Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека

2018-01-04 204
Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 1

Тема: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет и объект психологии управления.
  2. Этапы становления психологии управления как самостоятельной науки.
  3. Психология управления в системе психологических наук.
  4. Школы управленческой мысли.
  5. Подходы в теории управления.
  6. Методы психологии управления.

 

Литература:

  1. Волкоганова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.
  2. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового.- М., 1997.
  3. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2004.
  4. Психология управления персоналом / Под ред. А.В. Батаршева, О.А. Лукьянова.- М.: Психотерапия, 2007.
  5. Столяренко Л.Д. Психология управления.- Р/н/Дону: Феникс, 2007.
  6. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента.- М., 1991.
  7. Урбанович А.А. психология управления.- Мн.: Харвест, 2001.
  8. Шарухин А.П. Психология менеджмента.- СПб.: Речь, 2005.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 39 – 50. (конспект)

 

 

Практическое занятие № 2

Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и особенности управленческой деятельности.
  2. Подходы к изучению управленческой деятельности.
  3. Психологические закономерности управленческой деятельности.
  4. Уровни управления персоналом.
  5. Принципы современной парадигмы управления персоналом.

 

Литература:

  1. Вересов Н.Н. Психология управления.- М., 2003.
  2. Кабаченко Т.С. Психология управления.- М., 2000.
  3. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом.- М., 1999.
  4. Кунц Г., О,Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций.- М., 1981.- т.2

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Грин Р. 48 законов власти.- М., 2001. (доклад)
  2. Питер Л.Дж. Принцип Питера.- М., 2002 (выписки)
  3. Паркинсок С.Н. Законы Паркинсона.- М., 2004 (выписки)
  4. Составить схему «Основыне принццыпы современного управления организацией» (литература: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.- М., 1996 и материалы других источников)

 

 

Практическое занятие № 3

Тема: Психологическая сущность организаций

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие организации, принципы ее построения.
  2. Функции и виды организаций.
  3. Структура организации, ее виды.
  4. Этапы развития организации.

 

Литература:

  1. Гибсон Дж., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Организации: поведение, структура, процессы.- М., 2000.
  2. Дизель П.М., Мак-Кинли Р. Поведение человека в организации.- М., 1993.
  3. Кабаченко Т.С. Психология управления.- М., 2000.
  4. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология.- Спб.: Речь, 2000.
  5. Свенцицкий А.Л. психология управления организациями.- Спб., 1999.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Макшанов С.И. Философия и стратегия организации // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 343-347) (конспект)
  2. Снетков В.М. Проблемно-ориентированная стратегия развития организации // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 363-367) (конспект)
  3. Соствить схему «Типология организаций» (Литература: Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала.- Спб.: Речь, 2006.- с. 66-96)

 

Практическое занятие № 4

Тема: Трудовой коллектив как объект управления

Вопросы для обсуждения:

1. Групповые нормы в организации

2. Сплоченность группы

3. Лидерство и руководство

4. Психологический климат в коллективе

5. Организационная культура. Виды и особенности формирования.

 

 

Литература:

1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде.- М., 2004.

2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2001, С. 528 – 624

3. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., - С. 204 – 210

4. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления.- М., 1993.

5. Карпов А.В. психология менеджмента. – М., 1999. – С. 496 – 501

6. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. М., 1993

7. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологическое описание.- Кострома, 2003.

8. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами.- М., 1999.

9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – М., 1997. – С.115 – 164

10. Соснин В.А. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения.- М., 1979.

11. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство.- СПб., 2002.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Авгутова Л.И. Психологический климат в организации // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 411-415) (выписки)
  2. Выписать основные понятие и показатели, типы организационной культуры (литература: Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала.- Спб.: Речь, 2006.- с. 120-133)
  3. Машков В.Н. Особенности психологического обеспечения сплоченности коллектива (команды) вокруг избираемого руководства // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 146-154) (выписки)
  4. Машков В.Н. Проблема поддержания благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с.105-112) (выписки)
  5. Машков В.Н. Психологические проблемы достижения межличностной сплоченности, формирования организационной культуры // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 130-137) (доклад)
  6. Машков В.Н. Психологические средства достижения благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 113-122) (выписки)
  7. Машков В.Н. Сплочение коллектива на основе достижения сработанности // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 138-145) (выписки)
  8. Морозов А.В. Экспертная оценка для исследования групповых отношений // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 261-267) (конспект)
  9. Снетков В.М. Оценка привлекательности структуры организации // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 429-444) (выписки)

 

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие № 14

Практическое занятие № 15

 

Тема: Личность менеджера

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.

2. Личностные особенности эффективного руководителя.

3. Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.

4. Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).

 

Литература:

  1. Деркач А.А. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологичский тренинг и прикладные психотехнологии.- М., 1993.
  2. Митин А.Н. Культура власти и управление.- Екатиренбург, 2001.
  3. Митин А.Н. Культура управления персоналом.- Екатиренбург, 2001.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Ознакомиться с технологией оценки менеджерского персонала(литература: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 218- 246-157)
  2. Водопьянова Н.Е. Оценка оптимизма и активности личности менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 287-293) (конспект)
  3. Ганзен В.А., Малышев К.Б., Огинец Л.В. Профиль мышления // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 293-298) (конспект)
  4. Огинец Л.В. Гибкость мышления // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 299-301) (выписки)
  5. Макшанов С.И. Креативность в менеджменте // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 293-298) (выписки)
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Стратегии и модели преодолевающего поведения // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 311-322)
  7. Снетков В.М. Коммуникативный минимум менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 322-330)
  8. Снетков В.М. Стиль и ролевавя направленность деятельности менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- Спб.: Речь, 2003.- с. 372-380).
  9. Составить типологию менеджеров (по К.Л. Вилсону) (литература: Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала.- Спб.: Речь, 2004.- с. 32-40).
  10. Выписать критерии эффективного руководства по Р. Лайкерт (литература: Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 46)

 

Практическое занятие № 16

Практическое занятие № 17

 

Тема: Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителей

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности профессионального отбора руководителей
  2. Технология аттестации руководящих кадров.
  3. Особенности планирования карьеры руководителей.

Литература:

  1. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.- М., 1991.
  2. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала.- Спб., 2003.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Машков В.Н. Психологическая оценка руководителей // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 88-97) (выписки)
  2. Машков В.Н. Психологическая коррекция и обучение руководителей // Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 98-104) (выписки)
  3. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии.-1998.-№3 (конспект)

 

 


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература

Основная литература:

 

  1. Абрамова С.Г. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать.- М.: Известия, 2003.
  2. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  3. Аминов И.И. Психология делового общения.- М., 2006.
  4. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера.- М.: Народное образование, 1995.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

  1. Анисимов О.А., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии.- М., 1995.
  2. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами.- СПб.: Речь, 2003.

8. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2002.

9. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989.

  1. Бороздина В.Г. Психология делового общения.- М.: Инфра-М, 2002.
  2. Валдовска Э.Л. Общение и социально-психологическая компетентность руководителя.- Рига, 1983.

12. Вересов Н.Н. Психология управления. – М., 2003.

  1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала.- М., 1998.

14. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991.

  1. Гибсон Дж., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Организации: поведение, структура, процессы.- М.: Инфра-М, 2000.
  2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий.- СПб.: Нева, 2003.

17. Гришина Н.В. Психология кофликта. – СПб., 2000.

  1. Данилова М.А., Фролова Е.В. Коучинг: истоки, подходы, перспективы.- СПб.,: Речь, 2003.
  2. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя.- М.: Бизнес-Пресс, 2004.
  3. Десслер Г. Управление персоналом.- М.: Бином, 2004.

21. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. – СПб., 2000.

22. Егоршин А.К. Управление персоналом. – Нижний Новгород, 1999.

  1. Емельянов С.М. Технологии управления конфликтами.- СПб., 2001.
  2. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии (персональный мененджмент).- СПб., 1992.

25. Занковский А.Н. Организационная психология. – М., 2000.

26. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. – М., 1990.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообрахования.- СПб.: Речь, 2004.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию.-СПб.: Речь, 2003.
  3. Иванов М.А. Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

30. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2000.

31. Каверин С.Б. Мотивация труда. – М., 1998.

  1. Карпов А.В. Психология менеджмента.- М.: Гардарики, 2004.
  2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений.- М., 2002.
  3. Ковальчук А.С. Основы имеджеологии и делового общения.- Р/на/Дону, 2003
  4. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях.- М.: Вершина, 2004.

36. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М., 1999.

37. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. – М., 1993.

38. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.

  1. Кунц Г., О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций.- М., 1981.
  2. Лавриненко Ф.Н. Психология и этика делового общения.- М.: Юнити, 2003.
  3. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения.-СПб.: Речь, 2002.
  4. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологическое описание.- Кострома, 2003.
  5. Максимов Е.В. Коучинг от А до Я. Возможно все.- СПб.: Речь, 2004.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность.- М., 2003.
  7. Машков В.А. Психология управления.- М., 2002.
  8. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- СПб.: Речь, 2005.
  9. Международная стандартная классификация занятий.- М.: Финстатинформ, 1998.

48. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1993.

  1. Мильнер Б.З. Теория организации.- М., 1998.

50. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

  1. Моргенстерн Д. Тайм менеджмент: Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью.- М., 2003.
  2. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение.- Спб.: Питер, 2000.
  3. Огнев С.А. Организационное консультирование в стиле коучинг.- СПб.: Речь, 2003.

54. Организационная психология. Хрестоматия. – СПб., 2000.

  1. Организационная психология: Хрестоматия / Отв. ред. Л.В. Винокуров, И.И. Скрипюк.- СПб., 2001.
  2. Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе.- СПб.: Речь, 2004.

57. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические основы руководства. – Мурманск, 2001.

  1. Платонов Ю.П. Психологические портреты персонала: типология и диагностика.- СПб.: Речь, 2003.

59. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. – СПб., 2000.

  1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- СПб.: Речь, 2003.
  2. Практическая психология для экономистов и менеджеров / под ред. М.К. Тутушкиной.- СПб., 2002.
  3. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / сост. М.А. Литвинцева.- М., 1997.
  4. Психология делового общения / Сост. Ю.А.Фомин.- Минск, 1999.
  5. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002.
  6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации.- М., 1998.

66. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения. – М.; Ставрополь, 2001.

  1. Ревская Н.Е. Психология менеджмента.- СПб., 2001.
  2. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией.- М., 2004.

69. Розанова В.А. Психология управления. – М., 2000.

70. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. – М.% Новосибирск, 1998.

  1. Савкин А.Н., Данилова М.А. Коучинг по-русски: смелость желать.- СПб.: Речь, 2003.

72. Самыгин С.И., Столяренко А.Д. Психология управления. – М., 1997.

  1. Сартан Г.М. Новые технологии управления персоналом.- СПб.: Речь, 2003.
  2. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг.- СПб.: Речь, 2002.
  3. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов.- Киев, 1991.
  4. Смирнов Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений.- М.: Изд-во УРАО, 2001.
  5. Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол.- М.: Ось-89, 1999.
  6. Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол.- М., 2003.
  7. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.- Р/на /Дону,2001.

80. Сухобская Г.Е. Психология в управлении. – СПб., 1999.

  1. Сэнг Х. Ким 1001 способ мотивации.- М., 2004.
  2. Танаев В., Карнаух И. Практическая психология управления.- М.: АСТ-Пресс, 2003.
  3. Трайнев В.А. Психологические аспекты менеджмента.- М.: Сфера, 2003.
  4. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям.- М., 2003.

85. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М., 1980.

86. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М., 1992.

  1. Харрис Д. Коучинг: личностный рост и успех.- СПб.: Речь, 2003.
  2. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов.- СПб.: Речь, 2004.
  3. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления.- М.: Феникс, 2004.
  4. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении.- СПб., 1997.

91. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала.- Спб.: Речь, 2004

92. Шакуров Д.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М., 1990.

  1. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации.- Самара, 2005.
  2. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.-СПб.: Питер, 2003.
  3. Шеламов Г.Н. Деловая культура и психология общения.- М.: Академия, 2004.

96. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – М., 1996.

  1. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам.- М., 1998.
  2. Якокка Л. Карьера менеджера.- М., 1990.

 

Дополнительная литература:

  1. Базарова Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки персонала государственных и коммерческих структур.-М., 1995
  2. Бакирева Г.Х. Управление человеческими ресурсами.-Спб., 2003
  3. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом.- СПб.: Речь, 2004.
  4. Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала.- СПб.: Речь, 2003.
  5. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления.-М., 1990
  6. Бреддик У. Менеджмент в организации.-М., 1997
  7. Бурякова Е.С. Тренинг «Эффективный рекрутер».- СПб.: Речь, 2004.
  8. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.-М., 2000
  9. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
  10. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика.- Р/на/Дону, 2001.

11. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. – М., 2003.

  1. Гисберт Б. Руководство по ведению переговоров.-М., 1996
  2. Дружинин А., Замулин А. Тренинг продаж.- СПб.: Речь, 2002.
  3. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом.-М., 1993
  4. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений.-М., 1998
  5. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий.- М., 1987.

17. Корицкий Э., Нинциева Г., Шетов В. Научный менеджмент. Российская история. – СПб., 1999.

  1. Кричевский Р.Л. Если вы-руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе.-М., 1993

19. Лидерство в бизнесе. Психологические проблемы. – Дубна, 1999.

  1. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения.-Спб., 2002

21. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. – СПб., 1999.

  1. Менеждмент организации / под ред. З.П. Румянцевой.-М., 1995
  2. Морозова Г. Психологическое сопровождение организации и персонала.-Спб., 2006
  3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М., 2002.
  4. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет.- СПб.: Речь, 2002.
  5. Платонов Ю.П. Психологические типологии. Пособие для менеджеров и праткических психологов.-Спб., 2006
  6. Поляков В.А. Технология карьеры.-М., 1995

28. Практикум по гендерной психологии/ Под. ред. И.С. Клециной – Москва-Спб., 2003.

  1. Психология менеджмента / под ред. Г.С. Никифорова.-Спб., 2004Уткин Э.А. Управление фирмой.-М., 1996

30. Пугачев В.А. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М., 2002.

  1. Розанова В.А. Психология управления.-М., 19097
  2. Снетков В.М. Психология коммуникации в организации.-Спб., 2000
  3. Советы психолога менеджеру/ под ред. Тутушкиной.-Спб., 1998
  4. Степанов Д.В. Эффективное управление: команда, иерархия, единовластие.-Спб., 2006
  5. Степанов С.С. Язык внешности.- М.: Эксмо-пресс, 2001.

36. Тевене М. Культура предприятия. – СПб., 2003.

  1. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам.-М., 1996
  2. Фопель К. Создание команды.-М., 2002
  3. Хаммер М., Чампи Дж. Реинженеринг корпорации.-Спб., 1997
  4. Шарухин А.П. Психология менеджмента.-СПб., 2006

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Предмет психологии управления. Школы управленческой мысли.

2. Подходы в теории управления (процессуальный, системный, ситуационный).

3. Современные принципы управления персоналом.

4. Понятие и особенности управленческой деятельности.

5. Подходы к исследованию управленческой деятельности (микроанализ, эмпирический анализ, ролевой анализ, функциональный анализ).

6. Понятие организация. Ее структура.

7. Делегирование полномочий. Значение, предмет, особенности.

8. Принципы делегирования. Виды работ, подлежащие и неподлежащие делегированию в управленческой деятельности.

9. Правила и показатели эффективного делегирования полномочий.

10. Этапы делегирования полномочий.

11. Ошибки, допускаемые руководителем в процессе делегирования полномочий.

12. Специфика мотивации трудовой деятельности подчиненных. Мотивационный аудит.

13. Особенности мотивации трудовой деятельности руководителей

14. Методы управления мотивационно-потребностной сферой работников. Алгоритм разработки программ материального и нематериального стимулирования персонала в организации.

15. Психологическое содержание понятия «инновация». Виды инноваций.

16. Этапы внедрения инноваций.

17. Социально-психологические факторы, определяющие успешное внедрение нововведений.

18. Виды психологических барьеров, возникающих на пути внедрения инноваций. Способы их преодоления.

19. Психологические основы аттестации персонала.

20. Ассесмент как способ подбора и аттестации кадров. Технология реализации ассессмента.

21. Особенности адаптации сотрудников на предприятии. Модель адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.

22. Обучение персонала (определение потребности организации в обучении персонала, цели, задачи, виды и формы обучения, оценка эффективности обучения).

23. Психологические основы управления карьерным ростом сотрудников (карьера, типы карьеры).

24. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры.

25. Факторы, определяющие карьерный рост.

26. Функция принятия решения в деятельности руководителя. Структура и этапы.

27. Групповые решения, их преимущества и недостатки. Этапы группового принятия решений.

28. Коммуникативная функция руководителя. Ошибки коммуникации.

29. Перцептивная сторона общения как фактор успешного (неуспешного) взаимодействия.

30. Переговорный процесс, этапы и техники.

31. Управление конфликтами на предприятии (причины, функции конфликтов, виды организационных конфликтов).

32. Динамика развития конфликтов, способы разрешения, методы профилактики возникновения.

33. Роль руководителя в управлении конфликтами: посредничество и арбитраж.

34. Командная форма организации работ, ее преимущества и риски. Виды команд. Алгоритм их создания. Факторы, способствующие эффективной работе в команде.

35. Внутрикомандные роли (конструктивные и деструктивные). Этапы развития команды.

36. Функция целеполагания в управленческой деятельности.

37. Функция контроля и оценки в управленческой деятельности. Значение, принципы реализации.

38. Представительская функция руководителя. Имидж и средства его формирования.

39. Непсихологические и психологические критерии эффективности руководства.

40. Личностные особенности эффективного руководителя.

41. Стили руководства подчиненными (авторитарный, либеральный, демократический, партисипативный).

42. Факторы, определяющие выбор стиля руководства.

43. Управление формированием психологического климата в организации.

44. Организационная культура: понятие, структура, методы поддержания.

45. Особенности профессионального отбора руководителей

46. Технология аттестации руководящих кадров.

47. Особенности планирования карьеры руководителей.

48. Понятие деформации. Факторы, обуславливающие возникновение деформаций в профессиональной деятельности менеджера.

49. Профессиональные кризисы как источник деформаций руководителя.

50. Уровни деформации личности в профессиональной деятельности.

51. Профессиональные заболевания, их специфика.

52. Способы профилактики и преодоления деформаций.

53. Понятие руководства. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства.

54. Личностные особенности эффективного руководителя.

55. Стиль руководства. Классические и современные представления об эффективном стиле руководства.

56. Виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет).

 

Практическое занятие № 1

Тема: Психология управления как самостоятельная отрасль психологии

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет и объект психологии управления.
  2. Этапы становления психологии управления как самостоятельной науки.
  3. Психология управления в системе психологических наук.
  4. Школы управленческой мысли.
  5. Подходы в теории управления.
  6. Методы психологии управления.

 

Литература:

  1. Волкоганова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.
  2. История менеджмента / Под ред. Д.В. Валового.- М., 1997.
  3. Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: Питер, 2004.
  4. Психология управления персоналом / Под ред. А.В. Батаршева, О.А. Лукьянова.- М.: Психотерапия, 2007.
  5. Столяренко Л.Д. Психология управления.- Р/н/Дону: Феникс, 2007.
  6. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента.- М., 1991.
  7. Урбанович А.А. психология управления.- Мн.: Харвест, 2001.
  8. Шарухин А.П. Психология менеджмента.- СПб.: Речь, 2005.

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента.- Спб.: Речь, 2005.- с. 39 – 50. (конспект)

 

 

Практическое занятие № 2

Тема: Специфика управленческой деятельности как одного из видов активности человека

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие и особенности управленческой деятельности.
  2. Подходы к изучению управленческой деятельности.
  3. Психологические закономерности управленческой деятельности.
  4. Уровни управления персоналом.
  5. Принципы современной парадигмы управления персоналом.

 

Литература:

  1. Вересов Н.Н. Психология управления.- М., 2003.
  2. Кабаченко Т.С. Психология управления.- М., 2000.
  3. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом.- М., 1999.
  4. Кунц Г., О,Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций.- М., 1981.- т.2

 

Задания для самостоятельной работы:

  1. Грин Р. 48 законов власти.- М., 2001. (доклад)
  2. Питер Л.Дж. Принцип Питера.- М., 2002 (выписки)
  3. Паркинсок С.Н. Законы Паркинсона.- М., 2004 (выписки)
  4. Составить схему «Основыне принццыпы современного управления организацией» (литература: Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.- М., 1996 и материалы других источников)

 

 

Практическое занятие № 3


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.