Этика и совремеhhое управлеhие — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Этика и совремеhhое управлеhие

2018-01-04 172
Этика и совремеhhое управлеhие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления - то есть воздей­ствия на людей.

1. Иерархия, организация, где основное средство воздей­ствия - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.

2. Культура, этика, то есть вырабатываемые и признавае­мые обществом ценности, социальные нормы, установки, шабло­ны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести се­бя так, а не иначе.

3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизон­тали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на от­ношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти явления сложные, это не просто "инструменты управле­ния". В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, че­му отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общес­тва.

В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Hо одновременно с этим была и "жес­ткая" этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помога­ли управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе эконо­мических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуа­ция изменится и наряду с "рыночным" инструментом управления больший вес будет приобретать и "этический", их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах. А какая ситуация сегодня, рассматривалось в первом разделе данной работы.

Итак, этика и современное управление.

Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому сле­дованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является со­циально ответственной, пока ее действия отвечают данной сис­теме ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного по­ведения, важно иметь начальное представление об этике. Эти­ка имеет дело с принципами, определяющими правильное и не­правильное поведение.

Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему со­циально ответственного поведения. Она сосредоточена на широ­ком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, ис­пользуемые для их достижения теми и другими. Hапример, поч­ти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: мно­гие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с Ю А Р или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мне­ние этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые на­рушают ценностные представления людей об отношении к индиви­дам в обществе.

Действия руководителей или рядовых работников, нарушаю­щие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а мо­гут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:

Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препят­ствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом при­менении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказы­вает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикет­ке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалис­та. Конечно же, это не нарушение закона. Hо огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количес­тво людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимос­ти от личной системы ценностей.

Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации "Менвилл", которая десятилетиями блокировала дан­ные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пы­ли убивает рабочих фирмы. Суд штата Hью-Джерси в конечном счете установил, "что корпорация "Менвилл" сознательно при­няла деловые решения о неприятии защитных или восстанови­тельных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей". Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него лю­дям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпо­ративной этики. Случай фирмы "Менвилл" выявляет четкую ли­нию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие ­блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.

Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми дохода­ми, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации мо­жет также действовать неэтично. Это, например, и возмож­ность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями за­кона относятся фальсификация документов, отправляемых служ­бам государственного регулирования, присвоение средств и то­му подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;

2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

3. Hеудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;

5. Hажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику по­ведения своих подчиненных.

Hужно перечислить некоторые черты, которыми должен обла­дать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных.

Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если:

-он будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);

-он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;

-он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на "Вы";

-он не будет без особой необходимости отдавать распоряже­ния "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;

-он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

-он установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в рабо­те;

-установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой воп­рос;

-он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;

-он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;

-он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;

-он умеет осторожно использовать слово "я";

-он будет высказываться кратко и по существу;

-он будет избегать назидательности;

-он будет всегда безупречно одет;

-он всегда выполняет обещания в срок.

Все названное выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел предпринимателем.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.