Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы

2018-01-04 367
Задачи и полномочия органов управления Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России согласно Закону РФ ”Об охране окружающей среды ” призваны определять основные направления государственной природоохранной политики, утверждать экологические программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей компетенции).

На правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, координаций деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетного экологического фонда, установление порядка платы за природопользование, обеспечение населения экологической информацией (примером такой информации являются первые в России Государственные доклады (отчеты) о состоянии окружающей природной среды РФ в 1994, 1995, 1996гг).

По Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно разделить на семь комплексных групп:

1. Определение основных направлений экологической политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Планирование, финансирование и материально- техническое обеспечение экологических программ, координация природоохранной деятельности.

3. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.

4. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение отходов. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных-веществ. Формирование и расходование экологических фондов.

5. Государственный экологический контроль, государственная экологическая экспертиза, решение об ограничениях, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предьявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем.

6. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7. Международное сотрудничество. Указанные в перечне вопросы и задачи призваны решать все управленческие структуры. Разграничение их сферы деятельности идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах представляемых ими административно-территориальных образований (областей, краев и т. д.). Так, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов на всех уровнях.

Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения: республиканского, краевого, областного, муниципального ведения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Это определяет объем предоставленных полномочий. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся соответственно в ведении Федерации, субъектов Федерации или местных органов.

Согласно данному порядку разрешения на использование земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдает исполнительным органам Федерации. Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности. Например, право на выдачу разрешений на отдельные виды лесопользования, водопользования на водоемах местного значения. Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных актах. Существует также разграничение полномочий в области охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей.

Представительные органы решают общие вопросы, не требующие исполнительно-распределительных действий. Согласно ст. 5 Закона РФ “Об охране окружающей среды” всего пять вопросов относятся к исключительной компетенции высшего представительного органа:

· определение основных направлений экологической политики;

· утверждение государственной экологической программы;

· определение правовых основ регулирования природоохранных отношений;

· определение полномочий в области охраны окружающей природной среды и порядка организации и деятельности органов управления в данной области;

· установление режима в зонах чрезвычайной экологической ситуации и в зонах экологического бедствия.

Так же определяется компетенция представительных органов республик в составе РФ (областей), городов и районов. К их ведению относится следующее:

· утверждение программ по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;

· создание экологических фондов и определение порядка предоставления земельных участков;

· объявление на своей территории природных объектов памятникам природы;

· принятие решений об образовании и деятельности природоохранных инспекций.

В соответствии с законом о местном самоуправлении городские и районные представительные органы власти имеют следующие полномочия:

· разрабатывают порядок охраны и использование природных ресурсов;

· запрещают проведение на подведомственной им территории мероприятий, которые могут быть неблагоприятными по экологическим последствиям;

· выносят решения о прекращении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных или строительных норм на подведомственной территории;

· объявляют природные объекты местного назначения памятниками природы, если они имеют экологическую, историческую или научную ценность, и определяют режим их охраны.

Некоторые полномочия в области охраны окружающей среды принадлежат сельским и поселковым представительным органам:

· установление на подведомственной территории порядка и условий размещения предприятий, которые не являются муниципальной собственностью;

· остановка строительства или прекращение эксплуатации объектов, если выявлены нарушения экологических и санитарных норм;

· запрещение на подведомственной территории проведения мероприятий, ведущих к неблагоприятным экологическим последствиям. При этом последние меры могут осуществляться на основании заключения санэпидемстанции или комитета по охране окружающей среды.

Представительные органы власти всех рангов вправе рассматривать и др. вопросы, которые относятся к компетенции исполнительных органов, если на этот счет есть требования населения, депутатов или общественных организаций. В то же время они могут делегировать свои полномочия в области охраны окружающей среды исполнительным органам для решения конкретных вопросов. Например, о приостановлении деятельности предприятий, нарушающего экологические и санитарные нормы, или о запрещении проведения мероприятий, которые являются экологически вредными.

Представительные органы могут приостановить решения исполнительных органов власти, если они противоречат экологическим требованиям охраны окружающей среды. В то же время администрация вправе обратиться в суд и обжаловать принятые решения, если она не согласна с мнением представительных органов власти.

 

Тесты по теме

Выберите один или несколько правильных ответов

 

К природоохранному законодательству относится…

Закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»

Закон Российской Федерации «О животном мире»

Водный кодекс Российской Федерации

Лесной кодекс Российской Федерации

Совокупность правовых норм и правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению среды жизни человека – это…

правовая охрана природы

экологическая безопасность

правовая оценка хозяйственной деятельности человека

право человека на экологически благоприятную среду

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и отношения в сфере «общество-природа» определяет…

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»

Конституция Российской Федерации

Закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях»

Декларация прав и свобод человека и гражданина

Основополагающим законом в системе экологического законодательства России является …

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»

Земельный кодекс Российской Федерации

Закон Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха»

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе»

Природоресурсную правовую основу составляют _____________ в области охраны окружающей среды

законы и кодексы

договора и конвенции

концепции и программы

уставы и правила

Охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли регламентирует…

Земельный кодекс Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Закон РФ «Об отходах производства и потребления»

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов регулирует…

Водный кодекс Российской Федерации

Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья

Закон Российской Федерации «О недрах»

Установление нормативов предельно допустимых вредных воздействий (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ – это прерогатива закона Российской Федерации …

«Об охране атмосферного воздуха»

«Об охране окружающей среды»

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

«Об отходах производства и потребления»

Правовые нормы, направленные на использование леса как природного ресурса, воспроизводство, охрану и защиту лесов, закреплены в…

Лесном кодексе Российской Федерации

Земельном кодексе Российской Федерации

Законе Российской Федерации «О животном мире»

Программе «Российский лес»

Земельный, Лесной и Водный кодексы относятся к __________законодательству

природоресурсному

природоохранному

уголовному

гражданскому

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.