Государственная или негосударственная школа? — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Государственная или негосударственная школа?

2018-01-04 242
Государственная или негосударственная школа? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       
 
   
 


Государственные образовательные Негосударственные учреждения (ГОУ) образовательные учреждения (НОУ)

 

 


Сегодня негосударственные образовательные учреждения (НОУ) стали привычным звеном в системе образования. Главным отличием таких школ является их негосударственная принадлежность. Заметим, что плата за обучение вовсе не является непременным атрибутом негосударственной школы. В настоящее время НОУ выстраивают свои отношения с государственной школой чаще всего по принципу альтернативы. Когда ГОУ не удовлетворяют в полной мере запросы на образование отдельных групп населения (содержание, качество образования, формы подачи материала, организация образовательного пространства и т.д.), некоторые негосударственные школы могут предложить потребителю образовательных услуг свои возможности. Развитие сети НОУ связано, в первую очередь, с поиском такой модели школы, которая могла бы обеспечить сочетание качественного образования и психологически комфортных условий для развития ребенка с учетом его индивидуальности и способностей. Отсюда и «предложения» таких школ: одни привлекают к себе внимание тех, кого интересует помощь в обучении не очень здорового ребенка или ребенка, испытывающего трудности в процессе усвоения учебного материала, другие интересны тем, для кого важно, чтобы ребенок обучался и развивался в соответствии с традициями и религией своего народа, третьи ориентированы на обучение одаренных детей… Частных школ, негосударственных общеобразовательных учреждений в настоящее время в России около 550. Закономерен вопрос: на что же ориентироваться родителям, собирающимся отдать ребенка в негосударственную школу? Можно обратиться к рейтингу негосударственных школ. Необходимо иметь в виду, что каждая негосударственная школа должна иметь лицензию на образовательную деятельность. Аттестация и аккредитация позволяет школе выдавать выпускникам аттестат государственного образца.

Существуют школы с альтернативными системами обучения, которые, безусловно, заслуживают внимания.

Известные во всем мире Монтессори-школы, по мнению
Е. Хилтунен, специалиста в области педагогики М. Монтессори, похожи друг на друга: окружающая ребенка среда, учебное пространство смоделированы взрослыми на основании возрастных потребностей учеников. В комнатах малышей обязательно стоят классические Монтессори-материалы, а у старших – много книг и лабораторного оборудования. Большую часть учебного времени занимает свободная, самостоятельная работа детей. Причем заниматься можно где угодно – за столом, в кресле и даже на полу. Занятия начинаются в 9 часов утра. Но уже за полчаса до начала школа наполняется детьми, они оживленно болтают с приятелями, радостно здороваются с учителем. Кто-то принес для всех новую книгу, кто-то – игрушку, а кто-то – банку с живыми лягушками. Все это тут же рассматривается со всех сторон. А учитель предлагает владельцу лягушек сделать сегодня о них доклад. Так реальная жизнь ребенка становится частью учебного процесса. Каждое утро занятия начинаются общим кругом, который взрослые называют рефлексивным, потому что он дает ребенку возможность научиться осмысливать свои поступки, фрагменты своей и чужой жизни. Кто я? Какой я? Что я люблю? Что я делаю, когда мне обидно? Что мне понравилось во вчерашнем спектакле? Говорят по кругу. Учитель говорит после всех. Возможность видеть во время обсуждения глаза друга раскрепощает детей. Потому что каждый знает – что бы ты ни говорил, тебя обязательно выслушают. После 15-минутного утреннего круга начинается то, что Монтессори-учителя называют свободной работой. Свободные занятия детей по собственному выбору по базовым предметам начальной школы – языку, математике, литературе, окружающему миру (в Монтессори-школе этот предмет называется «космическое воспитание») – это основная часть учебного процесса. Разновозрастные классы характерны для Монтессори-школы. У каждого ребенка есть свой план работы. В начале недели он получает чистый бланк, разделенный на 5 частей – по числу дней. Все дети каждый день занимаются языком, математикой, читают книги. Количество и темп работы каждый ребенок определяет для себя сам, планируя их заранее. В конце каждого рабочего дня учитель просматривает планы. Кроме того, у каждого ребенка есть рабочие тетради по всем предметам, специально разработанные педагогами школы с учетом специфики Монтессори-образования. Каждая страница тетради устроена так, что можно заниматься совершенно самостоятельно, демонстрируя лишь результаты своей работы.
После прогулки рабочий день продолжается. Наступает время совместных занятий – ребята одного года обучения собираются вместе, чтобы начать «погружение» в какой-то предмет.
Вальдорфские школы в разных странах мира разделяют общий подход к образовательным идеям Рудольфа Штейнера (1861-1925), австрийца по происхождению, ученого, художника и философа. Некоторыми характерными особенностями вальдорфского обучения являются следующие: на начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания; программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы. Первые восемь лет обучения все предметы одинаково важны для ребенка. Определенные занятия, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию. Как таковых учебников не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки. Подача материала начинается с восприятия - увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории*…

Дальтон-план школа. Дальтон - место, где в 1920 году была организована первая школа в русле идей Хелен Паркхерст. В настоящее время эти школы, получившие название Дальтон-план, есть в Голландии, Англии, Америке и других странах по всему миру. С начала 90-х школа Дальтон-план существует и в России. Вся дидактическая система подчинена трем ценностям: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Принцип свободы подразумевает в первую очередь установление правил. Создатели школы считают, что правила и границы - это условия настоящей свободы, с помощью которых ученик приобретает такие качества как ответственность и самоконтроль. Свобода ребенка состоит в том, что он сам эти правила и устанавливает. Чтобы установленные правила работали, рекомендуется учитывать ряд требований: 1) немногочисленность; 2) лаконичность; 3) доступность (то есть формулировка правила должна быть понятна детям); 4) обязательность соблюдения правил всеми.

Согласно заведенному порядку ребенок обсуждает с учителем объем и сроки выполнения предполагаемой работы, каким материалом он будет пользоваться и где этот материал он может достать. При этом ребенку предоставлены свобода доступа ко всей необходимой информации, материалам и свобода перемещения в пространстве. Учителя в школе Дальтон-план организуют работу таким образом, чтобы ребенку необходимо было конструктивное обсуждение задания с другими членами группы. Задания могут быть индивидуальными, для одного ребенка, для пары или групповыми. Во взаимодействии поиск решения любой задачи проходит более эффективно. В совместной работе развивается коммуникативный контроль и ответственность за результаты работы всей группы. Учебная программа построена таким образом, что активная групповая работа организуется в старших классах. Первый этап обучения посвящен овладению навыками чтения и письма. А после этого ребенок проходит тренинг самостоятельной поисковой деятельности. В школах Дальтон-план существуют большие библиотеки. Ребенок учится пользоваться картотекой, находить нужный материал.

Каждый ученик в Дальтон-школе получает разноцветные листочки. Цвет каждого листочка соответствует определенному дню недели. Задания на неделю, которые появляются с 4 класса, распределяются в четверг и проверяются в среду утром. Ребенок может выполнять задание когда угодно и сколько угодно. Но главное, чтобы они были выполнены качественно и в срок, установленный им же самим. Цвета помогают определить, какую часть работы и когда ребенок проделал*.

В Йена-план – школе ученики обучаются в группах по уровню знаний и развития по каждому предмету (а не по взрастному уровню), помогая друг другу познавать и понимать глубже и с интересом учебный материал. Педагоги передают знания учащимся в минимальном, а в случае совпадения со способностями и интересами ребенка – в максимальном объеме**.

И все же большинство родителей по-прежнему предпочитает государственные школы. По данным статистики, в России сейчас около 70 тысяч обычных общеобразовательных школ, в которых обучаются 20 миллионов детей. И во многих из них о качестве образования заботятся ничуть не меньше, чем в гимназиях и лицеях. Для более «продвинутого» образования существуют школы с углубленным изучением определенных предметов. Среди государственных учебных заведений также есть такие, в которых организованы гимназические или лицейские классы с расширенной и углубленной учебной программой. Обучение в таких классах может быть частично платным (родители олачивают дополнительные часы включенных в учебный план предметов).

В Приложениях представлен перечень существующих в настоящее время государственных школ. Мы же остановимся лишь на самых привлекательных для многих родителей - гимназиях и лицеях.

Гимназия - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Гимназия обеспечивает подготовку обучающихся к активному интеллектуальному труду, творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук на основе интеграции содержания гуманитарного образования. Обучение в гимназии начинается с V класса. Следовательно, обучать в гимназии ребенка с первого класса нельзя. А как же быть родителям, которые считают, что их ребенок должен обучаться по гимназической программе? Для малышей существуют прогимназии. Прогимназия — вид государственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующего общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других) и обеспечивающего их разносторонним образованием, позволяющим продолжить обучение в общеобразовательном учреждении любого вида. А что такое лицей? Лицей - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Лицей обеспечивает профильную подготовку в VIII-XI, IX-XI, X-XI классах и, по решению городского органа управления образованием, VII-XI классов. Обучение в лицее ориентировано на формирование у учащихся навыков самостоятельной проектной и научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, главное отличие гимназии от лицея – это ориентация на гуманитарное образование в гимназиях и на естественно-научное в лицеях. Так что для ребенка, которого больше привлекают игры в конструкторы, различные опыты (например, с водой), устройство различных предметов и в меньшей степени интересует чтение книг, знакомство с произведениями искусства, ролевые игры, декламирование стихов и т.д. в будущем, скорее всего лучше подойдет лицей, чем гимназия.

Существуют также средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, реализующие общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам начиная с I (II), V-VI (VII), VII (VIII) класса.

Конечно, школы, обеспечивающие повышенный уровень образования – заманчивая перспектива для многих родителей. Однако следует не забывать о том, что многим ребятам дополнительная нагрузка в школе подрывает здоровье, лишает времени, необходимого им для отдыха. Детям со средним и низким уровнем готовности к школе, как правило, очень трудно учиться по расширенным и углубленным программам, предполагающим высокий темп обучения. Часто ценой неимоверных усилий (как самих детей, так и их родителей) такие дети в начальной школе учатся без троек, но, переходя в основную школу, они заметно «съезжают» по всем показателям. Эмоциональное благополучие и здоровье ребенка должны в первую очередь браться во внимание при выборе школы и программы обучения для ребенка.

А как разобраться в многообразии программ начального обучения? В настоящее время в России существует восемь утвержденных программ обучения в начальной школе. Это три системы начального образования: развивающие программы Занкова и Эльконина-Давыдова и классическая. Последняя делится на несколько модулей, некоторые из которых наполненны развивающим содержанием:

ü Модуль "Начальная школа 2100" (коллектив авторов: Леонов, Петерсон, Бунеев и т.д.).

ü Модуль "Гармония" (руководитель Истомина).

ü Модуль "Школа России" (руководитель Плешаков).

ü Модуль «Начальная школа ХХI века» (руководитель Виноградова).

ü Модуль "Классическая начальная школа" (руководитель Карелин).

ü Модуль "Перспективная начальная школа" (коллектив авторов: Чуракова, Байкова и т.д.).

Разнообразные программы и модули обучения в начальной школе призваны, прежде всего, сформировать у ребенка желание и умение с удовольствием учиться. Однако учителя, работающие по разным программам, ведут детей к этой цели разными путями. Какой маршрут обучения выбрать - решать родителям. Важно, чтобы программа максимально отвечала потребностям и возможностям ребенка. Программы обучения в начальной школе – это целостные модели, в состав которых входят как средства обучения для учащихся - учебники, рабочие тетради и т.д., так и пособия для учителей - книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др. Попробуем разобраться, в чем сходства и отличительные черты существующих в настоящее время программ начального образования. «Школа 2100». В процессе обучения ребенок познает самого себя, учится самостоятельности. Программа отвечает требованиям современной жизни, направлена на воспитание, развитие и обучение ребенка. Этот модуль первым вышел из традиционной программы. Он славится глубокой преемственностью. Дети могут учиться по одной программе с трех лет до старших классов. Основная цель программы - формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик. Программа трудновата – так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи. А ведь по плану учитель должен вести ученика в нужном русле, организовать работу так, чтобы сам ребенок сделал маленькое открытие. В учебниках реализован принцип «минимакс»: содержание предлагается учащимся по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта. Получается, что в идеале у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. «Гармония». Сохраняет традиции российской школы, учитывает особенности развития каждого ребенка, предполагает постепенное повышение сложности в предъявлении учебного материала. Знания ребенка оценивает учитель. «Гармония» приближена к развивающим программам обучения. Основная цель программы - представить суть задачи. Основное положение программы - обеспечить комфортные условия для общего развития ребенка, подготовить его к дальнейшему обучению. Программа предполагает личностно-ориентированный подход к процессу обучения: ребенок в первую очередь овладевает самоконтролем, самостоятельной работой и учится самостоятельно оценивать ее. Любая задача решается по принципу: «Представь ее суть, найди взаимосвязь искомого и данного». Дается общий способ решения, на основе которого решается любая задача. «Школа России». Эта программа обучения во многом схожа с программой «Гармония». В ее основе также лежат личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы. Модуль «Школа России» предполагает в первую очередь воспитание граждан - гражданское образование. Основное положение программы - развитие у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах. Программа «Школа России» призвана развить у ребенка природосберегающее «чувство дома», воспитать любовь и уважение к природе во всех ее проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребенка. «Начальная школа XXI века». Предполагает формирование учебной деятельности таким образом, чтобы ученик самостоятельно старался изменить самого себя в лучшую сторону. Такая программа самосовершенствования не исключает и активной позиции педагога. Учитель воспринимается как наставник и помощник в обучении. Основной принцип программы - соответствовать потребностям ребенка. В модуле «Начальная школа XXIвека»достаточно полно обеспечена мягкая адаптация детей к школьной деятельности, созданы новые интегрированные курсы, изучаемые первоклассниками в первом полугодии. Дети в первую очередь учатся находить мотивацию для учебы, самостоятельно определять собственные успехи и неудачи, оценивать их. Основное положение программы - начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной деятельности. Дети изначально поставлены в такие условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их на практике, размышлять, фантазировать, играть. Предпочтение отдается субъект-субъектным отношениям, когда учитель и ученик работают на равных. «Классическая начальная школа». По этой системе учились наши бабушки и мамы. Она вырабатывалась годами и доказала свою эффективность. Это самая что ни на есть традиционная программа обучения. Однако сейчас она переработана и изменена с учетом современных требований. Обучение направлено не только на формирование знаний, навыков и умений, но и на развитие личности ребенка. «Перспективная начальная школа» - начальная школа индивидуального общего развития личности. Программа ориентирована на удовлетворение потребности ребенка в саморазвитии. Наиболее удачный модуль для сельских малокомплектных школ, где в одном классе могут заниматься первоклассники и третьеклассники, второклассники и четвероклассники. Данный модуль базируется на принципе самообучения. В «Перспективной начальной школе» важным является следующее положение: «Все дети способны успешно учиться, если создать для них необходимые условия». Традиционно считается, что возраст определяет опыт ребенка. Модуль «Перспективная начальная школа» исходит из того, что опыт ребенка - это не только его возраст, но также и тот образ мира, в котором он живет. Будь то город с развитой инфраструктурой и с разнообразными источниками информации, будь то естественно-природный ритм сельской жизни, удаленный от крупных культурных центров. Каждый учебник этого модуля оставляет пространство для непосредственного изучения места, где живет ученик.

Система Занкова. В основе лежит идея соединения обучения, воспитания и развития в единый процесс. Обучение детей самостоятельному поиску. Вопросы перед ребенком ставятся таким образом, чтобы пробудить у него потребность мыслить. Система принимает каждого ребенка таким, каков он есть, и затрагивает не только классную, но и внеурочную деятельность. Система Занкова охватывает только начальный этап обучения ребенка и, как показывает практика, легко дается далеко не всем ребятам (высокий уровень сложности, быстрый темп изучения материала). Основная цель развивающей программы Занкова - увлечь учением. Часто случается, что с выпускниками начальной школы, обучавшимися по системе Занкова, достаточно трудно приходится учителям средней школы, так как «дети на все имеют свою точку зрения». Главная проблема занковской системы - отсутствие преемственности. Учителя, работающие по программе Занкова, например, вместо вопроса: «из скольких чисел состоит число 5?», зададут вопрос: «Что вы думаете про число 5?» Можно представить, сколько в данном случае будет вариантов ответа! Важным является положение системы Занкова о том, что в начальном образовании нет главных и второстепенных предметов. Каждый предмет значим для общего психического развития ребенка. Программа Занкова направлена на то, чтобы ребенок увлекся учением, заинтересовался познанием научной картины мира. Раскрытие индивидуальности ребенка достигается в процессе обучения на высоком уровне трудности и быстрым темпом изучения материала. Система Эльконина-Давыдова. Большинство учителей, выбравших данную систему, отмечает, что программа Эльконина-Давыдова достаточно сложна. Система предполагает использование разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов... Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Основное положение программы: «Знания должны усваиваться ребенком в процессе анализа условий их происхождения». В программе Эльконина-Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета - решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях.

Так что же выбрать? Теперь мы уже знаем, что существуют одна традиционная программа для обучения в начальной школе, две альтернативные и шесть модулей. Программы отличаются как содержанием, так и формами, технологиями обучения.

Повторим, что здоровье – это первый ориентир при выборе школы и программы для будущего первоклассника. Интенсивное обучение требует огромных затрат времени и сил ребенка. Следовательно, хорошее здоровье – необходимое условие при выборе программы повышенной сложности, предполагающей высокий темп обучения. Важным в данном случае является и уровень интеллектуальной готовности ребенка (заглянем во вторую главу, в которой мы говорили о диагностике готовности). Скорее всего, ребенку с низким уровнем готовности (уровни D и E) будет достаточно трудно учиться по системе Занкова или по системе Эльконина-Давыдова.

Соизмеряя потребности, возможности ребенка, его интересы с особенностями той или иной программы, необходимо, на наш взгляд, ответить на ряд вопросов:

1. Какой будет учебная нагрузка? Сколько уроков в день? Каково соотношение обязательных и дополнительных занятий?

2. Какие предметы, помимо основных, будет изучать ребенок? Соответствуют ли они его интересам?

3. Предполагает ли программа учет собственного темпа ребенка? Не слишком ли высок темп изучения материала для моего ребенка?

4. Какова основная цель программы? Отвечает ли она потребностям моего ребенка и соответствует ли основным ценностям, традициям нашей семьи?

5. Насколько данная программа ориентирована на развитие личности ученика, его индивидуальности?

6. Предполагает ли данная программа формирование общеучебных умений и навыков (т.е. умения учиться)? Каким образом решается данная задача?

7. Есть ли преемственность программ начальной школы и программ основной школы?

8. Как давно работает школа (конкретный учитель) по данной программе (системе)? Накоплен ли достаточный опыт для того, чтобы говорить о ее результативности?

9. Как организован процесс обучения? Насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок при такой организации учебного процесса?

10. Что входит в комплект учебников? Насколько удобны в использовании учебные пособия? Хорошо ли они оформлены? Доступно ли и интересно изложен учебный материал?

11. Какова роль родителей в процессе обучения ребенка по данной программе? Требует ли данная программа от родителей больших затрат времени для организации помощи ребенку (поиск информации, походы в музеи, опыты в домашних условиях и т.д.), и если да, то готовы ли мы к такой нагрузке?

12. Требует ли данная программа больших материальных затрат? Так, например, цена на некоторые комплекты учебников около тысячи рублей и дороже.

Предлагаем вниманию читетелей список учебников и учебных пособий представленных выше программ:

«Гармония»

ü Бетенькова Н.М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. Ч. 1, 2.

ü Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебник-тетрадь. - 2002-2005.

ü Кубасова О.В. Литературное чтение. Любимые страницы.

ü Истомина Н.Б. Математика. Рабочие тетради.

ü Поглазова О.Т. Окружающий мир. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2.

«Школа 2100»

ü Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Моя любимая Азбука.

ü Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Русский язык. Первые уроки.

ü Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Капельки солнца.

ü Петерсон Л.Г. Математика. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2, 3.

ü Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Я и мир вокруг.

« Начальная школа XXI века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой)

ü Журова Л.Е. и др. Грамота.

ü Журова Л.Е. и др. Чтение и письмо.

ü Рудницкая В.Н. Математика.

ü Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.

«Школа России» (под ред. А.А. Плешакова)

ü Горецкий В.Г. и др. Русская азбука.

ü Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык.

ü Климанова Л.Ф. и др. Родная речь.

ü Моро М.И. и др. Математика. Ч. 1, 2.

ü Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

«Классическая начальная школа»

ü Джежелей О.В. Азбука.

ü Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник-тетрадь.

ü Джежелей О.В. Чтение и литература. Ч. 1, 2.

ü Александрова Э.И. Математика. Ч. 1, 2.

ü Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Мир и человек. Мир глазами человека.

Система Л.В. Занкова

ü Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. Андрианова Т.М., Андрианова И.Л. Букварь.

ü Полякова А.В. Русский язык.

ü Нечаева Н.В. Русский язык.

ü Свиридова В.Ю. Литературное чтение.

ü Лазарева В.А. Литературное чтение.

ü Аргинская И.И., Бененсон Е.П. Математика. Учебник-тетрадь. Ч. 1, 2, 3, 4.

ü Дмитриева Н.Я. Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. Ч. 1, 2. Рабочая тетрадь.

Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

ü Репкин В.В. и др. Букварь. Ч. 1, 2.

ü Эльконин Д.Б. и др. Букварь. Ч. 1,2.

ü Репкин В.В. и др. Русский язык. Рабочие тетради.

ü Ломакович С.В. и др. Русский язык. Рабочая тетрадь.

ü Матвеева Е.И. Введение в литературное чтение. Рабочая тетрадь.

ü Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение. Рабочая тетрадь.

ü Александрова Э.И. Математика. Ч. 1, 2. Рабочие тетради.

А что думают родители, чьи дети уже обучаются в начальной школе, о преимуществах и (или) недостатках той или иной программы начального образования?

Мы расспросили родителей о программах, по которым учатся их дети. Нас интересовало: почему была выбрана данная программа? Нравится ли ребенку учиться? Довольны ли родители?

Пример 1.

Мама второклассницы Яны: «Моя дочь учится по классической программе. Почему? Во-первых, другого варианта мы и не знали. Во-вторых, ориентировались на накопленный годами опыт. В-третьих, учительница, которая работает по этой программе, нам понравилась. Довольны ли классической программой? Нам не с чем сравнивать: никто из знакомых не рассказывал о другой программе. Дочери учиться пока нравится! Надеемся, что учитель лучше знает, по какой программе следует учить детей».

Пример 2.

Мама ученицы 3 класса Александры: «Моя Саша учится по системе Занкова. В гимнзии, которую мы выбрали, проводилось собеседование для определения уровня готовности к школе. Моя дочка очень хорошо справилась с заданиями, и ее записали в «сильный» класс. Позже оказалось, что учитель, которая стала учить наших детей, несколько лет уже работает по системе Занкова. Нравится ли ребенку учиться? В общем, наверное, да. Она с удовольствием ходит в школу. Пожалуй, слишком большой объем домашнего задания. Например, часто бывает так: в классе дети решают довольно простые задачки, а вот на дом задают какие-то головоломки повышенной сложности. Всей семьей решаем и не всегда справляемся. География в начальной школе, может быть, и не лишний предмет, но уж очень учебник трудный и скучный. Программа по русскому языку кажется очень непоследовательной и неглубокой (всего по чуть-чуть и ничего – «как следует»). Сказать, что мы, родители, довольны программой, с уверенностью не могу…».

Пример 3.

Мама первоклассницы Ирины: «Моя дочка учится по программе «Школа России». Почему выбрали эту программу? Я отдала ее в ближайшую хорошую (по мнению знакомых) школу. Записала в тот класс, который «брала» опытная и доброжелательная учительница. По какой программе учится мой ребенок, узнала, когда закончилась первая четверть. Ориентировалась в выборе, получается, на учителя, а не на программу. Что касается программы... Мне кажется, она несколько облегченная, чересчур растянута: то, что по классической программе проходили за полгода, по программе «Школа России» изучают год. Ребенок не всегда с интересом выполняет задания. Нет сложных задач, и дети, которые, как мой ребенок, были хорошо подготовлены к школе, расслабляются.

Пример 4.

Папа второклассника Пети: «Наш ребенок занимается по традиционной школьной программе, но в лицейском классе. Программа расширенная. Есть дополнительные предметы: шахматы, английский язык, ритмика. Таким дополнительным образованием мы довольны. Ребенок на эти уроки ходит с удовольствием! Но основные, базовые предметы, очень уж скучно преподаются. Интерес к математике и русскому у ребенка падает. Очень много однообразной работы.

Эти примеры очень хорошо иллюстрируют достаточно распространенный в настоящее время подход родителей к проблеме выбора школы и программы обучения. Чаще всего основной ориентир - это репутация школы и конкретного учичтеля, а вовсе не сопоставление особенностей образовательного учреждения и конкретной программы обучения с потребностями и возможностями ребенка. Конечно, опыт учителя следует брать во внимание, и репутация школы - важный показатель. Однако, наверное, все же следует поподробнее узнать об особенностях школы. Совсем не лишним будет поинтересоваться и программой, по которой предстоит учиться ребенку. Ведь именно в начальной школе закладывается то, что называют фундаментом образования. Именно здесь ребенок получит первое, самое яркое впечатление о школе, которое в дальнейшем может повлиять на его отношение к учебе.

Г.А. Чередниченко. Школьная реформа 90-х годов: Нововведения и социальная селекция. Материалы исследований, проведенных Центром социологии образования и молодежи Института социологии РАН в школах Москвы. [email protected].

Школа сотрудничества. Практическое руководство для тех, кто хочет стать любимым учителем /Сборник статей. М.: Первое сентября, 2000.

* «Первое сентября», № 50-51, 2005. Е.Литвяк. «Идеи Монтессори-школы». «Идеи школы Дальтон-план».

** Негосударственные общеобразовательные учреждения Санкт-Петербурга – 2003 / Под ред. С.Г. Вершловского. – СПбГУПМ, 2003.

Закон об образовании.

Справочники по школам города (ежегодно обновляются).

МОДУЛЬ 5.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ.

Как организовать процесс подготовки ребенка к школе?

Могут ли родители сами справиться с этой задачей?

 

Дорогие родители, педагоги, няни, не стоит, засучив рукава, бросаться в бой с малышом, его свободным временем, таким необходимым ему для игр и развития,

и - учить, учить, учить …!

Чтобы занятия не превратились во всеобщую пытку, позволим себе дать несколько советов родителям от имени практикующих педагогов-психологов.

ü Заниматься с ребенком нужно так, чтобы ему было интересно и комфортно. Занятие не должно длиться более 35 минут (с двумя физкультминутками), лучше, если вы будете заниматься 20-30 минут (здесь важно учитывать индивидуальность ребенка). Главный показатель того, что вы все делаете правильно – ребенок не устает, и ему хочется еще и еще заниматься (пусть лучше останется чуть-чуть «голодным», чем переевшим интеллектуальной пищи).

ü Такие занятия нужно организовывать 2 раза в неделю, дополняя их познавательными и интересными играми и мероприятими «выходного дня» (такими как поход в музей или театр, экскурсия по городу или совместный просмотр хорошего (!) детского фильма или мультфильма). Важно, чтобы вы проводили занятия регулярно, не делая больших перерывов, но и не компенсируя пропущенные занятия удвоением их частотности.

ü Занимайтесь с ребенком сами только в том случае, если вам это действительно приятно и интересно, а главное - вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от начала до последней минуты занятия. Если этого добиться не удается, лучше обратиться за помощью к профессионалам. Помните: ни один ребенок на свете не может (и не должен!) абсолютно во всем соответствовать представлениям родителей о том, каким ему быть.

ü Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь или альбом и т.д. Для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше – неожиданные!) предметы, удобное и уютное рабочее место.

ü Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я для тебя приготовила?)… Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание даже самого непоседливого малыша!

ü В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у ребенка, чем он занимался, что ему особенно понравилось, что узнал нового. Именно эти вопросы позволяют ребенку отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.

ü Очень хорошо, если для закрепления изученного вы предоставите возможность малышу самое интересное задание предложить кому-то из родных. Побывать в роли учител


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.