Прочтите отрывок Главы XVI «О славе» М. Монтеня. Определите тему и проблему данного эссе. Как вы считаете, носит ли частный характер рассматриваемая тема автором? Почему? Аргументируйте свой ответ. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Прочтите отрывок Главы XVI «О славе» М. Монтеня. Определите тему и проблему данного эссе. Как вы считаете, носит ли частный характер рассматриваемая тема автором? Почему? Аргументируйте свой ответ.

2018-01-04 527
Прочтите отрывок Главы XVI «О славе» М. Монтеня. Определите тему и проблему данного эссе. Как вы считаете, носит ли частный характер рассматриваемая тема автором? Почему? Аргументируйте свой ответ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Свободная композиция

Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, под­чиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все – на­оборот!».

Под композицией произведения принято

5. Непринужденность повествова­ния

Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может на­писать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчер­пывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

Парадоксальность

Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.

Историческая справка

Ио́сиф Алекса́ндрович Бро́дский (24 мая 1940 года Ленинград, СССР – 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США; похоронен в Венеции) – русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991-1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику – на английском.

 

Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован­ностью ключевых тезисов и утвержде­ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора.

Открытость

Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

 

Задание 2.

Прочтите речь И. Бродского перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989 года «Похвала скуке». Какую тему и проблему поднимает автор? Какие тезисы и аргументы приводит И. Бродский? В чем заключается авторская позиция? Претендует ли автор на исчерпывающее раскрытие темы? Считаете ли вы речь перед выпускниками Дармутского колледжа парадоксальной? Аргументируйте свой ответ. Проанализируйте композиционный строй произведения «Похвала скуке». К какому литературному жанру вы отнесете данную речь? Обоснуйте свой ответ.

 

Похвала скуке (речь перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989 года) Но если ты не сможешь удержать свое царство И придешь, как до тебя отец, туда, Где мысль обвиняет и чувство высмеивает, Верь своей боли... У.Х. Оден, «Алонсо-Фердинанту» Значительная часть того, что вам предстоит, будет востребована скукой. Причина, по которой я хотел бы поговорить с вами об этом в столь торжественный день, состоит в том, что, как я полагаю, ни один гуманитарный колледж не готовит вас к такой будущности; и Дармут не является исключением. Ни точные науки, ни гуманитарные не предлагают вам курсов скуки. В лучшем случае они могут вас познакомить со скукой, нагоняя ее. Но что такое случайное соприкосновение по сравнению с неизлечимой болезнью? Наихудший монотонный бубнеж, исходящий с кафедры, или смежающий веки велеречивый учебник – ничто по сравнению с психологической Сахарой, которая начинается прямо в вашей спальне и теснит горизонт. Известная под несколькими псевдонимами – тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошенность, уныние и т.д., скука – сложное явление и, в общем и целом, продукт повторения. В таком случае, казалось бы, лучшим лекарством от нее должны быть постоянная изобретательность и оригинальность. То есть на что вы, юные и дерзкие, и рассчитывали. Увы, жизнь не даст вам такой возможности, ибо главное в жизненной механике – как раз повторение. Можно, конечно, возразить, что постоянное стремление к оригинальности и изобретательности есть двигатель прогресса и тем самым цивилизации. Однако – в чем и состоит преимущество ретроспективного взгляда – двигатель этот не самый ценный. Ибо, если мы поделим историю нашего вида в соответствии с научными открытиями, не говоря уже об этических концепциях, результат будет безрадостный. Мы получим, выражаясь конкретнее, века скуки. Само понятие оригинальности или новшества выдает монотонность стандартной реальности, жизни, чей главный стих – нет, стиль – есть скука. Этим она – жизнь – отличается от искусства, злейший враг которого, как вы, вероятно, знаете, – клише. Поэтому неудивительно, что и искусство не может научить вас справляться со скукой. <…> Единственный способ сделать искусство убежищем от скуки, от этого экзистенциального эквивалента клише, – самим стать художниками. Хотя, учитывая вашу многочисленность, эта перспектива столь же незаманчива, сколь и маловероятна. Но даже если вы шагнете в полном составе к пишущим машинкам, мольбертам и Стейнвеям, полностью от скуки вы себя не оградите. Если мать скуки – повторяемость, то вы, юные и дерзкие, будете быстро удушены отсутствием признания и низким заработком, ибо и то, и другое хронически сопутствует искусству. В этом отношении литературный труд, живопись, сочинение музыки значительно уступают работе в адвокатской конторе, банке или даже лаборатории. <…> Допуская, что вы не стремитесь к бедности – иначе вы бы не поступили в колледж, – можно ожидать, что скука вас настигнет, как только первые орудия самоудовлетворения станут вам доступны.<…> Что касается бедности, скука – самая жестокая часть ее несчастий, и бегство от нее принимает более радикальные формы: бурного восстания или наркомании. Обе временные, ибо несчастье бедности бесконечно; обе вследствие этой бесконечности дорогостоящи. Вообще, человек, всаживающий героин себе в вену, делает это главным образом по той же причине, по которой вы покупаете видео: чтобы увернуться от избыточности времени. <…> В целом, тактильная разница между иглой шприца и кнопкой стерео приблизительно соответствует различию между остротой и тупостью влияния времени на неимущих и имущих. Короче говоря, будь вы богаты или бедны, рано или поздно вы пострадаете от избыточности времени. Потенциально имущие, вам наскучит ваша работа, ваши друзья, ваши супруги, ваши возлюбленные, вид из вашего окна, мебель или обои в вашей комнате, ваши мысли, вы сами. Соответственно, вы попытаетесь найти пути спасения. Кроме приносящих удовлетворение вышеупомянутых игрушек, вы сможете приняться менять места работы, жительства, знакомых, страну, климат; вы можете предаться промискуитету, алкоголю, путешествиям, урокам кулинарии, наркотикам, психоанализу. <…> Невроз и депрессия войдут в ваш лексикон; таблетки – в вашу аптечку. В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы превратить жизнь в постоянный поиск альтернатив, чехарду работ, супругов, окружений и т.д., при условии, что вы можете себе позволить алименты и путаницу в воспоминаниях. Это положение, в сущности, было достаточно воспето на экране и в романтической поэзии. Загвоздка, однако, в том, что вскоре этот поиск превращается в основное занятие, и ваша потребность в альтернативе становиться равна ежедневной дозе наркомана. Однако из этого существует еще один выход. Не лучший, возможно, с вашей точки зрения, и не обязательно безопасный, но прямой и недорогой. Те из вас, кто читал «Слугу слуг» Роберта Фроста, помнят его строчку: «Лучший выход – всегда насквозь». И то, что я собираюсь предложить – вариация на эту тему. Когда вас одолевает скука, предайтесь ей. Пусть она вас задавит; погрузитесь, достаньте до дна. Вообще, с неприятностями правило таково: чем скорее вы коснетесь дна, тем быстрее выплывете на поверхность. Идея здесь, пользуясь словами другого великого англоязычного поэта, заключается в том, чтобы взглянуть в лицо худшему. Причина, по которой скука заслуживает такого пристального внимания, в том, что она представляет чистое, неразведенное время во всем его повторяющемся, избыточном, монотонном великолепии. Скука – это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит душевному равновесию. Короче говоря, это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нем. Возможно, этим объясняется боязнь одиноких, оцепенелых вечеров, очарованность, с которой мы иногда наблюдаем пылинку, кружащуюся в солнечном луче, – и где-то тикают часы, стоит жара, и сила воли на нуле. <…> Вы покидаете это место, выпускники 1989 года. Вы входите в мир, который будет населен гораздо плотнее этой глуши, и где вам будут уделять гораздо меньше внимания, чем вы привыкли за последние четыре года. Вы полностью предоставлены себе. Если говорить о вашей значимости, вы можете быстро оценить ее, сопоставив ваши 1100 с 4,9 миллиарда мира. Благоразумие, следовательно, столь же уместно при этом событии, как и фанфары. Я не желаю вам ничего, кроме счастья. Однако будет масса темных и, что еще хуже, унылых часов, рожденных настолько же внешним миром, насколько и вашими собственными умами. Вы должны будете каким-то образом против этого укрепиться; в чем я и попытался вам помочь здесь моими малыми силами, хотя этого очевидно недостаточно. Ибо то, что предстоит вам, – замечательное, но утомительное странствие; вы сегодня садитесь, так сказать, на поезд, идущий без расписания. Никто не может сказать, что вас ожидает, менее всего те, кто остается позади. Однако, единственное, в чем они могут вас заверить, что это путешествие в один конец. Поэтому попытайтесь извлечь некоторое утешение из мысли, что как бы ни была неприятна та или иная станция, стоянка там не вечна. Поэтому вы никогда не застревайте – даже когда вам кажется, что вы застряли; это место сегодня становится вашим прошлым. Отныне оно будет для вас уменьшаться, ибо этот поезд в постоянном движении. Оно будет для вас уменьшаться, даже когда вам покажется, что вы застряли... Поэтому посмотрите на него в последний раз, пока оно еще имеет свои нормальные размеры, пока это еще не фотография. Посмотрите на него со всей нежностью, на которую вы способны, ибо вы смотрите на свое прошлое. Взгляните, так сказать, в лицо лучшему. Ибо я сомневаюсь, что вам когда-либо будет лучше, чем здесь. (По И. Бродскому)  

 

Задание 3.

Основываясь на характерных признаках литературного жанра эссе, предложите свой пошаговый алгоритм написания сочинения-рассуждения. Презентуйте свой ответ.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


ПОДВЕДЕМ ИТОГ

Итак, эссе – это сочинение-рассуждение. В литературоведении принято выделять разновидности эссе согласно литературным жанрам.

Так, с точки зрения содержания, эссе бы­вают философскими, литературно-кри­тическими, историческими, художест­венными, художественно-публицисти­ческими, духовно-религиозными и др.

Согласно литературной форме эссе пред­стают в виде рецензии, лирической ми­ниатюры, заметки, странички из днев­ника, письма, слова и др.

С точки зрения композиционного строения различают эссе описатель­ные, повествовательные, рефлексив­ные, критические, аналитические и др.

Наконец, предложена классифика­ция эссе, в основу которого положен субъективизм автора. Отличительной особенностью лично­стного (субъективного) эссе является раскрытие той или иной стороны авторской личности. Для объективного эссе характерно личностное начало, подчиненное предмету описания или ка­кой-то идее.

Справедливости ради отметим, что экзаменационное эссе по географии, бесспорно, принадле­жит к объективному эссе, так как представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из географических наук (физической или экономической и социальной географии). Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим географическим, экономическим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта

Вопросы для повторения.

1. Дайте определение понятию «эссе».

2. Какие особенности характерны для литературного жанра эссе?

3. К какой группе можно отнести эссе по географии?

4. Перечислите особенности эссе по географии.

РЕКОМЕНДАЦИИ ИЛИ НАСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ О ТОМ, КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ

 

Структура эссе определяется предъявленными к нему требованиями:

1. Позиция автора эссе по предложенной проблеме излагается в форме краткого тезиса.

2. Авторская точка зрения должна быть подкреплена доказательствами. Иными словами, за тезисом следуют аргументы (факты, явления, события, жизненные ситуации и опыт, научные доказательства и т.д.) Лучше приводить максимальное количество аргументов в пользу тезиса, так как каждый правильный аргумент оценивается 1 баллом.

Эссе имеет кольцевую композицию и отвечает правилам построения текста-рассуждения: рассуждение (вступление) ↔ тезис (положение, требующее доказательства) ↔ 2-n аргумента(ов), соответствующие обозначенной в задании проблеме и отражающие точку зрения автора на проблему (доказательство, доводы, подтверждающие ту или иную точку зрения) ↔ вывод (общий итог)).

РАЗБЕРЕМСЯ С ПОНЯТИЯМИ

Аргументация (от лат. argumentatio – приведение аргументов) – приведение доводов с намерением изменить убеждения другой стороны (аудитории). В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему убеждений, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т.д.

(Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004).

Аргумент (от лат. argumentum) – 1) логический довод; положения, факты, используемые в процессе доказательства; 2) материальная независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины (функции). (Словарь иностранных слов.– Комлев Н.Г., 2006)

Вывод (от англ. conclusion/deduction; нем. Schlussfolgerung) – умозаключение, в ходе которого из каких-либо исходных суждений (предпосылок) получается логически вытекающее суждение (следствие). (Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009)

Демонстрация (от лат. demonstratio – показывание) в логике, форма рассуждения в доказательстве ( состав умозаключении и их связь друг с другом ), посредством которой доказываемое положение – тезис выводится из его оснований. (Философский энциклопедический словарь.– М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. 1983).

Рассуждение – доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности называется суждением. В противоположность строго индуктивным или математическим наукам, рассуждение не основывается на одном определенном методе, пользуясь, как и обычными для всякого мышления и доказательства средствами логики, так и способами мышления художественного. Оно может основываться на единичном примере или описании, подкреплять свою доказательность аналогией, образом, эмоциональными доводами, наконец, чисто стилистическими приемами. (Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 - х т .– М .; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Л.Ф. Ильечев, П.Н. Федосеев, Э. Лунина, В. Львова огачевского, М. Розанова, В. Чешихина - Ветринского. 1925).

Тезис (греч. thesis – положение, утверждение) 1) в логике Т. называется утверждение, подлежащее доказательству; 2) в теории аргументации Т. положение, которое доказывающая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений; 3) одно из центральных положений некоторой концепции или теории; 4) в диалектике Г.В.Ф. Гегеля – исходный пункт в процессе диалектического движения, ведущего далее к антитезису и, наконец, к синтезу, составляющим вместе триаду – универсальную, единственно возможную схему всякого развития. (Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.