Экономическая эффективность автомобильных перевозок. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Экономическая эффективность автомобильных перевозок.

2018-01-04 1374
Экономическая эффективность автомобильных перевозок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автомобильный транспорт оказывает существенное влияние на развитие экономики и общества. Он обеспечивает:

- производственно-экономические связи различных отраслей народного хозяйства. Нормальная деятельность любого производства невозможна без регулярного подвоза сырья, полуфабрикатов, топлива, материалов. С помощью автомобильного транспорта осуществляется обмен продукцией между различными отраслями народного, регионами страны;

- размещение производственных сил и создание новых территориально-производственных комплексов. Развитие автомобильного транспорта активно влияет на равномерное размещение производительных сил по территории страны:

- технологию производства. В любом производственном процессе имеют место операции по перемещению грузов внутри предприятий, которые связаны с технологическим процессом. Большинство внутрицеховых и межцеховых перевозок, а также внутрипостроечных и внутриколхозных с полей на тока и заготовительные пункты осуществляются автомобилями;

социально-экономическое и культурное развитие общества;

- экономические и культурные связи с зарубежными странами;

- обороноспособность страны.

Значение автомобильного транспорта в транспортной системе страны обусловлено:

- большой экономичностью при перевозке определенных видов грузов на расстоянии до 400 км и при перевозке срочных, ценных и скоропортящихся грузов на большие расстояния;

- возможностью доставки груза от склада отправителя до склада получателя без перегрузочных операций с одного вида транспорта на другой;

- большой мобильностью и способностью быстро организовывать перевозки для новых объектов и строек и быстро сосредоточить значительные количества транспортных средств для вывозки в короткие сроки огромных объемов грузов, имеющих сезонный характер;

- регулярностью и достаточно хорошей маневренностью перевозок;

- обеспечением сохранности количества и качества перевозимого груза;

- высокой скоростью доставки грузов, что дает возможность сократить оборотные средства предприятий;

- приспособленностью к дорожным условиям и транспортированию грузов, различных по весу и габаритным размерам;

- меньшими капиталовложениями при освоении малых пассажиро- и грузопотоков на небольшие расстояния.

Исходя из перечисленных преимуществ целесообразные сферы применения автомобильного транспорта (по данным НИИАТа) определяются:

- в промышленности - на открытых разработках полезных и нерудных ископаемых на расстоянии до 20 км; при вывозе готовой продукции промышленных предприятий на расстоянии до 300 км;

- в строительстве – при подвозе всех строительных материалов и конструкций непосредственно на строительную площадку на расстояния до 150 км;

- в сельском хозяйстве – при перевозке всех видов продукции до места их потребления, переработки или хранения на расстояния до 200 км;

- в торговле – при перевозке всех видов товара на базовые склады, в розничную сеть на расстояния до 300 км; скоропортящихся на большие расстояния.

В области пассажирских перевозок целесообразное использование автомобильного транспорта определяется себестоимостью перевозок, объемом и регулярностью перевозок, влиянием вида транспорта на окружающую среду.

Исходя из этих условий, сферы применения автомобильного транспорта по данным НИИАТа определяются в городах – все перевозки пассажиров с населением менее 1 млн. чел., в пригородах – перевозки пассажиров на расстояния до 30 км, в междугородном сообщении - перевозки пассажиров на расстояния 30-400 км.

Централизованные перевозки грузов автомобильным транспортом.

В транспортном процессе участвуют три стороны: грузоотправитель (поставщик), транспортная организация и грузополучатель. В зависимости от роли каждого участника в транспортном процессе различают централизованные и децентрализованные перевозки. Под централизованными перевозками следует понимать перевозки, при которых транспортная организация доставляет грузы всем потребителям (от одного до нескольких) по заявкам грузоотправителей.

В отличие от централизованных перевозок при децентрализованных грузополучатель сам организует перевозку необходимых ему грузов, включая выполнение погрузочно-разгрузочных работ и экспедирование грузов. Для этого грузополучатель подает заявку на автотранспорт, прибывает на пункт погрузки со своими грузчиками, экспедитором и своим или арендованным автомобилем, получает груз, экспедирует его и разгружает у себя на складе.

При такой организации перевозок на пункте погрузки скапливается большое количество автомобилей, грузчиков, экспедиторов и создаются длинные очереди в ожидании получения и погрузки груза. Погрузка ведется, как правило, вручную, так как поставщик груза не заинтересован в механизации погрузочных работ, ибо не отвечает за погрузку. Функция поставщика сводится лишь к отпуску продукции (груза) по нарядам; за организацию загрузки автомобилей и рациональное их использование он не отвечает.

Автотранспортное предприятие в соответствии с заказом выделяет определенное количество подвижного состава, но за организацию и состояние транспортного процесса не отвечает. Такая система перевозки приводит к тому, что грузополучатели вынуждены приобретать свой транспорт, что приводит к организации мелких и неэкономичных автопредприятий, измельчает грузопотоки. Это не позволяет организовать перевозку грузов по рациональным маршрутам, использовать специализированные автомобили и другие. Все это значительно повышает расходы на содержание транспорта и увеличивает транспортные издержки.

Большинство из перечисленных недостатков можно устранить при организации перевозок грузов централизованным способом, обеспечивающим повышение производительности подвижного состава, снижение себестоимости перевозок и сокращение транспортных издержек грузовладельцев. Централизованные перевозки повышают культуру обслуживания грузовладельцев и улучшают организацию транспортной работы.

Автомобильный транспорт выполняет перевозки грузов, как правило, централизованно. Организация централизованных перевозок закреплена в уставах автомобильного транспорта союзных республик. Грузоотправители и грузополучатели обязаны повсеместно содействовать развитию.

При централизованных перевозках взаимоотношения сторон в транспортном процессе распределяются следующим образом:

  • заказчиком транспорта является грузоотправитель или организация, поставляющая его груз;
  • транспортирует груз автотранспортное предприятие, как правило, общего пользования;
  • разгрузку груза производит получатель;
  • груз экспедирует автотранспортное предприятие, причем функции экспедитора выполняет шофер, за исключением случаев, когда при перевозке необходимо соблюдать особые меры предосторожности или когда перевозят особо ценные грузы, требующие при сдаче перевеса или пересчета;
  • расчеты за перевозку ведет грузоотправитель - заказчик транспорта, которому получатель возмещает стоимость транспортных расходов одновременно с оплатой стоимости груза.

Таким образом, централизованными следует считать перевозки, при которых получатель груза не участвует в его перевозке и отвечает только за выполнение разгрузочных работ. Как правило, централизованно грузы перевозят по единому графику, согласованному между поставщиком, получателем и автотранспортным предприятием.

Централизованные перевозки имеют следующие преимущества:

  • создаются условия для ритмичного поступления грузов от поставщиков к потребителям, причем резко сокращаются сроки их доставки;
  • ликвидируются простои подвижного состава в ожидании погрузки, так как перевозки выполняются по заранее согласованному графику, возникает возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ; отпадает необходимость в грузчиках и экспедиторах;
  • имеются возможности для внедрения специализированного подвижного состава, значительно сокращаются транспортные издержки грузовладельцев;
  • объем перевозок выполняют меньшим количеством подвижного состава со снижением затрат на материалы и рабочую силу;
  • значительно снижаются себестоимость транспортировки груза и издержки на транспортные расходы;
  • повышается производительность подвижного состава и эффективность использования транспортных средств;
  • имеется возможность оперативно планировать и учитывать перевозки экономико-математическими методами и на ЭВМ;
  • открываются перспективы для развития укрупненных автотранспортных предприятий общего пользования.

В Уставе автомобильного транспорта записано, что основной задачей предприятий и организаций автомобильного транспорта общего пользования является осуществление централизованных перевозок грузов в городах и промышленных центрах для промышленных предприятий, строек, снабженческих, торгующих и транспортно-экспедиционных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, перевозок грузов в сельской местности и в первую очередь урожая зерновых и технических культур, хлопка, овощей, картофеля, силосной массы и других сельскохозяйственных грузов на заготовительные пункты, на перерабатывающие предприятия и в места длительного хранения.

Впервые массовые централизованные перевозки автомобильным транспортом общего пользования были применены в 1951 г., когда в Москве была централизована перевозка кирпича. В Узбекистане таким способом начали перевозить в 1953-1955 гг. хлопок, кирпич, кислород и другие. В дальнейшем такой способ перевозки распространился на жидкое и твердое топливо, контейнеры со станций железных дорог, металл, строительные материалы и так далее. В настоящее время этим методом в республике перевозят более 90% всех грузов, перевозимых транспортом общего пользования.

Эффективность централизованных перевозок очевидна: производительность автомобилей повысилась на перевозке кирпича в 2,8 раза, угля - в 4,3, металла- в 4,7, нефтепродуктов - в 7,1 и кислорода - в 9 раз.

Переход на систему централизованных перевозок связан со значительными изменениями не только в самой организации транспортного процесса, но и в работе грузовладельцев. При этом необходимо тщательно изучить размеры грузооборота, его структуру, особенности перевозок грузов, состояние подъездных путей, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, подобрать наиболее рациональный тип подвижного состава, выявить возможность повышения коэффициента использования пробега, определить методы оперативного планирования перевозок и другие. Одновременно с этим следует разработать новую систему работы грузовладельцев (например, при перевозке контейнеров со станций железнодорожных дорог в три смены), новый порядок подачи заявок, оформления документаций и другие.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.