Тема 1. Методологические проблемы истории и политологии науки — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 1. Методологические проблемы истории и политологии науки

2018-01-04 213
Тема 1. Методологические проблемы истории и политологии науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальный смысл власти. Эволюция понятия власти. Исторические особенности, определяющие формирование воззрений на власть. Политическая власть, ее структура: субъект и объект власти, ресурсы и способы властвования. Основные концепции власти: субстанциальная, реляционная, системная. Новые подходы к проблеме власти.

Тема 2. Власть и политика

Формы осуществления власти: господство, принуждение, убеждение, побуждение, авторитет, манипуляция. Легальность и легитимность политической власти. Типы легитимности М. Вебера. Кризисы легитимности и способы их регулирования. Теневая и публичная власть. Виды теневой власти. Причины формирования теневой власти.

 

Тема 3. Политические институты

Институциональная структура и неинституциональные практики. Государство как политический институт. Основные теории происхождения государства. Понятие государства, его признаки и основные функции. Устройство государства: форма территориального устройства, форма государственного правления, политический режим. Правовое государство: политический идеал, теоретическая модель и условия осуществления. Гражданское общество: понятие и структура. Эволюция государственности в России. Различные модели государства в российской истории. Государство и общество: основные проблемы взаимодействия. Особенности формирования гражданского общества в России: история и современность. Партийная и избирательные системы.

Тема 4. Личность и политика

Понятие и сущность политической элиты. Классические и современные теории политической элиты. Социальные источники и механизмы рекрутирования политической элиты. Лидерство как политический феномен. Специфика функций политического лидерства. Структура и функции политической культуры. Политическая культура и политическая система: способы влияния политической культуры на власть. Типы политической культуры (Г. Алмонд, С. Хантингтон). Политическое сознание и его структура. Содержание политического сознания: ценности, нормы, мифы, иллюзии, стереотипы и др.

Тема 5. Политический процесс

Политическое развитие и модернизация. Природа политического изменения и типы политических изменений. Стабильность и кризисы в политическом развитии. Основные этапы развития теории политической модернизации. Понятие политической модернизации. Революция и реформы как способы осуществления политической модернизации. Особенности политической модернизации в России. Принятие политических решений

Тема 6. Мировая политика и международные отношения

Геополитические теории и стратегии. Анализ современных международных отношений. Основные приоритеты и стратегии развития внешней политики России

 

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

 

В ходе реализации дисциплины Б1.Б.5. «Политология» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

– при проведении занятий лекционного типа:

-Устные ответы.

– при проведении занятий семинарского типа:

-Тестирование

- Конференция

- Проведение контрольных работ

- Дискуссия

- Метод коллективного анализа ситуаций (кейс-метод)

- при самостоятельной работе:

- Самостоятельное изучение первоисточников

- Выполнение домашних заданий

Промежуточная аттестация проводится в форме: итоговой письменной работы.

Список первоисточников по курсу политологии

Раздел: Античность

1. Платон. Политик // Платон. Сочинения. Т. 3, ч. 2.

2. Платон. Государство. Кн. 2,3 // Платон. Сочинения. Т.3, ч. 1

3. Аристотель. Политика. Кн.1 (гл.1,2), кн. 3 (гл.1-7), кн. 4 (гл.1-6) // Аристотель. Сочинения. Т. 4.

4. Аристотель. Афинская полития // Ч.1: История государственного устройства афинян // Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

Раздел: Новое время

1. Макиавелли Н. Государь.

2. Гоббс Т. Левиафан. Ч.1 (гл.13-15), ч.2 (гл. 17, 18, 26).

3. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3 тт.

4. Монтескье Ш. О духе законов. Кн. 1, 2, 3, 11.

5. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Кн. 1, 2.

6. Маркс К., Энгельс. Манифест Коммунистической партии.

Раздел: Современность

1. Вебер М. Политика как призвание и как профессия // Избр. произведения. М., 1990.

2. Ленин В.И. Государство и революция.

3. Муссолини Б. Доктрина фашизма

4. Хайек Ф. Дорога к рабству (гл.1.2,3,9,10,11). М., 1992.

5. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы (ч.1, гл.1: Тело осужденного). М., 1999.

 

Список первоисточников на семестр определяется технологической картой

 

4.2. Рекомендации по составлению глоссария:

1. Глоссарий (справочник) обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала

2. Глоссарий должен включать в себя 15-20 терминов по предложенной теме.

3. Для составления глоссария необходимо отобрать наиболее употребительные термины относительно заданной тематики и снабдить каждый термин пояснением

4. В глоссарии учитывается специфика актуального конспекта. Все термины, которые заносятся в словарь, выделяются жирным шрифтом. Для подчеркивания групп слов и целых предложений должен использоваться курсивный шрифт.

5. Слова располагаются в алфавитном порядке.

 

 

4.3. Рекомендации по составлению логических схем:

1. Просмотрите материалы лекций, учебника и выпишите на отдельные листы заголовки разделов, а также подразделов.

2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих разделов основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.

3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между по­нятиями и категориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.

4. Найдите наиболее общие категории или понятия, объединяющие все содержание текста. Возможно, что это объединяющее понятие заключено в заголовках.

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.

Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура («дерево»).

Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности.

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочтите текст еще раз, при необходимости уточните ее.

При составлении логических схем баз знаний учащийся должен руководствоваться следующими требованиями:

• простота схематического представления, выражающаяся в минимальном количестве схемных элементов и их связей;

• целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т. д.);

• согласование элементов и связей как внутри схемы, так и вне ее (взаимоувязка с подобного рода смежными схемами);

• наглядность, для чего используются средства графики, форм, цветовых оттенков, а также табличный, цифровой, диаграммный иллюстративный материал.

 

Рекомендации по проведению сравнительного анализа

1. Проанализируйте события или явления, и выделите критерии сравнения.

2. Определите черты сходства и различия.

3. Если возможно выделите этапы эволюции явления или идеи, определите, что изменялось в этапах, а что осталось без изменений.

4. После проведения сравнительного исследования необходимо сделать обобщающий вывод.

5. Сравнительный анализ можно оформить в текстовую таблицу.

 

Рекомендации по написанию эссе

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

· исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

· качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

· аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Структура эссе.

Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически;

На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.

Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе. Здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли, поэтому способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения.

Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

В заключении кратко излагаются основные результаты эссе (в виде трех-четырех взаимосвязанных, последовательно развиваемых тезисов) и формулируются выводы (рекомендации), имеющие научно-методический или практический характер.

Общий объем эссе – не более 2-х страниц компьютерного текста (до 100 строк или 8 тысяч знаков (с пробелами)), размер шрифта – 12.

 

 

Рекомендации к написанию докладов и тезисов на электронную конференцию

Для написания доклада или тезисов необходимо:

1) изучить первоисточники и комментаторские работы к ним, а также освоить материал по избранной теме;

2) выделить и сформулировать проблему, которая будет освещаться в докладе, определить возможные пути ее решения;

3) разработать план изложения темы;

4) сформулировать основные выводы по теме доклада.

Доклад может быть написан на основе нескольких источников (не менее трех).

Доклад имеет учебно-исследовательский характер, содержит результаты творческого поиска студента.

Доклад состоит из введения, основной части работы, заключения и списка литературы.

Во Введении раскрывается актуальность темы, сопоставляются основные подходы (по­зиции, точки зрения) к решению данного вопроса (проблемы), определяется место и роль автора анализируемой работы (или группы авторов, представляющих направление общественно-политической мысли) в решении данной проблемы, формулируется цель и задачи проводимого в работе анализа.

Примерный объем введения – не более 0,5 страницы компьютерного текста формата А4 (до 25 строк, размер шрифта – 12).

Основная часть доклада состоит из нескольких (4-5) разделов (рубрик). В них раскрывается авторское решение проблемы, формулируются ключевые понятия и положения автора анализируемой работы.

Объем основной части – не более 1,5 страниц (до 75 строк).

В заключении подводятся итоги доклада в соответствии с поставленной целью и задачами, определяется вклад автора анализируемой работы в решение проблемы, дается оценка этой работы с точки зрения современной науки.

Объем заключения – не более 0,5 страниц (до 25 строк).

 

Рекомендации по написанию конспекта первоисточника

В технологической карте по курсу «Политология» предусмотрено написание 4 конспектов первоисточников. Объем одного конспектируемого источника составляет от 20 до 30 страниц. Объем конспекта одного первоисточника составляет от 2 до 3 страниц формата А4.

Содержательная часть конспекта предполагает:

1. Характеристику работы (10-12 строк), где необходимо указать автора, страну (город) время и историческую ситуацию, в которой написана работа, социальный контекст эпохи.

2. Отразить в виде тезисов 5-6 ключевых положений работы (выписки из текста с обязательными комментариями к ним, 10-15 строк каждая).

3. Составить резюме, в котором представлены основные выводы и оценка работы с точки зрения вклада в политическую науку (не более 20 строк, 4-5 абзацев).

Примеры домашних заданий по модулям


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.