Программа кандидатского экзамена — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Программа кандидатского экзамена

2018-01-07 143
Программа кандидатского экзамена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

По истории и философии науки

по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция

 

 

 

Москва

 

 

Авторы:

Пржиленский Владимир Игоревич - доктор философских наук, профессор

и.о. заведующего кафедрой философских и социально-экономических дисциплин кафедры философских и социально-экономических дисциплин.

Бучило Нина Федоровна - доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин

Демина Лариса Анатольевна-доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философскихисоциально-экономических дисциплин.

 

 

Рецензенты:

 

Семенов Валерий Евгеньевич - доктор философских наук, профессоркафедры философских и социально-экономических дисциплин

 

Программа кандидатского экзамена по Истории и философии наукиодобрена на заседании кафедры философскихи социально-экономических дисциплин (протокол № 6 от29 февраля 2016 года) и утверждена на заседании Ученого совета (протокол № 124 от 28 марта 2016 года).

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина (модуль) «История и философия науки» относится к Блоку 1 базовой (обязательной) части программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Основная цель подготовки аспирантов (соискателей) заключается в формировании у обучаемых научно-исследовательской и научной-педагогической компетентности, необходимых для успешного решения задач:

- организации и управления исследовательской деятельностью;

- определения методологии и процесса разрешения сложных научно-исследовательских проблем;

- педагогической деятельности в высшей школе:

- воспитания научных кадров;

- развития юридической науки в целях борьбы с негативными явлениями в сфере правосознания российского общества.

 

В связи с этим в результате освоения дисциплины «История и философия науки» у обучающихся должны быть выработаны следующие универсальные (общекультурные) и общепрофессиональные компетенции:

-способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;

- способность осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;

- способность реализовывать и творчески развивать личностные универсальные компетенции, применять знания истории и методологии науки в организации научных исследований в области юриспруденции;

- владеть культурой научного исследования в области юридической науки;

- осуществлять педагогическую деятельность с использованием знаний, умений и навыков в области истории, философии, психологии и педагогики.

Аспиранты (соискатели) должны знать:

- предмет истории и философии науки, ее роль в развитии науки и профессиональнойподготовке юриста;

- характеристики науки как генерации нового знания, как социального института и как особой сферы культуры;

- основные этапы развития науки и их характеристики;

- основные концепции философии науки XX-XXIвв. и модели ее развития;

- современные философские и методологические проблемы развития социально-гуманитарных наук;

- структуру и закономерности научного познания;

- формы и методы научных исследований; роль науки и техники в развитии культуры, связанные с ними современные социальные и этические проблемы; их отражение в правовой сфере.

 

Аспиранты (соискатели) должны уметь:

- применять историко-философские и методологические знания в своей профессиональной деятельности, для постановки и анализа проблем юридической науки и практики;

- использовать научные методы для выдвижения гипотез и формулировки законов на основе собранных фактов;

- осмысливать выдвигаемые концепции, проверять построение доводов, выявлять их исходные предпосылки, логику и обоснованность;

- различать научное, вненаучное и ненаучное знание;

- отстаивать собственную позицию с использованием методов научной аргументации;

 

Аспиранты (соискатели) должны владеть:

- современными формами научной коммуникации;

- методами логического и герменевтического анализа текстов;

- понятийным аппаратом историко-научного и философского осмысления проблем профессиональной деятельности;

- навыкамисамостоятельной работы с научной и учебной литературой;

- технологией создания научных текстов;

- навыками саморазвития и стремлением к профессиональному совершенствованию.

 

 

Основными формами занятий являются лекции, коллоквиумы, написание рефератов. Рекомендованная литература изучается самостоятельно. Список может быть дополнен аспирантом в соответствии с его научными интересами и темой реферата. Следует учитывать, что основной задачей курса является философско-методологическая подготовка аспирантов и соискателей к профессионально-научной деятельности.

По итогам самостоятельной работы проводятся индивидуальные и групповые собеседования и консультации. Изучение курса завершается экзаменом. Экзаменационные билеты включают два вопроса и собеседование по реферату. При изучении курса и подготовке к кандидатскому экзамену следует опираться на программы, тематику и планы коллоквиумов.

ПРОГРАММА КУРСА

Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, крите­рии их различения. Особенности эмпирического и теоретического язы­ка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Слу­чайные и систематические наблюдения. Применение естественных объ­ектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные на­блюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема тео­ретической нагруженности факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические моде­ли и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внут­ренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в де­дуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе тео­рии. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического зна­ния. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины ми­ра. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.

Часть II

ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

 

Для допуска к сдаче кандидатского экзамена необходимо за 2 недели до экзамена представить на кафедру философских и социально-гуманитарных дисциплин реферат.

Подготовка реферата по истории и философии науки предполагает демонстрацию знания той области историко-научного знания, которая составляет эмпирическую основу диссертационного исследования, а также умение работать со специальной литературой и иными источниками информации, способность реферировать собранный материал и готовить его к обобщению и концептуализации. Работа над рефератом представляет собой первый шаг к исследованию степени разработанности проблемы, формулируемой при выборе темы диссертации.

При этом задача реферата состоит не только в том, чтобы продемонстрировать знания аспиранта, но и в том, чтобы аспирант показал (в том числе для себя самого) имеющиеся у него навыки исследовательской работы. Реферат – это научная работа малой формы, поэтому для него справедливы общие требования к научной работе.

Наличие в реферате «некорректных заимствований», то есть не ограниченных кавычками фрагментов текста, написанных и опубликованных другими авторами является основанием для недопуска к экзамену. Любые фрагменты текста, взятые из источников должны быть оформлены как цитаты, а сами источники указаны в списке использованной литературы. Материалы из Интернета использовать можно, однако они должны быть обязательно указаны в списке источников с указанием даты обращения к сайту, а также в постраничных ссылках. Ссылки надо делать также в случае пересказа в тексте реферата чьих-либо взглядов, идей, мнений, даже если необходимость прямого цитирования отсутствует.

Примерная структура реферата: титульный лист, оглавление, введение, 2-3 раздела, заключение, список источников.

Тема реферата выбирается аспирантом таким образом, чтобы не только продемонстрировать знакомство аспиранта с историческими этапами развития науки, в которой он специализируется, но и его способность выявлять и описывать контексты, связанные с развитием той научной проблемы, на участие в решении которой направлено диссертационное исследование.

Выбор темы согласовывается с научным руководителем аспиранта (соискателя) и консультантом (кафедра философии). Это фиксируется соответствующими подписями на титульном листе (форма титульного листа прилагается). Аспирантом (соискателем) формулируется тема, которая должна быть связана с темой его диссертации, что подтверждается фактом согласования с научным руководителем и консультантом в установленном порядке.

Реферат должен быть написан и оформлен в соответствии с основными требованиями к рукописям (научным публикациям и диссертациям). Его структура включает титульный лист, план работы, собственно текст и список использованной литературы (библиографию). Важно, чтобы изложение развертывалось в строгом соответствии с планом, предусматривающим следующие пункты.

1. Введение, в которомобосновывается актуальность выбранной темы, дается характеристика степени ее разработанности, обозначается теоретико-методологическая база исследования, определяются цели и задачи работы.

2. Основная часть включает в себя, как правило, от двух до пяти разделов, которые, в свою очередь, могут состоять из двух-трех параграфов.

3. Заключение предполагает подведение итогов, формулировку основных выводов и предложений о перспективах дальнейшего изучения темы исследования.

 

Темы рефератов могут не содержать указание на ее связь с правоведением. В этом случае аспирант самостоятельно планирует раскрыть ее в своем реферате.

Пример 1:

Тема реферата: Репрезентация, интерпретация, конвенция как универсальные познавательные процедуры.

План изложения основного содержания реферата

1. Репрезентация как познавательная процедура

2. Интерпретация как метод и правила перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания.

3. Конвенция – культурная универсалия, познавательная операция, предполагающая введение норм, правил знаков, символов га основе договоренности субъектов познания

4. Репрезентация и интерпретация в правоведении

5. Специфика репрезентации, интерпретации и конвенций при исследовании ипотечного кредитования.

 

В случае, если в теме реферата содержится указание на ее связь с проблематикой правоведения, аспирант должен планировать свою работу, разделив ее на вопрос об общей методологии научного познания и отдельно рассмотреть вопрос о применении данной методологии в различных отраслях правоведения, а затем показать возможности использования данной методологии в решении избранной автором проблемы.

Пример 2:

Тема реферата: Особенности логической структуры и семантики юридического текста.

Возможный план основного содержания реферата:

1. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

2. Язык права: противоречие между неустранимой однозначностью законов и многозначностью фактов, которые к ним применяются.

3. Единство аргументации и оценки юридических фактов

в судебном процессе

 

Приводимые примеры не следует использовать некритически, они направлены лишь на то, чтобы аспирант продемонстрировал владение философской и общенаучной методологией познания.

 

Рекомендуется использовать текстовый процессор MicrosoftWord, шрифт TimesNewRoman, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – полуторный; объем реферата –20-25 страниц; все сноски и подстрочные примечания печатаются через один интервал на той же странице, к которой они относятся; при цитировании точно указываются: автор, название работы, место, год издания и страница.

Библиография, а также подстрочные сноски должны быть составлены в соответствии с государственными требованиями. Реферат должен быть сброшюрован.

Полностью подготовленный реферат проверяет и визирует научныйруководитель, который и осуществляет первичную экспертизу. После соответствующего допуска со стороны ведущей кафедры реферат поступает на кафедру философии. Консультанты кафедры философии осуществляют рецензирование и ставят оценку «зачтено», «не зачтено».

Реферат должен быть представлен на проверку в установленные сроки: сдающие экзамен в мае – к 1 апреля, сдающие в ноябре – ко 2 октября.

ПРИМЕРЫ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

1. Основные философские направления исследования науки и их применение в науках о праве.

2. Кумулятивистская и парадигмалистская модели развития науки.

3. История науки в контексте теории научных революций Т. Куна.

4. Методология критического рационализма К.Поппера и ее применение в естественнонаучных и социально-гуманитарных исследованиях.

5. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса и ее значение для современной науки.

6. Проблема инноваций и преемственности в развитии науки.

7. Принцип «пролиферации» конкурирующих теорий как условие развития науки.

8. Социокультурные основания правового знания.

9. Обоснование специфики гуманитарного знания в неокантианстве.

10. Значение научных конвенций в исторической эволюции науки.

11. Научное знание и герменевтика: герменевтический подход к философии права.

12. Теория коммуникативного действия и философия права.

13. Системный подход и синергетика в современной методологии права.

14. Феномен человека в социально-гуманитарных исследованиях.

15. Лингвистическая революция» и постклассические варианты правопонимания.

16. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания.

17. Методы научного познания, их специфика и формы использования в юриспруденции.

18. Особенности применения эмпирических методов научного познания в конкретных юридических науках.

19. Основные виды и функции научного эксперимента. Специфика следственного эксперимента.

20. Проблемы обобщения эмпирических данных и надежности теоретических выводов (на примере юридической науки и практики).

21. Доказательство в науке и доказывание в юриспруденции.

22. Проблема факта в исторических и юридических науках.

23. Методология исследования исторического факта: деконструкция, конструкция, реконструкция.

24. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках.

25. Идиографические и номотетические методы в исторической науке и юриспруденции.

26. Плюрализм и комплементарность методов в современной науке.

27. Междисциплинарный характер современного правоведения.

28. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном познании.

29. Идея справедливости как основание правовой теории.

30. Стиль юридического мышления как элемент правовой культуры.

31. Наука и власть: проблемы взаимоотношений.

32. Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания.

33. Конвенции как универсальные познавательные процедуры, их роль в научном познании.

34. Этические проблемы юридической науки и правоприменительной практики.

35. Гуманитарная и экологическая экспертиза политико-правовых проектов.

36. Информационная революция, ее социальные и правовые последствия.

37. Свобода и ответственность: идеалы и реальность.

38. Проблема правового обеспечения и реализация принципа свободы совести в условиях современного российского общества.

39. Особенности логической структуры и семантики юридического текста.

40. Субъект научного познания, его социальная природа. Роль субъективного фактора в судебно-следственной практике.

41. Гипотеза как форма научного познания. Специфика гипотез (версий) в судебном исследовании.

42. Основные концепции истины в эпистемологии. Истина в гуманитарном познании и судебно-следственной практике.

 

Образец титульного листа:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Кафедра философских и социально-экономических дисциплин

 

 

РЕФЕРАТ

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

для подготовки к кандидатскому экзамену

1. Предмет и задачи современной философии науки.

2. Характеристика основных форм бытия и функций науки в жизни современного общества.

3. Наука и вненаучные формы познания.

4. Проблема демаркации науки и критерии научности знания.

5. Преднаука Древней Греции: становление первых форм теоретической науки.

6. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах.

7. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской науке: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

8. Характерные черты классической науки и формирующейся на ее основе модели научного познания.

9. Пересмотр классического образа науки: факторы, обусловившие переход к неклассической науке.

10. Постнеклассическая наука: от системного подхода к синергетике. Современные проблемы дифференциации и интеграции наук.

11. Эволюция основных подходов к анализу науки.

12. Позитивистская традиция в философии науки: классический позитивизм и эмпириокритицицизм.

13. Философия науки логического позитивизма.

14. Философская проблематика в постпозитивистской философии науки.

15. Особенности фальсификационизма К. Поппера и его модель развития науки.

16. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

17. Концепция научных революций Т. Куна.

18. «Эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда.

19. Концепция неявного знания М. Полани.

20. Проблема интернализма и экстернализма в концепциях философии науки и истории науки.

21. Проблема кумулятивизма и антикумулятивизма в концепциях философии науки и истории науки.

22. Особенности современного этапа развития науки.

23. Структура научного познания: уровни научного исследования.

24. Методы эмпирического познания и их роль в юридической научно-исследовательской деятельности и практике.

25. Структура научного факта.

26. Методы теоретического познания и построения научных теорий.

27. Формы теоретического познания.

28. Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки.

29. Функции научной картины мира и ее исторические формы.

30. Научная революция как перестройка оснований науки. Классификация научных революций.

31. Типы научной рациональности. Научная рациональность и истина.

32. Философия как интегральная форма знаний об обществе, культуре, истории и человеке.

33. Донаучные, ненаучные и вненаучные представления об обществе, культуре, истории и человеке.

34. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

35. Социокультурная обусловленность и особенности социально-гуманитарного знания.

36. Дихотомия «естественные науки – гуманитарные науки»: история возникновения и теоретические основания.

37. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия.

38. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

39. Субъект социально-гуманитарного познания

40. Общетеоретические подходы к исследованию общества.

41. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы, их научное значение.

42. Системный подход в социально-гуманитарном познании.

43. Место исторической науки в социально-гуманитарном познании. Специфика исторического факта.

44. Роль объяснения в социально-гуманитарном знании. Дедуктивно-номологическое и каузальное объяснение истории, их достоинства и недостатки.

45. «Рациональное» и интенциональное объяснение.

46. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках; основа понимания; взаимопонимание.

47. Философия повседневности об «устроении общества» (Э. Гидденс).

48. Проблема истинности и рациональности в социальных и гуманитарных науках. Экзистенциальная истина, истина и правда.

49. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

50. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Проблема обоснования веры и знания

51. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

52. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста. В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер о герменевтике как «органоне наук о духе».

53. Основы философской герменевтики (по работе Г.-Г. Гадамера «Истина и метод»).

54. Социокультурное и гуманитарное понимание жизни: А. Бергсон,В.Дильтей, философская антропология. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

55. Возможности применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках. Формирование нового типа мышления.

56. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. Особенности художественного хронотопа(М.М. Бахтин).

57. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук.

58. Природа ценностей, их роль в социально-гуманитарном познании.

59. Феноменология Э. Гуссерля, ее роль в развитии методологии социально-гуманитарного познания.

60. Понятие человеческой деятельности и ее роли в производстве и воспроизводстве общественной жизни: Макс Вебер и Энтони Гидденс.

61. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Ценность научной рациональности.

62. Теоретико-методологические и ценностные основания правового исследования.

 

 

ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.