Процедура экологической оценки в Республике Беларусь — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Процедура экологической оценки в Республике Беларусь

2018-01-04 193
Процедура экологической оценки в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обзор законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды представлен в Приложении 1. В данном разделе мы подробно рассмотрим требования в области проведения экологической оценки в Республике Беларусь. Термин «экологическая оценка» отсутствует в законодательстве страны в области охраны окружающей среды. Но в Республике Беларусь законодательно определены и подробно разработаны процедуры государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектов, оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), стратегической экологической оценки Государственного учреждения образования "Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов" Минприроды, а также государственной экспертизы Республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» Госстандарта. Все эти процедуры составляют суть «экологической оценки», принятой во многих странах мира.

Экологическая политика, проводимая на государственном уровне, стала к настоящему времени ключевым элементом устойчивого развития Республики Беларусь. Экологическую политику государства определяет национальное законодательство в области охраны окружающей среды. Ведущее положение в ней занимает Закон от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», имеющий универсальное значение. В этом нормативном документе отдельная глава (глава 6) посвящена требованиям в области охраны окружающей среды при проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь и указывается, что должны быть предусмотрены меры по охране окружающей среды в каждом конкретном случае с учётом требований экологической безопасности.

Основным международным документом в области экологической оценки, подписанным Республикой Беларусь, является Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, принятая в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2005 № 487. Правовая основа для экологической оценки в Республике Беларусь включает в себя следующие основные нормативные правовые акты. Это Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды», Закон Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требованиях к составу документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) отмены, особых условиях реализации проектных решений, а также требованиях к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее – Положение об ОВОС), Положение о порядке проведения стратегической экологической оценки, требованиях к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017 № 47, Положение о порядке проведения общественной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.10.2010 № 1592, Положение о порядке организации и проведения общественных обсуждений проектов экологически значимых решений, экологических докладов по стратегической экологической оценке, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, учета принятых экологически значимых решений и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 458. Кроме того, непосредственно к рассматриваемому вопросу относятся Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных, архитектурных и строительных проектов, обоснований инвестирования в строительство и Положение о порядке согласования и утверждения проектной документации, утверждения градостроительных проектов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8.10.2008 № 1476 и «Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь", утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156. Последний документ определяет новый порядок выдачи заключения Государственным учреждением образования "Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов" Минприроды по проектам, подаваемым на государственную экологическую экспертизу. Сведения об этом учреждении можно получить по адресу в сети Интернет: http://www.oos.by/index.php/kontakty.

Необходимо также упомянуть важные технические нормативные правовые акты в области проведения ОВОС и разработки раздела «Охрана окружающей среды» в Республике Беларусь - ТКП 17.02-08-2012 (02120) «Правила проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовки отчета» и пособие к строительным нормам Республики Беларусь П3-02 к СНБ 1.03.02-96 «Состав и порядок разработки раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации».

Министерством архитектуры и строительства разработан и принят ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», непосредственно относящийся к проведению строительных работ в зданиях учреждений образования Республики Беларусь.

Также необходимо отдельно остановиться на ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», который дает основные понятия, используемые в законодательстве Республики Беларусь, в том числе, в настоящем РДООС, такие как модернизация, реконструкция объекта, капитальный ремонт объекта строительства. Эти определения приведены в разделе РДООС «Определения».

В соответствии с новым законодательством Республики Беларусь в области экологической оценки рассматриваемые подпроекты в рамках Проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь» не будут относиться к объектам стратегической экологической оценки, но могут подлежать процедуре государственной экологической экспертизы Государственного учреждения образования "Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов" Минприроды и/или государственной экспертизы Республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» Госстандарта.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится исключительно экспертами Государственного учреждения образования "Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов" Минприроды и финансируется заказчиком проектной документации. В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 N 1476 (ред. от 12.01.2017) "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положении о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации" дан перечень проектной документации, представляемой на государственную экспертизуРУП «Главгосстройэкспертиза».

Статья 21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З запрещает реализацию любой хозяйственной деятельности, требующей проведения государственной экологической экспертизы, без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь для отдельных видов подпроектов в рамках рассматриваемого Проекта необходима будет также разработка раздела ОВОС в составе проектной (предпроектной) документации. Объекты ОВОС указаны в статье 7 Закона от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон № 399-З) (приложение 2 РДООС).

Возможные подроекты в рамках настоящего Проекта, которые могут подлежать процедуре ОВОС в соответствии со ст. 7 Закона № 399-З, следующие:

- расположены на территориях, определенных в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, подписанной в г. Рамсаре 2 февраля 1971 года, и в пределах 2 километров от их границ;

- расположены в границах особо охраняемых природных территорий, их охранных зон, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями;

- расположены в границах мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь;

- расположены в границах типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, переданных под охрану пользователям земельных участков и водных объектов;

- являются объектами хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;

- являются объектами хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству на болотах, прилегающих к Государственной границе Республики Беларусь, или территориях, с которых может быть оказано воздействие на эти болота.

- являются объектами хозяйственной и иной деятельности, планируемые к строительству на территории курортов, если они не соответствуют функциональному назначению этих территорий.

Для всех объектов, подлежащих процедуре ГЭЭ и/или государственной экспертизы Республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» Госстандарта в составе проектной документации также должен быть разработан раздел «Охрана окружающей среды» в соответствии с П3-02 к СНБ 1.03.02-96 «Состав и порядок разработки раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации». Содержание раздела «Охрана окружающей среды» приведено в Приложении 3 РДООС. Кроме того, в случаях, определенных в ст. 5 Закона № 399-З необходимо прохождение государственной экологической экспертизы, а для объектов, указанных в ст. 7 Закона № 399-З еще необходима и разработка раздела ОВОС. После положительного заключения государственной экологической экспертизы подпроект может проходить в полном объеме вместе с разделом ООС государственную экспертизу РУП «Главгосстройэкспертиза». Если экологическая экспертиза не требуется, то раздел ООС в составе проектной документации сразу подается на государственную экспертизу (таблица 1).

Необходимость прохождения государственной экологической и государственной экспертизы РУП «Главгосстройэкспертиза» приведена в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Алгоритм представления проектной документации по капитальному ремонту, модернизации и реконструкции школьных зданий на экспертизу

 

Объект Необходимость прохождения ГЭЭ Необходимость прохождения Главгосстрой-экспертизы
Подпроект подпадает под ст.5 Закона № 399-З и затрагивает несущие конструкция (например, реконструкция школы в пределах территории, подлежащей особой и (или) специальной охране) Да* да
Подпроект подпадает под ст.5 Закона № 399-З, но не затрагивает несущие конструкции (например, реконструкция школы в пределах территории, подлежащей особой и (или) специальной охране) да нет
Подпроект не подпадает под ст.5 Закона № 399-З и затрагивает несущие конструкции (например, реконструкция школы) нет да
Подпроект не подпадает под ст.5 Закона № 399-З и не затрагивает несущие конструкции, (например, реконструкция школы) Нет** Нет**

 

* Заключение государственной экспертизы РУП «Главгосстройэкспертиза» выдается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

** Подпроект не проходит экспертизу, но раздел ООС разрабатывается в составе проектно-сметной документации и передается заказчику.

Содержание раздела «Охрана окружающей среды» проектной документации включает подразделы, в которых анализируются воздействия на все компоненты природной среды - воздух, воду, почвенный покров, растительный и животный мир. При анализе воздействия на атмосферный воздух обязательно анализируются физические факторы воздействия – шум, вибрация и риски на здоровье населения. Риски на здоровье населения в соответствии с Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вправе определять только территориальные органы Минздрава.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.