Курсивом выделены члены предложения, состоящие не из одного слова — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Курсивом выделены члены предложения, состоящие не из одного слова

2018-01-04 374
Курсивом выделены члены предложения, состоящие не из одного слова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предложение сложное.с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью, состоит из 4 простых предложений, повествовательное, невосклицательное.

 

1. односоставное, определенно-личное, полное, распространенное, неосложненное.

2. двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

3.двусоставное, неполное (без подл.), распространенное, неосложненное.

4.двусоставное, полное, распространенное, осложнено однородными несогл. определениями, придаточное изъяснительное.

 

[ ] - [ ], и [ ], (чем)

Важнымиприл(согласов.определение) укреплениямисущсчиталисьглаг (сост. им. сказуемое) монастыри сущ (подлежащее) – это мест (подлежащее) удивительноприл (сост. им. сказуемое), но союз если союзпоищетеглаг (прост. глаг. сказуемое) на пред карте сущ (обст.места) самыеместкрупныеприл (согласов.определение) монастыри сущ (прям.дополнение) русскогоприл (согласов.определение) Средневековья сущ (несогл.опр.), то союзвы мест (подлежащее) обнаружитеглаг(прост. глаг. сказуемое), что союзони мест (подлежащее) образуют глагвокруг пред Москвы сущ (обст.места) своеобразноеприл (согласов.определение) «ожерелье»сущ (сост. им. сказуемое).

 

Курсивом выделены члены предложения, состоящие не из одного слова

 

Предложение сложное, с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью, состоит из 5 простых предложений, повествовательное, невосклицательное.

 

1. двусоставное, полное, распространенное, неосложненное

2. двусоставное, полное, нераспространенное, неосложненное

3.односоставное, определенно-личное, полное, распространенное, неосложненное, придаточное условия

4. двусоставное, неполное (без допол.), нераспространенное, неосложненное.

5. двусоставное, полное, распространенное, неосложненное, придаточное изъяснительное

 

 

[ ] - [ ], но (если), [ то ], (что)

Публицистический; повествование.


ОЛИМПИАДА «Будущие исследователи – будущее науки» - 2017

Финальный тур. Русский язык

Классы

I. Выполните задания к тексту.

Историческое время между царствованиями Петра Великого и Екатерины II, также названной Великой, как бы проваливается в сознании людей, поверхностно знакомых с российской историей XVIII века. Да это и понятно: время Петра I напоминает ослепительную вспышку, после которой трудно рассмотреть что-либо другое. Грандиозные повсеместные реформы, охватившие абсолютно все сферы русской действительности, иная философия жизни и вообще все новое, непривычное - от огромного военно-морского флота и города на берегах Невы до алфавита и башмаков – эти и тысячи других явлений, черт и черточек уже современникам говорили о необычайности времени, в которое они жили. Особую остроту этим впечатлениям придавали методы, которыми внедрялось, точнее, навязывалось Петром новое. В одном из слов знаменитой пушкинской фразы: «Россию поднял на дыбы» – можно поставить два разных ударения, и оба варианта дают два выразительных образа для обозначения происшедшего со страной при Петре Великом.

После яркой реформаторской вспышки короткие послепетровские царствования, калейдоскопическая быстрота смены самодержцев и фаворитов оставляют впечатление убожества, ничтожности, бессмысленности. Почти четыре послепетровских десятилетия – от Петра I до Екатерины II – в сознании потомков как бы сжимаются до нескольких лет, и кажется, что длившееся бесконечно долго тридцатипятилетнее царствование царя-исполина (1689–1725) почти сразу же сменяется таким же ярким, плодотворным, одним словом, «славным» царствованием Екатерины Великой (1762–1796). После некоторого времени застоя снова произошли разительные перемены: победно засверкало грозное русское оружие и пределы империи опять стали расширяться, заблистал русский гений, вновь пришли великолепные достижения и победы в различных сферах человеческой деятельности – идет ли речь о фельдмаршале Румянцеве или механике Кулибине, поэте Державине, адмирале Ушакове, драматурге Фонвизине или генералиссимусе Суворове.

Послепетровское время называют «эпохой дворцовых переворотов». Это пусть и не совсем точное определение прижилось в литературе, искусстве, оно было усвоено общественным сознанием, и заменить его маловыразительным и в принципе неточным хронологическим определением «вторая четверть XVIII века» не удалось. Широкому кругу любителей русской истории время трех первых послепетровских царствований - Екатерины I (1725–1727), Петра II (1727–1730) и Анны Иоанновны (1730–1740) - не особенно известно: маленькой горкой книжек и брошюр по сравнению с Монбланом литературы о Петре Великом выглядит все, что было написано за два с половиной столетия о времени Екатерины I, Петра II и Анны.

1. Петр I реформировал алфавит, убрав некоторые буквы. Определите, какие звуки русского языка обозначали выделенные буквы, которые употреблялись в допетровской азбуке.

1.Але ѯ андр 2. Ѯ ения 3. Ѱ аломъ, 4.с ѫ бота, 5.п ѧ ть, 6.р ѫ ка, 7. Ѳ екла 8. Ѳ еодора

 

2. Объясните, почему звуковая оболочка церковнославянского имени Иоанн трансформировалась в русском языке в Иван.

 

3. Определите, как меняется смысл и структура выражения «Россию поднял на дыбы» при перемещении ударения в одном из слов, входящих в цитату. Почему автор утверждает, что при этом создаются два выразительных образа эпохи Петра?

 

4. Проведите этимологический анализ следующих слов и установите, являются ли они исторически однокоренными. Решите эту задачу как фонетическую и лексическую. Объясните свою точку зрения.

Вспышка, пышный, пухнуть

 

5. Проведите морфемный и словообразовательный анализ следующих форм слов. Определите, что объединяет эти слова с позиции их образования. Дайте полную морфологическую характеристику начальных форм корней этих лексических единиц.

 

Повсеместные, ничтожности, усвоено, что-либо, самодержцев

 

6. Определите, как связаны следующие формы глаголов на уровне лексики, проведите их полный морфологический анализ. Восстановите неопределенную форму и укажите особенности образования приведенных форм.

 

…вновь пришли великолепные достижения….;
пришли мне, пожалуйста, вопросы к экзамену

 

7. Выделите имена числительные, сгруппируйте их в соответствии с разрядами.

 

тысячи других явлений; два разных ударения; оба варианта;
тридцатипятилетнее царствование; время трех первых послепетровских царствований; вторая четверть XVIII века; четыре послепетровских десятилетия

8. Определите, какие средства лексического и морфемного уровня использует автор для сравнения в предложении «маленькой горкой книжек и брошюр по сравнению с Монбланом литературы о Петре Великом выглядит все, что было написано за два с половиной столетия о времени Екатерины I, Петра II и Анны».

 

9. Проведите полный синтаксический разбор выделенного в тексте предложения (1.охарактеризовать предложение в целом; 2. определить части речи и члены каждого простого предложения; 3. охарактеризовать каждое простое предложение; 4. привести схему всего предложения).

 

10. Определите стиль и тип речи текста.

 

II. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Петр I – великий реформатор России или ее разрушитель?» (объем не менее страницы).


Ответы на задания

Классы

1. 1.2. [ кс ] 3. [ пс ] 4.6. [ у ] 5. [ а ] 6.7. [ ф ]

 

2. Для русского языка не характерно сочетание нескольких гласных. Поэтому срединный гласный в сочетании звуков [иоа] в целях благопроизносимости и благозвучия был заменен согласным звуком

[ в ].

 

3. «Россию поднял на дыб ы́». Петр I провел кардинальные реформы во всех сферах жизни, решительно сломав старый уклад.

«поднять на дыб ы́» - это фразеологизм со значением «привести в вертикальное положение». Модель: «гл+наречие» (поднять как?).

«Россию поднял на д ы́ бы». Реформы Петр I проводил жестокими методами, они сопровождались казнями, пытками.

«поднять на д ы́ бы» - свободное словосочетание. Модель: «гл. + предлог + сущ» (поднять на что?)

 

Таким образом, эти выражения ярко характеризуют эпоху Петра: это время грандиозных преобразований, которые осуществлялись крайне жестокими методами.

 

4.вспышка - вс- приставка, -пыш - корень, -к- - суффикс, -а- окончание

пышный - пыш- корень, -н- суффикс, -ый- окончание

пухнуть --пух- корень, -ну- суффикс, -ть- - суффикс

Эти слова имеют этимологически родственный корень пых-/пух («дуновение»). Отсюда

пышный – надутый; пухнуть – надуваться; вспышка – надутое.

В корне происходит чередование звуков ы/у, которое наблюдается и в

других словах (дышать/ дух; сухой/ высыхать).

 

5. Повсеместные - -по- - приставка, -вс-, -мест- – корни,, -н- - суффикс, -ые- – окончание, -е- соединительный элемент; ничтожности - -ни- приставка, -что- корень, - жн-, -ост- суффиксы (допускается –ж- интерфикс, -н- суффикс), -и- окончание; усвоено –у- приставка, -свой- корень, -ен- суффикс, -о- - окончание; что-либо - -чт- корень, -о- окончание, -либо- постфикс; самодержцев - -сам-, -держ- корень, -ц- суффикс, -ев- окончание,, -о- соединительный элемент

Повсеместные – сложно- приставочно- суффиксальный способ образования;

-вс-, -мест- производящие основы, -по-, -н- словообразовательные форманты; ничтожности -суффиксальный способ образования; -ничтожн- производящая основа, -ость- словообразовательный формант; усвоено -приставочный способ образования; свой - производящая основа, -у- словообразовательный формант; что-либо – постфиксальный способ образования; что – производящая основа, -либо- словообразовательный формант;; самодержцев – сложно-суффиксальный способ образования; -

сам-, -держ- производящие основы, -ц- словообразовательный формант.

Во все анализируемые слова в качестве производящих основ входят местоимения.

весь – определительное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

ничто -отрицательное местоимение, им. п.

свой – притяжательное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

что – вопросительное (относительное местоимение), им.п.

сам – определительное местоимение, им. п. м.р. ед. ч.

 

6. Омоформы (допускается омонимы)

пришли (достижения) – глагол, сов. вид, непереходный, изъявительное наклонение, прошедшее время, множ. число,.

пришли (вопросы) – глагол, сов.вид, переходный, повелительное наклонение, второе лицо, ед. число

прийти - пришли - неопределенная форма глагола и форма прошедшего времени образованы от разных основ

прислатьпришли – при образовании формы повелительного наклонения в корне происходит чередование звуков с/ш.

 

7. количественные числительные: тысячи, два, трех, четыре

п орядковые числительные: первых, вторая, восемнадцатого

собирательное числительное: оба

 

8. Слова как единицы лексического уровня:

маленький - небольшой по размерам, по количеству.

брошюра - небольшая (до 50 страниц) книжка.

горка - сужающаяся кверху кучка, кипка чего-нибудь


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.