Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2018-01-07 | 162 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Налог есть жертва; но в то же время и
благо, если услуги государства приносят
нам больше наслаждений, чем сколько
отнимает у нас жертва...
Ж.Сисмонди
§ 1. Правовой статус организации
как участника налоговых правоотношений
Налоговый учет организаций. Возникновение обязанности
по уплате налогов и сборов
Налогоплательщики - это лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов, при этом законодательство выделяет две основные группы налогоплательщиков - это организации и физические лица.
Под налогоплательщиком-организацией понимаются как российские юридические лица, так и иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Из указанного выше определения следует, что филиалы и обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, а лишь исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов.
Организация становится налогоплательщиком с момента ее государственной регистрации, однако сам факт государственной регистрации вовсе не означает, что у созданного юридического лица сразу же возникает или возникнет впоследствии обязанность по уплате в бюджет налоговых платежей. Законодательство связывает необходимость уплаты налога с определенными обстоятельствами (юридическими фактами), которые обусловливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В целях осуществления контроля за соблюдением норм налогового законодательства организации подлежат постановке на учет по месту их нахождения, месту нахождения их обособленных подразделений, а также месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 83 НК РФ). При этом организации должны встать на учет вне зависимости от того, повлечет ли их деятельность в дальнейшем обложение теми или иными налогами. Наличие в законодательстве данной нормы препятствует уклонению от учета тем организациям, у которых, как они считают, нет обязательств перед бюджетом. В свою очередь, учет налогоплательщиков позволяет получить государству сведения, необходимые для решения различных задач, например, сведения об общем числе налогоплательщиков и их налоговых обязательствах позволяют прогнозировать налоговые платежи, могут быть использованы при разработке налоговой политики государства, анализа ее эффективности <1>.
|
--------------------------------
<1> См.: Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. С. 496.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту ее нахождения, а также месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Постановка на учет организации (как российской, так и иностранной) по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ (например, это органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, и т.д.). Таким образом, в указанных случаях постановка на учет организации не требует осуществления с ее стороны активных действий (например, действий по подаче заявления о постановке на учет в налоговых органах) и производится налоговыми органами самостоятельно.
|
Свидетельство о постановке на налоговый учет вновь образованному юридическому лицу выдается вместе со свидетельством о государственной регистрации юридического лица <1>.
--------------------------------
<1> См.: пункт 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110) // СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.
Иной порядок, требующий активных действий со стороны налогоплательщика, предусмотрен для постановки на учет в налоговых органах иностранной организации, которая осуществляет деятельность в РФ через обособленное подразделение, а также для российских организаций, в состав которых входят обособленные подразделения.
Так, иностранная организация, которая осуществляет деятельность в РФ через обособленное подразделение, обязана подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту осуществления ею деятельности не позднее 30 календарных дней с даты начала соответствующей деятельности (абз. 2 п. 4 ст. 83 НК РФ) <1>.
--------------------------------
<1> Исключение составляет постановка на учет иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение - см. п. 3 ст. 83 НК РФ.
Российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом несомненный интерес представляет то, как в налоговом законодательстве истолковывается понятие "обособленное подразделение". Если в соответствии со ст. 55 ГК РФ под обособленным подразделением понимается филиал или представительство юридического лица, которые должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц, то НК РФ (ст. 11) к обособленным подразделениям относит любое территориально обособленное подразделение организации, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Рабочее место признается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
|
Создание даже одного оборудованного стационарного рабочего места на срок более одного месяца влечет образование обособленного подразделения организации <1>. При этом стационарное рабочее место должно быть оборудованным, то есть должны быть созданы все необходимые для исполнения трудовых обязанностей условия, а также факт исполнения таких обязанностей <2>.
--------------------------------
<1> См.: письмо МНС РФ от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".
<2> См., например: письма Минфина РФ от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299; от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572, от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176.
Таким образом, обособленное подразделение возникает и подлежит постановке на учет в налоговых органах, если соблюдаются следующие условия:
- территориальная обособленность от организации, - то есть расположение подразделения географически отдельно от головной организации, на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика <1>.
--------------------------------
<1> См., например: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2007 г. N Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. N А26-11293/2005.
- наличие хотя бы одного оборудованного рабочего места, созданного на срок более одного месяца.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных выше условий обособленное подразделение не возникает, следовательно, отсутствует и обязанность организации по постановке на учет в налоговых органах по месту его нахождения.
Основные права и обязанности, составляющие правовой статус
компании как участника налоговых правоотношений
Правовой статус компании как участника налоговых правоотношений составляют закрепленные законодательством о налогах и сборах права и обязанности.
Налоговый кодекс, в частности, закрепляет следующие права организации как налогоплательщика:
- право на получение информации, включая право организации получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, порядке их уплаты, полномочиях налоговых органов и должностных лиц; при этом налогоплательщик вправе получить письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в том числе, от Министерства финансов РФ. Информация предоставляется налогоплательщику на бесплатной основе. Право на получение информации не только служит информированию компании, но и может осуществляться компанией как способ снижения налоговых рисков, так как согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, данных ему уполномоченным органом в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения;
|
- право организации в рамках исполнения обязанности по уплате налогов воспользоваться налоговой льготой, получить отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит, на зачет или возврат суммы излишне уплаченных налогов, пени, штрафов;
- право организации в рамках осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля представлять налоговым органам пояснения по актам проведенных налоговых проверок, присутствовать при проведении выездных налоговых проверок, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству о налогах и сборах;
- право на обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, возмещение причиненных незаконными актами налоговых органов, а также действиями (бездействием) их должностных лиц убытков;
- иные права, установленные законодательством о налогах и сборах.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов, неисполнение которых влечет ответственность.
Налоговый кодекс, в частности, закрепляет следующие обязанности организации как налогоплательщика:
- обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность является основной для налогоплательщика и установлена как в Конституции РФ (ст. 57), так и в НК РФ (ст. 23);
- все остальные обязанности, по сути, являются факультативными и направлены на создание механизмов по исполнению организацией своей основной обязанности;
- уплачивать законно установленные налоги и сборы. К ним, в частности, относятся следующие обязанности: вставать на учет в налоговых органах; вести учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по тем налогам, которые организация обязана уплачивать; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
|
§ 2. Исполнение обязанности по уплате налогов
Возникновение обязанности по уплате налога
Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.
Добровольное исполнение обязанности по уплате налога
По общему правилу организация обязана самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и сбора, то есть от своего имени и за счет собственных средств уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Возможность уплаты налога одним лицом за другое допускается только в случаях, прямо указанных в законодательстве о налогах и сборах и, в любом случае, производится за счет средств налогоплательщика. Так, например, в ряде случаев закон возлагает обязанность по уплате налога в бюджет на налоговых агентов.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты исчисляют и перечисляют в бюджет налоги из средств, удерживаемых у налогоплательщика.
Допускается уплата налога за налогоплательщика через уполномоченного представителя. Однако и в этом случае, как уточнил Конституционный Суд РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О, уплата налога должна производиться за счет собственных средств налогоплательщика.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!