Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859гг.) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859гг.)

2018-01-04 175
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прочитать и законспектировать одну статью Тургенева – «Записки ружейного охотника оренбургской губернии. Письмо к изданию Современника», 1852г. РАЗВЁРНУТУЮ

Детство его прошло на Урале, в Уфе. Отец служил прокурором. Детские годы, проведённые в имении родителей Новое Аксаково в оренбургской области. Важный момент, как и у Тургенева, - близость к природе. В хрониках он расскажет о рыбной ловле, охоте, собирании ягод. Его произведение автобиографично, хотя не мемуары в чистом виде. Впечатления детства и отрочества определили не только характер и материал, но и манеру письма.

В 1805г. поступает в Казанский ун-т, который не окончил. В Петербурге поступает в комиссию по составлению законов, но главные интересы, разумеется, не в чиновничьей палате, а в иску3сстве. Знакомится с Шишковым (предтечей славянофилов), Державиным, с «Беседой».

В 1816г. он женится на дочери суворовского генерала.

В Москве покупает имение Абрамцево.

Прививший детям любовь к природе, русской культуре, интерес к русской истории, он не был ортодоксальным славянофилом. Аксаков был постоянным адресатом Тургенева, он нередко «жаловался» Аксакову на его сыновей – «Они видят оптимистическую идею там, где уже трагедия».

Творчество началось очень рано. Очерк «Буран» был отмечен Пушкиным как чрезвычайно интересным произведением (1834г.)

Со второй половины 40х годов начинается активная худож. деятельность. В 1847г. он пишет «Записки об ужении рыбы», в 1848г. – «Записки ружейного охотника» (1852г. – рецензия Тургенева). В обеих книгах проявилась оригинальность Аксакова – чуткое понимание и умение воссоздать мир природы. Вроде чисто физиологические, описательные очерки, а с др. стороны среди них проглядывало философское видение природы как той стихии, частью которой является человек.

Рецензия Тургенева даёт информацию не только об Аксакове, но и о Тургеневе – это эстетическая программа, манифест Тургенева.

Рецензия, пишет Некрасов, не обычная. Она написана не писателем, а охотником.

«Я не критику изобретаю, ещё и потому, что эта книга прекрасная, критиковать в ней нечего»,

Начинается рецензия опять – физиологически.

Здесь очень важен мотив охоты – один из центральных. Под охотой Тургенев пытается рассказать о национальном характере. Он вспомнит Робин Гуда, Англию, но более всего его интересует русский человек. Охота – в природе русского человека, и это даёт возможность сказать о чертах характера: общительность, привязанность к природе. Охота – это страсть, через которую выражается характер.

Это возможность Тургенева поставить проблему национальных нравственных основ русского человека, изображением которого и занимается Аксаков. Специальная книга об охоте превращается в небольшой эпос о русском человеке, о его привычках и чертах характера.

Последний вопрос в статье Тургенева – художественная манера, слог, характер повествования. Здесь полемика с романтизмом: нет преувеличений, розовых очков. Тургенев как натуралист, описывает, как в научных исследованиях.

 

«Семейная хроника» (1856г.)

В 1857г. Аксаков пишет «Детские годы Багрова внука» и в 1858г. – «Аленький цветочек» и «Литературные и театральные воспоминания».

СХ – цикл из 5ти очерков. Сам автор называет очерки отрывками. Эпическая целостность цикла – это утверждение принципов нравственной жизни русского человека, характера. В центре – проблема целостности русской жизни и характера, семья. Тема семьи – эпическая тема. В русской лит-ре она была прообразом народной жизни, семья – ядро. Это не только свои дети, но и родовое предание – история родителей, память об укладе. В каждом очерке создаётся один или два крупных характера. В совокупности эти характеры дают представление о разных гранях национального характера в целом. В первом очерке главное лицо – Степан Михалыч Багров, дед. Всё повествование – воспоминания, даже свидетелем того, чего он не был. Образ деда создаётся подобно герценовской манере, в монументальном стиле. Это человек начала 19 века, конца 18. Он свидетель крепостных порядков, крутой помещик, но его отличительная черта – кипучая деятельность, жизненная энергия со стремлением к правде и справедливости, что создаёт облик положительных качеств русского человека. Начинается история с того, как Степан Михалыч задумал великое переселение с Волги на Урал. На протяжении всего первого очерка день Степана Михалыча с раннего утра до позднего вечера даётся на фоне природы. не через его восприятие (он часть этой природы), а через повествование рассказчика – Багров вписан в эту природу, в этот цикл.

Аксаков создаёт поэтический образ русского дворянина, как говорит Аполлон-Григорьев – слишком благообразный – момент идеализации путём акцентирования – да, он грозный, но это не выводится на передний план.

«Но в отличие от Багрова Куралесов не имел нравственного чувства» – Аксаковым создаётся вторая, тёмная сторона национального характера. Доказательство этого и сюжетом второго очерка становится его женитьба на родственнице Багрова Параше. Он вёл двойную жизнь – уезжал в дальнюю деревню, забивал до смерти неугодных крестьян и т.д. И когда Параше говорили об этом, она долго не верила, пока сама не стала свидетельницей.

Нравствеено и безнравственное – но доведённое до передела.

Аполлон-Григорьев заметил и то, что Куралесов лучше разъясняет нам, что за фигура был Иван Грозный. Куралесов, как и Багров, укоренён в русскую историю, он родственник Суворова.

В третьей части появляются новые молодые персонажи – начиная с 3 части (3 – 5) – развитие национальных основ под углом зрения – «А каково же должно быть движение русской жизни?»

По Герцену – в революции, ломке. Какой же ответ даёт Аксаков?...

Герой 3й части – сын Степана Михалыча – Алексей Степаныч. В отличие от отца, он мягкий, «маков цвет». Он перебирается служить в Уфу с самыми нежными представлениями о жизни и встречается с девушкой очень сильного, властного характера, дочерью чиновника, Софьей Николаевной. В её образе создаётся новая формация. Алексей – цветок патриархального мира, Софья – чрезвычайно образована, антипатриархальный образ. Алексей безумно полюбил её, Софья же была сдержана, рациональна, он ей нравился, но не настолько, чтобы она сразу приняла его предложение. Степан Михалыч не давал согласия, но в 3м письме сын проявил характер, пригрозив, что покончит жизнь самоубийством.

В пятой части у Софьи рождается дочь, которая погибла – и вся 5я часть, когда её умницу-разумницу спасает Алексей Михайлович. Он везёт её на Кумыс, и заканчивается всё тем, что у неё появляется сын Сергей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.