В чем состоит педагогическая сущность воспитания и каким должно быть его определение как научного понятия? — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

В чем состоит педагогическая сущность воспитания и каким должно быть его определение как научного понятия?

2018-01-04 195
В чем состоит педагогическая сущность воспитания и каким должно быть его определение как научного понятия? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Э.Торндайк писал: "Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений".

Как уже отмечалось, благодаря своей творческо-преобразующей деятельности (труду, познанию и т.д.) люди накапливают знания в различных областях жизни и науки, приобретают разнообразные практические умения и навыки, способы творческой деятельности, а также развивают социальные и духовные отношения, что в совокупности принято называть общественным опытом, или человеческой действительностью. Как подчеркивается в философии, развитие человека как социального существа, как личности и происходит только путем "присвоения" человеческой действительности. Собственно, само воспитание возникло и совершенствовалось как необходимое и важнейшее средство "присвоения" подрастающими поколениями этой действительности.

Как осуществляется указанное "присвоение"?

Различные компоненты общественного опыта: знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, социальные и духовные отношения, создавались трудом и творческими усилиями многих поколений людей. Следовательно, в названных компонентах общественного опыта опредмечена соответствующая деятельность людей: познавательная, трудовая, творческая, социальная и духовная.

Все это важно для понимания сущности воспитания. Чтобы подрастающее поколение могло "присвоить" этот опыт или овладеть им, ему необходимо распредметить его, т.е. в той или иной мере воспроизвести, повторить заключенную в его различных компонентах деятельность (познавательную, трудовую и т.д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий человек овладевает общественным опытом. Учащемуся нельзя передать или, как иногда говорят, транслировать звания, тем более выработать у него практические умения и навыки, если не включить его в познавательную, практическую и другие виды деятельности.

Это легко показать на таком примере. Чтобы учащиеся овладели теоремой Пифагора по геометрии, им необходимо в той или иной форме распредметить, воспроизвести и повторить (разумеется, в более свернутом виде) те познавательные действия, которые в свое время осуществил ученый, доказывая эту теорему. Только с помощью соответствующих видов деятельности учащиеся овладевают и другими компонентами общественного опыта. В этом состоит одна из важных сущностных характеристик воспитания.

Имея в виду деятельностный характер воспитания, К.Д.Ушинский писал: "...Почти все ее (педагогики. – И.Х.) правила вытекают посредственно или непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности ".

Обратим, однако, внимание на то, что Ушинский указывает не только на необходимость обеспечить "душе воспитанника правильную деятельность", но и на "обогащение его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности". Это весьма важное положение. Дело в том, что личностное развитие человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от отношения к этой деятельности и степени проявляемой им активности. Ведь можно, например, трудиться, как и учиться, без всякого желания, как говорят, спустя рукава. Такой труд и учение не только не приводят к успеху, но иногда и формируют к ним негативное отношение, что отнюдь не будет способствовать позитивному развитию личности.

Все это ставит перед каждым педагогом задачу - постоянно стимулировать своих питомцев к организуемой деятельности и формировать к ней положительное отношение. Именно деятельность и положительное отношение к ней выступают в качестве сущностной характеристики воспитания и личностного развития учащихся.

Приведенные суждения, на наш взгляд, достаточно четко раскрывают педагогическую сущность воспитания и позволяют подойти к аргументированному определению его как научного понятия. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования (активизации) разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности и ее формирования получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) к этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Именно в этом состоит подлинная сущность этого сложнейшего процесса.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.