Риск-менеджмент и управление персоналом — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Риск-менеджмент и управление персоналом

2018-01-04 870
Риск-менеджмент и управление персоналом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Краев В.М., Тихонов А.И.

 

 

Риск-менеджмент и управление персоналом

 

Учебное-методическое пособие

 

Москва 2017


Содержание

Введение………………………………………………….…………. 2

Риск-менеджмент. Общие понятия, цели и задачи.……………. 5

Преимущества риск ориентированного подхода.……..…….…. 7

Область применения риск-менеджмента………….……..…….…...……. 9

Причины рисковых ситуаций………..…………………….….…..……….. 11

Определение и понятия риска……..……………………………...……….. 13

Процесс риск-менеджмента……..……………………………...……..…. 14

Окружающая среда риск-менеджмента……....……..…………... 20

Выявление рисков……..…….……………………..…….…..…… 23

Классификация рисков……..………………………………….………….. 25

Риск-менеджмент в управлении персоналом……..………………….…. 28

Группы рисков управления персоналом.…..………………….…. 30

Управление рисками персонала……..………………………….…. 32

Практический риск-менеджмент в кадровом деле………………. 34

Подходы в управлении операционным риском.……………………….…. 35

Продвинутый подход управления риском.……..…………...……………. 37

Процесс и инструменты управления операционным риском.……. 38

Этапы внедрения Системы управления операционным риском... 45

Литература……..…….…..……...……...……...……...……...……...…..….. 48

 


Введение

 

Цели данного издания - дать представление о сфере управления кадрами как о самостоятельном бизнес-процессе; показать необходимость управления рисками в кадровом деле; дать теоретические основы по управлению рисками; выработать практические навыки в области операционного риск-менеджмента.

Одним из принципов управления бизнес-процессом является адекватная оценка рисков.

 

Задачи изучения дисциплины:

• представление о процессе управления кадрами как о стандартном бизнес-процессе;

• обучение основным принципам управления рисками;

• ознакомление с рисками, присущими кадровому делу;

• ознакомление с практикой анализа операционных рисков;

• закрепление знаний и развитие навыков по управлению рисками.

Сфера применения знаний, полученных по данной дисциплине – управление кадрами в авиационно-космическом комплексе и других отраслях.

Управление рисками является составной частью любого бизнес-процесса. Грамотное управление рисками позволяет свести к приемлемому минимуму финансовые потери при реализации различных сценариев риска. Такой подход дает возможность комплексного анализа бизнес-процесса, выявления слабых мест в бизнес-процессе и выработки оптимальной, с финансовой точки зрения, стратегии управления кадрами компании.

В России риск-менеджмент как отдельная сфера деятельности сформировался в постперестроечное время. Основными отраслями, где были востребованы «специалисты-рисковики», были финансы и банковская отрасль.

Для промышленных предприятий, не говоря уже о компаниях авиационного и космического комплекса, риск-менеджмент является относительно новой сферой приложения знаний. Тем не менее, актуальность управления рисками ОПК в кадровой области возрастает, т.к. без анализа рисков построение современного бизнес-процесса невозможно. В связи с этим изучение дисциплины риск-менеджмента для будущих сотрудников и руководителей кадровых подразделений предприятий превращается в необходимый предмет базовой теоретической и практической подготовки.

 

Целью данного учебно-методического пособия является формализация теоретической основы и закрепление практических навыков по управлению рисками в кадровом деле авиационно-космического комплекса.


Причины рисковых ситуаций

 

Любая деятельность и человека, и техники, сопровождаются вероятностью отличия от запланированного сценария.

Согласно теоретических принципов риск-менеджмента в первую очередь следует определиться с единицами измерения рискового события. Как правило, любой риск может быть оценен финансово. Для такой оценки привлекают экспертов из конкретной области.

Если мы ведем речь о производственном предприятии, то финальным результатом деятельности является компенсация производственных затрат и получение прибыли. При возникновении рискового случая затраты на компенсацию рисковых потерь придется вычитать из прибыли. Внедрение риск-менеджмента позволит идентифицировать риск, провести анализ и снизить уровень финансовых потерь за счет превентивных мероприятий. Исходя из этого, можно сформулировать основную задачу риск-менеджера, как снижение потенциальных финансовых потерь при существующем бизнес-процессе.

Вероятность реализации рискового события в деятельности предприятия зависит от множества факторов. Рассмотрим основные группы:

• флуктуации макросреды рыночных отношений;

• политическая и социальная неопределенность;

• неполнота и/или недостоверность информации;

• отсутствие системы быстрого принятия управленческих решений при поступлении информации о вероятном рисковом событии;

• реализация случайных неблагоприятных событий.

Исходя из вышеизложенного, риск как финансовый убыток, является следствием либо случайного события, либо несвоевременной (или некорректной) реакцией на изменение условий в бизнес-процессе.

Экономика, политика, социальная сфера, экология, техника и др. могут стать причиной рискового события.

Дадим ряд определений. Фактор риска — обстоятельство, при котором проявляется причина рискового события, приводящее к рисковым ситуациям.

Рисковая ситуация — обстоятельства, возможным следствием которых будет негативное, как правило, последствие для предприятия.

Таким образом, при активно работающем на предприятии подразделении риск- менеджмента, риск может быть идентифицирован, проанализирован, выполнена оценка предполагаемого ущерба, и, как следствие, снижено влияние причин и факторов риска.


Определение и понятия риска

 

Риск — вероятность возникновения незапланированной (нерасчетной) ситуации и последствия с ней связанные. При реализации рискового события происходит отклонение результатов бизнес-процесса от предполагаемых. Как правило, реальные результаты хуже расчетных показателей.

Уровень риска вычисляют в виде функции, аргументами которой являются потенциальный ущерб и вероятность рискового события.

Как правило, реализация рискового сценария носит негативный характер, приводящего к отрицательным результатам для бизнес-процесса. Такому развитию событий можно противопоставить рисковый подход, который нацелен снижение отрицательного отклонения.

Подведем резюме к определению риска:

1. Риск всегда анализируется применительно к конкретному результату, т.е. тому, на что направлен весь бизнес-процесс.

2. Система риск-менеджмента представляет не одно, а несколько возможных решений, каждое из которых имеет свою стоимость реализации и свой уровень риска.

3. Вероятное недостижение первоначально поставленной задачи – следствие непостоянства процессов, связанных с производством.

4. Риск определяет как отклонение от поставленной цели в бизнес-процессе, так и другие возможные последствия, с этим связанные.


Процесс риск-менеджмента

 

Управление рисками предприятия является прозрачным и понятным для руководства процессом. Как правило, во избежание конфликта интересов, подразделение риск-менеджмента подчиняется непосредственно руководителю организации.

Мы уже упомянули выше, что в области риск-менеджмента, любой результат деятельности приводится к финансовой форме. Т.е. даже такие виды рисков, как репутационные и юридические в конечном итоге для компании имеют конкретное финансовое выражение. Именно этот подход и должен использоваться при оценке рисков, т.к. результат конкретного бизнес-процесса является финансовым.

Под данным термином «бизнес-процесса» мы понимаем не только основной процесс деятельности компании по созданию продукции, но и все процессы предприятия, включая обеспечение кадровыми ресурсами, или, другими словами, управление кадрами.

Рассмотрим наиболее общую форму бизнес-процесса.

Начальные условия бизнес-процесса – это исходные компоненты (материалы, инструмент, техника, финансы, кадровый ресурс, информация).

Конечный результат бизнес-процесса – цели, поставленные его владельцем. Причем, владелец бизнес-процесса, как правило, ставит определенные условия (границы) о допустимых размерах затрат исходных компонентов.

Сам по себе бизнес-процесс протекать не может, точнее, не может протекать с требуемыми результатами. Бизнес- процессом необходимо управлять. Управление складывается из ряда воздействий на бизнес-процесс: сама процедура управления, как таковая, нормы контролирующих органов, временные рамки и т.д. От качества управляющих воздействий, их согласованности между собой и их соответствия нормам и правилам зависит качество бизнес-процесса. Иными словами, его эффективность.

Руководство предприятия постоянно сталкивается с ситуациями, носящими вероятностный характер, и считается рисковыми угрозами. Для непосвященных в сферу риск-менеджмента, бизнес-процессы предприятия постоянно находятся под влиянием неблагоприятных факторов. Управление рисками позволяет выявить причины как внешних (стихия, политика, изменения законодательства, действия конкурентов и партнеров, изменение требований потребителей), так и внутренних факторов (внутренняя политика предприятия, организационная структура, корпоративная культура, и др.). Каждое предприятие в лице руководителя создает и внедряет на практике с свою политику независимо. Такой подход может привести к росту нерациональных или даже неправильных решений. При условии вовлечение риск-менеджмента в выработку политики и стратегии предприятия вероятность нерациональности будет существенно ниже, т.к. риск-менеджмент может независимо провести анализ и предоставить оптимальное решение с точки зрения возможных финансовых потерь.

Под эффективностью понимаем результативность бизнес-процесса, выражающуюся в отношении конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Под затраченными ресурсами понимаем не только исходные компоненты, но и возможные потери в течении реализации бизнес-процесса. Минимизация любых потерь в бизнес-процессе – основная задача риск-менеджмента.

Основные элементы в процессе риск-менеджмента отражены в табл. 1.

Таблица 1

Этап Описание процесса
1. Выявление рисков Необходимо рассмотреть весь бизнес-процесс, и выявить, в каких его элементах наблюдается (или может наблюдаться) отличие от запланированного бизнес-процесса.
2. Анализ рисков Нужно рассмотреть возможные последствия в финансовом выражении, вероятность таких событий и, как результат, уровень риска, которому подвергается бизнес-процесс. Затем необходимо раскрыть причины, которые приводят к реализации риска. В данном анализе в обязательном порядке следует оценивать масштаб возможных последствий, а также, провести оценку рискового инструментария для контроля за рисками.
3. Оценка рисков Входящими данными на данном этапе являются уровень риска, выраженный в финансовых потерях предприятия, и затраты, которые придется понести при реализации разных планов снижения риска. Т.е. оценка рисков состоит из поиска оптимального подхода, когда определяется баланс потерями и затратами на их минимизацию.
4. Принятие оптимального решения Из предложенных на предыдущем этапе планов руководитель или уполномоченный орган предприятия выбирает наиболее подходящий, т.е. соответствующий стратегии и планам, и финансовым и техническим возможностям.
5. Мониторинг управлением риска Мониторинг внедрения плана и его влияние на существующий бизнес-процесс покажет корректность принятых мер, или, наоборот, ошибки в принятом решении. В случае выявления подобных фактов, требуется применять меры вплоть до повторного анализа рисков.

Сам по себе рисковый подход может быть использован как на уровне руководителя предприятия (стратегический), так и на уровне руководителей подразделений (тактический), и на уровне производственного процесса сотрудников (операционный). Рисковый подход может и должен быть применен при анализе новых реализуемых проектов и при управлении обособленными участками повышенного риска.

Выше мы рассмотрели этапы процесса риск-менеджмента. Как видно из описания каждого из них, в основе принятого решения лежат данные о бизнес-процессе. Именно на сбор данных следует обратить первоочередное внимание. От качества информации будет зависеть качество процесса риск-менеджиента, и, в конечном итоге, качество принимаемого решения.

Рассмотрим процесс риск-менеджмента более подробно. Основным принципом риск-мпенеджмента является определение приемлемости уровня риска. Полностью исключить вероятность каких бы то ни было негативных воздействий на бизнес-процесс невозможно, точнее дорого, поскольку каждое управляющее воздействие по снижению риска (принимаемая мера) оценивается в определенную сумму средств. Т.о. пословицы, в которых упоминается «риск» не потеряли своей актуальности:

· Риск — благородное дело.

· Кто ничем не рискует, тот ничего не получает.

· Нет дела без риска.

· Не рискуя, не добудешь.

· Не ставь всего на одну карту.

· Не рисковать, так и боя не выиграть.

· Кто в бою не рискует, по тому и орден не тоскует.

· От умного риска до победы близко.

· Кто ничем не рискует, тот ничего не получает.

· Кто не рискует, тот не выигрывает.

· Побеждать без риска — побеждать без славы.

В чем же заключается принцип приемлемости уровня риска? Основная задача такого подхода - поиск оптимального, с точки зрения финансовых затрат, решения. Если воздействие по снижению уровня риска, т.е. принятые меры, будут чрезмерными, то снижение уровня риска обойдется слишком дорого. Если воздействие по снижению уровня риска будет недостаточными, реализация риска также повлечет повышенные финансовые расходы. И в одном, и в другом случае результат нежелательный – финансовые потери.

В основе описанного выше подхода лежит дифференциация определение уровней риска на различных этапах работы с ним:

· начальный уровень риска RL0 (risk level 0) — уровень риска проекта, бизнес-процесса или предложения без каких бы то ни было действий на его снижение. Такой риск является не выявленным. Его оценка не проведена и, следовательно, такой уровень риска является высоким вследствие своей неопределенности. Т.к. бизнес-процесс никак не готов к его возникновению;

· рассчитанный уровень риска RLС — уровень риска, к которому могут быть применены меры по минимизации. Такие меры включают выявление, анализ и оценку риска. Значение RLС является достаточно точной оценкой уровня риска, нежели RL0;

· сниженный уровень риска RLR — уровень риска с учетом внедрения мероприятий по минимизации начальный уровень риска RL0. Следует обратить внимание на тот факт, что таких сниженных уровней риска RLR может быть не один, а несколько, в зависимости от набора мер по минимизации риска. Затраты на минимизацию тоже буду различные. Как правило, они обратно пропорциональны потерям от реализации риска.

· приемлемый уровень риска RLA — уровень риска, который может быть принят владельцем бизнес-процесса с учетом затрат на его минимизацию. Приемлемый уровень риска может быть равным RLС или иметь меньшее значение (RLR). При выборе приемлемый уровень риска RLA основным критерием является снижение рисковых потерь (RLС - RLR) и стоимость затрат на их снижение.

Рассчитанный приемлемый уровень риска может существенным образом повлиять на отношение к текущему бизнес-процессу. Из «рискованного» и, соответственно, «потенциально убыточного», бизнес-процесс может стать «стабильным» и «прибыльным».

Описанный выше принцип приемлемости уровня риска приводит к следующим заключениям:

· Риск — это, параметр, которым можно и нужно управлять;

· Минимизация риска возможно только после его выявления, анализа и оценки;

· Неприемлемый (чрезмерно высокий) уровень начального риска не является препятствием на пути реализации бизнес-процесса;

· Реализацию бизнес-процесса можно обеспечить путем оптимального решения-компромисса между ожидаемой прибылью и вероятностью убытка.

Выше мы уже говорили, что построение планов по минимизации рисков основывается на информации, точных данных о бизнес-процессе. Еще одним, не менее важным, фактором процесса риск-менеджмента является опыт самих риск-менеджеров в конкретной сфере деятельности предприятия. Зачастую опыт, интуиция играют определяющую роль, и дают возможность установить причины реализации рисков. Идентификация и оценка рисков может различаться в зависимости от занимаемой позиции в организации. Например, руководитель предприятия, формирующий стратегию, в области риск-менеджмента исходит из собственного понимания о типах, вероятности и финансовых потерях от рисков. Его непосредственные подчиненные, топ-менеджеры, оценивают риски (типы, вероятность и финансовые потери) иначе – применительно с своей свере ответственности. Сотрудники организации, занятые сугубо операционной работой, могут выявить ряд рисков, которые не были отмечены вышестоящими руководителями. Т.о. при выявлении и анализе рисков требуется организовать взаимодействие на всех управленческих уровнях предприятия. Без такой работы не удастся разработать эффективные модели управления рисками.

На каждой стадии процесса риск-менеджмента необходимо обеспечить взаимодействие и консультирование с экспертами организации. Привлечение экспертов, особенно по узко специализированным темам, является важным условием эффективного риск-менеджмента. Другим важным фактором процесса является мотивация и заинтересованности таких экспертов. Это не всегда легко, т.к. сам эксперт должен выявить недостатки в своем бизнес-процессе и объяснить их природу риск-менеджеру. Поэтому, прежде, чем внедрять управлением рисками на предприятии необходимо обеспечить понимание всеми сотрудниками «культуры риск-менджмента». Культуру рискм-менеджмента на предприятии привить намного проще, если участники процесса риск-менеджмента:

– могут влиять на эффективность предложенных мер;

– сами понесли убытки от рисков;

– получают выгоду от внедрения риск-менеджмента.

Иногда ситуация может складываться таким образом, что предприятие может посчитать внедрение риск-менеджмента в конкретный бизнес-процесс нецелесообразным. В таком случае в плане взаимодействия следует указать принятое решение не внедрять риск-менеджмент в бизнес-процесс. Информация, доводы риск-менеджмента могут быть учтены другими способами, например, в форме рекомендаций или комментариев.

Поскольку один и тот же вид риска может рассматриваться сторонами, участвующими в процессе риск-менеджмента, с разных точек зрения, то при позиции всех участников должны быть учтены для формирования оптимального подхода к взаимодействию и представлению информации.

Выявление рисков

В понятие выявление (идентификация) рисков входят последовательность действий для раскрытия характеристик риска, т.е. определение, «что может случиться?», «где?», «когда?», «как?» и «почему?».

Задачей выявления рисков является формирование полного списка рисков, влияющие при их реализации, на бизнес-процесс предприятия. Такой список должен включать как риски, которые уже реализовались, и предприятие понесло из-за этого убытки, так и ранее не реализовавшиеся риски, но представляют опасность для деятельности организации.

Источником риска является его причина. Например, неправильно организованная работа в столовой на предприятии может привести к опозданиям работников с обеденного перерыва. Одного источника риска для проявления рисковой ситуации недостаточно. Нужны условия, когда причина риска реализуется. Такие условия называются факторами риска. Т.о. для реализации рисковой ситуации требуются как причины, так и факторы риска. В случае их реализации риска предприятие имеет дело уже с последствиями риска в виде финансовых потерь.

Напрашивается вывод – создание списка, его еще называют библиотекой, рисков является ответственной задачей, т.к. от полноты этого списка будет зависеть объем работ по минимизации рисков.

При формировании библиотеки рисков важным фактором является полнота и качество информации. Качество информации определяется следующими критериями:

· Достоверность;

· Объективность;

· Своевременность;

· Актуальность;

· Полнота.

Получить требуемые данные для процесса риск-менеджмента необходимо всеми доступными путями:

· Экспертная оценка со стороны операционных подразделений-владельцев бизнес-процессом;

· Информация из других организаций;

· Маркетинговые исследования и SWOT-анализ;

· Информация из страховых отчетов;

· Отчеты внешних и внутренних аудиторских проверок;

· Результаты проверок контролирующих органов;

· Данные из библиотеки рисков по ранее собранным рискам и предыдущим происшествиям.

Как мы видим, пути получения информации различны. Различны и виды/типы рисков, подлежащих обработке. Следующим шагом является классификация рисков. Классификация позволяет сгруппировать их по общим признакам и дальнейшую работу с ними проводить системно.


Классификация рисков

 

Наиболее часто применяется классификация рисков по природе их возникновения:

— политические (их причина - изменение политической обстановки за рубежом и внутри страны);

— экономические (причина - влияние экономических факторов);

— правовые (причина - изменение законодательства, требования регулятора и игых нормативов);

— финансовые (кредитный, рыночный или риск инфляции, ликвидности, операционный и пр.);

— производственные и технические;

— социальные (причина - социальными проблемы);

— экологические (природные), связанные с экологическими катастрофами и бедствиями;

— информационные.

Политические риски.

Изменение внешнеполитической или внутриполитической обстановки вплоть до военных действий может серьезным для предприятия последствиям вплоть до национализации предприятия, конфискации товаров, введения различно рода ограничений на поставку/закупку продукции и т.д. Чрезвычайные обстоятельства могут быть причиной введение моратория на денежные переводы или конвертацию национальной.

Экономические риски.

Вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь из-за случайного изменения экономических условий деятельности организации называют экономическими рисками.

 

Правовые риски.

Такие риски возникают вследствие административных и законодательных изменений и связаны с изменением существующего законодательства (имеем ввиду вообще всех нормативных актов), с противоречивостью правовой базы, позволяющей неоднозначное трактование.

Финансовые риски.

Риски, реализующиеся при финансовой деятельности организации. Финансовые риски подразделяются на:

¾ инфляционные риски (падение стоимости денежных активов и ожидаемых доходов и прибыли из-за инфляционных процессов);

дефляционные риски (риск падения уровня цен и, как следствие, возможное снижение прибыли);

¾ валютные риски (вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валюты после подписания финансового соглашения);

¾ риски ликвидности (риски, потери при продаже ценных бумаг или других товаров вследствие изменения их стоимости).

¾ инвестиционные риски (вероятность финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности компании).

Социальные риски.

Это, в общем случае, возможные нарушения социального положения. Социальный риск — это вероятность падения финансового обеспечения работника и его семьи из-за снижения уровня заработка, дополнительных трат на медицинскую помощь, и других социальных изменений. К социальным рискам относится также деятельность социальных и иных общественных организаций.

Экологические риски.

Экологические риски это вероятность возникновения негативных изменений в природе или последствий этих изменений, из-за отрицательного влияния на окружающую среду.

Информационные риски.

Информационные риски — это риск убытков вследствии использования на предприятии информационных технологий, т.е. риски, связанные с генерацией, обработкой, передачей, хранением и использованием различных данных (информации).


Литература

 

1. Алавердов А.Р. Управление кадровой безопасностью организации / учебник. – М.: Маркет ДС, 2010. – 176 с.

2. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие / В.М. Гранатуров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2002. – 160 с.

3. Жариков Е.С., Парамонов А.А. Риски в кадровой работе: Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2005. – 288 с.

4. Капустина Н.В. Риски управления персоналом // Экономика образования. – 2008. – № 4. – С. 139–142.

5. Митрофанова А.Е. Концепция управления кадровыми рисками в работе с персоналом организации. Компетентность 3/104/2013. С.40-45.

6. Миронова С.Ю. Модель оценки эффективности управления операционным риском // Банковское дело. 2014. № 9. С. 44-50.

7. Митрофанова А.Е. Разработка методики управления кадровыми рисками в системе управления персоналом организации. Интернет-журнал «Науковедение» №1. 2013. http://naukovedenie.ru

8. Слободской А.Л., Кутузов С.В., Костицын Н.А., Савук С.Н. Риски в управлении персоналом организаций: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 154 с.

9. Митрофанова А.Е. Социально-экономическое содержание и структура кадровых рисков в организации. Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №2.

 

Краев В.М., Тихонов А.И.

 

 

Риск-менеджмент и управление персоналом

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.