развития России противоположен западному. 3. Залог процветания будущей России – незыблемость устоев православия.
Взгляды на некоторые моменты истории 1. Петр I вывел Россию в число великих держав мира. 2. Допетровская Россия – пример исторической стагнации и отставания. 3. Режим Николая Палкина – это 30-летний заморозок, отбросивший Россию на годы назад в экономике, культуре и военном деле. 4. Восстание декабристов было протестом лучшей части аристократии против возвращения азиатских нравов и тоталитарных порядков. 1. Петр I «свернул» Россию с естественного пути развития. 2. Допетровская Россия – идеал естественного развития страны, когда власть находилась в гармонии с народом. 3. Царствование Николая I – расцвет российской промышленности и армии, в стране произошел великий культурный подъем. 4. Декабристы – масоны и изменники Родины. 1. Монголо-татарское иго (и вообще «степь») сыграло положительную роль в исторической судьбе России. 2. Утверждение оправданности русских революций начала XX века.

1.5.4. Сравнительная таблица взглядов некоторых русских историков

На различные моменты истории Руси-России

  Н.М.Карамзин В.О.Ключевский Л.Н.Гумилев М.Н.Покровский
Монголо-татарское иго Способствовало утверждению в России самодержавия, объединению распавшихся русских земель. Не оказало глубокого влияния на ход нашей истории; лишь ускорило процессы, начавшиеся еще до прихода монголо-татар. Не существовало. Ускорило развитие Руси, способствуя разрешению внутреннего кризиса.
Опричнина Ивана Грозного Проявление болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей. Гипертрофированная централизация государственной власти. Беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств, проявление действия антисистемы. Акт династической и личной самообороны царя, способствовавший установлению нового классового режима с подъемом «исстари сильной в Москве буржуазии».
Смута рубежа XVI-XVII вв. Разврат всех сфер русского общества. Социальное движение, зародившееся в верхах русского общества и постепенно втянувшее в свою орбиту широкие слои населения. Акматическая фаза российского этноса, которая сопровождается внутренним соперничеством и резней. Начинаются гражданские войны, которые сопровождаются огромным рассеиванием энергии. Гражданская война в России.
Личность и деятельность Петра I Разрушитель традиционного уклада жизни государства и общества, насильственными способами насаждавший иноземные порядки. Реформы Петра не столь глобальны и ситуационны. Они являются ответом на веление времени (война). «Встав на сторону нововведений, Петр горячо ополчился против мелочей, которыми прикрывались дорогие для русского человека предания старины» (бороды, кафтаны). Идея о мудром царе–преобразователе, прорубившем окно в Европу, – это легенда, рожденная при Екатерине II. Реформы Петра – логическое продолжение реформаторской деятельности его предшественников. Петр учредил торговый капитализм в России. Он «пытался учить капитал, загнав его дубиной в промышленность», хотя тот «опять просился в торговлю».

Варианты тестовых заданий

Формы работы над тестом:

А – Выберите ЕДИНСТВЕННО правильный ответ .

Б–Установите соответствие между ЛЕВЫМ и ПРАВЫМ столбцом.

В – Выберите ВСЕ правильные ответы.

Г – Один или несколько вариантов ответов ЛИШНИЕ. Отметьте их.

Д – Расставьте ответы по степени наличия тех или иных признаков.

1. (Г) Классификация исторических источников:

а) вещественные; б) изобразительные; в) археологические; г) письменные;

д) фонетические; е) архивные; ж) аудиовизуальные.

 

2. (Б) Соотнесите названия отраслей истории и их определения:

1) Сфрагистика а) наука, изучающая процесс накопления исторических знаний;

2) Бонистика б) наука о бумажных деньгах;

3) Геральдика в) наука о печатях;

4) Историография г) наука, изучающая сложные неравновесные системы;

5) Синергетика д) наука о гербах.

 

3. (Г) Основные функции исторического знания:

а) духовная; б) этническая; в) социализации; г) коммуникативная;

д) познавательная; е) формирования исторического сознания; ж) информационная.

 

4. (Б) Соотнесите названия отраслей истории и их определения:

1) Нумизматика а) наука, изучающая историю письма;

2) Фалеристика б) наука, изучающая надписи, сделанные на твердом материале;

3) Археология в) наука о монетах;

4) Эпиграфика г) наука, изучающая вещественные источники, находящиеся в земле;

5) Палеография д) наука об орденах и медалях.

 

5. (Г) Уровни исторического сознания:

а) обыденный; б) эмоционально-целостный; в) образный; г) интегративный;

д) познавательный; е) конкретно-исторический; ж) теоретический.

 

6. (Б) Соотнесите фамилии ученых и вклад в историческую науку:

1) Л.Н.Гумилев а) выделил этапы русской истории: древняя, средняя и новая история;

2) В.Н.Татищев б) положил начало российской исторической географии;

3) В.О.Ключевский в) утвердил объективный подход в исторической науке;

4) Н.М.Карамзин г) выделил критерии изучения истории: пространство, время и этнос;

5) С.М.Соловьев д) составил историю России XVII-XVIII вв.;

е) рассмотрел историю в контексте формирования государства.

 

7. (Б) Соотнесите фамилии ученых-историков и названия их трудов:

1) Л.Н.Гумилев а) «История государства Российского»;

2) В.Н.Татищев б) «От Руси к России»;

3) В.О.Ключевский в) «Курс русской истории»;

4) Н.М.Карамзин г) «История Российская »;

5) С.М.Соловьев д) «История России с древнейших времен»;

6) И.Е.Забелин е) «Очерки по истории Смуты в Московском государстве в XVII-XVIII вв.»;

7) С.Ф.Платонов ж) «Домашний быт русских царей».

 

8. (Б) Соотнесите функции истории и их сущность:

1) воспитательная а) выявление закономерностей исторического развития;

2) познавательная б) способ объединениялюдей в общность, составляющую единый народ;

3) прогностическая в) способ интеграции индивида в систему общественных отношений;

4) этническая г) формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

5) социализации д) способ взаимосвязи между людьми;

е) предвидение будущего.

 

9. (Б) Соотнесите методы истории и их значение:

1) социологический а) описание исторических событий и явлений;

2) идеографический б) классификация исторических явлений, событий и объектов;

3) компаративный в) преимущественное внимание к человекув истории;

4) типологический г) раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития;

5) системный д) преимущественное внимание к истории общества;

е) сопоставление исторических объектов в пространстве и времени.

 

10. (Б) Соотнесите понятие и его смысл:

1) формация а) теория открытых сложных неравновесных нелинейных систем;

2) пассионарность б) общество на определенной ступени исторического развития;

3) цивилизация в) учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов;

4) синергетика г) изучение названий географических пунктов;

5) детерминизм д) непреодолимое стремление человека к деятельности, к реализации целей;

е) целостная общественная система (экономика, политика, социальная организация, религия, искусство и др.).

 

11. (А) Методологический подход, предполагающий всеобщность, однолинейность, поступательное развитие истории и смену пяти основных стадий исторического развития:

а) пассионарный; б) формационный; в) цивилизационный; г) мир-системный; д) демографический детерминизм.

 

12. (А) Методологический подход, предполагающий, что вся история человечества есть бесконечное повторение множества одинаковых процессов, совокупность дискретных циклов и изучающий в рамках истории целостные общественные системы:

а) пассионарный; б) формационный; в) цивилизационный; г) мир-системный; д) демографический детерминизм.

 

13. (Б) Соотнесите методологические подходы и имена ученых, работающих в рамках этих подходов:

1) технический детерминизм а) О.Шпенглер;

2) мир-системный подход б) К.Поппер;

3) цивилизационный подход в) О.Тоффлер;

4) географический детерминизм г) Х.Ортега-и-Гассет;

5) классический волюнтаризмд) А.Л.Чижевский;

е) А.Г.Франк.

 

14. (А) Историко-культурная концепция, согласно которой режим Николая I отбросил Россию на годы назад в экономике, культуре и военном деле:

а) евразийство; б) западничество; в) панславизм; г) славянофильство;

д) субъективизм; е) объективизм.

 

15. (Г) Отрасли истории, изучающие вещественные источники:

а) сфрагистика; б) археология; в) палеография; г) нумизматика;

д) геральдика; е) фалеристика; ж) генеалогия.

 

16. (В) Ученые-славянофилы:

а) Ю.С.Самарин; б) Н.С.Трубецкой; в) П.Я.Чаадаев; г) А.С.Хомяков;

д) Л.П.Карсавин; е) И.С.Аксаков; ж) П.Н.Савицкий.

 

17. (Д) Расположите в правильной последовательности (от самого раннего по времени появления собственной исторической теории до самого позднего) фамилии историков:

а) Л.Гумилев; б) Г.Байер; в) Н.Карамзин; г) С.Соловьев; д) О.Шпенглер.

 

18. (А) Отрасль истории, которую историк А.В.Арциховский называет «историей, вооруженной лопатой»:

а) историография; б) метрология; в) эпиграфика; г) бонистика; д) археология.

 

19. (А) Методологический подход, предполагающий, что действия отдельных крупных политических личностей определяют движение истории:

а) субъективизм; б) марксизм; в) мир-системный подход; г) экологический детерминизм;

д) объективизм.

 

20. (А) Отрасль истории, изучающая историю родов, происхождение отдельных лиц:

а) историография; б) метрология; в) хронология; г) генеалогия; д) археология.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.