Банк обязан до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Банк обязан до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

2018-01-07 300
Банк обязан до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кроме того, банк обязан принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.

Согласно Закону N 115-ФЗ бенефициарный владелец - это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Идентификация бенефициарных владельцев не проводится в случае принятия банком на обслуживание клиентов, являющихся:

- органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых РФ, субъекты РФ либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

- международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

- эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Согласно разъяснениям Банка России <1>, бенефициарными владельцами клиента банка могут быть одно или несколько физических и (или) юридических лиц. Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем/участником клиента - юридического лица, может владеть такой компанией-клиентом либо иметь возможность контролировать ее через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента). В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, банк должен располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

--------------------------------

<1> См.: письмо Банка России от 28.01.2014 N 14-Т "Об информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев" // Вестник Банка России. 2014. N 11.

 

Банк принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия компании-клиента с учетом следующих факторов:

- физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25% в капитале компании-клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

- физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.)), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;

- иные самостоятельно определяемые банком факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Если в результате принятия мер по идентификации бенефициарных владельцев таковой не выявлен, бенефициарным владельцем признается генеральный директор компании.

В решении банка о признании генерального директора компании-клиента бенефициарным владельцем банком должны быть зафиксированы причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в досье клиента - сведения, указывающие на то, что генеральный директор компании признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления банком бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В целях идентификации бенефициарных владельцев банки вправе предпринимать следующие меры:

- включение в договор с компанией-клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;

- анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной банком, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);

- изучение учредительных документов клиентов - юридических лиц;

- устный опрос клиента с занесением установленной информации в досье клиента;

- использование внешних доступных банку на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);

- иные меры по усмотрению банка.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у банка документах и информации о клиенте и о таком физическом лице. Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться в том числе в досье клиента.

В случае отказа клиента от предоставления данных, в том числе о своем бенефициарном владельце, банк имеет также право:

- отказаться от заключения договора банковского счета с компанией в соответствии с правилами внутреннего контроля банка в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по причине отсутствия документов, необходимых для фиксирования информации при подозрении, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом банк самостоятельно определяет количество и виды документов, которые запрашивает у клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях определения его финансового положения. Согласно разъяснениям Банка России в случае невозможности получения предусмотренных внутренними документами кредитной организации документов, подтверждающих сведения о финансовом положении клиента - юридического лица, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, кредитная организация отказывает такому клиенту в заключении договора банковского счета <1>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Банка России от 22 июля 2014 г. N 24 "О применении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

 

Содержание договора и ведение банковского счета

 

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

При этом банк, если иное не предусмотрено законом или договором банковского счета, не имеет права ограничивать права клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, определять направления расходования денежных средств со счета (п. 3 ст. 845 ГК РФ), а также гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов (ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности).

 

Раскрытие банком информации о клиенте и операциях по счету

 

В последние годы институт банковской тайны все больше уходит в прошлое. Перечень субъектов, которым может быть раскрыта информация, составляющая банковскую тайну, неуклонно растет. Только за последние несколько лет ст. 26 "Банковская тайна" Закона о банках и банковской деятельности неоднократно дополнялась. Сегодня банк обязан в установленных законодательством случаях передавать сведения о клиентах, а также операциях, о счетах и вкладах его клиентов и корреспондентов следующим субъектам:

- самим клиентам;

- Банку России и Агентству по страхованию вкладов;

- судам и арбитражным судам (судьям);

- Счетной палате;

- налоговым органам;

- Пенсионному фонду и Фонду социального страхования;

- судебным приставам, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

- Росфинмониторингу;

- Бюро кредитных историй;

- Федеральной антимонопольной службе;

- таможенным органам;

- органу валютного контроля и агентам валютного контроля;

- центральным банкам и (или) иным органам надзора иностранных государств;

- консульским учреждениям иностранных государств (в отношении счетов иностранных граждан);

- владельцам счета или вклада в сделанном кредитной организацией завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков;

- федеральным государственным органам в рамках Федерального закона "О противодействии коррупции" в отношении операций особых категорий граждан, замещающих или претендующих на замещение государственных должностей.

В силу своих полномочий доступ к банковской тайне могут получить также аудиторские организации, другие банки, в том числе являющиеся головной кредитной организацией банковской группы, а также головные организации (управляющие компании) банковского холдинга. Обладателями банковской тайны клиентов могут стать операционные центры, платежные клиринговые центры, а также операторы платежных систем и банковские платежные агенты.

Наконец, вследствие последних изменений ГК РФ список субъектов, владеющих чужой банковской тайной, пополнился неопределенным кругом лиц. Так, справки по номинальным, залоговым счетам и счетам эскроу могут быть предоставлены третьим лицам в случаях, которые предусмотрены ГК РФ.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть получены практически любым лицом, которому банк, в частности, уступает право требования по выданному клиенту кредиту. При этом судебная практика в настоящее время не считает такую передачу сведений, составляющих объект банковской тайны, противоречащей законодательству.

На всех указанных субъектов Закон о банках и банковской деятельности возлагает обязанность сохранять режим конфиденциальности в отношении полученных сведений.

За разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, органы, их должностные лица и компании несут гражданскую (возмещение убытков), административную (до 5 тыс. рублей) и уголовную ответственность (лишение свободы до 2 лет, ст. 183 УК РФ), включая возмещение нанесенного ущерба.

Как было отмечено, банковский счет открывается с целью совершения операций по нему, то есть такой банковской операции, как осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. Безналичные расчеты производятся через банковские счета, открытые в кредитных организациях. Расчеты наличными деньгами могут производиться между юридическими лицами на сумму, не превышающую установленный Банком России размер (на сегодняшний день 100000 рублей <1>). ГК РФ и Положением Банка России о правилах осуществления перевода денежных средств <2> установлены четыре традиционные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, инкассовыми поручениями, а также введенные в связи с принятием Закона о национальной платежной системе - расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) и расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

--------------------------------

<1>Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" // Вестник Банка России. 2014. N 45.

<2>Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" // Вестник Банка России. 2012. N 34.

 

Указанным формам безналичных расчетов соответствуют определенные платежные документы, формы которых определены в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств.

Основная масса расчетов происходит через расчетную систему Банка России вследствие того, что каждая кредитная организация обязана открыть себе и своим филиалам корреспондентский счет (субсчета) в Банке России. Аналогичные функции может осуществлять и специализированная расчетная НКО, которая также может осуществлять так называемые клиринговые расчеты.

Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств участников расчетов.

 

Расторжение договора банковского счета

и закрытие банковского счета

 

По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:

- когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;

- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

Одностороннее расторжение договора банковского счета по инициативе банка без обращения в суд возможно только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством и с обязательным письменным уведомлением об этом клиента.

Помимо возможности расторгнуть договор банковского счета при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету (п. 1.1 ст. 859 ГК РФ), указанная статья ГК РФ была дополнена п. 1.2, согласно которому банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета.

Таким законным основанием является установленное в абз. 2 п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" право банка расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании п. 11 данной статьи.

Указанный пункт дает кредитной организации право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица), в частности, в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно п. 5.2 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма" решение о квалификации (неквалификации) операции клиента в качестве подозрительной банк принимает самостоятельно на основании имеющейся в его распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность клиента, осуществляющего операцию.

Перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, имеется в данном Положении Банка России N 375-П. В частности, к таким признакам могут быть отнесены:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы кредитной организации для выполнения требований противолегализационного законодательства;

- излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции;

- необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента);

- внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

- явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента) с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике совершения операций.

При этом банк вправе дополнять внутренние документы перечнем признаков, указывающих на необычный характер сделки, по своему усмотрению.

Кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг сведения обо всех случаях отказа от выполнения распоряжений клиентов о совершении операций, а также обо всех случаях расторжения договоров с клиентами по инициативе кредитной организации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.

Таким образом, банк вправе расторгнуть с клиентом договор банковского счета, мотивируя это тем, что клиенту за последний год дважды было отказано в выполнении распоряжения клиента о совершении банковских операций по счету с учетом требований внутреннего документа - правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но не иных внутренних документов банка, посвященных вопросам внутреннего контроля.

Итак, можно заметить, что банк в своей деятельности преследует всегда две цели: извлечение прибыли и минимизацию рисков. В ряде случаев эти цели могут противоречить друг другу, когда банк стоит перед выбором между новыми возможностями развития и необходимостью обеспечения стабильности. Для построения долгосрочных отношений с банком клиенту необходимо понимать данные особенности банковской деятельности, лежащие в основе поведения любого банка. Знание специфики правового регулирования банковской деятельности, особенностей кредитных и расчетных инструментов, механизмов обеспечения устойчивости банка позволит компании оптимально взаимодействовать с любой кредитной организацией.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.