Глава IX. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава IX. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура

2018-01-04 195
Глава IX. Сущность процесса обучения, его задачи и внутренняя структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что следует понимать под обучением и в чем состоит сущность относящихся к нему понятий?

Чтобы обеспечить личности соответствующее современным требованиям образование, нужно хорошо ее обучать, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Все это обусловливает необходимость глубокого осмысления сущности данного процесса и относящихся к нему важнейших понятий. К сожалению, вопросы эти в дидактике трактуются не всегда внятно и верно. Вот некоторые из этих трактовок:

"Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся" (Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М., 1984. С. 202).

"Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели"(Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов. М., 1996. С. 301).

"Обучение - это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося (преподавание + учение), направленный на формирование у школьников системы знаний, умений, навыков и развитие их способностей" (Цiханаў Л.Н., Грымаць А.А., Грышын Дз.М. i iнш. Педагогiка: Вучэб. дапам. Мн., 1995. С. 28).

Приведенные определения, на наш взгляд, не только не проясняют сущности обучения, но и сами вызывают вопросы. В частности, непонятно, о каком взаимодействии идет речь и как в ходе этого взаимодействия происходит усвоение знаний и осуществляются воспитание и развитие учащихся.

Безусловно, взаимодействие педагога и учащихся в процессе обучения имеет место, но его основу составляет организация учителем и осуществление учащимися познавательной деятельности, в ходе которой и благодаря которой и происходит овладение последними изучаемым материалом, их развитие и воспитание. В этом и состоит сущностная характеристика этого процесса.

Таким образом, под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:

стимулирование познавательной активности учащихся;

организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;

развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;

формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;

формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

Поскольку обучение направлено на овладение учащимися научными знаниями, умениями и навыками, а также на развитие творческих способностей, необходимо осмыслить сущность этих понятий.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, законы, выводы и т.д.

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.

Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. (скажем, лентяй вряд ли достигнет успехов в овладении знаниями). Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.