Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-04 | 157 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Раннее «софистическое движение»: философские основания и культурный контекст. Характер и природа зависимости философских учений представителей древней софистики от философских теорий т.н. «досократиков»: Протагор и Демокрит; Критий и Эмпедокол; Горгий и элейская школа. Смысл высказывания Протагара: «Человек есть мера всех вещей (ta chrēmata): существующих, насколько они существуют и не существующих, насколько они не существуют». Принцип софистического разделения: «вещи, существующие по природе» (phýsei) и «вещи, существующие согласно человеческому установлению (thései)». Мышление и речь. Софистические теории чувственного восприятия. Социально-политические воззрения древних софистов.
Тема 10. Философское учение Сократа; сократические школы: мегарская, элидо-эретрийская, киренская, киническая.
Сократ Афинский как «культурный герой»: символ «подлинного философа» и «добродетельнейшего из людей». «Диалектическое искусство» как метод Сократа: «ирония» и «майевтика». Этическое учение Сократа. Влияние на последующую традицию. Сократические школы. Характер исследований в области теории познания и логики представителей мегарской и элидо-эретрийской сократических школ. Утверждение принципа непознаваемости природных вещей в философском учении Аристиппа Киренского: историко-философские предпосылки. Непостижимость «души» и познаваемость «состояний души»: «боли» и «наслаждения». Природа и функция ощущений. Самодостаточность разума и самозаконность природы: неизбежность страданий и условия «сохранения разума». Учение киников о добродетели и о природе: «закон природы и закон добродетели суть одно». Т.н. «тезис о невозможности противоречия» и условия человеческого счастья. Модификация софистических дефиниций «природы» и «закона». Техники «терапии души» и «упражнения в добродетели».
|
Тема 11. Философское учение Платона.
«Идеализм» Платона: история вопроса и общая характеристика. Учение об «истинном человеке», «истинном познании» и «истинном бытии». Бессмертие души и смертность человеческого состояния. Модификации сократовской «диалектики» в платоновской теории познания. Отношение «истинного бытия» к «природе вещей»: космология Платона. Учение о справедливости и совершенном государственном устройстве.
Влияние на последующую традицию.
Тема 12. Философское учение Аристотеля.
«Метафизика» Аристотеля как подлинная «теология», «мудрость» и «первая философия». Онтология Аристотеля. Смысл учения Аристотеля о «категориях» - как онтологических характеристиках бытия субстанций (oysia). Смысл учения Аристотеля о четырёх причинах бытия субстанций. Учение о «бытии-в-возможности» и «бытии-в-действительности». Концепция «неподвижного перводвигателя». Теория познания Аристотеля и классификация наук. Психология и учение об уме (noys). Космология и натурфилософия Аристотеля. Этика и политика. Влияние на последующую традицию.
Тема 13. Философские школы эпохи эллинизма: общая характеристика; античный скептицизм; философские воззрения Цицерона
Эллинистический период истории античной философии: культурные особенности и состояние источников. Две разновидности античного скептицизма – пирронизм и т.н. «академический скепсис». Пирронистическая этика и теория познания. Философское наследие Цицерона. Практическая философия Цицерона: этика и социально-политические воззрения.
Тема 14. Школа Эпикура.
История эпикурейской школы: состояние источников. Открытия XVIII-XX вв.: папирусные находки в Геркулануме; эпиграфический памятник в ликийской Эноанде.
Каноника Эпикура: учение о «критерии». Особенности атомистической физики Эпикура.
|
Этика Эпикура: учение о «наслаждении». Поэма Лукреция «О природе вещей»: преемственность и новаторство. Влияние на последующую традицию.
Тема 15. Античный стоицизм.
Феномен античного стоицизма: общая характеристика и история школы. Состояние источников. Философия как органическое единство логики, физики и этики. Теория познания стоиков: учение о «критерии». Стоическая логика. Особенности стоической физики. Космогония и космология. Фундаментальные принципы стоической этики: т.н. «стоические парадоксы». Поздние стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Влияние на последующую традицию.
Тема 16. Средний платонизм.
«Средние платоники» – общая характеристика: Евдор Александрийский, Модерат из Гадиры, Антиох Аскалонский, Филон Александрийский, Плутарх Херонейский,
Апулей, Никомах из Герасы, Альбин, Алкиной, Нумений Апамейский.
Тема 17. Античный неоплатонизм.
Неоплатонизм как последний этап греческой эллинистической философии: «неоплатонический синтез». Учение об иерархическом строении «истинного бытия»: Единое, Ум, Душа, Космос, Материя. Плотин как основоположник неоплатонической философской традиции: влияние на последующую традицию. Философские воззрения Порфирия Тирского. Поздние неоплатоники: Ямвлих, Прокл, Симпликий, Дамаский. Эдикт императора Юстиниана 529 г. и конец античной классической философской эпохи.
4. Информационные и образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Античная философия» используются проблемный метод изложения лекционного материала.
Темы семинаров отражают последовательность тем изучения курса, предполагая обсуждение докладов и дискуссий по наиболее актуальным проблемам классической античной философии.
Семинарские занятия могут проходить в различной форме – обсуждение заданных планом вопросов, обсуждение докладов и рефератов, дискуссии, рассмотрение конкретных проблемных ситуаций.
Выбор тем для семинарских занятий обосновывается методической взаимосвязью с программой курса и строится на ключевых, узловых темах курса. Планы семинарских занятий в основном подготовлены в соответствии с программой лекционного курса.
Задания к семинарским занятиям могут быть обязательными для выполнения в аудитории или даваться студентам для самостоятельной работы дома.
|
Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов, эссе и при выполнении тематических заданий), а также и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке.
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины (модуля) | Код контролируемой компетенции (компетенций) | Наименование оценочного средства |
Предпосылки формирования философии нового времени | ОПК-4 | собеседование | |
Философия Декарта | ОПК-4 | приём практических заданий | |
Философия Паскаля | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару | |
Философия Спинозы | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару | |
Текущая аттестация | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару | |
Философия Мальбранша | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару | |
Философия Лейбница | ОПК-4 | контрольная работа | |
Главные особенности философии французского Просвещения | ОПК-4 | оценка подготовки к семинару | |
9. | Философия Руссо | ОПК-4 | собеседование |
10. | Промежуточная аттестация | ОПК-4 | экзамен |
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!