Вклад Рима в мировую культуру — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Вклад Рима в мировую культуру

2018-01-03 1509
Вклад Рима в мировую культуру 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Римляне являются основоположниками правовой культуры. Римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.

2. Потребности масштабного градостроительства вызвали к жизни появление у римлян теоретических и практических трудов по зодчеству, организации строительства дорог, мостов и других коммуникаций, снабжение городов питьевой водой (акведуки) и др. Римляне изобрели бетон, усовершенствовали такие строительные конструкции, как свод и купол.

3. Несмотря на то, что первыми врачами в Риме были греки, римлянам, тем не менее, удалось поднять теоретическую и практическую медицину на значительную высоту. Появились талантливые хирурги, совершенные медицинские инструменты, специальные руководства по медицине, труды по анатомии, физиологии и гигиене. Римляне научились делать пластические операции, впервые применили наркоз.

4. Преуспели римляне и в таких областях научных знаний, как история, география, картография, минералогия, металлургия и многих других.

5. Задачи реальной жизни, цели практического характера определили появление у римлян такой отрасли науки, как агрономия.

6. Многие изобретения Рима в социально-политической, экономической, юридической сферах имеют аналоги в современном европейском обществе. Это и единая денежная система, и единая система налогообложения, централизованное правительство, международный арбитражный суд.

7. В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика - искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

8. В художественной культуре древние римляне создали величайшие произведения, которые и поныне остаются непревзойденными шедеврами мировой культуры. Это достижения в области архитектуры: римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов (в отличие от греков), сомкнутый феерический свод (купол). Создали большое количество акведуков – мостов-водопроводов, подававших в города чистую горную воду. Соорудили многие известные архитектурные памятники – Колизей - самый большой амфитеатр античного мира и Пантеон – храм во имя всех богов (круглое здание, перекрытое грандиозным куполом диаметром более 43 метров, воспроизведение которого стало возможным только в XIX веке с изобретением железобетонных конструкций).Специфическим римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы. В городах римской империи строилось огромное количество терм (бань), бассейнов, фонтанов.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из величайших достижений римского искусства в целом был реалистический скульптурный портрет, показывавших реальных людей со всеми их достоинствами и недостатками (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.).

В рамках римской империи возникнет мировая религия христианство.

 

25. Христианский тип культуры.

 

В рамках римской империи возникнет мировая религия христианство.

Христианство возникло в I веке на территории восточной части Римской империи (в Палестине)как одна из многочисленных сект.

Причины возникновения христианства:

• Кризис политической системы;

• Междуусобные войны;

• Отсуствие единства;

• Наличие множество религий,

• Жалкое существование городского бедноты;

• Неприятие веры своих угнетателей завоеванными народами. Завоеванные народы ненавидели Рим и не принимали его богов;

• Жестокие подавления многочисленных восстаний в провинциях Рима;

• Настроения всеобщей подавленности и отчаяния, апатии и безысходности во всех слоях населения. В завтрашнем дне не были уверены даже богатые римляне;

• Интеллектуальное и моральное разложение Рима.

Нужна была новая идея, новая религия, которая могла бы увлечь и как-то объединить основные массы Римской империи, захватить их воображение. Такой религией и явилось христианство. Новая религия, пропагандировавшая возможность всеобщего спасения простым и доступным способом, провозглашавшая равенство всех людей как грешников, подучила быстрое распространение.

Христианство в рамках Римской империи пережило ряд эволюционных этапов от гонений и убийств первых христиан до объявления императором Константином в 313 году допустимой религией, а в 324 государственной религией. В 325 году был проведен первый Вселенский Никейский собор, на котором был принят символ веры, излагавший основные догматы и канонизирована Библия.

Основы христианского учения изложены в Библии ( Ветхом и Новый заветах) – священной книге христиан.Новый завет (собственно христианство) – новый договор, заключенном между людьми и Богом. Его центральная часть - Евангелия (о лат. - благая весть):

• от Луки,

• от Матвея,

• от Марка,

• от Иоанна.

Кроме евангелий:

• Послания апостолов

• Книги» Деяния святых апостолов»

• «Откровение Иоанна Богослова»

Отправной легендой христианства является легенда об Иисусе Христе, изложенная в четырех Евангелиях. Бог выступает в христианстве в трех лицах (ипостасях): бог- отец, бог-сын и бог- дух святой. Базовой идеей христианства является идея жертвы во имя спасения людей. Через Христа – Богочеловека – восстановлена разрушенная грехопадением связь Бога с миром, осуществлено спасение – освобождение человека и мира от власти греха, дьявола и смерти.

Задача верующего: возрастать и становиться похожими на Христа. Нравственные устои христианства выражаются его заповедями: не произноси имени Господа твоего напрасно; помни день субботний, чтобы святить его: почитай отца и мать своего, чтобы тебе было хорошо; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего…. ничего, что есть у ближнего твоего.

Христианство (по крайней мере в идеале) дает ответ на вопрос:«Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»(Марк 10:17), Иисус отвечал: Отказаться от себя самого и от имени своего. Бог судит людей. Исходя из единственного критерия: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Матфей 25640). Христианство провозглашает равенство людей перед Богом и любовь к людям как к самому богу.

Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.

 

 

26. Культура западноевропейского средневековья.

 

Средневековье – это тысячелетие, условными историческими рамками которого служат IV — XV века. Культура европейского средневековья возникла на руинах Римской империи. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело ее будущее.

· Первая из них - это традиции дряхлеющей греко-римской культуры. Они сохранились в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли.

· Дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне.

· Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира, и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистические установки. Сила христианской церкви обеспечивалась не только единством веры, но также ее организационным единством и имущественными ресурсами. Все это позволило христианству занять главенствующее положение в средневековой европейской культуре.

Раннее Средневековье.

С падением Римской империив Европе начинается беспрерывная полоса феодальной раздробленности и феодальных войн. Европа раздирается смутой и противоречиями. Леса становятся прибежищем многочисленных группировок разбойников. Идет стихийный захват свободных земель. Постепенно в бывших провинциях Рима идет стихийное объединение в организованные сообщества – рыцарские объединения. В них баланс сил становится главным регулятивным принципом. Если силы равны, а интересы совпадают, образуются различного рода корпорации — отряды, общины, коммуны, цеха и т.д. Если силы неравны при совпадении интересов, то слабый входит в зависимость от сильного, по принципу личной зависимости (вассалитет). На смену рабовладельческому обществу приходит эпоха феодализма (от лат. feod — феод, т.е. наследственное земельное держание, получаемое вассалом от сеньора при условии, что вассал берет на себя обязанность выполнять какую-либо службу, обычно военную). Возникает институт рыцарства. Формируются Кодексы рыцарской чести. Первоначально высоко ценились доблесть, сила, храбрость, честность, справедливость, благородство, щедрость - они были важнее богатства и состояния рыцаря. Позже рыцарем мог стать тот, кто мог себе позволить приобрести лошадь, дорогостоящие доспехи и оружие. К феноменам рыцарской культуры, отразившимся на культуре Европы, можно отнести:

§ рыцарские турниры – как механизм выявления сильнейших воинов и предотвращение кровопролития через рыцарский поединок;

§ куртуазная любовь - любовь к прекрасной даме, воспетая в средневековой литературе;

§ романский стиль ( от лат. romanus – римский)– характерный стиль для построек того периода. Необходимость постоянно обороняться приводит к зарождению замкового строительства (храм-крепость, замок-крепость). Романский стиль отличался суровостью, строгостью и простотой, синтезировал в себе римские и христианские художественные традиции. Для этого стиля характерны мощные оборонительные сооружения с толстыми стенами шириной 3-4 м, высокими башнями, маленькими окошками-бойницами, подъемными мостами на цепях, часто окруженные рвами, заполненными водой. Главный элемент композиции выбора, монастыря или замка была башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Семантика романского стиля повторялась в одежде, предметах декоративно-прикладного искусства, быта того времени. Впоследствии замки станут основой формирования средневекового города.

Позднее средневековье. Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становилась городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля. Шел процесс технического развития: применение водяных и ветряных мельниц, подъемников для строительных кранов и т.д. Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение «новой» Европы. На протяжении IX-XV вв. города становятся центрами ремесла, торговли, развития товарного производства и появления элементов капитализации. Начинается процесс образования государств, регулярных армий.

Характерной особенностью средневековья является сословное разделение общества ( духовенство, рыцарство и народ). Существенным отличием средневекового общества являлось отсутствие личной свободы. В Средневековье каждый человек обречен был соответствовать своей роли, предписанной социальным положением. Идея порядка, иерархичности становится поистине навязчивой, «пропитывая» собой все элементы средневековой культуры. Порядок диктовал и жесткие рамки социальных отношений. Каждый четко знал свое место.

ВСредневековье возрастает роль церкви. Церковь становится центрообразующей силой в Европе, только ей удалось переступить национальные, политические, географические границы.

Средневековый человек был глубоко религиозен. Основой его мировоззрения было постоянное существование в двух плоскостях культуры. Мир для средневекового человека делился на мир горний (небесный, невидимый, вечный) и мир земной ( временный, второстепенный). Плоть – ничто, дух – все. Церковь, требуя заботиться о душе провозглашала культ аскетизма. Принцип жертвы стал определяющим для Средневековья. Необходимость во всем руководствоваться религиозными догматами стала в средневековом мире «привычкой сознания. Христианство вывело народы Европы из варварского состояния, но при этом само по-варварски расправлялось со своими противниками. Оно низвергло античные идеалы мудрости и красоты, но враждебное отношение к ним вылилось в проповедь ничтожности разума человека и греховности его плоти. Богословы постоянно подчеркивали недоверие к человеческому разуму, приоритету веры над ним. Пышному расцвету иррационализма и мистики способствовал низкий уровень знаний даже среди образованных людей. Средневековый человек был склонен руководствоваться в жизни не столько логическими размышлениями, сколько догматически принятыми установками. Под строгим контролем церкви находились все сферы деятельности человека.

Средневековое искусство почти целиком было направлено на религиозно-церковные нужды. Развивалось мастерство иконописи. В живописи и скульптуре господствовали библейские сюжеты. Высокого совершенства достигла духовная музыка.

Особенно значителен был расцвет архитектуры. В архитектуре этого периода утверждается новый стиль – готический. Это стиль открытого города. Несмотря на свою величественность и монументальность, готические соборы вызывают впечатление легкости, ажурности. Парадность их подчеркивается стрельчатыми арками, разноцветными витражами, скульптурными изображениями, каменными розетками. Все в них устремлено ввысь, к Богу, в вечность. Эти же тенденции прослеживаются и в одежде, декоративно-прикладном искусстве. Выдающиеся памятники готической архитектуры: Кельнский, Реймский, Миланский, Пражский соборы.

В позднем средневековье возникают первые ростки светского мировоззрения, которые разрушили, в конечном счете, замкнутость средневековой культуры и подготовили переход к новой эпохе. Средневековое мировоззрение реализовывалось и в системе образования, которое, прежде всего, выступало как образование религиозное. Богословские знания доминировали и в светских школах и университетах. Однако к XV веку, когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богословия изучали право, медицину, искусство – а в дальнейшем естественные науки. Университеты впервые стали выдавать диплом об образовании. Выпускник университета получал санкцию на занятие определенным видом деятельности от корпоративного сообщества ученых. Университетский диплом освобождал человека от опеки церкви, мог прервать цепь сословной принадлежности. Университеты дали больший импульс распространению светского образования и науки, основанных на рациональном постижении действительности.

 

 

27. Культура эпохи Возрождения (итальянское, северное).

 

Эпоха возрождения или ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – переломный период в истории западноевропейской культуры. Эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени, от общества феодального к буржуазному.

Возрождение – это культурная революция, которая подорвала устои средневекового мировоззрения и создала духовные предпосылки нового типа общества.

Два основных идейных движения определили облик этой эпохи.

Первое возникло на юге Европы, в Италии. Итальянское возрождение (ренессанс) было связано с возрождением интереса к античности (отсюда и само название этой эпохи) и имело светскую направленность и внесло новые веяния, прежде всего в сферу искусства.

Второе движение, возникшее несколько позже, - это Северное Возрождение, затронуло главным образом область религии и нашло свое наиболее сильное выражение в Реформации – антифеодальном, антикатолическом направлении, породившем протестантизм – новое направление христианства.

Итальянское возрождение. Реабилитируя античную классику и видя в ее художественных шедеврах образцы для подражания, Ренессанс тем самым освобождал искусство от условностей и ограничений, наложенных на него церковью. Но это лишь одна сторона Возрождения. Главное состояло в том, что обращение к античному наследию было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм.

Гуманизм – (лат.humanus - человечность, человеколюбие). Для него характерны стремление к наивысшим достижениям культуры и развитию нравственных человеческих способностей. Под влиянием гуманистов человеку того времени становились тесными рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. В центре внимания гуманистов – живой человек. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений. Они полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а прежде всего гуманистической «ученостью». Благородным человека делает не принадлежность к знатному роду, а овладение культурой, широкая светская образованность.

В эпоху Возрождения родился гигант, который был способен не только на гармоничные отношения, но и верил, что ему доступно управление всем мирозданием. Универсализм – черта, характеризующая многих великих людей того времени. Итальянское Возрождение подарило миру таких гениальных творцов художественной культуры, как Франческа Петрарка, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль, Боттичелли, Эразм Роттердамский, Кампанелла и д. Ученых, внесших огромный вклад в развитие науки:Николая Кузанского, Леонардо Бруни, Жана Бодена, Монтеня, Томаса Мора, Николо Макиавелли. Это был этап наивысшего расцвета не только европейской, но и мировой культуры.

Искусство итальянского возрождения возвращается к сюжетам античной мифологии.

n Стремительный переход к чувственным образам (Венера, Даная).

n В литературе воспевается тема достоинства и превосходства человека. Девиз - мы сами творцы нашей жизни.

n Многие богачи становятся меценатами искусства. Возникают музеи - ставшие достоянием мировой культуры.

Результатом разрушения средневековой аскетической морали оказалось всеобщее падение нравов. Культ творческой личности предполагал ее полную свободу в смысле независимости от каких- либо норм и ценностей, что приводило не только к небывалому подъему активности, но и к небывалой распущенности. Главными мотивами поведения признаются эгоизм и инстинкт самосохранения. Тем самым высшие формы сводятся к ее низшим формам, от снижения образа самого Бога к безбожию. Далее к эпикурейству и вседозволенности. К, сожалению, великая эпоха завершилась расцветом индивидуализма, падением нравов и. всеобщим разочарованием.

Северное Возрождение.

Гуманизм создал мировоззренческие предпосылки реформационного движения. Реформация - массовое народное антифеодальное, антикатолическое движение, серьезно пошатнувшее позиции католической церкви и породившее новое направление христианства – протестантизм. Опираясь на идею «возрождение старинного христианства» протестанты создали протестантскую модель человека Обычно формальное начало Реформации связывают с событиями 31 октября 1517 года в Виттенберге, когда Мартин Лютер прибил к дверям своей церкви листок, содержащий 95 тезисов с осуждением злоупотреблений священнослужителей, продававших индульгенции (грамоты церкви об отпущении грехов).

Протестанты:

• Вводят догмат о священстве всех верующих.

• Отрицают духовенство, его роль как посредника.

• Упрощают церковь, ритуалы.

• Утверждают, что честный труд подобен молитве.

Духовные вожди Реформации – М. Лютер в Германии, Ж. Кальвин в Швейцарии – в проповедуемых ими протестантских учениях не выходили за рамки христианской религиозности и даже выступали против светских тенденций развития культуры того времени. Однако общим у них было новое представление о человеке. Если гуманисты говорили о «гармонии человека и мира», то протестантские священники учили, что «храм Господень – не церковь, а душа человека». Хотя и с разных сторон, но и те, и другие, в сущности, переносили фокус внимания с Бога на человека. Они утверждали высшую ценность человеческой личности, ее право свободно и самостоятельно определять свои жизненные судьбы.

Отражение идей Северного Возрождения получило в творчестве таких великих художников, как Альбрехт Дюрер, Иеронимус Ван Акен Босх, Питер Брейгель Старший.

Литература Северного Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Дон Кихоте» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).

Реформация была реакцией не только на кризис католицизма, но и Возрождения.

Это отразилось на политической культуре общества. Гуманистическая идеология воплощается в социальных утопиях Кампанеллы и Томаса Мора.

Борьба между католицизмом и протестантизмом имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию усилением действий инквизиции, введением жесточайшей цензуры, основанием ордена иезуитов.

Атакуемая со всех сторон культура Возрождения задохнулась в удушливой атмосфере религиозной нетерпимости.

Наследие эпохи Возрождения обусловило характер дальнейшего культурного развития Европы и сыграло немалую роль в том, чтобы Европа в последующие столетия сумела построить цивилизацию, занявшую ведущее положение в мире.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.