Проследите, как менялось определение предмета психологии от древних времен до наших дней. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проследите, как менялось определение предмета психологии от древних времен до наших дней.

2018-01-04 452
Проследите, как менялось определение предмета психологии от древних времен до наших дней. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые научные представления о психике (т. е. самые начала психо­логии) были сформулированы еще учеными древнего мира — Древней Греции, Индии, Китая, Грузии и других стран. Возникновение и развитие этих представлений стимулировалось практикой: необходимо было правильно воспитывать детей, обучать воинов, лечить больных. Все эти сведения носили в то далекое время лишь характер рассуждений, основанных на самонаблюдениях и наблюдениях за другими людьми.

Можно считать, что в Древней Греции научные психологические представления зародились тогда, когда ученые-философы сформулировали тезис о том, что душа есть частица природы и потому подчиняется ее законам. Прежде всего этот тезис мы находим в трудах Гераклита (VI в. до н.э.) и Демокрита (V в. до н.э.).

В VI в. до н.э. древнегреческий врач Алкмеон Кротонский, ученик Пифагора, на основе своих анатомических и медицинских познаний, сделал вывод о том, что душа человека размещается в мозгу. Это было действительно открытие, так как многие ученые, в том числе великий Аристотель (IV в. до н.э.), считали основным органом психики сердце. Однако сама привязка души к какой-либо части тела знаменовала собой начало материалистического понимания психики.

Состояние науки (отсутствие физических и биологических знаний, отсутствие техники) не давало возможности материалистам подойти к изучению восприятия, памяти, других психических процессов, тем более — таких проблем, как мышление, особенности личности. Это создало предпосылки развития идеалистического направления. Крупнейшим представителем этого направления можно считать Платона (V в. до н. э.), который считал психику лишенной материальных корней, а душу — бессмертной.

Идеализм Платона преодолел его ученик — Аристотель (IV в. до н.э.). Многие признают его труды (в частности трактат «О душе») вершиной психологической мысли в античности. В то время религиозная доктрина гласила, что бог вселил душу в человека, что он дает ее человеку на время (после смерти он ее забирает), что душа непостижима. Аристотель же трактовал душу как форму организации материи, как психические процессы. Он впервые в истории человеческой мысли выдвинул тезис о неразделимости души и человеческого тела, а также создал систему психологических понятий. Аристотель впервые заговорил о существовании в мозгу образов реальных предметов, о том, что эти образы объединены в систему по трем направлениям: по сходству, смежности, контрасту.

Многое для понимания психики сделали врачи древности. Мы уже говорили об Алкмеоне. А во II в. до н.э. римский (точнее, пергамский) врач Клавдий Гален писал, что мозг — это орган ощущений и мышления. По его предположению, мозг вырабатывает специальную жидкость — пневму, которая циркулирует по нервам.

Средневековье представляло собой эпоху, когда естественные науки не получили почти никакого развития. Идеалистические теории сменяют материалистические. И в IV—V вв. популярными становятся взгляды идеалиста Августина. Ему мы обязаны тем, что в научный обиход вводится такой метод познания, как интроспекция, или самонаблюдение, или, по Августину, познание душой души.

В эпоху феодализма развитие психологии в Европе замедляется и наиболее интересные работы создаются на Востоке. Так, уже в начале XI в. таджикский врач и психолог Ибн Сина (Авиценна) обобщил достижения арабоязычных коллег и развил учение о зависимости психики от возрастных изменений организма.

Эпоха Возрождения вновь дала ученым возможность заняться познанием мира. Хотя термин «психология» встречается в европейской философии еще в X в., узаконенным он становится лишь в XVI в. В это время психология обособляется как самостоятельный раздел философии, поскольку выделяется предмет науки — психические процессы.

Идет время, европейское общество преобразуется: формируются новые экономические и политические отношения, появляется буржуазия. Бурно развивается машиностроение. Идеи механики проникают и в другие науки. Философы начинают проводить аналогии между телом и технической конструкцией. Именно с этой идеей и было связано открытие французским философом Рене Декартом (XVII в.) рефлекторной природы поведения (термин «рефлекс» в работах Декарта отсутствует, вошел в научный обиход позже). Он же ввел понятие «сознание» вместо понятия «душа» как понимание человеком происходящих в нем психических процессов.

В философии (как и в других науках) начинает главенствовать принцип детерминизма, согласно которому научные факты должны строго объясняться в рамках причинно-следственных отношений. Активным приверженцем этого принципа стал Бенедикт Спиноза (XVII в.). Он же проповедовал идею единства мира. Спиноза писал: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».

Психология обогащается идеями и других наук, в частности математики. Это сказалось прежде всего на взглядах известного немецкого ученого Готфрида Лейбница (XVII в.). Он уподобил психику не арифметической сумме отдельных психических явлений, а интегралу, т.е. результату достаточно сложного взаимодействия составляющих. Впервые введя в научный обиход понятие бессознательного, он отмечал сложное переплетение сознательного и бессознательного в деятельности человека. Лейбниц разграничил также перцепцию (неосознанное восприятие) и апперцепцию (осознанное восприятие, включающее в себя внимание и память). Термины эти остались в психологии, но приобрели несколько иное значение.

Из направлений психологии XVIII в. отметим ассоцианизм, главным законом которого объявляется ассоциация, или связь идей. Предполагалось, что все поступки люди совершают по ассоциации с другими поступками. А отсюда возникла заманчивая идея – формировать людей с заданными свойствами личности.

В XIX в. были разработаны экспериментальные методики для исследования различных функций организма, а кроме того, и количественные методы обработки экспериментальных данных. Среди ученых этого направления следует отметить Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Гельмгольца.

В 1879 году немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832–1920) создал в Лейпциге первую лабораторию по экспериментальному изучению психики. (Вундта называют «отцом психологии», основоположником научной психологии.) Однако не все психические процессы поддаются изучению с помощью точных методов; некоторые из таких процессов (скажем, мышление, сознание, воля) остаются на уровне интроспекции, или самонаблюдения. Это приводит к разделению психологии на две части. Такое разделение поддерживается тем, что в это время в философии становится популярным дуализм.

На таких позициях находится и В. Вундт. Психология распалась у него на физиологическую психологию и коллективную психологию, или психологию народов. К первой он отнес то, что было внешнее, доступное наблюдению и измерению, а ко второй – все специфически человеческое, духовное, общественное, поскольку общество для Вундта – это проявление духа народа.

В России основополагающими в области психологии стали труды Ивана Михайловича Сеченова (1829–1905), а затем Ивана Петровича Павлова (1849–1936), Владимира Михайловича Бехтерева (1857–1927). Бесспорная заслуга Сеченова состоит в разработке рефлекторного характера психики. В работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) он писал о том, что все акты сознательной и бессознательной жизни являются по происхождению рефлексами. Эти положения были экспериментально подтверждены и разработаны Павловым. Кроме того, И. П. Павлов ввел понятия первой и второй сигнальных систем. К первой относятся сигналы, регулирующие поведение животных. Эта система есть также у человека. Но человека отличает от животных наличие второй сигнальной системы – речи.

На рубеже XIX–XX вв. старая психология, которая занималась сознанием – в основном на основе интроспекции, отходит на задний план (некоторые говорят даже о кризисе психологии). А разработка экспериментальных и точных методов способствует созданию новых школ и течений.

Прежде всего, это бихевиоризм (от английского "behaviour" – поведение) – американская психология начала XX в. (она существует и сейчас в виде необихевиоризма). Бихевиоризм отрицает сознание как предмет психологии и считает, что изучать надо различные формы поведения. А поведение для бихевиоризма – это совокупность реакций (R) организма на стимулы (S), поступающие из внешней среды. Таким образом, вся психика сводится к известной формуле: S → R.

Основатель этого направления Э. Торндайк не видел разницы в поведении животных и человека, полагая, что все сводится к методу проб и ошибок. Таким образом, поведение и животных, и человека рассматривается весьма механистически. Методологическая основа бихевиоризма — это позитивизм. Один из основных тезисов позитивизма, сформулированный французским философом Огюстом Контом, гласит: наука не объясняет, а лишь описывает явления, она отвечает не на вопрос «почему», а на вопрос «как». Исходя из этого, ученые-бихевиористы изучали только соответствия, корреляции между стимулом и реакцией. Течение оказалось очень живучим, привлекательным, поскольку позднее его идеи и принципы были переформулированы в терминах новой, нарождавшейся науки – кибернетики.

В настоящее время последовательный бихевиоризм исповедует лишь школа Б. Скиннера. Необихевиористы, оставаясь на позициях своих предшественников, пытаются лишь втиснуть в исходную поведенческую схему социальный фактор.

Бихевиоризм так раздробил все поведение на элементарные составляющие, что фактически потерял за ними психологические феномены в их совокупности. И в 20–30-е годы в Германии возникает новое течение, противопоставившее себя бихевиоризму, – гештальтпсихология (от немецкого "Gestalt" – форма, структура). Она предложила изучать психику с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальтисты больше всего занимались зрительным восприятием. Наиболее яркими представителями этого направления являются немецкие психологи М. Вертгаймер, К. Коффка, К. Левин.

Ни одно психологическое учение не вызывало столь резких расхождений в оценках, как учение австрийского невропатолога, психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника психоанализа. Фрейдизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения.

Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек отнюдь не является тем интеллектуализированным существом, каким его изображала психология XIX в. В их наблюдениях психическая жизнь человека предстала как глубоко насыщенная аффектами и эмоциями, влечениями и страстями, противоположными друг другу стремлениями и желаниями, нередко искажающими восприятие и мышление человека. При этом оказывалось, что человек часто не осознает мотивы, побуждения своих поступков и убежденно отрицает у себя наличие некоторых знаний, воспоминаний, которые, однако, воспроизводятся им в состоянии гипноза. Эти наблюдения и стали источником построения психоаналитической фрейдистской теории. Одна из причин ее широкого распространения заключалась в том, что в ней полнее, чем в других теориях, раскрывалась исключительная сложность психической жизни человека. В работах Фрейда в качестве серьезной психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека.

Обозначив ряд новых проблем и указав на явления, не подвергавшиеся психологическому исследованию, Фрейд, однако, представил эти явления в своей теории в мистифицированной и гипертрофированной форме.

З.Фрейд начинал свой научный путь в физиологическом институте, и взгляд на организм как энергетическую величину глубоко укоренился в его сознании: организм представляет собой движущую силу поведения в виде особой энергии. Фрейд был практикующим врачом-невропатологом. Его пациенты страдали нервно-психическими расстройствами, но нельзя было понять причины их страданий из устройства нервной системы. В своей лечебной практике он постоянно сталкивался с фактами, которые не могли быть объяснены в анатомо-физиологических понятиях. И Фрейд был поставлен перед дилеммой: подойти к механизмам мотивации (побуждений, влечений, аффектов) с анатомо-физиологической схемой или обратиться к неопределенным психологическим факторам.

Было начало XX в. – наступила эпоха империализма, на философской сцене доминировали иррационализм, мистика. В этой атмосфере складывалась система взглядов Фрейда. Представление о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что индивид и среда находятся в состоянии извечной войны, - таковы основные идеалистические философские воззрения эпохи империализма. В этой обстановке Фрейд поднял «бунт» против традиционной психологии. Разрушая прежние объяснительные схемы, он выдвинул новые. В своей лечебной практике Фрейд стал широко применять метод свободных ассоциаций. Он считал, что каждая ассоциация возникает под действием каких-то причин. Фрейд рассматривал ассоциацию как симптомы мотивационных установок личности. С помощью ассоциаций он стремился проследить мысли своих пациентов, скрытые не только от врача, но и от них самих.

Первоначально он представил психическую жизнь построенной из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Во всех случаях им предлагалась одна и та же модель: вытесненное влечение, сталкиваясь с внутренней цензурой сознания, ищет различные обходные пути и разряжается в формах, внешне нейтральных, но имеющих второй символический план. Вытесненные импульсы все же ищут для себя выход и проявляются в состоянии сна (в виде сновидений) и в состоянии бодрствования (в виде различных обмолвок, описок, забываний определённых вещей: сюда же он относил шутки, различные каламбуры). Все это не что иное, как мгновенная разрядка напряжения, созданного ограничениями, которые накладывают социальные нормы.

Центром представлений Фрейда служила идея метаморфоз, претерпеваемых сексуальным инстинктом, появление которого датировалось моментом, когда ребенок касается материнской груди. Согласно фрейдистской концепции об инфантильной сексуальности, ребенок проходит до 5-6-летнего сквозь ряд фаз. Между 6 годами и юностью – период, когда половой инстинкт находится в скрытом состоянии. Особое место отводилось так называемому эдипову комплексу, под которым понималась определенная мотивационно-эффективная формула отношений ребенка к своим родителям. Греческий миф о царе Эдипе сводится, по мнению Фрейда, к извечному тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно ненависть и страх перед наказанием. Фрейдистская теория сексуального развития ребенка построена на рассуждениях и аналогиях, а поэтому представляет не науку, а мифологию.

Психоанализ не ограничил своих претензий областью психического развития индивида. Он распространил их на всю историю человеческой культуры, ища в ее продуктах воплощение все тех же комплексов, тех же сексуальных сил. В этот период претерпевают изменение взгляды Фрейда на структуру личности. Он предлагает иную модель, оказавшую существенное влияние на психологические учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех основных компонентов, обозначенных терминами: «ид» (Оно), «эго» (Я) и «супер-эго» (сверх-Я). Ид – наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо): будучи иррациональным и бессознательным, он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальности – учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Наконец, супер-эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Если эго примет решение или совершит действие в угоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытывает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к эго со стороны различных инстанций – ид и супер-эго – несовместимы, оно неизбежно пребывает в состоянии конфликта, создающего невыносимое напряжение. От этого напряжения эго спасается с помощью специальных «защитных механизмов» – вытеснения, сублимации и т.д.

Вытеснение означает активное, но неосознаваемое личностью устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде чувства беспокойства. Сублимация – один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в форме других видов деятельности, приемлемых для общества, например в творчестве.

Все это были проблемы, отнюдь не сводившиеся к вопросу о соотношении сознания и бессознательного. Основной категорией в психоанализе была категория мотива. Психоанализ претендовал на то, чтобы рассказать людям о пружинах и энергетическом запасе их поведения больше, чем им известно из собственных представлений о самих себе. Но Фрейд противопоставил мотивацию сознанию. У него сознание само по себе бессильно. Вся энергия черпается, в конечном счете, из глубин бессознательного. У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступила в роли главного двигателя общественного развития. И организм и общество оказывались не чем иным, как материалом, из которого либидо лепит свои формы.

В 50–60-е гг. XX в. в психологии возникает новое течение – когнитивная психология (от лат. cognitio – познание). Если бихевиористы игнорировали то, что происходит внутри человека, отрицали роль внутренней организации психических процессов, то когнитивисты сделали это основным предметом психологии. А в дальнейшем они определили психику как процесс переработки информации человеком и предложили сосредоточиться на системе получения и хранения знаний. На вооружение была взята аналогия между переработкой информации человеком и переработкой ее ЭВМ, или так называемая «компьютерная метафора». Согласно компьютерной метафоре, психические процессы (в особенности высшие, познавательные) по структуре и принципам функционирования аналогичны современным ЭВМ. К наиболее интересным в этом направлении можно отнести работы по памяти Д. Бродбента, Дж. Сперлинга, Р. Аткинсона, по поведению У. Найсера, по мышлению А. Пайвио, по индивидуальным различиям М. Айзенка.

С 80-х годов XIX века формируется новое направление – экологическая психология. Впрочем, ее основания были заложены еще в 60-х гг. американским психологом Дж. Гибсоном. Пока что эта школа не представляет собой какого-то монолитного течения, она весьма неоднородна. Некоторые из представителей указанного направления во главу угла ставят следующие посылки. Психология достигла значительных успехов благодаря тончайшему экспериментированию. Однако надо помнить, что все эти успехи связаны в действительности с работой человека (испытуемого) в опыте. Перенося результаты такой работы на поведение человека в естественных условиях (вот откуда термин экологическая), мы делаем весьма значительное допущение. По сути, этого еще никто не доказал. Итак, в основе данного направления лежит общебиологический принцип единства организма и среды.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.