Какова сущность методов устного изложения знаний учителем? — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Какова сущность методов устного изложения знаний учителем?

2018-01-04 293
Какова сущность методов устного изложения знаний учителем? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большое значение в обучении имеет устное изложение (объяснение) изучаемого материала учителем. Для этого, как отмечено выше, используются следующие методы: рассказ учителя, объяснение, школьная лекция, беседа и сопутствующие им методы иллюстрации и демонстрации.

В чем же состоит сущность этих методов?

Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения учителем описательного материала с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т.д.).

Объяснение - это метод обучения, при котором учитель не столько сообщает новый материал, сколько анализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения (изучение геометрических теорем, например, и т.д.).

Школьная лекция — это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей, изучение по физике темы "Механическое движение" и т.д.).

В одном из пособий по педагогике говорится: "Лекция отличается от рассказа тем, что изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами". В другом пособии отмечается: "Школьная лекция сравнительно с рассказом и объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения".

С этими утверждениями согласиться нельзя, ибо и рассказ, и объяснение иногда можно сопровождать вопросами к учащимся с целью активизации их познавательной деятельности. В то же время и при использовании этих методов изложение (объяснение) учителя должно отличаться научностью, о чем шла речь, когда раскрывались дидактические закономерности (принципы) обучения. Основное отличие школьной лекции от рассказа и объяснения состоит в том, что в ней излагается значительно больший объем материала.

Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к монологическим, или информационно-сообщающим, методам обучения. В отличие от них беседа является диалогическим методом устного изложения изучаемого материала. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждениям и анализу в определенной логической последовательности изучаемых явлений и фактов и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

Иногда этот метод еще называют сократическим, или эвристическим (от греч. heurisko - отыскиваю, открываю), поскольку греческий философ Сократ обучал своих учеников, только побуждая их к размышлениям и самостоятельным выводам по тем или иным вопросам. С помощью этого метода можно, например, объяснять тему "Переместительный закон" по математике, правописание гласных в безударных корнях слов в русском языке и т.д. К.Д.Ушинский писал: "Уменье давать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек".

Метод иллюстрации и метод демонстрации являются сопутствующими при устном изложении материала учителем и состоят в использовании иллюстративных материалов (например, картин, изображающих исторические события, сцены и эпизоды из литературных произведений), а также в демонстрации опытов (по физике, химии, биологии и т.д.). Эти методы значительно облегчают восприятие и осмысление изучаемого материала и оживляют обучение.

Указывая на важность методов устного изложения знаний учителем, нельзя не отметить следующее положение: восприятие материала на слух - процесс весьма трудный, требующий от учащихся сосредоточенного (произвольного) внимания и проявления волевых усилий. К.Д.Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь "внешне присутствовать на занятиях", а внутренне "думать о своем" или же совсем оставаться "без мысли в голове". С.Т.Шацкий указывал на то, что нередко учащиеся на уроке могут сохранять лишь видимость внимательности, а на самом деле впадать в "педагогический сон".


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.