Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»

2018-01-07 2898
Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Всемирная история

Класс


Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведения суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для обучающихся в 5 классах.

Методические рекомендации подготовлены на основе Учебной программы для 5-9 классов уровня основного среднего образования в рамках обновления содержания среднего образования. Суммативное оценивание в 5 классе проводится во всех четвертях. Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытомдоступе на официальных интернет-сайтах.

Содержание

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. 4

Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» 5

Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин». 9

Суммативное оценивание за раздел «История Древнего Египта». 12

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ. 16

Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи». 17

Суммативное оценивание за раздел«Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма». 21

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ. 24

Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай». 25

Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция». 28

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ. 34

Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи». 35

Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох». 39

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1ЧЕТВЕРТЬ


Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»

 

Тема Как появился первый человек? Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством  
Цели обучения 5.1.1.2 Объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо,род, община, племя и их сходства и различия; 5.2.1.2 Знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм,фетишизм, магия; 5.4.1.1 Описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство,охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля).  
   
Критерий оценивания   Обучающийся · Определяет сходства и различия первичных форм объединения людей; · Определяетдревние религиозные верования; · Характеризуетвиды занятий и хозяйственной деятельности    
Уровень мыслительных навыков Знание и gонимание Применение Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Задания

 

1.
Племя Различие    
Община Различие
  сходство
Род Различие    
Стадо Различие
  сходство
По диаграмме Венна, объясните сходства и различия первичных форм объединения людей:

 

2. По предложенным рисункам, определите древние религиозные верования:

1 2

3 4

       
       

 

Виды хозяйственной деятельности Характеристика
Собирательство и охота  
Рыболовство  
Земледелие  
Скотоводство  
Освоение металлов  

Задания

1. Рассмотрите карту, прочтите легенду карты и ответьте на вопрос. Почему древние цивилизации развивались в долинах рек?

 

2. По мнению историков, первым народом, который достиг уровня цивилизации, можно считать шумеров. Докажите или опровергните это утверждение,используйте предложенные рисунки.Сделайте вывод.

 

Письма из Киша

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет систему хозяйства древних цивилизаций     описывает занятие охотой;  
описывает занятие рыбной ловлей;  
описывает систему хозяйства древних цивилизаций –земледелие;  
описывает занятие – садоводство;  
описывает занятие – виноградарство;  
Анализирует искусство древнего мира   доказывает развитиеклинописьи;  
сравнивает древние шумерские письмена;  
описывает памятники живописи;  
описывает памятники архитектуры и скульптуры;  
делает вывод, доказывая или опровергая данное утверждение.  
Всего баллов  

Задания

1. Используя рисунки и свои знания по теме, составьте рассказ о хозяйстве Древнего Египта.

 

 

 

Докажите, влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук. Заполните таблицу:

Название науки Что повлияло?
Математика  
Геометрия  
Астрономия  
Медицина  
Письменность  

 

2.Используя рисунок, составьте2вопроса остроительстве храмов и пирамид Древнего Египта.

1___________________________________________________________

 

2.___________________________________________________________

 

3. Заполните таблицу. Положение тружеников в Древнем Египте:

 

Вопросы Раб Земледелец Ремесленник Каменщик,каменотес
  Чем владел?          
  Какие работы выполнял?        
  Какие права имел?        

 

Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук   приводит доказательства развития математики;  
приводит доказательства развития геометрии;  
приводит доказательства появления и развития письменности, иероглифов;  
приводит доказательства развития астрономии;  
приводит доказательства развития медицины.  
Объясняет, как были построены пирамиды ДревнегоЕгипта     составляет 1вопрос о материалах для строительства храмов и пирамид;  
составляет 1вопрос о технологии строительства храмов и пирамид;  
Примечание: учащийся может привести другие факты и характеристики по строительству пирамид  
Выделяет положение тружеников в Древнем Египте   определяет положение раба;  
определяет положение земледельца;  
определяет положение ремесленника;  
определяет положение каменщика.  
Итого 15

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

 

 

Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи»
Тема Как появление колесницы изменило мир Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю Почему древние империи на Ближнем и Среднем Востоке были могущественными Были ли империи Средней Азии такими же могущественными, как империи Ближнего и Среднего Востока  
Цели обучения 5.3.2.2 Объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств 5.4.1.3 Описывать систему хозяйства древних цивилизаций
   
Критерий оценивания Обучающийся · Определяетпоследствия захватнических войн · Характеризует систему хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке · Доказывает превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке
Уровень мыслительных навыков Знание и Понимание Применение Навыки высокого порядка  
Время выполнения 20минут

Задания

1. Используя схему раскройте последствия захватнических войн.


2. Заполнив таблицу, докажите или опровергните,что законы царя Хаммурапи необходимы для жителей Вавилона, так как они поддерживали порядок и защищали от долгового рабства. Какое значение имели законы для усиления царской власти и укрепления могущества страны Законы царя Хаммурапи.

 

Справедливые Несправедливые
1.   1.
2.   2.
  Вывод:  

 

3. По диаграмме Венна, объясните сходства и различия в системе хозяйства древней империи на Ближнем и Среднем Востоке.

 

Вопрос Ассирия Персидская империя Вавилон
Земледелие        
Скотоводство        
Торговля      

 

 

4. Используя рисунки и свои знания, подтвердите примерами превосходство древних империй на Ближнем и Среднем Востоке?

 

 

 

Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Определяет последствия захватнических войн   называет завоевательные войны Вавилонского царя Хаммурапи; 1
называет подчинение Ассирией Египта, Вавилона,войны персидских царей Кира и Дария I; 1
доказывает грабительский, захватнический характер войнупадок хозяйства, культуры; 1
делает вывод, что следствие войн - образование древних империи – Вавилон, Ассирия, Персия; 1
Приводит 2 примера справедливости законов Хаммурапи указывая что в соответствии с законами Хаммурапи сооружались каналы и дамбы; что законы требовали ответственности к труду, охраняли дисциплину и спокойствие;  
Приводит 2 примера несправедливости законов Хаммурапи указывая что законы что законы защищали интересы имущих и были жестокими;  
делает вывод,что Хаммурапи превратил Вавилон в могущественную империю;  
Характеризует систему хозяйства древних империи на Ближнем и Среднем Востоке   Характеризует систему хозяйства Ассирии объясняя, что более интенсивно развивалось скотоводство, чем земледелие, указывает торговые отношения;  
Характеризует систему хозяйства Персидской империи объясняя что земледелие важная отрасль хозяйства, указывает торговые отношения;  
Характеризует систему хозяйства Вавилона объясняя что земледелие важная отрасль хозяйства, указывает торговые отношения;  
Доказывает превосходства империй на Ближнем и Среднем Востоке.   Опираясь на рисунок колесницы, описывает достижения военного искусства в Восточных государствах, перечисляет завоеванные территории;  
Опираясь на рисунок монеты, описывает развитие международной торговли;  
Опираясь на рисунок, приводит примеры достижения в архитектуре и искусстве;  
Всего баллов 15

 


Задания

1. По легенде бог Брахма создал из частей своего тела варны – социальные группы людей:

а.Напишите название социальной системы в Индии: б.Перечислите права и обязанностигрупп входящих в нее:

 

 

Группа Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры
Обязанности        
Права        

2. Каким образом религия влияла на развитие древнего общества. Заполните таблицу:

Законы Ману Кастовое деление Нирвана
     

3. Используя свои знания и рисунки определите,направления развития наук в Древней Индии.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания Дескриптор Балл
Обучающийся
Объясняет понятие «кастовая система» определяет «кастовую систему» в древней Индии; 1
перечисляет их права и обязанности брахман; 1
перечисляет их права и обязанности Кшатрии;  
перечисляет их права и обязанности Вайшьи;  
перечисляет их права и обязанностиШудры;  
Определяет влияние религии на развитие древнего общества   знает краткое содержание эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна;  
знает законы Ману;  
знает понятие Нирвана;  
Определяет векторы развития наук в древней Индии приводит доказательства развития математики;  
приводит доказательства развития медицины;  
приводит доказательства развития астрономии.  
Всего баллов 15

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3ЧЕТВЕРТЬ

 


 

Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай»
Тема Чему учили мыслители Древнего Китая Что может рассказать нам о Древнем Китае терракотовая армия Как древние китайцы применяли научные знания  
Цели обучения 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств 5.2.4.2 описывать влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук  
Критерий оценивания   Обучающийся · Называет особенности политического устройства Древнего Китая · Доказывает влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка
Время выполнения 20минут

 

Задания

1. Используя рисунки,ответьте на вопросы:

3.
1.
2.

 

1.Что связывает эти рисунки?

2.Кто изображен на рисунке?

3.В чем заслуга этой личности, приведите не менее 2-х примеров.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Как повлияли данные открытия на развитие Китая?

 
 

 
 

       
         

 

Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Критерии оценивания № задание Дескриптор Баллы
Обучающийся
Называет особенности политического устройства Древнего Китая   Перечисляет особенности политического развития Древнего Китая;  
Называет, кто изображен на рисунке;  
Приводит не менее 2х примеров заслуги ЦиньШихуан-ди для Китая;  
Доказывает влияние хозяйственной деятельности и социальных изменений на появление и развитие наук   Выделяет изменения, связанные с появлением пороха;  
Выделяет изменения, связанные с появлением бумаги в Древнем Китае;  
Указывает изменения, связанные с изобретением компаса;  
Описывает изменения, связанные с появлением первого сейсмографа;  
Делает вывод по теме.  
Итого: 15

 


Задания.

1. Заполните таблицу, сравнивая особенности политического устройства древних государств:

 

  Афины Спарта
1.Территория расселения    
2.Жители    
3.Занятия      
4.Система управления    
5.Вывод    

 

2. Напишите ответ на вопрос: почему в Афинах появилась демократия? Используйте свои знания и предложенные рисунки.

Реформы Клисфена
Реформы Солона
Выступление Перикла на Народном собрании

 

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Перечислите не менее 3х причин возникновения войны между городами-государствамиПочему часто возникали войны между городами-государствами?

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

Критерии оценивания № задание Дескриптор Балл
Определяет особенности политического устройства   называет территорию расселения Афин;  
называет территорию расселения Спарты;  
перечисляет состав населения Афин;  
перечисляет населения Спарты;  
описывает основные занятия граждан Афины;  
описывает основные занятия населения Спарты;  
называет систему управления в Афинах;  
называет систему управления в Спарте;  
делает выводы по теме;  
Доказывает возникновение демократии в Афинском государстве   объясняет значение реформ Солона для Афинской демократии;  
объясняет деятельность Народных собраний;  
обосновывает демократические преобразования Клисфена;  
Доказывает, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств   называет причину: стремление к расширению сферы экономического влияния, а также указывает борьбу за морские торговые пути;  
выделяетпричину: борьба между олигархией и демократией;  
выделяетпричину: стремление Афин и Спарты к господству в Греции.  
Итого:  

За раздел «Древняя Греция»

ФИО обучающегося________________________________________________

 

Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет особенности политического устройства   H2 6UeHkcexkfWIZy53vUyUWkqHHfGFFgf70trqaz85A2WXHPBnV7wpt9rq+D4Xx+nj1Zjbm/l5DSLa Of7D8KfP6pCzU+knqoPoDWj1mDDKgdYaBBP6Qa1AlLxZ6gRknsnLH/JfAAAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANe7zxgjAgAAPgQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2Mu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGl0ZLDfAAAACwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAfQQAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACJBQAAAAA= "/>Затрудняется в определений особенностей политического устройстваАфин и Спарты   Допускает ошибки вопределенийособенностей политического устройства Афин и Спарты   Верно определяет особенности политического устройства Афин и Спарты  
Доказывает возникновение демократии в Афинском государстве . Затрудняется в доказательстве возникновений демократии в Афинском государстве Допускает ошибки в доказательстве возникновения демократии в Афинском государстве   Вернодоказывает возникновение демократии в Афинском государстве
Доказывает, каким образом завоевательные войны и возникновение империй меняли границы государств   T jw4jn2Mj6xHPHO56mSj1KB12xB9aHOxLa6uv/eQMlF1ywJ9d8abcaqvj+1wcp49XY25v5uc1iGjn eIHhrz5Xh5w7lX6iOojegFbLhFE2lOYNTOgHtQJRsqL1EmSeyf8b8l8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAsNv6LSICAAA+BAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAE/CRVt8AAAALAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAIgFAAAAAA== "/>Затрудняется в раскрытии причин возникновения войн между городами-государствами Допускает ошибки в в раскрытии причин возникновения войн между городами-государствами Верно раскрывает причины возникновения войн между городами-государствами

Суммативное оценивание за раздел «Культура Древней Греции»
Тема Как философы Древней Греции представляли идеальное общество Как в искусстве Древней Греции отражены мифы Чему учили в гимназиях, лицеях и в академиях Древней Греции  
Цели обучения 5.2.3.1 давать простое объяснение взглядов философов древности 5.2.2.3 описывать искусство Древнего мира 5.2.4.1 описывать роль письменности в развитии древнего общества
   
Критерий оценивания Обучающийся · Объясняетвзгляды философов древности
  • Сравнивает роль письменности в развитии древнего и современного общества
· Анализирует искусство Древней Греции и современного общества
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Навыки высокого порядка
Время выполнения 20минут

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

 

Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи»  
Тема Как Рим стал самой могущественной империей древност Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме    
Цели обучения 5.3.1.1 характеризовать особенности политического устройства древних государств 5.3.2.2 объяснять, каким образом завоевательные войны и возникновение империй изменяли границы государств 5.1.2.1 описывать социальную организацию древнего общества 5.1.2.2 определять особенности рабства в Древнем мире  
     
Критерий оценивания Обучающийся · Доказывает особенности республиканского строя в Древнем Риме · Указывает причины побед римской армии · Сравнивает сходства и различия социальных слоев в древнем обществе · Интерпретирует особенности рабства в древнем мире
Уровень мыслительных навыков Знание и понимание Применение Оценка  
Время выполнения 20минут  
       

 

Задания

1. Используя рисунки и схему, докажите, что государственное устройство Рима можно считать республикой.

1 2

1___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Всемирная история

Класс


Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведения суммативного оценивания по предмету «Всемирная история» для обучающихся в 5 классах.

Методические рекомендации подготовлены на основе Учебной программы для 5-9 классов уровня основного среднего образования в рамках обновления содержания среднего образования. Суммативное оценивание в 5 классе проводится во всех четвертях. Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, учащихся, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки,фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытомдоступе на официальных интернет-сайтах.

Содержание

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ. 4

Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов» 5

Суммативное оценивание за раздел «Цивилизации речных долин». 9

Суммативное оценивание за раздел «История Древнего Египта». 12

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ. 16

Суммативное оценивание за раздел «Колесницы и империи». 17

Суммативное оценивание за раздел«Древняя Индия: расцвет буддизма и триумф индуизма». 21

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ. 24

Суммативное оценивание за раздел «Древний Китай». 25

Суммативное оценивание за раздел «Древняя Греция». 28

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ. 34

Суммативное оценивание за раздел «Расцвет Римской империи». 35

Суммативное оценивание за раздел «Рим на рубеже эпох». 39

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1ЧЕТВЕРТЬ


Суммативное оценивание за раздел «От охотников-собирателей до земледельцев и скотоводов»

 

Тема Как появился первый человек? Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством  
Цели обучения 5.1.1.2 Объяснять первичные формы объединения: человеческое стадо,род, община, племя и их сходства и различия; 5.2.1.2 Знать древние религиозные верования: тотемизм, анимизм,фетишизм, магия; 5.4.1.1 Описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство,охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля).  
   
Критерий оценивания   Обучающийся · Определяет сходства и различия первичных форм объединения людей; · Определяетдревние религиозные верования; · Характеризуетвиды занятий и хозяйственной деятельности    
Уровень мыслительных навыков Знание и gонимание Применение Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Задания

 

1.
Племя Различие    
Община Различие
  сходство
Род Различие    
Стадо Различие
  сходство
По диаграмме Венна, объясните сходства и различия первичных форм объединения людей:

 

2. По предложенным рисункам, определите древние религиозные верования:

1 2

3 4

       
       

 

Виды хозяйственной деятельности Характеристика
Собирательство и охота  
Рыболовство  
Земледелие  
Скотоводство  
Освоение металлов  

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.