Технологические основы социально-культурной — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Технологические основы социально-культурной

2018-01-04 311
Технологические основы социально-культурной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

федерального компонента цикла СД.Ф.01.02. ГОС ВПО

второго поколения по специальности 071401

«Социально-культурная деятельность»

квалификации «Менеджер социально-культурной деятельности»

 

РАЗДЕЛЫ:

 

 

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО--КУЛЬТУРНОГО

ТВОРЧЕСТВА

 

МЕНЕДЖМЕНТ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

(ПРОГРАММА КУРСА)

 

 

Санкт – Петербург

 


ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО – КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

МЕНЕДЖМЕНТ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

(программа разделов курса)

 

Пояснительная записка.

 

Предмет «Технологические основы социально – культурного творчества» входит в блок специальных дисциплин федерального компонента цикла СД.Ф.01.02. ГОС ВПО второго поколения по специальности 07.14.01 «Социально-культурная деятельность» квалификации «Менеджер социально-культурной деятельности». Данная программа составлена с учетом возможности ее освоения в рамках действующего учебного плана. Предмет является частью блока дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности», включающего разделы: «Технологии социально – культурного творчества» и «Менеджмент досуговых объединений».

Необходимость преемственности в учебном плане, в изучении данного предмета обусловлена радикальными изменениями в общественной и государственной жизни России, которые имеют неоднозначные последствия. Складывается новая система ценностей, интегрирующая традиционные ориентации российской культуры и отражающая специфику процессов, происходящих в информационном обществе. Это находит выражение в многообразии и противоречивости культурных процессов когда, с одной стороны, исчезает чувство культурной изоляции, возвращаются многие ценности, несправедливо преданные забвению. С другой, во многом заново, осваивается духовный потенциал минувших эпох, который входит составной частью в культуру современной России, в процесс формирования гражданского общества.

Данная ситуация требует принципиально иного уровня подготовки специалистов культурно – досуговой сферы. Сегодня менеджер социально-культурной деятельности - это специалист с высокой теоретической подготовкой в области правового, экономического и организационного регулирования деятельности общественных объединений, педагогики и психологии малых групп.

Подготовка такого специалиста требует переосмысления накопленного педагогического опыта в сфере социально-культурных технологий с учетом современных реалий, корректировки методологических основ профессии.

Сегодня очевидно, что субъектом социально - культурной деятельности стал сам человек. Профессиональные менеджеры социально-культурных технологий - субъекты трудовой деятельности по созданию максимально благоприятных условий - психолого-педагогических, организационных, экономических, правовых и т.д., необходимых для развития социально-культурного творчества различных социальных групп. Изменение методологических основ организации досуга ориентирует специалистов на развитие и поддержку культурных инициатив, на создание условий для самостоятельной культурной деятельности, самоорганизации в сфере свободного времени, к созданию условий решения проблем самореализации и индивидуализации человека на основе этики творческого развития личности, ее свободного самоосуществления. Эта позиция наиболее полно отражает сущность социально - культурной деятельности, что требует пересмотра многих положений, в том числе целевых ориентиров и содержания деятельности субъектов – менеджеров СКД. Сфера педагогически организованного досуга призвана стать местом подлинной самодеятельности, условием реализации конституционных прав и свобод, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности.

Такое понимание сущности социально-культурной деятельности предъявляет достаточно высокие требования к качеству подготовки специалиста. Менеджер досуга - это по существу, педагог, профессиональной обязанностью которого является создание условий для наиболее полного развития и самоосуществления личности, ее самореализации в культурно-досуговых формах деятельности. Эта сверхзадача определяет содержание деятельности специалиста на всех уровнях - региональном (в различном масштабе), институциональном (то есть на уровне работы конкретного учреждения, общественного объединения), межличностном (создание благоприятного социально-психологического климата в самодеятельном объединении) и т.д.

Материал первого раздела «Технологии социально – культурного творчества» изучается в основном на лекциях, семинарах, практических и индивидуальных занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов. Цель изучения - освоение будущим специалистом теоретико - методологических основ самодеятельного творчества, компетентность в понимании состояния и тенденций развития различных видов и жанров социально - культурного творчества. Студент должен овладеть основами социокультурного анализа различных типов самодеятельных инициатив, изучить нормативные и правовые документы, регулирующие деятельность самодеятельных образований. В результате специалист должен уметь работать с этими документами, а также оказывать гражданам помощь в составлении уставов, положений и других документов, корректировать программы самодеятельных групп в соответствии с существующим законодательством, поддерживать социально значимые инициативы населения.

Изучение предмета предполагается на протяжении семестра в объеме 60 часов аудиторных занятий (лекционные, практические групповые и мелко групповые, семинарские занятия, выполнение контрольных заданий) индивидуальные занятия, контроль самостоятельной работы студентов. Изучение предмета заканчивается зачетом. Оценивается прежде всего:

а) объем теоретических знаний, полученных на лекционных, практических, индивидуальных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов;

б) умение пользоваться полученными знаниями в решении практических задач.

Раздел «Менеджмент досуговых объединений» является логическим продолжением предмета «Технологии организации социально – культурного творчества», изучаемом в 5 семестре. Раздел является частью блока дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности».

Современная социально-культурная ситуация требует принципиально иного уровня подготовки специалистов культурно – досуговой сферы. Сегодня менеджер социально-культурной деятельности - это специалист с высокой теоретической подготовкой в области управления, педагогики и психологии малых групп, правового, экономического и организационного регулирования деятельности общественных объединений, владеющий методикой руководства самодеятельными общностями.

Подготовка такого специалиста требует корректировки методологических основ профессии и, прежде всего, предполагает отказ от субъект - объектной модели культурно – досуговой деятельности, переход к принципиально иной концепции организации досуга – субъект - субъектной, опирающейся на современный менеджмент и социально – культурные технологии.

Работники культурно-досуговых учреждений в современной ситуации - это субъекты трудовой деятельности по созданию максимально благоприятных условий - организационных, психолого-педагогических, экономических, правовых и т.д., необходимых для развития социально-культурного творчества, обеспечения самореализации представителей различных социальных групп.

Определяющей тенденцией изменения содержания досуговой деятельности должна явиться гуманизация всех сторон общественной жизни, реальный поворот к созданию условий решения его проблем каждого человека на основе этики творческого развития личности, ее свободного самоосуществления. Эта позиция наиболее полно отражает сущность и специфику менеджмента досуговых объединений, ориентирует специалистов на развитие и поддержку инициатив населения, на создание условий для самостоятельной культурной деятельности, самоорганизации в сфере свободного времени.

Другим важнейшим компонентом, определяющим специфику менеджмента досуговых объединений является его «нонпрофитный», некоммерческий характер. Ориентация на решение проблем сохранения и изменения традиционных ценностей и норм культуры, признание, социальную оценку, самоутверждение и самореализацию личности определяет качественно иные, отличные от традиционного менеджмента функциональные диспозиции менеджера досуговых объединений.

Изучение предмета предполагается на протяжении семестра в объеме 52 часов аудиторных занятий (лекционные, практические групповые и мелко-групповые, семинарские занятия, выполнение контрольных заданий, промежуточное тестирование) индивидуальные занятия, контроль самостоятельной работы студентов, итоговый экзамен.

Цель предмета - подготовка будущего специалиста к выполнению функций психолого-педагогического и организационного обеспечения самореализации личности в самодеятельном объединении, то есть создания соответствующих условий на основе компетентного решения организационных, социально-психологических и педагогических проблем. Независимо от того, руководит ли он культурно-досуговым учреждением, художественно-творческим коллективом, самодеятельным объединением или выступает в роли режиссера театрализованных представлений и праздников, руководителя туристической группы специалист должен уметь входить в контакт с людьми, побуждать их к общению, уметь видеть проблемы другого человека, помогать определить основные формы самореализации личности в сфере досуга. Организационное обеспечение условий самореализации личности предполагает умение перевести группу из неупорядоченного состояния в целесообразную общность путем использования различных форм организации совместной деятельности, Для этого он должен владеть методикой организации дискуссии, диспута, клубного вечера, основами режиссуры и сценарного мастерства.

Освоение учебной программы предполагает изучение студентом технологических основ маркетинга и PR самодеятельного объединения, овладение наиболее интересными формами организации деятельности, такими как: - «Аукцион идей клуба социальных инициатив», «Защита проекта»; методиками проведения деловых игр «Трасса», «Экипаж», позиционной игрой-диспутом. Стержнем всех этих форм является групповая дискуссия, которая в той или иной модификации входит во все другие методы.

Изучаемые формы являются адаптацией к специфике досуговых объединений известных деловых игр “Слалом” (автор И.Г.Абрамова), Запрос” (А.П.Хачатурян), “Доклад и дискуссия” (Н.В. Борисова, А.А.Соловьева), “Мастак” (Р.Ф.Жуков), “Полет на Луну” (Л.А.Шершова).

Необходимо заметить, что освоение технологических основ форм организации деятельности объединений должно происходить сначала в учебной группе, которая временно становится как бы моделью самодеятельного коллектива. В связи с этим каждая методика имеет двойную целевую установку:

а) усвоение методики организации жизнедеятельности объединения;

б) закрепление учебного материала и необходимая корректировка профессиональных установок будущих специалистов.

Лишь после освоения методики на моделях учебной группы можно адаптировать ее к специфике того или иного объединения и поручать студентам готовить проект по одному из разработанных вариантов.

Практические занятия должны строиться на максимальном использовании активных методов обучения: социально-психологического тренинга, анализа ситуаций, групповых дискуссий, ролевых игр, собственно участии студентов в организации работы самодеятельных объединений.

Изучение курса заканчивается экзаменом, который проводится по билетам в устной форме. Оценивается прежде всего:

а) объем теоретических знаний, полученных на лекционных, практических, индивидуальных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов;

б) умение пользоваться полученными знаниями в решении практических задач.


СОДЕРЖАНИЕ 1 РАЗДЕЛА КУРСА

 

Тема 1. Природа и сущность самодеятельного творчества. Предмет и задачи раздела курса.

Самодеятельное творчество как социокультурное явление. Философское понимание сущности самодеятельности. Специфика проявления феномена в различных культурах. Становление содержания понятия, категориального аппарата. Проблемное поле предмета в рамках прикладной культурологии, связь с другими науками. Подходы к трактовке понятийного аппарата. Социально - культурное творчество - как особая форма функционирования культуры, проявляющаяся как самодеятельная активность индивидов и социальных общностей. Индивидуально – личностная, групповая и массовая формы проявления. Виды самодеятельных объединений по форме организации деятельности. Признаки самодеятельности. Основные сферы проявления самодеятельности (общественная деятельность, сфера интимно-личностных отношений, досуг, социальные инициативы и др.). Функции самодеятельности как явления культуры. Развивающий и компенсаторный характер потребностей человека, реализуемых в самодеятельном объединении. Самодеятельное творчество как фактор развития личности. Общая направленность и иерархия интересов участников (психология, мораль, кино, литература, путешествия, география, биология, политика, мода, спорт, танцы, техника, экономика и т.д.).

П.Ф. Каптерев о самодеятельности как основном свойстве человеческого организма, об определяющей роли саморазвития в процессе воспитания и образования.

 

Тема 2. Научная систематизация и классификация в сфере социально-культурного творчества.

Подходы к научной классификации социально-культурного творчества. Критерии дифференциации: по характеру отношения к традиционным ценностям культуры; по характеру мотивации; по типу социального конфликта; по объекту интереса; специфика юридической квалификации. Сферы социально-культурного творчества. Особенности классификации в сфере социального творчества. Дифференциация в сфере художественного и прикладного творчества. Особенности классификации естественно-научного и технического творчества. «Пограничные и нетипичные» формы самодеятельных объединений. Самодеятельная активность и культурные инициативы. Стадии и пределы развития. Формы экспансии. Понятие традиционной культуры. Ремесла и промыслы, одежда, быт, календарь, верования, искусство (музыка, танцы, народные инструменты) игры, кухня, праздники и обряды. Искусство (то, что попадает в понятие "классика"). Система образования. Общественные объединения. Традиционные и альтернативный типы развития инициатив. Асоциальная модель развития общностей. Деструктивные и криминальные инициативы в пространстве культуры. Контркультура как системное понятие.

 

Тема 3. История досуговых форм социальной организации человека.

Объединения эпохи родо-племенной организации. Мужские и женские дома. Свободные объединения граждан в античный период. Сисситии, фидитеи, гетерии. «Фонтомные клубы», художественные мастерские Греции. Римские термы как основное место общения аристократии. Свободные союзы граждан или коллегии, раннехристианские общины.

Религиозная и светская, городская и крестьянская ориентации в культуре средних веков. Религиозные и рыцарские ордена. Гильдии, братства, клятвенные сообщества, певческие корпорации мейстерзингеров. Французские салоны эпохи ренессанса (маркизы де Рамбулье, маркизы де Совиньи и др.).

Английские клубы. Аристократические английские клубы. Рабочие и политические клубы. Объединение женских клубов “Лига подснежника”.

Политизация философии в революционных французских клубах. «Якобинский клуб» и его роль в истории французской революции. Подъем политических клубов во Франции в период Парижской Коммуны. Формы общественной и художественной жизни Франции последней трети Х1Х века.

Формы культурной жизни допетровской России. Влияние Византии. Религиозные традиции, досуг дворян, военные сообщества и дружины. Религиозные сообщества и «еретизм». Журфиксы в культурной жизни XV11 в.

Ассамблеи Петра 1. Княгиня Черкасская и ее роль в формировании "изящных манер" русской аристократии. Балы, маскарады, праздники, гуляния, катания на санях, потехи как формы общественного представительства. Большие и малые эрмитажные собрания Екатерины 11.

Францис Гарднер и его роль в создании первого клуба. Антиклубная политика Павла 1. Формы общественного представительства в первой половине Х1Х века. Ученые кружки (Станкевича, Герцена, Белинского, Плетнева). Офицерское собрание, яхт- клуб, салоны и гостиные. Революционные кружки. Художественно – творческие и просветительские объединения.

Революция и кардинальные изменения общественной жизни. Общественные объединения в советский период. Историко-культурные факторы развития самодеятельных инициатив в сфере свободного времени. Демократизация общественной жизни и развитие самодеятельной активности. Усиление потребности в самореализации как фактор развития самодеятельности.

 

Тема 4. Психологическая сущность творчества любителей.

Понятие о творчестве. Взгляды относительно психологической сущности творчества и его закономерностей.

Компенсаторно - гармоническая природа мотивации самодеятельного творчества. Признаки творческой деятельности. Творческий процесс и творческий результат. Уровни творчества в самодеятельном объединении. Личная и общественная ценность процесса и результата самодеятельной активности. Общественная ценность СКТ.

Требования к творческой личности. Уровень постановки целей и сверхзадач. Драматизм бытия талантов. Сопротивление обстоятельств и технология их преодоления. Специальное самообразование и выработка умения работать как компенсация нехватки знаний. Преодоление сопротивления среды в условиях наличия качественного результата творческой деятельности. Ловушки и «жуликизация». Число творческих личностей как показатель духовных богатств общества.

Условия творчества: творческая обстановка; поощрение индивидуального стиля деятельности; сверхнормативная активность личности.

 

Тема 5. Правовое обеспечение социокультурного творчества.

Права и свободы в области самодеятельного творчества. Уровни правового регулирования. Законодательство в области социокультурного творчества. Учредители, члены и участники общественных объединений. Порядок учреждения общественного объединения. Формы общественных объединений. Устав и регистрация общественного объединения. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений. Экономическая деятельность общественных объединений. Государство и общественные объединения.

Благотворительные и религиозные организации. Законодательство в сфере регулирования деятельности детских и молодежных общественных объединений. Законодательство о культуре в сфере деятельности общественных объединений.

 

Тема 6. Сущность, специфика, технологии организации социального творчества.

6.1. Понятие о социальном творчестве. Социальная инициатива, социальное действие, социальная активность масс, групп, личности. Институциональные и неинституциональные формы социального творчества. Аксиология социальных инициатив. Цели и задачи социального творчества в области культуры, политики, экономики, экологии, нравственности, права и др. Социальное творчество как форма реализации конституционных прав и свобод личности.

6.2.Социологический анализ общественных движений. Научные подходы в понимании и оценке природы общественных движений. Истоки социальной активности. Условия возникновения движений. Основные стадии развития, типология и функции общественных движений. Ресурсы, коллективные действия и результативность общественных движений.

6.3.Социальное творчество и политическая культура: механизмы взаимовлияния. Политические клубы и ассоциации. Социальное творчество и идеалы социального развития. «Модели будущего», формы и методы их реализации. Объединения историко - культурной направленности: проблемное поле, состояние и тенденции развития. Особенности проявления религиозно-мистических инициатив. Социально - культурное творчество в сфере экологической культуры: проблемное поле, состояние и тенденции развития. Социально - культурное творчество в сфере духовно-нравственной культуры: проблемное поле, состояние и тенденции развития. Физкультурно – спортивные клубы и объединения.

6.4. Особенности организации общественных объединений детей и подростков. Молодежные социокультурные инициативы. Исторические условия становления и развития молодежных инициатив в 60-90-е годы. Характеристика современных молодежных субкультур. Социокультурная интеграция и идентификация молодежи в кризисные периоды общественного развития. Мифы, лозунги, ценностные ориентации протестных молодежных объединений. Деструктивные и криминальные молодежные формирования.

6.5. Общественные объединения лиц «третьего возраста». Специфика и особенности функционирования в России и за рубежом. Организация объединений социального творчества пожилых людей.

6.6. Разновидности самодеятельных объединений по типу актуализации проблемных ситуаций (объединения солдатских матерей, феминистические, анонимных алкоголиков, клубы психологической культуры и т.п.). Содержание и формы организации деятельности.

 

Тема 7. Художественная самодеятельность как социально-культурное явление.

7.1. Художественная культура общества: содержание понятия, сущность структура. Самодеятельное художественное творчество в художественной жизни общества. Историко-культурные предпосылки становления государственной системы поддержки самодеятельного художественного творчества в советский период.

Взаимосвязь художественной самодеятельности и искусства. Особенности ценностно-ориентационной функции художественной самодеятельности; коммуникативная функция самодеятельного художественного творчества, познавательная и преобразовательная природа художественной самодеятельности. Полифункциональность как специфическая черта самодеятельного художественного творчества.

Классификация художественной самодеятельности по критерию принадлежности к сферам производства и потребления художественной культуры. Жанрово-видовая структура самодеятельного творчества. Исполнительская и авторская самодеятельность: виды и жанры. Художественно-исследовательская и художественно-критическая самодеятельность. Особенности педагогического и творческого процесса.

7.2. Особенности организации художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор и прикладные виды народного творчества.

Признаки фольклора: коллективность, устность, синкретизм, традиционность и вариативность творчества. Место фольклора в музыкальной культуре общества. Типы самодеятельных коллективов, ориентированных на фольклор. Трудности обращения к народному творчеству. Условия развития художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор.

7.3. Состояние и тенденции развития художественной самодеятельности. Позитивные тенденции развития самодеятельности (расширение жанрово-видового состава самодеятельности, тенденции к камерности, увеличение количества художественных коллективов, ориентированных на фольклор); негативные тенденции развития художественной самодеятельности (сокращение традиционных видов и жанров исполнительской самодеятельности и его причины: нестабильность состава самодеятельных коллективов, неравномерность художественно-творческих результатов).

Особенности взаимодействия художественной самодеятельности, профессионального искусства и народного творчества. Художественная самодеятельность как средство пропаганды искусства, приобщения к художественным ценностям; художественная самодеятельность как поле художественного эксперимента; художественная самодеятельность как способ сохранения народного творчества. Взаимосвязь художественной самодеятельности с профессиональным искусством и традиционным народным творчеством как условие оптимального развития художественной культуры территории.

Особенности организации художественно-критической и художественно-исследовательской самодеятельности. Особенности художественного восприятия как сотворчества. Уровни художественного потребления. Самодеятельная художественная критика как средство творческой самореализации личности. Содержание и виды деятельности искусствоведческих объединений.

7.4. Критерии оценки эффективности художественной самодеятельности. Количественные и качественные показатели развития художественной самодеятельности. Оценка эффективности работы исполнительской самодеятельности. Особенности критериев оценки авторской самодеятельности. Организация работы жюри в период смотров, конкурсов; показатели, критерии, процедура оценки. Система оценки как фактор стимулирования развития художественной самодеятельности.

 

Тема 8. Естественнонаучное, научно-техническое творчество и творчество в сфере современных информационных технологий.

Социально-культурный аспект естественно-научного и технического творчества. Техническая культура личности в информационной цивилизации. Исторические условия становления отечественной системы государственной поддержки самодеятельного технического творчества. Общественные организации и роль в формировании интеллектуальных ресурсов естественно-нучной и технической сфер. «Технократы» и «гуманитарии». Патентно-лицензионнная система, защита авторских прав.

Структура и особенности технического творчества. Уровни технических систем. Алгоритм решения научных и технических задач. Техническое противоречие, изобретательская задача, научное и конструкторское решение. Индивидуальное и коллективное научное творчество. Методы решения изобретательских задач. Способы развития и активизации творческого мышления.

Классификация естественнонаучного, научно-технического творчества, творчества в области современных технологий. Функции и задачи научно-технических объединений. Условия эффективности работы самодеятельных объединений естественнонаучной, научно-технической направленности.

Опыт организации естественно-научного и технического творчества различных возрастных групп. Детские и молодежные центры компьютерного технического творчества. Перспективы, плюсы и издержки освоения современных компьютерных технологий.

 

Тема 9. Организационно-педагогические условия развития самодеятельного творчества (итоговая конференция)

 

ТЕМАТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.

1. Устав общественного объединения.

2. Положение о смотре-конкурсе коллективов художественной самодеятельности.

 

ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

 

1. Разработка проекта устава общественного объединения.

2. Разработка положения о фестивале, смотре, конкурсе коллективов художественной самодеятельности и любительских объединений.

3. Наблюдение по предложенной методике репетиции коллектива художественной самодеятельности с последующим анализом, формирование навыков перевода полученной информации в методические рекомендации по совершенствованию работы самодеятельного коллектива.

4. Анализ выступлений авторской самодеятельности по специально разработанному дневнику наблюдений, формулировка выводов и методических рекомендаций.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Семинар 1. Научная систематизация и классификация в сфере социально-культурного творчества.

1. Подходы к научной классификации социально-культурного творчества. Критерии дифференциации.

2. Сферы социально-культурного творчества.

3. Дифференциация в сфере самодеятельного художественного и прикладного творчества.

4. Культурные инициативы: варианты развития.

5. Понятие традиционной культуры и «традиционных» общественных инициатив.

6. Альтернативный тип развития культурных инициатив.

7. Деструктивные и криминальные инициативы в пространстве культуры.

8. Функции самодеятельных объединений в современной культуре.

Примечание:

Литература по вопросам семинарских занятий рекомендуется по основному и дополнительному спискам.

 

Семинар 2. Нормативно-правовое обеспечение социокультурного творчества.

1.Организационно-правовые формы общественных объединений.

2.Особенности, принципы создания и статус общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения и органа общественной самодеятельности.

3.Особенности и формы взаимодействия государства и общественных объединений.

4.Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений.

5.Устав общественного объединения (функции, структура).

6.Права и обязанности учредителей, членов, участников, общественного объединения в целом.

7.Субъекты права собственности. Источники формирования средств.

8. Экономическая деятельность общественных объединений.

 

Семинар 3. Особенности организации художественной самодеятельности в культурно-досуговых учреждениях

1. Роль и социальные функции художественной самодеятельности в художественной жизни современного общества.

2. Система классификации художественной самодеятельности.

2. Особенности художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор.

3. Авторская и исполнительская самодеятельность. Особенности творческого процесса.

5. Состояние и тенденции развития художественной самодеятельности.

6. Особенности взаимодействия художественной самодеятельности, профессионального искусства и народного творчества.

7. Критерии оценки эффективности художественной самодеятельности: художественно-творческие и социально-педагогические показатели.

 

Семинар 4. Организации технического творчества в культурно-досуговых учреждениях.

1. Содержание понятия “техническая культура”. Этапы развития технического творчества.

2. Особенности организации детского и взрослого технического творчества.

3. Общие принципы технологии решения изобретательских задач. Технические системы, техническое противоречие, изобретательская задача.

4. Методы решения творческих задач: метод проб и ошибок, метод фокальных объектов, морфологический анализ, мозговой штурм, синектика.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Практическое занятие 1: Устав общественного объединения.

Занятие проводится в форме защиты проекта устава самодеятельного объединения.

Порядок проведения занятия:

1.Группа делится на команды (4-5 человек).

2.Каждая команда разрабатывает проект устава самодеятельного объединения (если задание выполнено дома - занятие сразу же следует начинать с докладов команд).

3.Команды поочередно представляют проекты устава экспертной комиссии.

4.Остальные команды имеют право на вопросы и реплики оценочного характера.

5.В группу экспертов входят: “юрист”, “управленец”, “экономист”. Каждый из них аргументировано оценивает предложенные уставы по определенным критериям, которые они разрабатывают самостоятельно.

 

Практическое занятие 2: Анализ социально – психологических факторов развития объединения (движения).

На основании просмотра видеоматериалов каждый студент осуществляет (письменно) анализ этапов развития объединения (движения) по следующей схеме:

1) Осознание участниками зон социальной напряженности и способов ее разрешения;

2) Определение оппонентов движения, которые становятся фактором и социально-психологическим механизмом формирования движения как коллективного субъекта;

3) Оформление идеологии и мобилизация социальной базы поддержки;

4) Создание поведенческого кода, своего языка и символики;

5) Презентация системы ценностей движения посредством коллективных действий;

6) Формализация и рационализация коллективных действий;

7) Ресурсы развития самодеятельного молодежного движения:

- реальные и потенциальные участники, социальная база;

- солидарность, т.е. чувство общности, единства, принадлежности, идентификации людей с ценностями, задачами, лидером, социальной группой;

- лидерство как фактор мобилизации, коллективной идентичности и социализации движения;

- аксиология общественного движения, в рамках которой осуществляется интерпретация тех общественных проблем, которые породили движение, происходит идентификация “виновных” (социальных сил, институтов) в существовании проблем, обоснование ценностей и целей существования движения, его стратегии и тактики;

- деятельность объединения (движения), осуществляемая путем манифестации ценностей, целей, задач, демонстрации своей позиции - обществу, власти, средствам массовой информации.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

СТУДЕНТОВ:

 

1. Функции самодеятельных объединений в культуре.

2. Научная классификация самодеятельных объединений.

3. Типология развития культурных инициатив. Понятие «контркультуры».

4. Организационно-правовые формы общественных объединений.

5. Структура Устава общественного объединения.

6. Признаки фольклора. Особенности художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор.

7. Критерии оценки эффективности самодеятельного художественного творчества.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

 

1. Самодеятельность как социально-культурное явление. Признаки самодеятельности.

2. Исторические факторы усиления творческой активности в сфере свободного времени.

3. Социально - культурное творчество - как особая форма функционирования культуры.

4. Сферы социально-культурного творчества.

5. Функции самодеятельности как явления культуры.

6. Понятие традиционной культуры.

7. Самодеятельное объединение как средство развития творческих способностей личности.

8. Творчество в процессе любительской деятельности. Уровни творчества. Понятие о процессе и результате творческого труда.

9. Объединения эпохи родо-племенной организации. Свободные объединения граждан в античный период.

10. Религиозные и светские объединения в культуре средних веков.

11. Аристократические английские клубы.

12. Политические клубы в истории Великой Французской революции.

13. Формы общественного представительства в культуре России XVIII века.

14. Художественно-творческие объединения в культуре России XIX века.

15. Массовые общественные объединения в советский период.

16. Компенсаторно-гармоническая природа мотивации самодеятельного творчества.

17. Современное состояние и проблемы развития самодеятельного художественного творчества.

18. Современное состояние и проблемы организации объединений, преследующих политические цели.

19. Организационные основы любительских объединений различных типов и пути совершенствования их деятельности.

20. Классификация художественной самодеятельности.

21. Жанрово-видовая структура исполнительской самодеятельности.

22. Особенности организации художественной самодеятельности, ориентированной на фольклор.

23. Художественно-критическая и художественно-исследовательская самодеятельность.

24. Сущность социального творчества.

25. Социальное творчество как форма демократизации культуры.

26. Социальные, этнические, демографические, психологические особенности проявления социальной активности в сфере досуга.

27. Типы развития социокул


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.