Подберите материал для обследования звукопроизношения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Подберите материал для обследования звукопроизношения

2018-01-04 1163
Подберите материал для обследования звукопроизношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материалом может служить набор предметных картинок, а также перечень определенных слов и фраз. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.

1) Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуются звуки в слогах, словах и предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

- гласные А, О, У, Э, И, Ы;

- свистящие, шипящие, аффрикаты (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ);

- сонорные звуки (Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ);

- глухие и звонкие парные (П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В) в твёрдом и мягком звучании (П-БЬ, ТЬ-ДЬ, КЬ-ГЬ, ФЬ-ВЬ);

- мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребёнком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, С-Ш (замена); Ч-ТЬ и т.д.

Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, облегчающие артикулярное переключение с одного звука на другой. Это даёт возможность обнаружить трудности денервации артикуляцинного акта, особенно в случаях «стёртой» дизартрии.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку 2-х звуков или слогов, предполагающее чёткое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем более близкие.

При этом отмечаются случаи, когда детям не удаётся моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усреднённой» артикуляции (например, Т и Д - передаются одним и тем же полузвонким, Т и ТЬ - полумягким).

2) Затем логопед выясняет, как ребёнок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Отбираются слова различной слоговой структуры. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.

Чтобы обследовать умение ребёнка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он даёт название; затем эти же наименования предлагаются для отражённого произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребёнку. Особо отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.

Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков.

Отмечается характер искажения:

- сокращение числа слогов: маток вместо молоток,

- упрощение слогов: туль вместо стул,

- уподобление слогов: татуетка вместо табуретка,

- добавление числа слогов: команамата вместо комната,

- перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.

3) Проверяется умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребёнку предъявляются для повторения предложения, состоящих из слов повышенной звуко-слоговой сложности:

Выявленные дефекты звуков группируются в соответствии с фонетической классификацией.

 

Подберите стихотворения, поговорки, сказки для обследования мелодико-интонационной стороны речи Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песенки, потешки, считалки. Будучи произведениями устного народного творчества, они очень музыкальны, певучи, являясь переходным материалом между речевым и напевным произнесением, между разговорно-бытовой и стихотворной формами речи. При чтении сказок соблюдается спокойный, медленный темп речи, русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения. Особенно мы рекомендуем сказку Л.Н. Толстого «Три медведя», а также русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка» и др.

При чтении сказок ребенок подражает голосам сказочных героев. Так, при чтении «Трех медведей» сначала ребенок подражает голосам медведей на одних гласных звуках (голос повышается):

При чтении сказки «Теремок» ребенок подражает голосам комара-пискуна, мухи-горюхи, мышки-погрызухи, лягушки-квакушки, зайчика, лисы, волка и медведя. Голос постепенно понижается и грубеет.

Колобок в одноименной сказке поет свою нехитрую песенку милым, приятным, веселым голоском.

Жалобно плачет зайчик, сердито лают собаки, угрожающе рычит медведь, весело, звонко, но грозно кукарекает петух, и, наконец, сначала уверенно, а потом плаксиво говорит лиса в сказке «Лиса, заяц и петух».

Радостно, весело, звонко поет коза, грубым голосом кричит волк в сказке «Волк и семеро козлят».

Тоскливо, грустно зовет козленочек свою сестрицу Аленушку, печальным голосом отвечает ему Аленушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Квакает лягушка, человечьими голосами говорят медведь, селезень, заяц, щука («Царевна-лягушка»).

Свистит молодецким посвистом, кричит богатырским покриком Иванушка-дурачок, зовя Сивку-бурку («Сивка-бурка»).

Сказочный материал очень заинтересовывает детей, они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелодико-интонационную окраску. Кроме того, сказки оказывают положительное воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи и от глупости, справедливость от несправедливости, доброту от жадности, благородство от жестокости и коварства.

Кроме сказок, народ создал большое количество песенок, прибауток, потешек, считалок. Они веселят ребенка, развивают у него чувство юмора, учат его мыслить. Бодрые, радостные песенки связаны с движением, они очень ритмичны, динамичны. С первых месяцев жизни ребенок слышит спокойную, мелодичную колыбельную, в дальнейшем свои игры он сопровождает речитативной считалкой, ритм которой сменяется веселой плясовой потешкой. Песенки, потешки, считалки, прибаутки, короткие по форме, лаконичные по содержанию, ритмичные по стилю, всегда интересны детям, а поэтому произносятся ими легко, свободно, звонко и радостно.

Игры-инсценировки разыгрываются детьми. Дети перевоплощаются в героев этих коротких ритмичных стихотворений, подражают их голосам и даже пытаются создавать маленькие этюды для более точной передачи смысла стихотворения.

Гибкость и модуляции голоса развивает чтение стихотворений А. С. Пушкина (особенно сказки в стихах), К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, басен И.А. Крылова, С. Смирнова. Очень ритмичные, экспрессивные, наполненные глубоким смыслом, моралью, эти тексты оказывают положительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка и на развитие мелодики его интонаций.

Приводим примерный голосовой материал.

Стихотворение К.И. Чуковского «Телефон» развивает диапазон голоса при подражании голосам животных и птиц -- слона, крокодила, зайчат, медведя, цапли, газели, кенгуру.

У меня зазвонил телефон,

-- Кто говорит?

-- Слон.

-- Откуда?

-- От верблюда.

-- Что вам надо?

-- Шоколада.

-- Для кого?

-- Для сына моего.

-- А много ли прислать?

-- Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

 

Составьте план обследования со­стояния словаря и грамматического строя речи, учитывая возраст ребенка.

- Исследуя активный словарь существительных мы предлагаем ребенку назвать поочередно предметы на картинке и подобрать к ним обобщающее слово. Картинки предъявляются в соответствии с возрастом ребенка и программой Д/с.

- Предлагаем ребенку назвать части тела

- Предлагаем ребенку назвать части одежды

- Предлагаем ребенку назвать части машины

- Исследуя глагольный словарь, можно предложить детям игру «Кто как передвигается? Кто как кричит?» Логопед выполняет действие с игрушкой, дети отвечают на вопросы: Что делает змея? (ползет) Что делает кошка? (ходит, лежит, спит) Какие звуки издает? (мяукает, мурлычет…

- Исследуя словарь прилагательных мы предлагаем ребенку подобрать картинку с противоположным значением

- Исследуя словарь качественных прилагательных ребенку предлагается назвать цвет и форму предмета

- Также можно предложить ребенку подобрать прилагательные к картине, ответив на вопрос «Лес какой?»

- Для исследования словаря относительных прилагательных мы предлагаем несколько игр: «Чей лист»- дети называют листья (дубовый, кленовый, осиновый., «Сварим обед» - Наварила наша мама ароматного варенья,

Вкусного такого, ну просто объеденье!

Вот сейчас возьму я ложку и отведаю немножко:

Из вишни варенье - вишневое

Из клубники - клубничное и т. д.

На примере этой игры мы не только исследуем относительные прилагательные, но и словоизменение прилагательных по родам: вишневый компот, вишневое варенье, вишневая ватрушка, вишневый сок. Дети также называют названия супов: картофельный суп, гороховый… Можно предложить детям игру «Из чего я сделан?» - стол из дерева - деревянный…

- Исследуя словарь притяжательных прилагательных можно предложить детям игру «Чьи уши?» - заячьи, лисьи…

- Исследуя словарь наречий мы предлагаем детям игру «Сделай все наоборот»: например логопед ходит медленно, а дети быстро. Тепло-холодно, тихо-громко, близко-далеко.

- Исследуя количественные числительные мы предлагаем ребенку сосчитать количество изображенных предметов. Исследуя порядковые числительные, мы предлагаем ребенку ответить на вопросы по картинке к сказке «Репка»: Которым по счету стоит дед? Которой по счету стоит бабка?

- Обследование грамматического строя речи мы начинаем с словоизменения

- Изменение существительных женского, мужского, среднего рода по числам можно исследовать на материале игры «Один-много». Также на материале этой игры можно исследовать изменение существительных с непродуктивными основами по числам (котенок-котята, ухо-уши, лоб-лбы)

- Изменение существительных по падежам можно исследовать выполняя соответствующие действия с мячом. Логопед: У меня в руках мяч. Это (мяч). У меня нет (мяча). Я протягиваю руку к (мячу). Я бросаю (мяч). Я играю с (мячом).

- Множественное число существительных в родительном падеже можно исследовать на материале игры «Чего не стало?»

- Для обследования согласования прилагательных с существительными единственного числа ребенку предлагается назвать цвет предметов

- Для обследования согласования существительных с числительными 2 и 5 можно использовать игру «На лесной поляне»

- Для обследования употребления предложно-падежных конструкций можно использовать игру «Прятки». Ребенку задаются вопросы: где спряталась матрешка (в шкафу…

- Дальше мы переходим к обследованию словообразования

- Для обследования образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов используют игру «Назови ласково»

- Для обследования образования названий детенышей животных используют игру «Найди деток»

- Для исследования образования слов, обозначающие профессию от существительных с помощью суффиксов, детям можно предложить игру «Профессии»: стекло-стекольщик, сварка-сварщик, кран-крановщик, сапог-сапожник, двор-дворник

- Для исследования образования приставочных глаголов логопед или ребенок демонстрирует действие, дети его называют (ходит-уходит-входит-выходит; бежит-убегает-выбегает-вбегает)

- Исследуя образование приставочных глаголов противоположного значения мы предлагаем игру «Сделай все наоборот». Ребенок или логопед выполняет действие - приклеивает, привязывает, собирает, наливает, закрывает, другой ребенок или герой «Незнайка» выполняет противоположные действия - отклеивает, отвязывает, разбирает, выливает, открывает.

- Для обследования глаголов совершенного и несовершенного вида детям предлагается ответить на вопросы: Что делает чебурашка? (пьет чай) Что сделала кукла? (выпила чай). Что делает девочка? (рисует зайчика) Что сделала девочка? (нарисовала зайчика).

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.