Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности

2018-01-04 143
Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны.

Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Система РСЧС и гражданской обороны.

Роль юридических знаний в управлении и организации безопасности жизнедеятельности.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

5.1 Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины:

накануне лекции целесообразно ознакомиться с содержанием темы по рекомендованной основной литературе с целью получения общего представления;

в процессе лекции необходимо вести конспект и заносить в него формулировки определений, незнакомые термины и названия, формулы, математические зависимости и т.п. Во всех случаях, когда материал поддается систематизации, следует составлять графики, схемы, диаграммы, таблицы. Они очень облегчают запоминание и уменьшают объем конспектируемого материала.

перед очередным занятием необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале опять не удается, то следует обратиться к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях.

5.2 Методические указания по подготовке к семинарам и практическим занятиям:

Практические занятия проводятся на основе реализации метода обучения действием: определяются проблемные области; каждое практическое занятие проводится по своему алгоритму. При подготовке к практическому занятию рекомендуется:

до очередного практического занятия по конспекту лекций и рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующий теме занятия;

в случае если занятию предшествовало практическое занятие по той же теме повторить материал, изученный на нем;

до начала занятия получить в учебной библиотеке литературу, рекомендованную преподавателем к конкретному занятию;

в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;

на занятии доводить каждую учебную задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов, алгоритмов анализа результатов и обоснования выводов, в случае затруднений обращаться к преподавателю;

при подготовке к семинарскому занятию подготовить доклад или сообщение на одну из предложенных преподавателем тем и презентацию;

обучающиеся, не готовящие доклады или сообщения, при подготовке к семинарскому занятию должны повторить учебный материал всей темы и быть готовыми к конкретным, четким ответам на вопросы преподавателя по теме семинара и дискуссии по представляемым на семинаре докладам и сообщениям.

5.3. Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельная работа заключается в более глубоком и разностороннем изучении тем учебной программы дисциплины по рекомендованной литературе. Также возможен поиск необходимой информации в Интернет и других рекомендованных источниках.

Для обучающегося по заочной форме основным видом самостоятельной работы является работа над конспектом. Он является важнейшей составляющей работы над материалом и позволяет в доступной, краткой и наглядной форме излагать основные вопросы и проблемы изучаемой темы.

Конспект по дисциплине представляет собой самостоятельно подобранный обучающимся из рекомендованной литературы и интернет-ресурсов материал, кратко законспектированный, иллюстрирующий научный и практический взгляд на проблему применения методов, способов и средств обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / [В.И. Николаев]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. - Пермь, 2013. - 115 с - Режим доступа: http://pi.fsin.su/СДО «Прометей».

2. Методические рекомендации по организации самостоятельного изучения дисциплины по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция (очное обучение) / [В.И. Николаев]; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. - Пермь, 2013.-53 с- Режим доступа: диск http://pi.fsin.su/СДО «Прометей».

3. Методические рекомендации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»/ по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция / Пермский институт ФСИН России/ 2011.-13 с. Режим доступа: диск http://pi.fsin.su/ СДО «Прометей».

7. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Наименование тем Компетенции
ПК-23

 

   
Тема 1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения. +
Тема 2 Человек и техносфера. +
Тема 3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. +
Тема 4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. +
Тема 5 Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека +
Тема 6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности +
Тема 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации на объектах ФСИН +
Тема 8. Управление безопасностью жизнедеятельности в подразделениях УИС +

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Зачет по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» проводится в соответствии с Положением о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России.

Зачет проводится в два этапа:

этап 1. проверяются теоретические знания по изученным темам в форме тестирования на ПК с использованием компьютерного теста, выполненного в программе тестирования SunRav TestOfficePro 6. Программа тестирования случайным образом по темам дисциплины выбирает 30 вопроса из 120. В тесте представлены вопросы по всем темам дисциплины, по типу присутствуют вопросы с единичным и множественным выбором, вопросы на соответствие и вопросы со свободным ответом. Время тестирования составляет 30 мин.;

этап 2. обучающиеся, сдавшие теоретическую часть, приступают к выполнению практических заданий по билетам. Каждый билет включает в себя кейс-задание с необходимой совокупностью исходных данных. При выполнении задания используется Справочная правовая система КонсультантПлюс. Время для выполнения задания билета не должно превышать 15 мин.

Результаты сдачи зачета оцениваются на «зачтено», «не зачтено». Формирование оценки осуществляется с использованием показателей оценивания знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности обучающихся. По каждой из этих категорий выделены два показателя оценивания уровня приобретенной у обучающихся компетенции на этапе ее формирования в процессе освоения дисциплины:

1. Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся при условии правильных ответов более чем на 65% предложенных вопросов теста и верным выполнением практического задания, что демонстрирует необходимый уровень освоения программного материала всех тем дисциплины и сформированности компетенции на этапе ее формирования в процессе освоения дисциплины.

2. Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся при условии правильных ответов менее чем на 65% предложенных вопросов теста или когда практическое задание выполнено неверно или не представлено., что демонстрирует отсутствие необходимого уровня сформированности компетенции на этапе ее формирования в процессе освоения дисциплины.

Результаты сдачи зачета выставляются на основе шкалы оценки сформированности ПК-23, представленных в таблице.

Код компе-тенции Уровень сформированности компетенции Показатели оценивания компетенций (результаты обучения) Форма промежуточной аттестации, оценочные средства
ПК- 23 Базовый Знает: основные понятия и термины в области безопасности; основные методы и средства обеспечения безопасности на рабочем месте; Зачет, ТС-1, практическое задание  
Умеет идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;
Владеет понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
Средний Знает: характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; допустимые уровни воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду;
Умеет выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
Владеет законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды;
Повышенный Знает основные положения Трудового кодекса по охране труда, свои права и обязанности в области безопасности жизнедеятельности;
Умеет анализировать, критически мыслить, принимать правильные и обоснованные решения в нештатных ситуациях;
Владеет навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области юриспруденции.

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

7.3.1. Вопросы, выносимые на зачет при проведении промежуточной аттестации

1. Взаимодействие человека со средой обитания.

2. Опасность и безопасность. Системы безопасности.

3. Объекты защиты и реализованная опасность.

4. Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основные компоненты

5. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

6. Критерии и параметры безопасности техносферы.

7. Нормативы качества окружающей среды и источников загрязнения.

8. Классификация и характеристика негативных факторов техносферы.

9. Вредные вещества. Классификация по степени опасности.

10. ПДК. Классификации вредных веществ по токсическому действию на человека.

11. Механизм и негативные последствия воздействия на организм человека электромагнитных излучений.

12. Параметры нормирования ЭМИ РЧ. Предельно-допустимые значения.

13. Классификация эл.тока по степени опасности для человека.

14. Виды воздействия и поражающего действия электрического тока на человека.

15. Физиологическая классификация и фазы трудовой деятельности (труда).

16. Физиологические особенности и классификация физического и умственного труда.

17. Гигиеническая классификация условий труда.

18. Психологические причины создания опасных ситуаций. Профилактические мероприятия, соответствующие этим классам.

19. Виды психологических причин совершения ошибок.

20. Задачи эргономики по совместимости.

21. Принципы обеспечения безопасности. Примеры для каждой группы принципов.

22. Методы, способы и средства обеспечения безопасности.

23. Мероприятия защиты от электромагнитных излучений.

24. Организационные и технические мероприятия обеспечения электробезопасности.

25. Категорирование производственных помещений по степени опасности поражения электрическим током.

26. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности.

27. Виды работ и микроклиматических условий.

28. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

29. Оптимальная световая среда.

30. Классификации чрезвычайных ситуаций по масштабу.

31. Типовые фазы развития чрезвычайных ситуаций.

32. Предупреждение и ликвидация ЧС.

33. Устойчивость объектов в ЧС. Характеристика этапов исследования и факторов, влияющих на устойчивость.

34. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

35. Пожароопасные вещества, причины возникновения пожаров и мероприятия их устраняющие.

36. Пожарная безопасность. Опасные факторы пожара, системы предотвращения пожара и противопожарной защиты.

37. Силы и средства тушения пожаров, способы прекращения горения, классификация огнетушителей.

38. Управление БЖД. Правовая основа обеспечения безопасности.

39. Охрана труда. Мероприятия и группы норм. Техника безопасности и производственная санитария.

40. Содержание инструкций по технике безопасности.

7.3.2. Примерные практические задания, выносимые на зачет при проведении промежуточной аттестации

Кейс-задача № 1.

Задание. Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и ответьте на вопросы задания.

Дана информация о воздействии на человека опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) на рабочем месте. Проанализируйте представленную информацию, и на основе этого решите следующие задачи:

– дайте рекомендации по организации исследований (измерений) этих ОВПФ на рабочем месте;

– выполните оценку возможного воздействия ОВПФ на работающего в соответствии с действующими нормативными документами;

– обоснуйте рекомендации по системе защиты и профилактики от воздействия этих ОВПФ на работника.

Кейс-задача № 2.

Задание. Внимательно прочитайте текст предложенного кейса и ответьте на вопросы задания.

Даны таблицы, графики и результаты расчетов по объекту исследования (количественные и качественные характеристики ОВПФ). Проанализируйте представленную информацию, и на основе этого сделайте следующее:

– выполните анализ полученных результатов;

– сравните представленные данные с нормативными;

– оцените эффективность методов и средств защиты (обеспечения безопасности) от воздействия ОВПФ;

– обоснуйте методы оптимизации условий труда.

7.3.3. Примеры тестовых заданий

1. Для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, световой чувствительности, изменение биоэлектрической активности головного мозга и др.) при кратковременном воздействии атмосферной примеси (20 мин) предназначен показатель...

А) ПДКмр

Б) ПДКрз

В) ПДКсс

Г) ПДУ

 

2. Целью каких работ, проводимых при ликвидации ЧС, является предотвращение или снижение тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей.

А) неотложных

Б) аварийно-спасательных

В) восстановительных

Г) мероприятий медицинской защиты

 

3. Умственный труд подразделяют на:

А) творческий

Б) труд медицинских работников

В) научно-педагогический

Г) групповой и автоматизированный

Д) операторский и управленческий

 

4. К количественным показателям освещения относятся…

А) коэффициент пульсации освещенности, сила света.

Б) световой поток, освещенность, яркость.

В) световой поток, сила света, сила фона, освещенность, яркость.

Г) фон, контраст объекта с фоном, спектральный состав света.

Д) освещенность, коэффициент пульсации освещенности, сила света.

 

5. Предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на природную среду это…

А) качество техносферы.

Б) качество природной среды.

В) норматив качества природной среды.

Г) норматив качества источника загрязнения.

 

6. Предельно-допустимый выброс и предельно-допустимый сбросявляются…

А) расчетными научно-техническими нормативами.

Б) санитарно-гигиеническими нормативами.

В) медицинскими нормативами.

Г) вспомогательными нормами.

 

7. Как называются химические вещества (хлор, аммиак, диоксид серы, туманы кислот, оксиды азота и др.), которые воздействуют на слизистые оболочки, верхние и глубокие дыхательные пути?

А) общетоксические

Б) сенсибилизирующие

В) канцерогенные

Г) раздражающие

 

8. Степень и характер воздействия электромагнитных излучений (ЭМИ) на организм определяются:…

А) плотностью потока энергии

Б) степенью ионизации среды

В) частотой излучения

Г) продолжительностью воздействия

Д) энергетической нагрузкой на организм

 

9. Опасность - это...

А) негативное свойство материи, заключающееся в способности причинять ущерб людям, ОС или материальным ценностям.

Б) состояние окружающей среды, характеризующееся негативными факторами.

В) свойство окружающей среды, которое при воздействии на человека приводит к негативному состоянию, заболеванию или к гибели.

Г) состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков веществ, энергии и информации причиняет ущерб человеку или ведет к смерти.

 

10. Психологические причины ошибок какого вида в основном зависят от особенностей личности, состояния здоровья, внешних условий, изменяющих функциональное состояние организма, отбора, обучения и тренировки?

А) второстепенные

Б) основные

В) способствующие

Г) главные

Д) непосредственные

 

11. Для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека предназначен показатель..

А) ПДУ

Б) ПДКмр

В) ПДКрз

Г) ПДКсс

 

12. Если уровни вредных производственных факторов превышают гигиенические нормативы настолько, что вызывают лишь обратимые функциональные изменения в организме человека, то условия труда относятся к…

Введите ответ:

 

13. Когда теплота, выделяемая человеком, полностью воспринимается окружающей средой имеет место…..

А) допустимый теплообмен.

Б) оптимальные условия микроклимата.

В) тепловой баланс.

Г) комфортные условия.

 

14. Проходя через организм человека, электрический ток производит:…

А) биологическое действие

Б) термическое действие

В) тепловым действием

Г) механическое действие

Д) электролитическое действие

Е) специфическим действием

 

15. Поставьте в соответствие длине волны ЭМИ (буква) проникающую способность излучения (цифра).

А миллиметровые     поглощаются поверхностными слоями кожи
Б сантиметровые     поглощаются кожей и прилегающими к ней тканями
В дециметровые     проникают на глубину 8  10 см
Г более длинные     вызывают токи соответствующей частоты

 

16. Каким видом воздействия электромагнитных излучений (ЭМИ) обусловлены повышение температуры тела, локальный избирательным нагрев тканей, органов и клеток вследствие перехода электромагнитной энергии в тепловую?

А) биохимическим

Б) тепловым

В) термическим

Г) биологическим

Д) специфическим

 

17. От значения каких параметров зависит степень поражения человека при воздействии на него электрического тока?

А) продолжительности действия

Б) рода и силы тока

В) вида нейтрали

Г) пути прохождения в теле человека

Д) вида электроустановки

 

18. Пожароопасные вещества подразделяются на:....

А) легкогорючие

Б) трудногорючие

В) легковоспламеняющиеся

Г) негорючие

Д) горючие

 

19. При наличии вредных веществ в воздухе, воде или почве их количество регламентируется величиной ….

А) предельно допустимой концентрации (ПДК).

Б) предельно допустимого сброса (ПДС).

В) предельно допустимого выброса (ПДВ).

Г) предельно допустимой массы (ПДМ).

 

20. В нежелании выполнять определенные действия (человек недооценивает опасность, склонен к риску, в состоянии депрессии, алкогольного опьянения и т.п.) проявляется…….

А) нарушение мотивационной части действий.

Б) нарушение деятельной части действий.

В) нарушение ориентировочной части действий.

Г) нарушение исполнительной части действий.

 

21. Действие электрического тока может привести к следующим видам поражения:…

А) электролитическому

Б) электрической травме

В) биологическому

Г) электрическому удару

Д) термическому

Е) механическому

Ж) тепловому удару

 

22. Целью каких работ, проводимых при ликвидации ЧС, является обеспечение успешного проведения спасательных работ?

Введите ответ:

 

23. Если уровни вредных производственных факторов превышают гигиенические нормативы настолько, что приводят к стойким функциональным изменениям в организме человека, то условия труда относятся к…

А) нормальным

Б) допустимым

В) второй степени вредности

Г) опасным

Д) степени вредности 3.1.

 

24. Поставьте в соответствие фазе развития ЧС (буква) ее характеристику (цифра).

А первая     инициирование чрезвычайного события
Б вторая     воздействие первичных поражающих факторов
В третья     накопление отклонений от нормального состояния.
Г четвертая     действие остаточных и вторичных поражающих факторов
Д пятая     проведение спасательных работ и ликвидация последствий

 

25. Каким видом воздействия электромагнитных излучений (ЭМИ) обусловлены биохимические изменения, происходящие в клетках и тканях организма человека?

А) тепловым

Б) специфическим

В) биологическим

Г) электролитическим

Д) биохимическим

 

26. Теплообмен между человеком и окружающей средой в результате омывания тела воздухом называется…..

Введите ответ:

 

27. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде и почве это…

А) показатели качества техносферы.

Б) показатели качества природной среды.

В) нормативы качества источника загрязнения.

Г) нормативы качества природной среды.

 

28. К элементам биосферы относятся…

А) атмосфера

Б) техносфера

В) гидросфера

Г) литосфера

Д) социальная среда

 

29. Срочные работы по оказанию помощи населению во время ЧС, а также работы по ограничению масштабов ЧС, локализации или ликвидации их последствий называются…

А) аварийно-спасательными и другими неотложными работами.

Б) неотложными работами.

В) работами по ликвидации последствий чрезвычайных.

Г) спасательными работами.

 

30. В зависимости от места в психологической структуре действия человека и вида этого действия непосредственные психологические причины ошибок делятся на:

А) сенсорные и логические

Б) подготовки и состояния персонала

В) принятия решения и моторные

Г) главные и второстепенные

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.