Организация и проведение служебного расследования по фактам нарушений — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация и проведение служебного расследования по фактам нарушений

2018-01-04 2381
Организация и проведение служебного расследования по фактам нарушений 4.50 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

В случае разглашения конфиденциальной информации, или утраты носителей, содержащих такую информацию, руководитель предприятия обязан незамедлительно проинформировать о про­изошедшем руководителя и режимно-секретное подразделение вышестоящей организации (если она имеется), а также орган без­опасности, организовать служебное расследование и розыск носи­телей конфиденциальной информации, принять меры по локали­зации возможного ущерба.

Мероприятия по розыску утраченных носителей конфиденци­альной информации, выявлению обстоятельств разглашения кон-фиденциачьной информации и виновных лиц проводятся во вза­имодействии с органами безопасности.

Для проведения служебного расследования руководитель пред­приятия не позднее следующего дня после обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты носи­телей, содержащих такую информацию, назначает комиссию из компетентных и не заинтересованных в исходе дела сотрудников предприятия. В состав комиссии входят не менее трех человек (вклю­чая работника режимно-секретного подразделения), имеющих непосредственное отношение к данным сведениям и допуск к го­сударственной тайне по соответствующей форме (соответствую­щий допуск к конфиденциальной информации). При необходи­мости указанные работники освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей на время проведения служебного рас­следования.

В работе комиссии могут принимать участие представители вышестоящей организации (если она имеется).


Комиссия по проведению служебного расследования обязана:

- установить обстоятельства разглашения конфиденциальной
информации или утраты содержащих ее носителей (время, место,
способ и др.);

- вести розыск утраченных носителей информации;

- установить лиц, виновных в разглашении конфиденциаль­
ной информации или утрате ее носителей;

- установить причины и условия, способствующие разглаше­
нию конфиденциальной информации, утрате носителей инфор­
мации, и выработать рекомендации по их устранению.

Члены комиссии по проведению служебного расследования имеют право:

- проводить осмотр помещений, участков местности, храни­
лищ, столов, шкафов, папок, портфелей и других предметов, где
могут находиться утраченные носители конфиденциальной ин­
формации;

- проверять полистно все носители конфиденциальной ин­
формации, находящиеся на предприятии, и учетные докумен­
ты, отражающие их поступление и движение (книги и журналы
учета);

- опрашивать работников предприятия, допустивших разгла­
шение конфиденциальной информации или утрату носителей этой
информации, а также других работников, могущих оказать содей­
ствие в установлении обстоятельств разглашения информации
(утраты носителей информации), и получать от них письменные
объяснения;

- привлекать с разрешения руководства предприятия других
работников предприятия, не заинтересованных в исходе дела, для
проведения отдельных действий в рамках служебного расследова­
ния.

Служебное расследование должно проводиться в предельно ко­роткий срок (не более месяца со дня обнаружения факта разглаше­ния конфиденциальной информации или утраты ее носителей).

Если утраченные носители информации не обнаружены, ис­черпаны все возможные меры розыска, внесена ясность в обстоя­тельства произошедшего и установлены виновные, розыск может быть прекращен. Мотивированное заключение о прекращении розыска утверждается руководителем предприятия, назначившим комиссию по проведению служебного расследования, после чего оно рассматривается и утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется).

По окончании служебного расследования комиссия обязана представить руководителю предприятия на рассмотрение следую­щие документы:

- заключение о результатах проведенного служебного рассле­
дования;


 

- письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены
комиссии;

- акты проверок наличия носителей конфиденциальной ин­
формации на предприятии, осмотра и проверки служебных поме­
щений, хранилищ и т.п.;

- другие документы, имеющие отношение к служебному рас­
следованию.

Одновременно с комиссией по проведению служебного рас­следования руководителем предприятия создается комиссия по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциаль­ности) разглашенной информации (утраченных носителей инфор­мации). В состав комиссии входят не менее трех человек, не заин­тересованных в исходе дела, имеющих непосредственное отноше­ние к разглашенной информации (утраченным носителям инфор­мации) и допуск к государственной тайне п'о соответствующей форме (допуск к конфиденциальной информации). В случае необ­ходимости руководитель предприятия для участия в работе ко­миссии может привлекать работников из других организаций (по согласованию с их руководителями), имеющих отношение к раз­глашенной информации (утраченным носителям).

Результаты работы комиссии по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной ин­формации (утраченных носителей информации) отражаются в мотивированном заключении, которое в предельно короткий срок, но не позднее десяти дней со дня создания комиссии должно быть представлено на утверждение руководителю предприятия. По ре­зультатам работы комиссии руководитель предприятия принима­ет меры по локализации последствий разглашения конфиденци­альной информации (утраты носителей информации). Он также направляет заключение комиссии с приложением в случае необ­ходимости копий материалов служебного расследования руково­дителю вышестоящей организации (если она имеется) и в орган безопасности. Один экземпляр заключения и материалы служеб­ного расследования хранятся в режимно-секретном подразделе­нии (службе безопасности) предприятия.

Если комиссия по определению (уточнению) степени секрет­ности разглашенной информации (грифа секретности утраченных носителей информации) установит, что степень секретности этой информации (гриф секретности носителей информации) не со­ответствует их содержанию, то заключение комиссии утверждает­ся руководителем вышестоящей организации (если она имеется) или руководителем органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями. В случае выявления такого несоответствия руководитель предприятия при­нимает решение об исключении этой информации из соответ­ствующего перечня конфиденциальной информации предприя-


тия и снятии в установленном порядке грифа конфиденциально­сти и реквизитов с носителей информации.

При необходимости по решению руководителя вышестоящей организации, а в случае отсутствия такой организации — по ре­шению руководителя органа государственной власти, наделенно­го полномочиями по распоряжению сведениями, составляющи­ми государственную тайну, может быть проведено дополнитель­ное служебное расследование или создана новая комиссия.

Степень секретности (конфиденциальности) разглашенной информации, утраченных носителей информации, поступивших из другой организации, определяется (уточняется) комиссией этой организации либо комиссией вышестоящей организации (если она имеется) и утверждается руководителем соответствующей орга­низации.

Списание с учета утраченных носителей конфиденциальной информации осуществляется на основании утвержденного руко­водителем предприятия акта с результатами служебного рассле­дования.

Учет разглашенной конфиденциальной информации (утрат носителей информации) на предприятии ведется режимно-сек-ретным подразделением (службой безопасности) в журнале учета утрат секретных документов и фактов разглашения конфиденци­альной информации.


ГЛАВА 17

ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

17.1. Основные направления аналитической работы. Функции аналитического подразделения

Анализ состояния защиты информации — это комплексное изу­чение фактов, событий, процессов, явлений, связанных с про­блемами защиты информации, в том числе данных о состоянии работы по выявлению возможных каналов утечки информации, о причинах и обстоятельствах, способствующих утечке и наруше­ниям режима секретности (конфиденциальности) в ходе повсед­невной деятельности предприятия.

Основное предназначение аналитической работы — выработка эффективных мер, предложений и рекомендаций руководству предприятия, направленных на недопущение утечки конфиден­циальной информации о деятельности предприятия и проводи­мых работах. Аналитическая работа должна включать элементы прогнозирования возможных действий противника по получению важной защищаемой информации.

Основные направления аналитической работы на предприятии следующие:

- анализ объекта защиты;

- анализ внутренних и внешних угроз информационной без­
опасности предприятия;

- анализ возможных каналов несанкционированного доступа к
информации;

- анализ системы комплексной безопасности объектов;

- анализ имеющих место нарушений режима конфиденциаль­
ности информации;

- анализ предпосылок к разглашению информации, а также к
утрате носителей конфиденциальной информации.

Функции анализа на предприятии возлагаются на специально создаваемое в его структуре аналитическое подразделение, кото­рое комплектуется квалифицированными специалистами в обла­сти защиты информации. Вместе с тем, данные специалисты дол­жны в полной мере владеть информацией по всем направлениям деятельности предприятия: знать виды, характер и последователь-


ность выполнения производственных работ, взаимодействующие организации, специфику деятельности структурных подразделе­ний предприятия и т.д. Как правило, аналитическое подразделе­ние включается в состав службы безопасности предприятия1.

Аналитическое подразделение должно обеспечивать руковод­ство предприятия достоверной и аналитически обработанной ин­формацией, необходимой для принятия эффективных управлен­ческих решений по всем направлениям защиты информации. Ос­новными функциями аналитического подразделения являются:

- обеспечение своевременного поступления достоверных и все­
сторонних сведений по проблемам защиты информации;

- учет, обобщение и постоянный анализ материалов о состоя­
нии дел в системе защиты информации предприятия (его филиа­
лов и представительств);

- анализ возможных угроз защите информации, моделирова­
ние реального сценария возможных действий конкурентов (зло­
умышленников), затрагивающих интересы предприятия;

- обеспечение эффективности работы по анализу имеющейся
информации, исключение дублирования при ее сборе, обработке
и распространении;

- мониторинг ситуации на рынке продукции, товаров и услуг,
а также во внешней среде в целях выявления событий и фактов,
которые могут иметь значение для деятельности предприятия;

- обеспечение безопасности собственных информационных ре­
сурсов, ограничение доступа сотрудников предприятия к анали­
тической информации;

- подготовка выводов и предложений, направленных на повы­
шение эффективности планируемых и принимаемых мер по за­
щите информации, а также уточнение (корректировку) органи-
зационно-планирующих документов предприятия и его структур­
ных подразделений;

- выработка рекомендаций по внесению изменений и допол­
нений в методические документы, регламентирующие алгоритм
действий сотрудников предприятия по защите информации (стан­
дарты предприятия).

Наличие постоянной аналитической работы, ее характер и ре­зультаты определяют необходимость, основы организации, струк­туру и содержание системы комплексной защиты информации, требования к ее эффективности и направления ее развития и со­вершенствования. Анализ состояния системы защиты информации существенно влияет на количество, состав и структуру подразделе­ний предприятия, непосредственно решающих эти задачи (служба

1 При небольших объемах работ с конфиденциальной информацией в струк­туре службы безопасности вместо аналитического подразделения может преду­сматриваться отдельная должность сотрудника, на которого возлагаются функ­ции аналитического подразделения.


безопасности предприятия, служба охраны, режимно-секретное подразделение и др.). От эффективности и качества ведения на пред­приятии аналитической работы в полной мере зависит состояние защищенности информационных ресурсов предприятия, отнесен­ных к категории охраняемых, а также своевременность и обосно­ванность принятия мер по исключению утечки конфиденциальной информации и утрат носителей информации. Эффективность ана­литической работы и ее результаты служат основой для принятия руководством предприятия управленческих решений по вопросам организации защиты информации. С учетом результатов аналити­ческой работы могут вырабатываться следующие основные меры:

- уточнение (доработка) планов работы предприятия по защи­
те информации, включение в них дополнительных мероприятий;

- уточнение распределения задач и функций между структур­
ными подразделениями предприятия;

- переработка (уточнение) должностных (функциональных)
обязанностей сотрудников предприятия, в том числе руководя­
щего звена, совершенствование систем пропускного и внутри-
объектового режимов;

- ограничение круга лиц, допускаемых к конфиденциальной ин­
формации по различным направлениям деятельности предприятия;

- пересмотр степени конфиденциальности сведений и их но­
сителей;

- усиление системы охраны предприятия и его объектов, при­
менение особых мер защиты информации на отдельных объектах
(в служебных помещениях);

- принятие решений об ограничении публикации в открытой
печати, использования в рекламной и издательской деятельности
отдельных материалов (материалов по отдельным темам), доступа
командированных лиц, об исключении рассмотрения этих мате­
риалов на конференциях, семинарах, встречах и т.д.

Ведение эффективной аналитической работы возможно лишь при наличии необходимой информации. Для ее получения нужна четко сформулированная цель, определяющая конкретные источ­ники информации. Аналитическая работа на предприятии должна вестись последовательно и непрерывно, представлять собой в пол­ной мере целостное исследование.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.