Методы изучения социально-психологического климата в коллективе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методы изучения социально-психологического климата в коллективе

2018-01-04 548
Методы изучения социально-психологического климата в коллективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учет социально-психологических явлений жизни коллектива в целях поддержания в нем здорового психологического климата и повышения на этой основе эффективности воспитательной работы составляет одно из важных направлений в деятельности руководителя.

Необходимыми условиями совершенствования руководства коллективом являются:

Ø наличие единых общественно значимых целей, важность реализации которых понятна членам коллектива;

Ø правильный подбор членов коллектива, обеспечение их психологической совместимости и готовности к деятельности;

Ø здоровый морально-психологический климат коллектива, атмосфера взаимопомощи, служебной и общественной активности;

Ø наличие у руководителя качеств, необходимых для успешного руководства коллективом, соответствие стиля руководства уровню развития коллектива;

Ø благоприятные взаимоотношения как по горизонтали, так и по вертикали;

Ø наличие служебных традиций и ритуалов, их развитие и совершенствование.

Сфера межличностных отношений оказывает влияние на:

1) эффективность деятельности в коллективе;

2) коллективное мнение и настроение;

3) сплоченность коллектива;

4) личность в коллективе;

5) МПК коллектива.

Социально-психологический климат складывается под влиянием всей системы социальных отношений, существующей в нашем обществе. В каждом отдельном коллективе он зависит также от многих факторов: от успехов и достижений коллектива, от организации труда и стиля руководства, от форм и методов материального стимулирования, от организации быта.

Следует разграничивать понятия руководство и лидерство. Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности1. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном лице. К психофизиологическим качествам руководителя как личности относятся волевые данные, профессиональное восприятие, обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная устойчивость, компетентность.

В социальной психологии имеются различные классификации стиля руководителя. Крупнейший специалист в этой области знаний

А. Л. Журавлев2 различает три основных стиля руководства: директивный (автократический), демократический (консультативный) и либеральный (попустительский).

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, направленная на воздействие и побуждение подчинённых к достижению поставленной цели.

Дадим краткое описание этих стилей.

Директивный, авторитарный (автократический) стиль. При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Как правило, он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, такой руководитель властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.

Демократический (консультативный) стиль ориентирован как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя с подчиненными. Придерживаясь данного стиля, руководитель поддерживает с коллегами товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности, он стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса.

Либеральный (попустительский) стиль руководства максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они сами организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Вмешательство в трудовой процесс происходит лишь в случае необходимости.

В реальной деятельности обычно сочетаются несколько стилей руководства. Универсального оптимального стиля руководства коллективом не существует. В различных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоническое сочетание.

Отличия стилей руководства по различным признакам представлены в таблице.

 

Таблица 8

 

Авторитарный Демократический Либеральный
  Разделение полномочий
Все полномочия руководитель сосредоточивает в своих руках. Устанавливает жёсткий контроль. Разделение власти, участие работников в управлении. Частичное делегирование своих полномочий. Минимальное участие в управлении. Максимальная передача полномочий. Предпочтение отдаётся указаниям «сверху».
  Ответственность
Вся ответственность возложена на руководителя. Ответственность частично может быть разделена с подчинёнными. Руководитель стремится уменьшить свою ответственность.
  Принятие решения
Руководитель принимает и отменяет решения единолично. Руководитель советуется с подчинёнными. Руководитель старается избегать принятия решения или перекладывает его на плечи других.
Отношение к самостоятельности подчинённых
Руководитель навязывает подчинённым своё мнение. Руководитель поощряет самостоятельность подчинённых Руководитель даёт подчинённым возможность полнейшей самостоятельности.
  Методы руководства
Приказание и волевое давление со стороны руководства. Обращение к подчинённым за советами, убеждение. Просьбы, уговаривание, иногда запугивание подчинённых.
Контроль
Руководитель вмешивается в дела подчинённых, критикует. Руководитель отмечает успехи, ненавязчиво контролирует. Руководитель контролирует от случая к случаю.
  Отношение к критике
Относится отрицательно, отторгает её. Прислушивается, делает надлежащие выводы. Выслушивает, но выводы не делает.
  Отношения к нововведениям
Положительно реагирует на свои нововведения. Правильно их оценивает, поддерживает. Он новатор. Избегает всего нового.
Контакты с подчинёнными
Амбициозен, держит подчинённых на расстоянии. Регулярно общается с ними, даёт и получает информацию. Испытывает трудности в общении.
Оценка себя
Считает себя незаменимым, противопоставляет себя коллективу. Не проявляет превосходства. Занимает позицию зависимого, часто идёт на поводу.
  Продуктивность работы в отсутствии руководителя
Снижается Не хуже Даже лучше

 

Таким образом, выбранный стиль руководства является определённой тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности руководителя. Однако в разных условиях (фазах развития), характере труда, уровне образованности приоритетен разный стиль.

Одни и те же члены группы занимают неодинаковое положение в коллективе, характеризуя которое можно использовать термины "позиция", "статус", "внутренняя установка", "роль".

Позиция – официальное положение человека.

Статус – это реальная характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка – личное, субъективное восприятие своего статуса.

Роль – нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе определенную позицию.

В начале 80-х годов появилась концепция «управленческой решётки», созданная американскими психологами Р. Блейком и Дж. Моутом.

Управленческая решётка включает две составляющие работы руководителя. Первая – внимание к решению производственных задач и вторая – внимание к людям.

Составляющие расположены на соответствующих осях и зависимости от степени проявления «внимания к ….» (незначительная – значительная) построена решётка, отражающая различные комбинации. Эта решётка даёт возможность определить пять характерных типов управленческого поведения.

Таблица 9

 

Решётка Блейка-Моутон

Управление в духе загородного клуба / демократ   Групповое управление/организатор
  Организационное управление/манипулятор  
Объединённое управление/пессимист   Власть-подчинение /диктатор

 

Незначительное внимание к решению задач и к людям приводит к так называемому «обеднённому управлению» / пессимист – приложение минимальных усилий для достижения необходимых результатов достаточно для сохранения членства в организации.

«Управление в духе загородного клуба» / «демократ» – скрупулёзное внимание к удовлетворению потребностей людей ведёт к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы, однако отводит на второй план эффективность труда.

«Власть-подчинение» / «диктатор» – эффективность труда зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из-за давления диктатора.

«Организационное управление» / «манипулятор» – можно добиться хорошей организации управления путём балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей. Главная тактическая линия – «компромисс».

«Групповое управление» / «организатор» – успехи обусловлены преданными своей работе людьми. Взаимосвязь через достижение цели ведёт к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении. Это самый продуктивный тип руководителя. Важнейшая характеристика – стремление к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.