Раздел 1. Введение в экономическую теорию — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

2018-01-04 192
Раздел 1. Введение в экономическую теорию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Санкт-Петербург

Министерство образования РФ

_______________________________

 

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ"

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Учебное пособие

 

 

Под редакцией А. А. Карачева

 

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

УДК 336 (076)

ББК У01

Э-40

 

 

Авторы: Л. Ю. Баранова (гл. 3), А. А. Карачев (введение, гл. 1), Л. И. Лидванова (гл. 11), А. Н. Мошнов (гл. 5, 10), М. В. Николаева (гл. 7, 10), В. П. Семенов (гл. 8), М. В. Чигирь (гл. 6, 9), Д. В. Чудинова (гл. 2), Т. С. Ягья (гл. 4, 9).

 

 

Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Карачева. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000. - 163 с.

 

 

Содержит изложение основных теоретических вопросов для самостоятельной подготовки студентов по дисциплине "Экономическая теория", разработанной преподавателями кафедры экономической теории университета.

Предназначено для студентов всех специальностей и направлений подготовки.

 

Рецензенты: кафедра экономической теории Санкт-Петербургской инженерно-эконо-мической академии; канд. экон. наук доц. В. А. Тарабанова (СПбГУ).

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

ISBN 5-7629-0314-1 ÓСПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2000

 

Экономическая и организационно-управленческая подготовка бакалавров и специалистов в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете включает изучение ряда базовых дисциплин, а также дисциплин по выбору студентов. Фундаментальной основой этой подготовки является курс "Экономическая теория", разработанный преподавателями кафедры экономической теории ЭТУ в соответствии с Государственным образовательным стандартом и новыми учебными планами многоуровневой подготовки студентов университета. Целью настоящего учебного пособия является оказание помощи студентам в освоении учебного материала и самостоятельной подготовке к практическим занятиям. Для этого структура пособия, включающая одиннадцать глав с соответствующей рубрикацией, максимально приближена по названиям к формулировкам вопросов тем семинарских занятий по дисциплине "Экономическая теория". Широко представлены также графические материалы и вспомогательные таблицы, иллюстрирующие действие экономических законов, приводятся определения основных категорий и базовые классификации.

Содержание учебного пособия отражает основные достижения отечественной и мировой экономической науки по фундаментальным проблемам экономической теории. В частности, рассматривается процесс возникновения и развития рыночной экономики как наиболее эффективного механизма взаимодействия производителей и потребителей экономических благ. Анализируется содержание и формы проявления таких ключевых категорий, как товар, деньги и цена. Показан механизм взаимодействия спроса и предложения на товарном рынке в условиях различных конкурентных структур. Приводятся также особенности основных факторных рынков: труда, капитала и земли. Большое внимание уделяется рыночной инфраструктуре - денежно-финансовым рынкам. Центральное место в пособии занимают проблемы макроэкономики - инфляция, безработица и экономический рост. Для их анализа используется модель макроэкономического оборота товаров и доходов и модели макроэкономического равновесия на товарном рынке. В отдельный раздел выделена экономическая политика государства, ее основные цели, направления и механизмы. При этом особый акцент делается на проблематику России, для которой эти вопросы являются чрезвычайно актуальными.

Учебное пособие рассчитано на студентов как технических специальностей, так и гуманитарного и экономического факультетов университета с учетом их специфики.

 

 

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Экономические науки

 
 


Фундаментальная Прикладные Экономическая

экономическая теория экономические науки политика

 
 


Макро- Микро- отраслевые функциональные

экономика экономика

 


Общественное производство

 

Рис. 1.1

 

Прикладные экономические науки изучают особенности организации и функционирования или отдельных отраслей хозяйства (отраслевые науки), или направлений экономической деятельности (функциональные науки). К отраслевым наукам относятся экономика отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, науки, здравоохранения и т. д. Функциональные науки включают статистику, финансы и кредит, маркетинг, менеджмент.

Экономическая наука в целом вырабатывает практические рекомендации для государственных органов и других субъектов хозяйства, которые могут быть реализованы в экономической политике, воздействующей на общественное производство.

Выделив экономическую теорию в системе экономических наук, перейдем к уточнению ее предмета – понятию общественного производства. Во-первых, какие отрасли и направления человеческой деятельности оно включает? Традиционно это понятие трактовалось в узком смысле как производство материальных благ и услуг. Однако по мере усиления целостности общества и возрастания роли науки и информации его границы расширяются и сегодня включают также нематериальное производство, т. е. сферу услуг, образование, науку и т. д. Во-вторых, в общественном производстве разграничивают вещественную и общественную стороны. Первую образуют отношения людей к природе, или производительные силы общества. Вторая сторона представляет собой общественную форму производства или экономические отношения.

Рассмотрим подробнее вещественную сторону производства, которая является его материальной основой. В этом смысле экономику можно представить как поле взаимодействия двух метасистем – общества и природы (рис. 1.2). Природа выступает как всеобщее условие производства и источник природных ресурсов ПР. Общество является одновременно результатом производства и источником трудовых ресурсов ТР. Трудовые ресурсы, вовлеченные в производство, превращаются в рабочую силу РС. Производительно используемые природные ресурсы становятся средствами производства СП, в составе которых выделяются предметы и средства труда. Рабочая сила является личным фактором производства, а средства производства – вещественным. Их взаимодействие образует производительные силы ПС. С развитием общества все большее значение для экономики приобретают всеобщие производительные силы ВПС; к ним относятся наука, информация, технология и организация производства, инжиниринг, вся инфраструктура производства и т. д.

Результатом производства является общественный продукт П, который используется для воспроизводства самой экономической системы П1, развития общества П2 и воспроизводства природы П3, т. е. для удовлетворения личных и общественных потребностей. Между повышением потребностей человека и общества и ограниченностью природных и трудовых ресурсов существует объективное противоречие, которое является основным источником развития экономики.

 


Общество

ТР ВПС

 
 


Экономика

РС П1

           
   
 
     
 
 


П П2

ПР СП

 

 

П3

Природа

 

 

Рис. 1.2

 

 

Потребности это те объективные условия, которые необходимы для нормальной жизни человека и общества. Субъективно они ощущаются как состояние неудовлетворенности. Это потребности в пище, жилье, безопасности, здоровье, интеллектуальном и духовном развитии и т. д. Источники удовлетворения потребностей различны. Нас в данном случае интересуют лишь экономические потребности. Критерием их определения является ограниченность источников удовлетворения, редкость потребительских благ относительно самих потребностей. Например, нам более чем необходим воздух, но сейчас его много, поэтому данная потребность не является экономической. Если же атмосфера будет отравлена загрязнениями и чистый воздух можно будет получать только из баллонов, число которых ограничено, то эта потребность превратится в экономическую. Очевидно, что критерий «экономичности» является подвижным и зависит как от изменения потребностей, так и от доступности благ для их удовлетворения.Человек как существо разумное осознает свои потребности, и в момент такого осознания они становятся экономическими.

Благо это продукт производства, используемый как средство для удовлетворения экономических потребностей человека и общества. Количество благ ограничено, так как ограничены трудовые и природные ресурсы для их производства. Ограниченность ресурсов определяет альтернативностьих использования. В экономике полнойзанятости, когда задействованы все трудовые и производственные ресурсы, также приходится принимать решения о выборе благ, которые следует производить, а от каких отказаться, т. е. экономить.

Иллюстрацией проблемы выбора в экономике является кривая производственных возможностей (рис. 1.3). Для ее построения примем ряд допущений. Во-первых, количество ресурсов постоянно и они полностью используются. Во-вторых, технология производства является неизменной, объем выпуска благ также постоянный, т. е. эффективность производства – постоянная. В-третьих, для упрощения модели сократим ассортимент производимых благ до двух видов – пушки и масло.

 
 


Пушки, A1

тыс. шт.

15 А

S

12

 

9

 

6

Y

3

F F1

0

1 2 3 4 5 Масло, млн. кг

Рис. 1.3

 

Если все ресурсы общества направить на производство масла, то его можно выпустить 5 млн. кг (точка F). Если производить только пушки, их можно выпустить 15 тыс. шт. (точка А). Все возможные комбинации одновременного производства пушек и масла представлены точками на кривой производственных возможностей. Данная кривая означает состояние Парето-эффективности экономики (по имени итальянского экономиста В.Парето), когда невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Другими словами, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества (в пушках и масле) при данных ограниченных ресурсах. Экономика неполной занятости может быть представлена точкой Y, расположенной внутри кривой производственных возможностей, когда ресурсы недоиспользуются. Точка S отражает нереальные планы производства. Перемещение кривой в положение А1F1 возможно при увеличении предложения ресурсов или в условиях технического прогресса.

Таким образом, экономика как материальный, вещественный процесс – это производство альтернативных благ при ограниченных ресурсах. Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, включающий в себя стадии распределения, обмена и потребления произведенных благ, то это воспроизводство.

Как уже отмечалось, производство кроме вещественной имеет также общественную сторону. Производя блага, люди вступают в отношения не только с природой, но и в экономические отношения между собой. Эти отношения отражают достигнутый уровень развития производительных сил и имеют сложную структуру, в которой можно выделить три основных блока (рис. 1.4):

 

 
 


Экономические отношения

           
   
     


Технико- Организационно- Социально-

экономические экономические экономические

(технологические (типы хозяйственных (формы

способы производства) механизмов) собственности)

Аграрный Натуральный Коллективная

 

Индустриальный Рыночный Частная

           
     


Постиндустриальный Централизованный Государственная

Cмешанная экономика

 

Рис.1.4

 

1. Технико-экономические отношения, которые выражают уровень и

этапы развития производительных сил общества и классифицируются на следующие технологические способы производства: аграрный, индустриальный и постиндустриальный.

2. Организационно-экономические отношения, которые характеризуют

формы организации экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов и подразделяются на следующие типы хозяйственных механизмов: натуральный, рыночный, централизованный и смешанную экономику.

3. Социально-экономические отношения, отражающие способы

распределения и присвоения экономических благ, ядром которых являются следующие формы собственности: частная, коллективная и государственная.

Приведенная классификация экономических отношений адекватна описанию экономики как сложной системы, являющейся подсистемой природы, общества и одновременно специфической системой собственно экономических отношений.

Особое место в системе экономических отношений занимают отношения собственности и, в частности, собственности на факторы производства (труд, земля, капитал). Они пронизывают все уровни экономической системы – производство, распределение, обмен и потребление благ. Отношения собственности по существу являются санкционированными обществом, нормами поведения людей по поводу благ, т. е. определенными «правилами игры», принятыми в обществе. Эти «правила» выражены в комплексе прав собственности, состоящем из следующих элементов:

- права владения, т. е. права исключительного физического контроля над благами;

- права пользования, т. е. права применения полезных свойств благ для себя;

- права управления, т. е. права решать кто и как будет обеспечивать использование благ;

- права на доход, т. е. права обладать результатами от использования благ;

- права суверена, т. е. права на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.

Таким образом, общественная сторона производства представляет собой сложный комплекс экономических отношений, возникающих между людьми в процессе использования ограниченных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Предметом экономической теории являются наиболее общие закономерности функционирования этих отношений, реализующихся через человеческую деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению благ.

Экономическая теория обособляется среди других наук не только предметом, но и методами исследования. Наряду с общенаучными принципами и методами познания, такими, как восхождение от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция, анализ и синтез, в ней широко применяется экономико-математическое моделирование.

Результатом экономических исследований является система экономических законов, категорий и моделей. Экономические законы – это существенные, устойчивые, причинно-следственные, постоянно повторяющиеся связи в экономике. Экономическая категория – это абстрактное понятие, отражающее наиболее существенные стороны экономических отношений (собственность, цена и т. п.). Так как реально существующие социально-экономические явления взаимосвязаны, то и экономические законы и категории представляют собой целостную систему, которая может быть отражена в экономико-математических моделях.

 

1.3. Человек и экономика

 

В центре реальной экономики и соответственно экономической науки

находится человек как производитель и потребитель создаваемых благ. Однако между производительной и потребительской сторонами человека существует противоречие, так как первое – тягость, а второе – удовольствие. Поэтому одной из основных проблем экономики является мотивация труда. От ее решения зависит эффективность производства и благосостояние людей. Сложность проблемы определяется противоречивой биосоциальной природой человека и изменчивостью этой природы в процессе исторического развития. Выделяются четыре основные модели человека, характеризующиемотивы его экономической активности и ее цели, а также психофизиологические особенности:

1. «Человек отчужденный» характерен для первобытного, рабовла-

дельческого, феодального и социалистического общества, когда экономика не является самостоятельной подсистемой общества, а служит функцией его социальной организации. Принуждение к труду является внеэкономическим (мораль, религия, насилие и др.).

2. «Человек экономический» сформировался в условиях зарождения

капитализма, и его модель была разработана классиками английской политической экономии в XVIII в. Основные черты «hоmо economicus»: экономический эгоизм или стремление к удовлетворению своих потребностей и интересов; рационализм, т. е. информированность и осознанность поведения, направленного на максимизацию выгод при минимизации издержек; индивидуализм, проявляющийся в обособлении собственных интересов и деятельности.

3. «Человек социальный» явился предметом изучения институциона-

листов, которые выделяли ведущую роль социальных мотивов в экономическом поведении людей. Они также подчеркивали ограниченную рациональность людей, интуитивность их действий в условиях неопределенности будущего и несовершенства информации. Новые поведенческие предпосылки выражаются в адаптивных действиях людей, предпочитающих приспособление, а не максимизацию выгод. Они формируются в условиях возрастающей роли формальных и неформальных правил экономического поведения людей в регулируемой рыночной экономике ХХ в. Экономический детерминизм уступает место социальному, при котором особое значение имеют социальные институты (обычаи, нормы и правила поведения).

4. «Человек альтернативный» появляется в период перехода к

постиндустриальному обществу, когда происходят качественные изменения в самом человеке и в производстве на основе компьютерного этапа научно-технической революции. Труд становится творческим, интеллектуальным и сам по себе мотивирует экономическую деятельность человека, становясь положительной ценностью. Основой экономики является не материальное производство, а сфера услуг – экономика знаний, экономика здоровья и экономика свободного времени. Обмен товаров уступает место обмену идей, в котором нет эквивалентности и отчуждения, а есть взаимное общение и обогащение знаниями.

Постиндустриальная экономика по существу утрачивает определенные свойства рыночного хозяйства – это экономика будущего. Однако, чтобы разобраться в ней, необходимо изучить экономику настоящего, т. е. рыночную экономику.

 

 

Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА

Зности каждого из дополнительно по- Рис. 3.2

требляемых благ уравниваются:

 
 

Теория потребительского поведения рассматривает также категорию ресурсных ограниче-ний и возможностей денежного дохода, определяющего платеже-способность покупателя. Ограни-ченность денежных доходов, в пределах которых могут быть осуществлены расходы на потре-бление, называют бюджетными ограничениями. График функции бюджетного ограничения пред-ставлен на рис. 3.3. Линия ресурсных возможностей очерчивает предел покупательской способности при данном доходе. Ее называют линией бюджетных ограничений ММ. Любая точка на линии бюджетных ограничений – это выбор вариантов товарных наборов, который отражает то, как потребитель распределил свой личный бюджет. С – точка недоиспользования личного дохода, D – точка заимствования денег.

Положение и наклон линии бюджетных ограничений определяются также уровнем товарных цен. Снижение общего уровня цен увеличивает платежеспособность покупателя и перемещает линию бюджетных ограничений вправо, а повышение цен уменьшает спрос и смещает линию влево. В этом проявляется так называемый эффект дохода, воздействующий на отрицательный наклон кривой спроса, представленной на рис. 3.1.

В свою очередь изменение цен на однородные товары-субституты также влияет на рыночный спрос на каждый из них – так проявляется эффект замещения.

Таким образом, характер закона спроса и отрицательный наклон кривой спроса объясняются следующими ценовыми факторами:

1. Убывающая предельная полезность. При увеличении числа поку-

паемых товаров предельная полезность последнего из них убывает (первый закон Госсена). Поэтому потребители покупают дополнительные единицы товара лишь при снижении цен на него.

2. Эффект дохода. Снижение товарных цен приводит к увеличению

покупательной способности имеющегося дохода потребителя. Поэтому он в состоянии купить большее количество данного товара, чем прежде, не отказывая себе в приобретении других товаров.

3. Эффект замещения. Потребители склонны покупать более деше- вые товары вместо аналогичных более дорогих. Следовательно, если на один из товаров-субститутов снижается цена, то он «вытесняет» с рынка относительно более дорогие товары.

Закон спроса выражает предпочтение не только индивидуального потребителя. Если просуммировать индивидуальный спрос всех покупателей, то получится общий рыночный спрос. При его формировании кривая спроса DD может принимать различные конфигурации.

На рыночный спрос влияет также ряд неценовых факторов:

1. Денежные доходы потребителей и их изменение. Если доходы

увеличиваются и покупатели могут приобретать больше товаров, то каждой неизменной и даже возможной цене товара будет сопутствовать большая величина спроса. Следовательно, на графике произойдет сдвиг кривой спроса вправо из положения DD в положение D1D1 (см. рис. 3.1). Если доходы уменьшаются, то кривая спроса сместится влево в положение D2D2. Таким

 

образом, сдвиг кривой спроса – это смещение ее влево или вправо, независимо от колебания рыночных цен. Для каждого уровня потребительских доходов существует своя кривая спроса. Чаще всего при росте потребительских доходов спрос на товар растет. Экономисты называют этот товар нормальным. Однако существуют и такие товары, спрос на которые падает при росте потребительских доходов (например, маргарин или услуги по ремонту обуви). Такие товары называются низшими (товары низкого качества). При росте потребительских доходов кривая спроса на низший товар сдвигается не вправо, а влево.

2. Вкусы, предпочтения, реклама. Например, летом увеличивается по-

требление прохладительных напитков, поэтому кривая спроса на них сдвинется вправо, а зимой их потребление сокращается, соответственно кривая спроса на прохладительные напитки сместится влево.

3. Цены на взаимосвязанные товары – взаимозаменяющие (субститу-

ты) и взаимодополняющие (комплементы). Понятие «взаимосвязанные товары» относится к любым товарам, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар. Предположим, имеются два товара-заменителя X и Y. Если цена товара Y возрастает, а цена товара X остается неизменной, то увеличивается спрос потребителей на товар X, при этом кривая спроса на товар X сдвинется вправо. А если цена товара Y снизится, то кривая спроса товара X переместится влево, указывая на уменьшение спроса на него. Примером взаимозаменяющих товаров могут служить масло и маргарин. А примером взаимодополняющих товаров могут быть автомобили и бензин. Для них, по сравнению с взаимозаменяющими товарами, характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара Y (бензина) ведет к увеличению спроса на товар X (автомобили) и наоборот.

4. Инфляционные ожидания или предполагаемые изменения будущих

цен. Например, если ожидается увеличение цен на соль, сахар или хлеб, то кривые спроса на все эти товары сместятся вправо, так как последуют закупки их впрок.

5. Численность населения. Увеличение населения страны ведет к рос-

ту количества потенциальных покупателей на рынке, что расширяет границы потребления и сдвигает кривую спроса вправо.

Во всех перечисленных случаях предполагается анализ только общего наклона кривой спроса или направлений ее сдвигов. Более точная форма изменения кривой спроса характеризуется ее эластичностью.

Эластичность спроса является наиболее распространенной количественной оценкой динамики величины спроса. Она показывает степень влияния на величину спроса на конкретный товар определенных изменений в рыночных условиях, а именно: изменения цены товара, уровня доходов потребителей, цен прочих товаров.

Эластичность спроса по цене означает степень изменения величины спроса в зависимости от степени изменения цены. Эластичность спроса по цене ЕРD измеряется как отношение изменения величины спроса на товар Q к изменению его цены Р. При этом коэффициент эластичности спроса показывает реакцию спроса на изменение цены товара:

 

 
 

Формула может давать отрицательные значения эластичности, если величина спроса меняется в направлении, противоположном изменению цены. В этом случае знак «минус» опускается, т. е. значение коэффициента берется по модулю (учитываются положительные значения).

Если ЕРD > 1, то спрос эластичен, если же ЕРD < 1, то спрос неэластичен. Он может быть равен единице (спрос с единичной эластичностью – когда цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент). На рис. 3.4 представлена линия эластичного спроса, на рис. 3.5 - линия неэластичного спроса, на рис. 3.6 – линия спроса с единичной эластичностью, на рис. 3.7 – линия совершенно неэластичного спроса, на рис. 3.8 – линия совершенно эластичного спроса.

           
     


Q Q DQ

D

D

D D D

450

P P P

Рис. 3.4 Рис. 3.5 Рис. 3.6

       
   


Q D Q

 

D D

 

D

P P

Рис. 3.7 Рис. 3.8

 

В зависимости от коэффициента эластичности спроса по цене различают товары высокой, низкой и постоянной (единичной) эластичности.

Эластичность спроса по доходу ЕID выражает изменение величины спроса в зависимости от изменения доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу исчисляется как отношение процентного изменения количества продукции Q, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению дохода I:

 
 

Товары массового спроса, как правило, имеют низкую эластичность по доходу (ЕID < 1), так как они необходимы в повседневной жизни и обладают достаточно высоким качеством, чтобы не быть заменяемыми. Предметы роскоши и дорогие товары длительного пользования имеют высокую эластичность по доходу (ЕID > 1), поскольку с ростом благосостояния их покупают все больше. Это примеры нормальных товаров. Для них характерна положительная эластичность спроса по доходу. Товары низкого качества имеют отрицательную эластичность по доходу, поскольку с ростом дохода они исключаются из употребления и заменяются другими, более качественными и дорогими.

Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение величины спроса на какой-либо товар в зависимости от изменения цены на взаимосвязанный товар – либо заменитель (субститут), либо дополняющий товар (комплемент). Перекрестная эластичность спроса определяется как отношение процентного изменения величины спроса на товар А к заданному процентному изменению цены другого товара В:

 
 

 

 

3.2. Предложение на товарном рынке

 

Наряду с покупателями на товарном рынке действуют продавцы и производители благ. Их экономические интересы противоположны интересам покупателей. Если потребители заинтересованы в низких ценах, то для производителей цена – это выручка за каждую единицу товара. Она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой товар на рынке. Поэтому чем выше цена, тем больше предложение товаров и услуг со стороны продавцов.

Предложение – это количество товаров, которое может быть представлено к продаже по установившимся ценам в течение определенного периода времени. Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, которая выражает закон предложения. Такая зависимость величины предложения QS от цены товара выражается функцией: QS = f (P).

Графически действие закона предложения представлено в виде кривой SS, которая называется кривой предложения (рис. 3.9).

Положительный наклон и выпуклая форма кривой предложения объясняются не только стимулирующим воздействием на его объемы более высоких цен. Главной целью товаропроизводителей является получение прибыли, которая является разницей между ценой продажи и издержками на производство товаров. При увеличении объемов произ-водства издержки на единицу продукции также возрастают, так как ограниченность производственных ресурсов, их редкость и невозможность быстрой переналадки произ-водства заставляют подклю-чать к изготовлению данного товара менее эффективные, а значит, и более дорогие ресурсы. Кроме того, высокие цены стимулируют переключение на выпуск подобных товаров другие предприятия, что требует дополнительных затрат. Поэтому в основе возрастающей кривой предложения лежит также возрастающая кривая издержек. Если повышение цен компенсирует рост издержек и не уменьшает заданную прибыль, то в этом случае величина предложения увеличится. Изменение величины предложения, обусловленное изменением цены товара, графически изображается движением вдоль кривой предложения SS по точкам А, В, С (рис. 3.9).

На предложение, кроме цены, воздействуют также неценовые факторы. Изменение предложения, происходящее в результате изменения неценового фактора, показывается сдвигом кривой предложения SS. В случае увеличения предложения - сдвигом кривой SS вправо, в случае уменьшения предложения – влево (рис. 3.9).

К неценовым факторам предложения относятся следующие:


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.