Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883гг.) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883гг.)

2018-01-04 170
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ему было 7 лет, когда произошло восстание декабристов. Со многими из них он был потом знаком. Он был современником и очевидцем Революции 48 года и был участником реформы 61 года.

Лучшие его произведения написаны с 47 по 62 год. Они ярко отражают общественную жизнь.

Тургенев рано оказался в сфере журналов.

По своей общественно-социальной ориентации Тургенев всегда был ярким выражением русского либерализма: дворянин-либерал. Но это был тот самый либерализм от слова «свобода» с его про и контра. Сила его либерализма (здесь он был очень близок к демократам) – в полном неприятии насилия в любой форме, неприятель крепостного права, защитник свободы слова и печати. Но вместе с тем по своим взглядам он был деятелем-реформатором, он был противником любых революционных форм. Рядом с демократизмом были прописаны либеральные принципы, которые иногда позволяли ему печататься у революционеров. Его произведения являются зеркалом общественной жизни.

 

Раннее развитие Тургенева связано со Спасским-Лутовиновым. Отец Тургенева – участник войны 1812 года. Природа всегда связана с образом родины, изображение природы было способом и формой его психологического анализа и выражение его философии. Как и Герцен, он получил прекрасное домашнее образование. Была прочитана вся русская литература.

В 1834 – 1837гг. Тургенев учился сначала в МГУ, затем перевёлся в Петербургский ун-т на словесное отделение философского факультета. Он мыслил себя и готовил как философ, и мечтал, что займёт кафедру философии. Философское образование является для него фундаментальным. Он слушал лекцию Гоголя, присутствовал на первом представлении «Ревизора». Он дважды видел Пушкина, и об этом он пишет в своих литературных и житейских воспоминаниях. Первое увлечение – увлечение романтизмом.

«Я целовал имя Марлинского на обложке журнала».

В начале 40х годов, мечтая о карьере философа, он едет на родину философии – в Германию. едет с гегельянцем М.А. Бакуниным – другом его немецкой поры, и примыкают к тем русским, которые уже в ту пору слушали лекции Гердера в Германии – Грановский, Станкевич, Ефремов.

Лиризм Тургенева – совершенно особого свойства, это романтизм, который всегда будет нераздельно с его реализмом.

Путешествие в Италию, которое он совершал со Станкевичем, окажет огромное влияние на Тургенева.

 

(пропущено немного)

 

В 1843г. он познакомился с Белинским. Тургенев признавался: «Белинский и его письмо – это вся моя религия». В 44г. написана первая прозаическая повесть «Андрей Колосов» - антиромантическая повесть. Прототипом Колосова считали Станкевича, потому что роман между героиней и Колосовым напоминает роман Станкевича и Бакуниной. Второй герой – сам повествователь, человек с романтическим характером. В этой повести проявилось и мастерство характеристики, и сатиры, но сам Тургенев не был удовлетворён, он признался, что действительный человек оказался очень жёстким.

 

В 45г. выходит его поэма «Помещик». Первый крупным событием, сделавшим Тургенева известным, стал рассказ «О Хоре и Калиныче», который появился в «Современнике» в 47г. в разделе «Смесь», где мелким шрифтом печатались безделицы, какие-то сообщения, мелочишко, набор. Но этот рассказ был сразу отличен. С него начались «ЗО». Хронологические рамки этой книги («Записки охотника»), цикла рассказов, можно определить так: 1847 – 1874гг. Готовя к отдельному изданию весь этот цикл, Тургенев отказался от хронологической последовательности. У него был внутренний замысел, не по хронологии, а по внутренней композиции. Цикл скреплён главной идеей – мысль о значимости русской национальной жизни, русской истории, культуры, которая развивает гуманистический идеал личности. Рассказать о русской жизни, поставив в центр исследования личность. Эта проблема, конечно, волновала не одного Тургенева, а у Тургенева она определила, как и у Аксакова, эпическую широту и манеру повествования, энциклопедичность. И второе качество – страстная исповедальность, лиризм. Эпос и лирика. В «ЗО» сказались важнейшие черты реализма Тургенева: эпический пафос, эпическое содержание, которое определяется идеей субстанции – это книга о вековых, устойчивых свойствах русского национального характера. И не случайно в тексте в двух рассказах Тургенев называет двух великих эпических поэтов – Вергилия и Гомера. Можно выделить, конечно, массу тем (изображение народа, дворянства, чиновничества), но глубина этого содержания – в эпической масштабности рифмующихся друг с другом общих народных историй.

Книгу сначала рассматривали как борьбу с крепостным правом.

Тургенев создаёт не просто характер двух мужиков – а в образе 2х мужиков он создаёт психологические портреты двух творческих натур. «Тургенев зашёл с такой стороны, с которой никто никогда не заходил». При этом эти две натуры – коренные противоположные типы, хотя они крепчайшие друзья. И для Тургенева и этого мало – тип человечества. Вот масштаб.

Хор рисуется как тип мыслителя, скептик, при этом отличный практик, рационалист. А его друг Калиныч – мечтатель, поэт, странник. И у Хора крепкая семья, все в сапогах, а у Калиныча есть жена, но он её боится. Он удивительно талантлив, близок к природе. Тургенев возводит их в высокий, общечеловеческий план.

Вся книга оказывается изображением разнообразных характеров, которые в сумме дают представление о национальном характере.

 

«Детство всех народов сходно, и мои певцы напомнили мне Гомера. Состязание происходило в кабачке, и там было много оригинальных личностей, которые я пытался зарисовать a la Teniers».

 

(лекция Марины до «Рудина»)

 

Современник революции 48 года и реформы 61 года. С 47-62 – лучшие произведения. Рано оказался в сфере интересов журналов. По своей общ-соц ориентации – либерал. Противник крепостного права, был реформатором, был противником революц форм. Сложность позиции, в кот рядом с демократизмом..

Раннее развитие. Спасское –Лутовиново. Его отец рано умер, участник войны 12 года. Природа играет важную роль, всегда была связана с образом родины и была способом и формой его психолог анализа, его философии. Как и Герцен, получил прекрасное домашнее образование. Библиотека.

1834-37 учился в Моск университете, перевелся на словесное отделение философ факультета Петерб университета. Готовился быть философа, фундаментальное образование.

Дважды видел Пушкина, вспоминает об этом.

Увлечение романтизмом. Бакунин. Образуется рус братство.

Путешествие в Италию, кот он совершал со Станкевичем. Пишет письма. Подражание Байрону.

Начало 40-х гг – творческие дебюты Тургенева. Лирика – цикл стихов «Дороги», послания «К ней».

Роман в Прямухино. в это имение приезжали исправляться, центр ром-ма. У Бакунина было 4 сестры и его приятели поочередно влюблялись в них. Татьяна Бакунина – 3-я сестра, близка более всех Бакунину, он ревностно следил за ее увлечениями. Она влюбляется в Тургенева. В 41-43 гг – Прямухинский роман – лирика, письма, романс «Утро туманное, утро седое». Письма Бакуниной на немецком и французском. Важен для дух развития, философский роман, созерцательный. В 43 году встретит Полину Виардо.

В 41 году возвращается из германии гегельянцем, работает над магистерской диссертацией «О взаимоотношении гегелевской философии и идей христианства». Посещал салон Авдотьи Петровны Елагиной, познакомился с Гоголем, погружается худ-литер интересы. Встреча с Белинским в 43 году. Переходит на реалистические позиции, создает 1-е реалистические произведения. Рассказ в стихах «Параша». В 44 году – первая прозаическая повесть «Андрей Колосов», с установкой на критику романт принципов. В центре – рандеву. Прототипом Колосова считали Станкевича, тк роман героев напоминает отношения Станкевича и Любови Бакуниной. Литература искала «действительного человека» - обыкновенный, знающий жизнь. Белинский предполагал, что и он мб прототипом. В образе повествователя – романтическое сознание. Проявился тургеневский лиризм, мастерство характеристик. Хорошее начало, но автор не был доволен повестью.

45 г – «Помещик», физиологический очерк в стихах.

 

«Записки охотника».

Рассказ «Хорь и Калиныч». В журнале «Современник», 1847, раздел «Смесь». Хронологические рамки книги (цикла): 1847-1874. Основной состав опубликован в кон 40-нач 50. Готовя к отдельному изданию весь цикл, автор отказался от хронологической последовательности. У него был внутренний замысел, содержательной целостности. Авторская идея – мысль о значимости русской национальной жизни (истории, культуры). Рус жизнь, кот развивает гуманистический идеал личности. Идея определила эпическую широту и манеру повествования; страстную исповедальность, лирическую напряженность повествования.

Эпическое содержание, кот определяется идеей субстанции. Книга о вековых, устойчивых свойствах рус хар-ра. Глубина содержания – в масштабности рифмующихся др с др сотен самых различных историй.

Долго над толкованием книги довлела социологическая проблематика: борьба с крепостничеством.

Белинский высоко оценил. Подошел к народу с такой стороны, с какой никто никогда к нему не подходил. Народ – это почва, основа нравственности. В 1-м рассказе – более широкий масштаб, чем антикрепостнические идеи. В народе увидели носителя духовной красоты нации. Особенность постановки проблемы народа выявилась. На 1-й взгляд – очерк. Этнографическое сравнение крестьян 2-х губерний: Орловской и Калужской. Но после сравнения начинается выламывание из очерка в рассказ. Создает не прост хар-ры 2-х мужиков, а психологические портреты 2-х творческих натур. Коренные противоположнее типы, но в ед-ве выражают тип, русский хар-р, человеческого хар-ра. Хорь – тип мыслителя, скептик, рационалист, практик. Калиныч – тип мечтателя, поэта, странника, боится своей жены. Тургенев возводит их в высокий поэтический план, общечеловеческий. Сравнение чз оценку – хар-ка Хоря.

Хар-ка Калиныча – использование худ организации текста, соотношение с природой. Добродушное смуглое лицо, веселый самый кроткий нрав. Сухие душистые травы, свежее сен, прозрачный теплый мед, ключевая вода, однообразное жужжание пчел и болтливый лепет листьев, легкий порыв ветерка. Кроткое и ясное лицо, как вечернее небо. Глубина рождается художественным образом, легкость.

Константин Сергеевич Аксаков дал оценку. Узнал себя в рассказе «Однодворец Овсянников». «Одно мерцание какого-то света, не больше» - точное указание на способ организации материала. Наводит мостики, связи от рассказа к рассказу, намечается сложное мерцание, кот организует весь текст – 2 типа героя, кот будут перекликаться.

«Ермолай и мельничиха» - разработка типа героя Калиныча. Тот и другой живут с природой. Ермолай женолюбив.

Вариации характеров, но вместе четко обозначается их связь. Вся книга – рифмовка характеров.

Развитие в самой манере письма, движение в сторону все большей драматизации. Сравнение 2-х рассказов: «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова».

В книге собраны рассказы, кот показывают эволюцию самого Тургенева.

Тема дворянства, связ с темой романтизма.

«Гамлет Шегровского уезда», герой с больным самолюбием. Со стороны беды и вины. Название амбивалентно. Трагикомическая фигура. Он в состоянии переходности – не знает, как применить свои силы, мотив бесприютного скитальца. Широко представлена дворянская жизнь.

Структура повествования. В письме к Полине Виардо пишет: «Детство всех народов сходно, и мои певцы напомнили мне Гомера. Состязание происходило в кабачке и там было много оригинальных личностей, кот я пытался зарисовать а la Teniers». Два имени в одном контексте: Гомер и Тенирс - эпическая поэзия, поиски красоты в будничной жизни. Содержание жизни русских людей передаются эпической манерой письма.

Композиция – описание быта и дух жизни деревушки Колотовка. На равных уделяет внимание природе, быту, людям. Затем – диалоги. Тогда подходит к самому ядру – состязанию. Но все время тормозит. Описание имеет входы к эпосу чз раздвижение лирического пространства. Музыка важна также как и природа, там, где музыка – там и исповедальность. Часто прибегает к оксюморону. Тургенев называл себя тайным психологом.

Единство книги достигается присутствием 1 рассказчика. Но он нигде о себе не пишет как о герое, заслуживающем особого внимания. Он – охотник. Охота служит способом харак-ки нац сознания. Книга о русской провинции. Рус жизнь с демократических позиций. Свободная незавершенная композиция. Книга несет в себе традиции: Гоголя (Мертвые души – эпос и лирика), Пушкин (ЕО – помимо сюжета и мира героев, сеть космос самого автора). Об этом говорит очерк Лес и степь – нет героев.

Пейзаж – особое значение. Через восприятие природа происходит философское осмысление жизни Тургеневым, непосред-но следует за Гете. Природа как символ гармонии и цельности, стихия, в кот автор видит проявление универсальности, сила, придающая всему целесообразность, внутридинамичная сила, с гармоническим разрешением. Гете и Гердер предугадали у Тургенева тему античности и тему природы. Связь античной культуры с народной и природой – философская глубина.

Тайный психолог. Его концепции человека носила сложный хар-р, было противоречие как качество: с 1 стороны – реалистический принцип (соц обусловленность человека средой), Т принимает как аксиому; с др стороны – жизнь, судьба, хар-р не мб определен только социумом, говорил о тайной, неподвластной силе..наряду с идеей прогресса свойственно пессимистическое понимание фатальности. Тайное начало в судьбе человека соотносит только с природой. Нельзя объяснить вс`.

 

Особенности пейзажной манеры. Среднерусский ландшафт, неяркий, чувствуется его «суеверное обожание», стихия лиризма, кот направлена на обыкновенный пейзаж. Также – внутренняя динамика пейзажных картин. В основе каждой лежит явная или скрытая антитеза: день-ночь, весна-лето. Любит переходные состояния. Через природы показывает движение чувства. Иногда символика откровенно открыта. Средство психологического анализа и выражение авторского отношения.

Заканчивается очерком «Лес и степь». Есть эпиграф из Тютчева. Законченность единого произведения. Приобщение автора и читателя к большому эпическому полотну.

«Рудин». Типология тургеневского романа, написал 6 романов. 1855 – «Рудин», 1876 – «Новь». 4 романа написаны до реформы, два пореформенных разные качества. Романы пишет в период сложный для русской жизни 50-80-х гг. Быстрые ломки, кот сопровождались общественными движениями, реформами, контрреформами. Острая соц-общественная ситуация, кот диктовала жанровое своеобразие и содержание романов.

Добролюбов оценил. По поводу 3-го романа «Накануне» статья «Когда же придет настоящий день?»: необычайная чуткость Тургенева к живым струнам общества, к животрепещущим проблемам. Живое отношение Тургенева к современности, кот проявляется в мягкой и поэтической форме. Лирическое начало.

В 80-м году так определяет роман: «…стремился, насколько хватило сил умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить надлежащие типы - то, что Шекспир называет «образ и давление времени» и быстро изменяющуюся физиономию русских людей культурного слоя».

Говорит о том, что его интересует современность в динамике развития общества. Показать давление среды. Реалистические принципы. Не сказал о своем лиризме.

«Рудин» несет эти черты. 51-55гг, опубликован в «Современнике», в 56 г. Завершение произошло молниеносно. Это не в духе Тургенева, больше похоже на Гончарова. Роман был итоговым. Перед романом были написаны повести: «Андрей Колосов» 44, «Бритер» 47, «Гамлет Шевронского уезда» 48, «Дневник лишнего человека» 48-50, «Яков Пасынков» 55. За «Рудиным»: «Ася» 59, «Фауст» 60-61.

Проблема героя – в поисках героя времени среди интеллигенции, кот сохраняет высокие идеалы с романтическими ценностями. С повести «Бритер» намечается сложное отношение, где романтическое не только предмет сатиры. Сомнение в ценности практицизма, противопоставление им высоких идеалов романтиков – служение другим.

«Дневник лишнего человека». Герой предстает в трагикомическом состоянии. Пейзаж играет большую роль. Тема несостоявшихся, но высоких идеалов.

«Яков Пасынков» - оправдание высоты романтического склада, поиски нормы. Вечное искание истины.

Все эти повести пишутся в жанре дневников, воспоминаний. Перед нами исповедь. Объяснение человека, саморефлексия, реабилитация.

Коллизия. Эпоха кон 30-нач 40-х гг в романе. Герой – гегельянец, выводит целое поколение молодых людей. Главная идея – поиски национальной общности, определение в ней значения личности. Критерий: ценность личности определяется степенью соотношения поведения, идей с потребностями русской жизни. Герои, как правило, вполне сформировавшиеся личности. Высказывают готовые мысли, но способ изображения и подачи каждого зависит от того, насколько он ценен. Ценных покажет сначала с 1 стороны, а затем наступит перелом и показывает со стороны ограниченности, недостатков.

2 идеологических полюса:

-молодая Россия

-старая Россия

Действие происходит в провинции, старая Россия представлена рус провинц дворянством. Александра Павловна Липина. Критерий – в отношении к народу. Вопрос народа не ставится в романе, но ощущается присутствие. Также рисует дворянство, оторванное от общественных нужд – глава – Дарья Михайловна. Пандалевский. Африкан Семенович Пегасов. Волынцев. Лежнев – в юности был другом Рудина, были членами кружка Покорского (Станкевич). Тургеневское представление о назначении человека в описании Покорского. Один из прототипов Рудина – Бакунин. Покорский – высокая и чистая душа. Гармония разума и сердца, ум.

Узнаем, что Рудин был в молодости натурой эгоистичной и даже жестокой, как все романтики. Идея общественного служения, близок Бельтову. Превосходство его в его высоких нравственных идеалах.

Испытание на идею. Испытание на любовь. Рудин побеждает Пегасова. Рудин владел музыкой красноречия. Полный разрыв между словами и отсутствием дела у Рудина. Акцентируется внутренняя раздвоенность героя. В нем всегда сохранялся огонь любви к истине. Переходность, незавершенность планов. Прямое соотношение с Онегин. Неспособность, отсутствие сильного начала. В финале – реабилитация Рудина. Но критическое отношение сохраняется. Не герой времени, но в его изображении проявилась норма самого Тургенева. В последнем эпилоге усилена. Предельно поэтизировал образ героя, но не изменил логике романа.

Тургенев – тайный психолог. С образа Натальи Ласонской начинается ряд героинь – «тургеневские девушки» - воплощение идеального и нравственного начала. Именно они определяют судьбу героев. Они – символ, идеал особого духовного состава. Тургенев считал, что нельзя всё рассказать о человеке – это будет не истина. Таинственные внутренние процессы неподвластны. Есть некое вечное начало, на которое можно только указать.

Объективная манера в передаче чувства сочетается с глубинным психологическим анализом, когда Тургенев обязательно вводит пейзаж, при этом в природе он описывает переходность, процесс, несовершенный вид глаголов, такие слова как «только что», «ещё», «что-то», «как-то», «где-то». Переходность, антитеза есть и на уровне цветовой гаммы (золотая луна на чёрном небе в «Рудине»; угрюмость – и просветы).

Для тургеневского небольшого по объёму романа, причём романа всегда с драматическим центром, эпилоги были способом эпического завершения. Во-первых, в эпилоге подводятся итоги с открытой перспективой, эпилог печален для героев (либо расставание, либо смерть), но при этом жизнь продолжается – философская концепция, в которой судьба героя сочетается с бесконечным течением времени, это соединение жизненной судьбы и вечности. Во-вторых, здесь даётся резюме судьбе каждого героя – мы видим через некоторое время, к чему это всё приводит. Вообще Тургенево свойственна метафорическое сознание, он тяготеет к символике, и на протяжении романа метафора развивается от бытовой и реальной к философской. В 7 главе «Рудина», разговаривая с Натальей о возможности счастья Рудин говорит, что эта сторона жизни не сулит ему счастья: появляется образ, где бытовое соединяется с метафорой – он говорит, что будет тащиться по пыльной и знойной дороге, и здесь есть метафора, а в 11 главе он реально тащится по знойной пыльной дороге. За бытовым раскрывается судьба. Наконец в эпилоге тема дороги получает универсальное значение. Когда он встречается с Лежнёвым, он прямо говорит о себе, соотнося себя со странником. Т.о., философское содержание тургеневского романа создаётся с помощью разных средств: картины природы, формы лирического повествования, метафоризация.

 

«Дворянское гнездо»

Каждый роман Тургенева обязательно готовится повестями, поэтому повести, будучи самоценными, являются как бы лабораториями, фундаментом, основой для будущего романа. «Рудин» завершался Тургеневым, когда кризис русской жизни чётко определился (1855г.)

Это время для Тургенева было тоже переходным. Он говорил, ему не нужен большой роман, в каждом романе он запечатлевает важнейший момент в жизни людей.

Смерть Николая I, который, как и для Герцена, олицетворял реакцию, вначале вызвал чувство облегчения. Тургенев называл его «подлинным полицейским агентом» (такое близкое к Герцену сравнение).

В это время у Тургенева большие испытания в личной жизни: умер Грановский, памяти которого он посвящает статью. Он покидает Россию, живя при доме Полины Виардо. Эта любовь и невозможность рождают чувства драматического, дискомфортного духовного состояния без своего гнезда. Сам Тургенев душой в Париже, с Виардо.

Тургенев в повестях 50х годов ставит вопрос о нарушившейся гармонии в жизни современного человека. Его очень занимает драматическая природа героя. Эту дисгармонию он объясняет своей концепцией: человек живёт не только в сфере социальных отношений, но он находится и под властью вечных законов – в основе концепции лежит философское понимание противоречивости человеческой природы.

Герои под действием сил, стоящих над человеком. Тема его повестей – тема природы и любви. Он ставит проблему долга и счастья как двух необходимых для человека начал, но в жизни современного человека они никак не могут соединиться,

В этих повестях видно понимание сложности человека в прямом соотношении с природой: любовь равна природе, это равные по Тургеневу, равновеликие и равнобеспощадные, стихии.

Повесть «Затишье».

Повесть «Фауст», где любовь опять выступает в качестве непреоборимой таинственной силы.

Это повести о трагическом смысле любви.

Это эпистолярная повесть. Перед нами 9 писем Павла Александровича Б. к своему другу (ещё есть повесть «Переписка). «Отказывай себе, смиряй свои желанья» - эпиграф из «Фауста» задаёт тему исполнения долга. Герой приезжает в своё имение, и в первом письме ПА рассказывает, что даже через 12 лет он застал в своём имение то же самое – дворянское гнездо. Эпическое описание имения. Во втором письме – встреча с Верой Николаевной Ельцовой, с которой они были влюблены в юности. Сейчас она замужем, у неё есть дети, но между ними вспыхивает чувство. «Надо отрекаться от своих желаний и не губить драгоценный сосуд». Любовь поднимала, возвышала, но она и убила – любовь фатальная. Мысль о необходимости исполнения нравственного долга.

Долг перед понятием, нравственностью, жизнью – и это всё будет в романе «Дворянское гнездо».

Тема любви у Тургенева всегда даётся в широком контексте. В самом первом письме в «Фаусте» появляется образ Манон Леско. В этой повести особо видна прозрачная конструкция связи природы с психологией.

Тема долга и счастья акцентирована всей историей. «Фауст» - особо важное произведение перед «Дворянским гнездом».

(ещё повесть «Ася» относится к этому времени, о ней ниже)

 

Роман «ДГ» был задуман в 1856г., затем Тургенев прервал работу над ним, и летом 1858г., приехав в Спасское он написал этот роман. В декабре 58г. на квартире Тургенева в Петербурге вслух был прочитан роман, на чтении которого присутствовали Писемский, Никитенко, Дружинин, Некрасов и т.д.

По словам Добролюбова роман ДГ встретил единодушное восторженное участие всей читающей публики и критики. Это был триумф, роман был принят всеми.

«Ничего подобного не было со времён «Мёртвых душ»» (Щедрин о романе)

Этот роман оказался созвучным этому времени. Ключевое слово к этому роману – НАРОДНОСТЬ.

В ДГ Тургенев продолжает разрабатывать проблемы, поставленные в «Рудине», но одна из проблем – вывести героя времени, причём показать его положительные черты. В «Рудине» отражена философская эпоха, здесь же эпоха аналитическая – это сказал и разделил сам Тургенев.

В ДГ всё переносится на судьбу России. В романе и либералы-дворяне, и разночинцы-демократы увидели то, что все отстаивали, все нашли отклик на свои идеалы.

Тургенев затронул важнейшую сторону: развитие России связано с развитием её внутренних, национальных сил. Это понимание народности определило и эпическую глубину романа, и отношение. Позиция Тургенева очевидна уже и в названии. Его волновала поэзия национального единства, но той революционной демократической идеи Добролюбова он, конечно, не вкладывал. Роман о судьбе и возможностях России, где народ – носитель этих ценностей. Поэтому главные герои, Лиза и Лаврецкий, поставлены в связь со страдающим народом. История души каждого связана с судьбой поколений. Тургенев прямо ведёт Лаврецкого к народу. Тургенев и во внешности, и в происхождении, и в поведении наделил его такими качествами, что он совершенно не похож на Рудина. Он – сын крестьянки и помещика. Он придал ему черты народного богатыря. Если в Рудине есть намёки на аристократизм, Лаврецкий не походил на жертву рока – краснощёкое, чисто русское лицо с большим белым лбом и широкими правильными губами, от которого так и веяло крепким степным здоровьем.

Т.о., можно говорить, что движение от «Рудина» к ДГ сказалось в стремлении усвоить народность, включить героя в общую национальную жизнь.

 

Новизна романа выразилась в содержании идеологического и любовного конфликта. Испытание идеей и испытание любовью. И оформляется этот конфликт как столкновение людей, связанных с Россией, и космополитов. Выразителями этих крайних позиций являются Варвара Павловна и Паншин, а с другой стороны – Лиза и Лаврецкий.

О ДГ можно сказать, что это самый эпический и самый лирический роман Тургенева.

Непосредственно действие охватывает очень короткий срок: всё сюжетное действие – май-июнь 1842г. (полное расхождение славянофилов и западников).

В романе точно указано, что Лаврецкий родился в 1807г., женился на Варваре в 33, разошёлся после её измены в 36, вернулся из-за границы в мае 42г. В эпилоге он появляется в 1850г. Т.е. действия и события имеют небольшой период, эпический же размах самого романа шире.
Тургенев создаёт эпическое полотно, и на эту его способность указал Аполлон-Григорьев: «Роман – большая рама; отделан только центр; всё остальное – этюд и проба. Роман какой-то эскизный».

Тургенев видел свою задачу в воспроизведении переломных моментов истории, а не вообще писать панораму – а схватить нужный момент. Отсюда и драматизация, и эскизность, и небольшой объём.

 

Художественные средства Тургенева для создания эпического романа. И здесь встречается то же, что и у Герцена, - биографический приём. Но для Герцена – это главный способ. Для Тургенева это не универсальный способ, а очень важный приём. Биография выполняет разные функции. Биографии в ДГ ведут вглубь истории. Так, Тургенев целую главу посвящает роду Лаврецких, начиная ещё с родоначальника при Василии Тёмном.

Также род Калитиных и Пестовых – картина русской дворянской картины вглубь истории.

Биографии рисуют картину ширь, диахронически: это не только история дворянства, но и история крепостных.

Наконец 3й момент биографии: принцип построения биографии. Объём, хронотоп времени и пространства вглубь и вширь. Биографии воссоздают внутреннюю глубокую жизнь (что близко к Герцену). Тургенев не ограничивается исторической или социальной справкой: он раскрывает природу личности. При этом биография, как правило, строится так: авторская характеристика.

Сталкиваются идеология патриотизма как служение жизни в соответствии с нормами и пренебрежение к России, резкий западнический вариант. В частности история Ивана Петровича Лаврецкого – история отца, от которого уходят дети. Это очень сложный психологический тип с элементами будущего западничества, но более сложный, и в то же время он кровным образом, не сознавая того, связан с родиной. Сложный русский тип странствующего, теряющего связь с родиной, но не могущей жить без неё, рисуется как космополит в противовес Фёдору Ивановичу. Все данные Лаврецкого служат тому, чтобы поставить акцент на своеобразном космополитизме и его издержках для самого человека.

Идеи Дидро, Руссо, Франции – под их влиянием Лаврецкий увлекся Маланьей, крепостной.

Настал 1825г. «и принёс с собой много горя». Иван Петрович не был декабристом, но судя по кругу его чтения в юности, любви к Англии, кровавым ростбифам и хартии граждан он был из круга людей, симпатизирующим передовым идеям. «Оторвавшись от родины, потерпишь поражение». Иван Петрович удаляется в деревню.

Через одного героя рассказывается целая история – очень важный принцип. Характеристикой Тургенев даёт историческую проекцию духовного состояния русского общества того времени.

У Тургенева в этом романе пейзаж – символ мира и родины. Глава, когда Лаврецкий возвращается униженный из Франции и едет не в Лаврики, а в Васильевское, заброшенное, патриархальное, и момент, сам процесс созерцания природы вносит в его душу покой. У него возникает ощущение духовного возвращения на родину. Т.о., Тургенев выдвигает мотив русской природы, который воплощает в себе черты русской жизни и русских людей. Пейзаж – выражение философских идей самого автора.

 

Конфликт развивается как бы в 2 этапа – идеологический пласт и нравственно-этический, связанный с темой любви, как и в абсолютно каждом романе. Конфликт ставится очень остро.

Тургенев, выбирая 2х людей, прибегает к одинаковой характеристике – не через внутренний мир, а через вещи и детали. Например, появляется Варвара Павловна.

Тургенев своим романом показывает, как сложна была позиция западников и славянофилов, как во многом они пресекались: в неприятии любых форм насилия и соприкасались в уважении к России.

Тургенев делает Лаврецкого человеком-рупором, который отстаивает главную идею: независимость России. А Тургенев ведь не славянофил, вот главная идея!

Тургенев занимает позиции во многом очень близкую славянофилам, тогда как Паншин представляет силу не созидательную, только отрицающую.

После категоричных слов Паншина Тургенев как бы прерывает спор и вводит пейзажную картинку летней ночи. А потом снова позиция Лаврецкого – как бы сама природа возражает Паншину. В споре с Паншиным Лаврецкий требовал призвание народной правды и смирение перед нею.

Идеологический пласт не исчерпывается этим. Непосредственно с темой родины и народности связана проблема нравственного долга. Счастье и долг – антагонистические силы. Жизненная духовная история Лавренского и Лизы даётся в аспекте соотношения долга и счастья. Без личного счастья человек превращается в сухарь, а не исполняя долг он рушит в себе личность. Разобщение этих сил порождает трагическую коллизию. Тема долга в ДГ конкретизирована и имеет глубокий социальный смысл, эта идея дела, служения, приобщения к национальной судьбе, и Лаврецкий это хорошо понимает. Тургенев тему долга связывает с темой необходимости служения русского дворянства народу. Делает он это необычайно тонко: Лаврецкий, полюбив Лизу, видит в неё свою мать Маланью. Лиза становится носителем идеи долга. Она приняла возвращение Варвары Павловны как своё наказание. Она самовольно уходит в монастырь, чтобы отмолить грехи всех, кто виноват перед страдающим народом. Образ Лизы даётся Лаврецким напрямую связанным с судьбой народа.

Поэтизация любви осуществляется также с помощью картин природы, а также музыки.

Отличное место в романе занимает образ музыканта Лемма.

Завершение сонаты Лемма и полное удовлетворение её создание приходится в романе на момент объяснения в любви Лизы и Лаврецкого. Способ показать красоту и естественность этого чувства.

Это самый пушкинский роман Тургенева, он несёт печать личного Тургеневского восприятия самого поэта. Исследователи указывали на связь ДГ с ЕО. Это связь образа Лизы и Татьяны – нравственная чистота и требовательность как основа поведения. А также эта связь просматривается в соотношении повествователя и автора, что определило элегическую тональность романа. И в финале трагизм этой моральной победы идеи долга над чувством выражается элегическим мотивом несостоявшегося счастья. Трагизм Лаврецкого и Лизы уравновешивается мотивом продолжающейся жизни и пушкинская фраза «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое».

ДГ постоянно соотносится с «Дубровским».

 

Роман «Накануне»

Написан в 1859г. – опубликован в 1860г. в журнале с дурной репутацией консервативного журнала М.Н. Каткова «Русский вестник».

 

Повесть «Ася» (1957г.), опубликована в «Современнике» в 58г. Повесть имеет прямое отношение и к «Дворянскому Гнезду», и к «Накануне». Повесть вызвала множество положительных отзывов. Очень интересен образ Аси, она дочь помещика и крепостной крестьянки. Поэтичная, решительная, энергичная, она постоянно связана с пушкинскими мотивами. Анненков говорит, что Тургенев выразил состояние переходности, в частности в образе Господина NN. Анненков связывает его с понятием дворянский либерализм.

«Русский человек на рандеву». Чернышевский признаёт, что Г.NN принадлежит к лучшим людям дворянского общества, т.н. лишних людей.

Позиция Тургенева более сложная, и она не укладывается в оценку Чернышевского и Анненского. Вся повесть написана от 1го лица, как и многие повести 50х годов. И эта исповедь, особенно финал, где герой осуждает себя, сообщает герою глубокий драматизм и обнаруживает сочувствие своему герою, не скрывая слабых сторон. Тургенев как бы сюжетом и историей показывает, что драматизм положения – результат не только слабости героя, но и ограниченности самой среды. Процесс демократизации культурного слоя и смены поколений не обратима, и тут же вопрос – кто придёт вместо либеральной интеллигенции. И ответ на это – ДГ и Накануне (и Отцы и дети ещё). В образе Лаврецкого в ДГ Тургенев усилил проблематику, поставленную в «Асе» - развитие русской интеллигенции должно идти по линии сближения с народом.

Тургенев говорит, что будущее не за практиками и рефлектёрами, - а за совершенно новым героем.

 

В «Накануне» – 2 героя из дворянского круга – Шубин и Берсенев. Шубин утверждает, что человеком руководит жажда личного счастья, творчества – и его образ самовлюблённый, эгоистичный. И сразу отношение Тургенева – это не образ русского человека.

Берсенев говорит, что нужно поставить себя вторым номером – главное – исполнение долга.

Нет полноты гармонии, если выбирать либо долг, либо счастье.

В финале – оба за границей.

Проблема героя ставится на новом фоне. Новизна героя в том, что он не из русского дворянства. Болгарин, Инсаров, не знает рефлексии, раздвоенности, нравственная цельность облика. Первый роман, в котором герой и героиня равны, Стахова полюбила Инсарова и стала его женой.

Образ Инсарова, по мнению Добролюбова, выглядит схематичным, рациональным и сухим.

Когда Добролюбов пишет статью «Когда же придёт настоящий день», он находит в «Накануне» положительного героя русской жизни, - Елена Стахова. Всё лучшее, что есть в ней, - это проявление глубокого сочувствия б


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.