Подбор и изучение литературных источников, правовых документов и статистических данных — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Подбор и изучение литературных источников, правовых документов и статистических данных

2018-01-04 167
Подбор и изучение литературных источников, правовых документов и статистических данных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выпускная квалификационная работа выполняется на основе глубокого изучения литературных и правовых источников, а также анализа статистических данных. Поэтому при ее выполнении от студента требуется серьезная собственная мыслительная деятельность в процессе изучения и оценки содержания первоисточников. Осуществлять подбор источников целесообразно в следующей последовательности:

· нормативные документы (законы и подзаконные акты);

· научные издания (монографии, сборники научных статей, материалы научных конференций, учебники, учебные пособия, справочники, статьи в периодических научных изданиях);

· статистические данные (данные государственной и региональной статистики, обзоры независимых компаний, данные объекта исследования).

Знакомиться с источниками необходимо в обратном хронологическом порядке, т.е. вначале изучить самые свежие публикации, затем прошлогодние, потом двухгодичной давности и т.д.

При подборе нормативных источников целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочно-правовой системе «Гарант», «Консультант», «Кодекс» и др. Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в библиотеках. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за весь год.

Основная задача в работе с первоисточниками – установить, каковы существующие представления о предмете исследования. Изучение материала предполагает ознакомление с текстом и его осмысление: запоминание главных сведений, выявление дискуссионных вопросов, оценку прочитанного и формирование окончательных выводов. Критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в своей бакалаврской работе.

Проработка источников сопровождается выписками из текста, которые делают либо дос­ловно, в виде цитаты, либо в виде тезисов. Цитаты используются для приведения точной мысли автора. При этом выбирают наиболее важ­ные, весомые высказывания, основные идеи, которые не­обходимо процитировать в выпускной квалификационной работе. В тезисах приводится в сжатом виде содержание изучаемого материала. После каж­дой цитаты, заимствованного высказывания должна приво­диться ссылка на автора и источник. Поэтому при выписке цитат и тезисов следует сразу же делать ссылки: автор, название издания, место издания, издательство, год издания, номер страницы.

В последующем подготовленный материал редактируется, перегруппировывается и, таким образом, создается отдельный фрагмент будущей выпускной квалификационной работы. Из таких фрагментов формируется конспект работы, представляющий собой связное и сжатое изложение своими словами обработанного материала.

В ходе подбора и изучения источников целесообразно сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Оно производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании библиографических описаний использованных источников информации, составляется список литературы, который является составной частью выпускной квалификационной работы.

 

 

5. Работа над содержанием выпускной квалификационной работы

Собрав и изучив литературные источники и практичес­кий материал, студент приступает к написанию текста выпускной квалификационной работы. Это сложная часть работы, требующая сосредоточенности и упорного труда. Перед началом написания текста некоторые студенты испытывают так называемый стресс «чистого листа»; им непонятно, как разрозненные фрагменты собранных материалов можно увязать в связанный текст достаточно большого объема. Первое, что можно посоветовать – не паниковать, а начинать свою работу с того, что достаточно хорошо ясно и понятно. Затем, продолжать, тщательно делать то, что требует дополнительной проработки. Иными словами, использовать известный со школьной скамьи прием – при выполнении работы идти от «простого к сложному».

При написании текста, целесообразно сразу же оформлять его в соответствии с требованиями, которые изложены ниже, в отдельном пункте данных методических рекомендаций. Здесь же следует обратить особое внимание на следующее:

· Работа должна быть написана единым научным стилем, логически последовательно.

· В ней должна быть соблюдена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

· Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания излитературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов.

· Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п.

· ВКР не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», «Я считаю» и т.д. В научных работах существует правило, когда автор выступает во множественном числе, считая, что выражение авторства как формального коллектива с научным руководителем, придает больший объективизм изложению. Поэтому целесообразно использовать фразы «на наш взгляд», «по нашему мнению» и т.д. А также применять нейтральные формулировки типа: «Можно сделать вывод», «Было проведено исследование», «Разработан комплексный подход к …» и т.п.

· Приводимые в тексте цитаты, данные финансовой, бухгалтерской и статистической отчетности следует тщательно сверить и снабдить их ссылками на источники. Формулы и справочные материалы, если они заимство­ваны, также должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок на источники не принимается к рассмотрению.

Выпускная квалификационная работа пишется в соответствии с ранее составленным планом и в законченном виде включает в себя следующие элементы:

· титульный лист,

· оглавление,

· текстовая часть (введение, главы и в них параграфы, заключение),

· список литературы,

· приложения (если они необходимы для раскрытия темы),

· заявка предприятия (организации) на выполнение работы (если работа выполняется по заявке)

· отзыв научного руководителя.

Элементы, выделенные курсивом, являются так называемым окружением работы. Они не брошюруются в папку вместе с работой, а помещаются в конце работы в отдельные прозрачные файлы (их желательно подшить в основную папку, в которой находится выпускная квалификационная работа).

На титульном листе указывается наименование учебного заведения, тема ВКР, фамилия, имя и отчество (полностью) студента, фамилия и инициалы, а также ученая степень, звание и должность научного руководителя, место (город) и год написания работы. Форма титульного листа представлена в Приложении 5.

В оглавлении (используется именно этот заголовок, а не «Содержание»)должны быть перечислены все составляющие работу разделы с указанием страниц, с которых они начинаются. Оглавление необходимо разместить на одной странице листа. Пример оглавления показан в Приложении 6.

Обращаем внимание на то, что титульный лист и оглавление формируются только после того как работа закончена полностью, с тем, чтобы она соответствовала правилам оформления выпускных квалификационных работ.

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, т.е. ее важность для настоящего момента времени, сформулированы цель и задачи ВКР, определены предмет и объект исследования, а также должно быть указано, с использованием каких информационных источников она выполнена. Объем введения должен быть небольшим – 1,5-2 страницы.

Актуальность темы раскрывает стимул, побудивший студента заняться поиском ответов на современные вопросы науки и практики управления. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что …».

Цель работы показывает направление раскрытия темы работы. Правильная постановка цели очень важна, т.к. она определяет задачи, решаемые в ходе выполнения выпускной квалификационной работы. Формулировку цели можно начать с фразы: «Цель выпускной квалификационной работы…» или «Целью данной работы является …».

Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Обычно это делается в форме перечисления. Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:

1. Выявить …

2. Проанализировать ….

3. Разработать…

4. Доказать …

5. Установить взаимосвязь …

6. Обобщить ….

7. Дать рекомендации ….

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание выпускной квалификационной работы.

Предмет исследования – это закономерности развития (стабилизации, разрушения) процессов или явлений социально-экономических систем, избранных для исследования.

Объект исследования – хозяйствующий субъект (организация, предприятие и т.п.), в деятельности которого можно наблюдать конкретные процессы и явления в управленческом аспекте.

Например, предметом исследования может быть процесс формирования инвестиционной политики фирмы, а объектом – инвестиционная деятельность ПАО «АВИАСТАР».

Далее указываются информационные источники, которые использовались для написания выпускной квалификационной работы. Например: «Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования …

Практическая часть работы выполнялась на основании документов … (перечисляются конкретные документы)»

или:

«При написании выпускной квалификационной работы использовалась литература по …

Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы …».

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что его первоначальный текст будет переработан неоднократно. Это связано с важностью данной части работы (введение прочитают все, кто будет оценивать работу), а также с тем, что процесс выполнения выпускной квалификационной работы носит творческий характер. В качестве примера написания введения можно использовать Приложение 7.

Содержанием первой главы являются, как правило, те­оретические вопросы по теме выпускной квалификационной работы, написан­ные с использованием литературных источников. Здесь следует раскрыть сущность рассматриваемых явлений, их особенности и характерные черты. Желательно при изложении теоретических понятий рассмотреть различные взгляды ведущих ученых или аналитиков на них и поддержать лично ту точку зрения, которая, по мнению автора, в большей мере соответствует истине. Для этого используют выражения типа: «мы согласны с мнением (автор), который считает, что …..», «общепринятой точкой зрения является, что ….».

Ценным для первой главы будет являться конкретизация теоретических положений до методов и алгоритмов решения той проблемы, которой посвящена ВКР. Их необходимо критически рассмотреть и сравнить между собой. Сравнение предполагает четкое выделение плюсов и минусов каждого метода, анализа возможности их применения в тех или иных типичных ситуациях.

Отдельные положения первой главы можно подтвердить статистическими данными по стране, отрасли в целом, региону. Целесообразно также увязать теоретический текстовый материал с наглядными иллюстрациями (схемами, таблицами и т.п.), а также с нормативными документами, регламентирующими изучаемый вопрос.

Обращаем еще раз внимание на то, что в тексте первой главы обязательно должны быть ссылки на литературные, правовые и другие источники, которые оформляются путем указания номера источника, под которым он значится в списке литературы.

Особо, следует отметить, что в первой главе следует избегать приведения в качестве примеров фактов, относящихся к деятельности того предприятия, по материалам которого написана вторая глава.

Вторая глава посвящается анализу хозяйственной деятельности предприятия (органи­зации) по данным статистической и бухгалтерской отчетно­сти за последние три-пять лет, а также изучению опыта его работы в рамках предмета исследования.

Вторая глава должна быть связана с первой теоретической главой, а не являться отдельным (пусть даже очень интересным) исследованием. В связи с этим, материалы второй главы являются логическим продолжением первой главы. Здесь студент демонстрирует умение использовать теоретические знания и навыки, полученные в процессе обучения, на примере конкретного предприятия (обозначенного как объект исследования во введении). При написании второй главы студент, чаще всего, пользуется материалами производственной практики.

Кроме общей характеристики предприятия, которая, как правило, включает информацию об организационно-правовой форме, ассортименте и специфике производимой продукции или оказываемых услуг, организационной структуре управления, дается общая оценка деятельности предприятия, для чего желательно привести динамику основных финансово-экономических показателей за выбранный период. Состав рассматриваемых показателей, период, за который проводится анализ (оптимальным считается трехлетний период), зависят от целей исследования, возможности получить информацию, ее качества, сопоставимости. Описание сущности объекта и его анализ проводятся с целью выявления динамики, отклонения от нормативов и пр. в той мере, в какой это нужно для решения проблемы, поставленной при выполнении бакалаврской работы. Если работа выполняется по отдельному подразделению организации, то сама организация описывается в самых общих чертах, а основной анализ проводится по рассматриваемому подразделению (цеху, отделу, участку).

Между тем, следует помнить, что основное наполнение второй главы – это анализ деятельности предприятия в отношении исследуемого предмета (инвестиционная деятельность, кадровая политика, управление текущими затратами и т.п.), который подразумевает не только описание его осуществления, но и выявление основных проблем или достижений в данной области.

Также в этой главе формулируются рекомендации для конкретного предприятия, которые должны основываться на теоретических и аналитических выводах проведенного исследования, для чего необходимо раскрыть содержание и последовательность предлагаемых мероприятий (либо одного комплексного мероприятия) и определить необходимый для их реализации объем ресурсов (финансовых, материальных, трудовых).

В конце каждой главы необходимо сделать краткие выводы, которые являются «переходным мостиком» от предыдущего материала к последующему.

Основное назначение заключения - резюмировать (подвести итог) всей работы посредством логически выстроенных выводов, характеризующих степень раскрытия выбранной темы. Оно должно содержать краткое и точное словесное описание результатов решения задач, поставленных во введении работы. Таким образом, количество выводов должно быть не меньше чем количество задач. Объем заключения должен составлять 1-2 страницы.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) студента ясно мыслить и последовательно, четко и связно излагать материал.

Условно заключение можно разделить на две части. В первой части заключения необходимо отразить основные выводы, к которым пришел студент при изучении теоретических аспектов данной темы (на основании учебной и научной литературы). Во второй части заключения необходимо отразить краткую формулировку результатов, к которым пришел студент при выполнении практической части.

В заключении не допускается приведение дополнительной информации об актуальности выбранной темы (вся информация об актуальности отражается во введении), а также материалов не присутствующих в основной части (главах) работы.

Нумеровать выводы не следует, однако они должны быть построены таким образом, что как бы в уме вы говорите: «Первое - …», «Второе - …» и т.д. По результатам расчетов необходимо привести конкретные цифры. Однако цифровой материал должен быть представлен в минимальном объеме. В заключении не допускается использование таблиц.

Пример написания заключения можно посмотреть в Приложении 8.

Список литературы (синоним – Список используемых источников)составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила соответствия». ГОСТ в печатном виде имеется в библиотеке университета, где можно также получить консультацию по оформлению списков литературы. А также на сайте библиотеки УлГУ, где имеются и примеры оформления списка литературы[1].

В списке на первом месте указывают законы РФ, затем — подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств). После законов и подзаконных актов перечисляют учебники, учебные пособия, справочные пособия и другие литературные источники, которые были использованы при написании ВКР в алфавитном порядке; в конце списка перечисляются интернет-ресурсы.

В библиографический список включаются все, используемые студентом в процессе работы источники. Нумерация в списке сквозная от первого до последнего наименования. Количество источников должно быть не менее 30-ти, желательно, чтобы на большую часть из них в тексте работы были ссылки.

В приложении приводятся вспомогательные и дополнительные материалы, как правило, справочного характера, например, копии документов предприятия: бухгалтерских балансов и статистических отчетов, по материалам которого выполнена ВКР, выдержки из нормативных материалов, перечни, результаты анкетных опросов и т.п. – все то, что имеет смысл продемонстрировать, но не загружать этим основной текст работы. Все листы Приложения помещаются в конце ВКР, нумеруются как ее продолжение, но не учитываются в общем объеме работы. Это дает студенту возможность в определенных пределах манипулировать основным объемом работы, желая увеличить или уменьшить его. В тексте работы на все приложения обязательно должны быть ссылки. Все приложения должны иметь названия и располагаться в порядке ссылок на них в тексте.

Текст выпускной квалификационной работы сначала пишется на черновике, с тем чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки. Написав черновую рукопись, нужно отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию работы лучше спустя 2—3 дня, чтобы легче увидеть свои ошибки и пути улуч­шения содержания работы.

При написании текста выпускной квалификационной работы студенты, чаще всего, допускают следующие ошибки:

· Во введении не отражены основная цель и задачи, решаемые в работе;

· В теоретической части работы присутствует только одна точка зрения на предмет исследования, т.е. нет критического анализа мнений различных авторов;

· Материал охвачен достаточно широко, но идея работы не прослеживается;

· Полное отсутствие ссылок на источники, что совершенно недопустимо, поскольку невозможно оценить самостоятельность автора работы;

· Выполненный анализ какой-либо отрасли или региона ограничивается голословными утверждениями, без соответствующих доказательств на статистические данные или результаты ранее проведенных внешних исследований;

· Материалы аналитической части работы не связаны с теоретической ее частью;

· В аналитической части работы применяются методы и алгоритмы расчетов, которые не рассматривались в теоретической части;

· Тексты введения и заключения по содержанию идентичны;

· Заключение переполнено «лишней» информацией, не связанной с основными выводами работы.

 

 

6. Основные требования к оформлению выпускной квалификационной работы

Первоначально хотелось бы сказать, что единых государственных стандартов к оформлению выпускных квалификационных работ не существует. В основу общепринятых требований в большинстве учебных заведений положены стандарты в «близких» областях. Но, при этом, в каждом конкретном учебном заведении предъявляют и свои особенные требования к оформлению выпускных квалификационных работ, которые, конечно же, следует изучить. Здесь кратко перечислены основные требования к оформлению выпускной квалификационной работы для выпускников направлений подготовки 380301 «Экономика» и 380302 «Менеджмент», утвержденные решением УМС Института открытого образования.

ü Выпускная квалификационная работа готовится в одном экземпляре. Ее объем должен составлять не менее 65 и не более 80 страниц машинописного текста без приложений. Работы, объемом выходящие за указанные пределы, к рассмотрению не принимаются.

ü Работа выполняется на белой бумаге формата А4, текст печатается на одной стороне листа строго в последовательном порядке.

ü Поля: левое – 35 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

ü Шрифт: Times New Roman, 14 pt., начертание шрифта – обычный.

ü Текст выровнен по ширине, абзацный отступ 1,25 мм. Междустрочный интервал в текстовых абзацах – полуторный, интервалы перед и после – 0 pt, уровень текстовых абзацев – основной текст.

ü Нумерация страниц – сквозная. Первая страница – титульный лист, вторая – оглавление. Номер страницы – арабской цифрой по центру верхнего или нижнего поля. Используется шрифт Times New Roman, 14 pt. Первая страница не нумеруется.

ü Сноски и подстрочные примечания печатаются на той странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, размером 10 pt).

ü Каждая глава, а также введение, заключение, список литературы и приложения начинаются с новой страницы.

ü Заголовки должны быть пронумерованы арабскими цифрами с точками. Точка в конце заголовка не ставится. Не допускается подчеркивать заголовки и перенос слов в заголовках.

ü Заголовок первого уровня (введение, глава, заключение, список литературы) должен быть напечатан прописными буквами полужирным шрифтом. Выравнивание – по центру, первая строка – нет, уровень – Уровень 1. Междустрочный интервал – одинарный, после 24 пт. Если после заголовка главы сразу идет заголовок второго уровня (заголовок параграфа), то в заголовке главы не надо устанавливать после 24 пт. Заголовок второго уровня (параграфа) – строчными буквами (первая прописная), полужирным шрифтом, междустрочный интервал – одинарный, перед 18 пт, после 12 пт. Выравнивание – по центру, первая строка – нет, уровень – Уровень 2. В оглавлении наименование заголовка должно быть соединено отточием с соответствующим ему номером страницы.

ü Все таблицы и рисунки должны иметь нумерационный и тематический заголовки. В таблице заголовки оформляются над ней, а в рисунках – под ним. В таблице междустрочный интервал – одинарный. Заголовки граф таблицы должны быть отцентрированы по горизонтали и вертикали. Размер шрифта подбирается таким образом, чтобы таблица или рисунок лучше «читались». Пример оформления таблицы и рисунка представлен в Приложении 9.

ü Таблицы и рисунки следует размещать на странице так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота работы. Если такое размещение невозможно, то их размещают так, чтобы для рассматривания надо повернуть работу по часовой стрелке.

ü Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу, при этом над продолжением пишется слева таблицы «Продолжение таблицы ….» с указанием номера. При делении таблицы на части головку таблицы необходимо повторять на каждой странице или заменять соответствующей нумерацией строк.

ü Формулы должны быть расположены посередине строки и пронумерованы арабскими цифрами в скобках по правому краю листа. В случае необходимости буквенные обозначения в формуле должны быть расшифрованы, для этого после формулы ставится запятая, затем слово «где». Пример оформления формул показан в Приложении 10.

ü Таблицы, рисунки и формулы следует располагать после текста, в котором они впервые упоминаются со ссылкой на них.

Законченная и оформленная выпускная квалификационная работа подписывается (на титульном листе) студентом-исполнителем, и представляется научному руководителю для окончательного просмотра и написания отзыва. После одобрения выпускной квалификационной работы руко­водитель ее подписывает и вместе со своим письменным отзывом представляет на проверку в учебную часть института.

В отзыве кратко отмечаются задача, поставленная перед студентом, его инициативность и самостоятельность в работе, трудолюбие, организованность, индивидуальные наклонности, ориентировка в вопросах теории, умение проводить анализ, работать с информацией и т.п. Отзыв должен обязательно содержать общую оценку (не в баллах) работы дипломника и заключение о допуске (не допуске) ее к защите.

 

 

Подготовка к защите

 

Подготовке выпускной квалификационной работы к защите необходимо уделить самое серьезное внимание. Общеизвестны случаи, когда хорошую по содержанию работу студент не может достойно защитить, а, следовательно, получить соответствующую работе оценку.

На защите необходимо показать не только знание темы, но и степень владения научным методом мышления, логическим анализом исследуемой проблемы, способность к принятию управленческих решений, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Для подготовки к защите выпускной квалификационной работы необходимо подготовить доклад, при составлении которого учитывается установленное регламентом ориентировочное время доклада не более 7-ми минут (практика показывает, что это 3-4 страницы текста, набранного 1,5 интервалом, шрифт Times New Roman).

Чтобы максимально использовать этот небольшой промежуток времени для выступления перед Государственной экзаменационной комиссией, необходимо подготовить демонстрационный материал, который отражает основные результаты, достигнутые в работе. Демонстрационный материал обязательно должен быть согласован с докладом и может быть представлен в виде компьютерной презентации или печатного раздаточного материала для каждого члена комиссии. Эти материала целесообразно раздать членам комиссии до начала выступления.

Возможная структура доклада приведена в Приложении 11. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а раскрывая логику получения самых значимых результатов. Студенту при подготовке текста своего доклада следует учесть следующее:

· Избегать сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, лучше использовать простые слова и простые утвердительные предложения;

· Не злоупотреблять цифрами: приводить их ровно столько, сколько требуется для объективного взгляда на проблему;

· Большие числа лучше называть округленно (например, «экономия составит около 550 тыс. руб.», «достигнут прирост чуть менее 10%» и т.п.), в то время как в демонстрационном материале эти числа будут представлены полностью.

· Избегать ненужных цитат, лучше излагать собственные суждения;

· Избегать употребления следующих выражений: «Выше мы говорили…» и «Как будет показано ниже…», а также «Ранее мы говорили…» и «Как будет отмечено позже…»;

· Для привлечения внимания к демонстрационным материалам, использовать фразы типа: «На слайде представлена предложенная нами структура управления изучаемого предприятия», «Результаты проведенного в нашей работе анализа финансовых показателей приведены в таблице 3 на странице 5 раздаточного материала»;

· Если доклад сопровождается компьютерной презентацией, то лучше использовать помощника для переключения слайдов, который хорошо знаком с текстом доклада.

При подготовке демонстрационных материалов необходимо помнить, что, во-первых, они должны отражать основные результаты, достигнутые в работе; во-вторых, быть согласованы с излагаемым в докладе материалом; в-третьих, должны способствовать лучшему пониманию содержания самой ВКР и раскрытию практической ценности ее результатов. Поэтому, все демонстрационные материалы должны обеспечивать их хорошее визуальное восприятие у членов ГЭК. Несмотря на то, что каких-либо жестких требований к содержанию и оформлению данных материалов не существует, студенту лучше учесть следующие рекомендации:

· Демонстрационные материалы должны быть выполнены в едином стиле, иметь титульный лист (образец оформления титульного листа печатных демонстрационных материалов приведен в Приложении 12), а все страницы или слайды пронумерованы.

· Стараться не использовать текст, отдавая предпочтение схемам, рисункам, графикам, таблицам и диаграммам, которые должны хорошо «читаться».

· Количество листов не регламентировано, оно должно быть минимально достаточным для четкого представления всех вопросов, представленных в докладе. Достаточно иметь 4-5 страниц печатных демонстрационных материалов, при этом на одной странице могут располагаться сразу несколько таблиц, схем или диаграмм.

· Печатный демонстрационный материал готовится в нескольких экземплярах из расчета на каждого члена ГЭК (5-7 человек) и один экземпляр для себя. Листы скрепляются степлером в левом верхнем углу или подшиваются в тонкую папку.

Готовые доклад и демонстрационные материалы необходимо согласовать с научным руководителем. Сам доклад не носит характер официального документа, поэтому студент «для себя» может выделять текст маркером, какими-либо знаками и т.п., чтобы при защите легко видеть канву выступления.

Желательно, чтобы на защите доклад излагался свободно, а не читался без отрыва от листа. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, с правильным произношением слов. При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая достигается темпом, громкостью и интонацией речи.

Поэтому, перед защитой рекомендуется провести тренировочное выступление и пройти процедуру так называемой «предзащиты», целью которой является отработка выступления, снятие психологической боязни, помощь в представлении наиболее сильных сторон выполненной ВКР. Процедура предзащиты (если она необходима студенту) проводится с участием научного руководителя, других преподавателей и сокурсников.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.