Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-07 | 466 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Слайд 2. В настоящее время психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание числа детей с отклонениями в психическом развитии. В основе большинства дисфункций лежит поражение центральной нервной системы. Поражение ЦНС является результатом внутриутробного поражения или возникшего в младенчестве дисфункции, следствии черепно-мозгововых травм, болезней.
Слайд 3. В недрах подкорковых систем мозга формируются и регламентируются условия и интегративные механизмы удовлетворения исконных потребностей разного ранга (витальных, коммуникативных, саморазвития). Обширный репертуар функций реализуется благодаря тому, что эти церебральные структуры (начиная с эмбрионального периода) не только обеспечивают уникальное взаимодействие между нейробиологическими, соматическими и психическими процессами человека, но и образуют базис для онтогенеза подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. А их дефицитарность закономерно приводит к нарушениям и искажениям процессов развития на различных уровнях их мозгового обеспечения.
Слайд 4. Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала ХХ века подготовили почву для формирования новой дисциплины — нейропсихологии. Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.
Слайд 5. Согласно теории Лурия А. Р. о трех функциональных блоках мозга:
1 блок — энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Данный блок включает неспецифические структуры разных уровней:
|
- ретикулярную формацию ствола мозга;
- неспецифические структуры среднего мозга, его диэнцефальных отделов;
- лимбическую систему;
- медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
Слайд 6. Первый блок формирует, контролирует (активируя, тормозя, катализируя и т. д.) и моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно он опосредует оптимальный статус и иерархию в первую очередь регуляторных уровней поведения человека, их сбалансированный ансамбль в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информации. Этот аспект работы блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания — общего, неизберательного и селективного — а также сознания в целом. Помимо общих неспецифических активационных функций первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой информации. Первый блок мозга, как уже говорилось выше, является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний.
Таким образом, первый блок мозга участвует в осуществлении любой психической деятельности, особенно в процессах памяти, внимания, регуляции эмоциональных состояний и сознания в целом. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу».
Слайд 7. 2 блок — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей извне) информации. Включает основные анализаторский системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Его мозговая организация обеспечивается задними (височными, теменными, затылочными и зонами их перекрытия) конвекситальными (наружными) отделами коры больших полушарий.
Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользование носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления. Таким образом, второй блок мозга является сложнейшим устройством, обеспечивающим получение, переработку и хранение информации, поступающей через осязательные, зрительные и слуховые приборы. Девиз этого уровня: «я могу».
|
Слайд 8. 3 блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности — включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двусторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.
Анатомическое строение третьего блока мозга обуславливает его ведущую роль в программировании замыслов, целей психической деятельности, в ее регуляции и осуществлении контроля за результатами отдельных действий, а также всего поведения в целом. Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, детекция ошибок и своевременная коррекция. Девиз этого уровня «я должен».
Слайд 9. Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга. Способность и возможность операционального функционирования, а особенно произвольная саморегуляция формируется у человека по мере взросления и инвариантно зависят от окружающей среды.
Не смотря на то, что все эти блоки принимают участие в психической деятельности человека и в регуляции его поведения, тот вклад, который вносит каждый из этих блоков в поведение человека, глубоко различен, и поражения, нарушающие работу каждого из этих блоков, приводят к совершенно неодинаковым нарушениям психической деятельности.
Слайд 10. В современной детской популяции очень редко можно встретить вариант отклоняющего развития, не связанный с дизонтогенезом межполушарных взаимодействий на уровне 2-го функционального блока мозга. Остановимся подробно на поражениях аппаратов второго блока.
|
Поражение аппаратов второго блока существенно нарушает условия, необходимые для приема и переработки информации, причем каждое из этих поражений приводит к отчетливым модально-специфическим (зрительным, слуховым, пространственно-кинестетическим) нарушениям:
- поражение височной доли — нарушение слуха;
- поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений);
- поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации;
- поражение этих аппаратов левого полушария - нарушение возможности переработки соответствующей информации при помощи языка.
Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.
Слайд 11. Гностические нарушения зрительной системы.
Агнозия – нарушение узнавания стимулов, которые относятся к той или иной модальности.
1. Предметная: отдельные элементы опознаются правильно, но смысл изображения в целом непонятен. - локализация: правое и левое полушария.
2. Цветовая: больной различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, и не помнит цвет знакомых предметов. Локализация: затылочная область полушарий.
3. Буквенная: суть: буквы правильно копируются, но не понимаются. (замена схожих букв (к/х); неправильное восприятие ориентации букв). Локализация теменно-затылочная область
4. Лицевая: суть: не различаются человеческие лица. Локализация: правая височная область.
5. Симультанная агнозия (синдром Балинта) – суть: воспринимаются только фрагменты изображения, невозможность восприятия ситуации в комплексе, т.к. резко сужен объем восприятия. Локализация передние отделы затылочной области на границе с теменной. 6. Оптико-пространственная: суть: плохая ориентация в пространственных признаках изображения. Локализация правая и левая затылочные области на стыке с теменной.
|
Слайд 12. Гностические нарушения слуховой системы.
1. Слуховая агнозия: человек не может определить смысл простых звуков
2. Дефекты слуховой памяти: а) неспособность различать звуковысотные отношения; б) невозможность выработать слуховые дифференцировки; в)нарушение способности различать звуковые комплексы разной сложности
3. Аритмия: невозможность правильно оценивать и воспроизводить ритмические структуры (наборы звуков, чередующиеся через разные промежутки времени)
4. Сенсорная амузия: невозможность правильно оценивать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию и отличать одну от другой
5. Нарушения интонационной стороны речи
6. Нарушение эмоционального слуха: не различают речевые интонации, плохо различают мужские и женские голоса, не узнают знакомые голоса
7. Речевая акустическая агнозия - сохранна острота слуха, нет выпадения тон-шкалы, но больные не различают фонематические признаки речи.
Слайд 13. Гностические нарушения кожно-кинестетической системы.
Гностические расстройства, характеризующиеся сложной нейропсихологической симптоматикой, связаны с поражением вторичных (1, 2 и частично 5, 7 (верхняя теменная область) и третичных (39 и 40) полей теменной коры (нижняя теменная область).
Поражение вторичных полей коры теменной области мозга сопровождается нарушениями высших тактильных функций или тактильными агнозиями. Выделяют два основных синдрома поражения теменной области мозга: нижнетеменной (астериогноз или тактильная предметная агнозия) и верхнетеменной.
Нижнетеменной синдром 1) тактильная предметная агнозия, или астереогноз — невозможность опознания больным на ощупь знакомых мелких предметов типа ключа или карандаша левой рукой (поражение правого полушария) или правой рукой (поражение левого полушария); 2) тактильная агнозия текстуры объекта — невозможность опознания на ощупь материала объекта (шероховатости или гладкости) противоположной очагу поражения рукой;
Слайд 14. 3) пальцевая агнозия (синдром Грештмана) — не узнает пальцы своей руки (контралатеральной очагу поражения) с закрытыми глазами при прикосновении к ним; 4) тактильная алексия — не опознает знаки, «написанные» на коже контралатеральных конечностей. Верхнетеменной синдром — проявляется симптомами соматоагнозии, т.е. нарушениями "схемы тела". При этом больной затрудняется в опознании частей правой или левой половины тела ("гемисоматоагнозия"), их расположения по отношению друг к другу, а также у него возникают ложные соматические образы ("соматопарагнозия") в виде "чужой" руки, удвоения конечностей или их увеличения или уменьшения. При правостороннем поражении теменной области коры собственные дефекты часто больными не воспринимаются, они их не замечают (симптом анозогнозии).
|
Слайд 15. Акустико-мнестическая афазия:
Основной дефект – нарушение слухоречевой памяти – невозможность воспроизводить серии звуков, слов, воспринимаемых на слух.
Локализация – поражение средних отделов левой височной области.
Оптико-мнестическая афазия
Основной дефект – трудности вспоминания называния предмета или объекта – нарушение номинативной функции речи и невозможность по названию найти нужный предмет (чаще предмет, чем действие).
Локализация – поражение задневисочного и теменно-затылочного отделов мозга.
Афферентная моторная афазия
Основной дефект – нарушается кинестетическая основа артикуляции, произнесение слова.
Симптомы: - замена отдельных артикуляций, смешение звуков.
- Смешение близких по артикуляции звуков. (б-п, м-н)
- Диссоциация между произнесением слов, которые хорошо знакомы и слабо усвоены.
- Системные расстройства (нарушение письма), трудности написания букв.
- Нарушение чтения
- Нарушения написания фраз при зажатом языке
Локализация – постцентральные отделы левого полушария мозга
Слайд 16. Семантическая афазия
Основной дефект – распад понимания, нарушение понимания логико- грамматических отношений, в которые вступают различные слова. Нарушение квази-пространственных символов.
Симптомы – нарушение понимания:
1. Предлогов – "круг над крестом" и "крест на кругом" – одно и то же.
2. Слов с суффиксами "ца", обозначающими вместилище (хлебница…)
3. Сравнительных отношений (ручка длиннее карандаша)
4. Конструкций родительного падежа, (типа "брат отца" при понимании отдельных слов)
5. Временных конструкций ("перед завтраком я прочитал газету")
6. Речевых структур, выражающих пространственные отношения. (Солнце освещается землей или наоборот)
7. Предложений с логическими инверсиями ("Колю ударил Петя". Кто драчун–)
8. Выражений, в которых логически связанные слова далеко отстоят друг от друга.
9. Конструкций, содержащих глагол переходящего действия. (Петя одолжил деньги Коле. Вася одолжил деньги у Миши. Кто кому должен)
Локализация – зона ТПО.
Динамическая афазия
Основной дефект - трудности извлечения отдельных слов, особенно – глаголов; нарушение полноты или избыточность того, что говорит больной; повтор последних слов инструкции вместо выполнения задания.
Локализация – задние отделы мозга – нарушение синтагматичности; передние отделы мозга – формы, связанные с образованием речевого потока.
Слайд 17. Дл я коррекции различных типов онтогенеза необходимым представляется внедрение специального клинико-психолого-педагогического аппарата. Адекватна в этом смысле разработанная технология «Комплексное нейропсихологическое сопровождение развития ребенка», фундаментом которого является метод замещающего онтогенеза (МЗО), созданный в 1990–1997 гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992: Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005).
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций. Первой коррекционной целью МЗО является формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико-пространственных), вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий (язык — глаза, руки — ноги — дыхательная система, суставно-мышечная — дыхательная система и т. п.). Методы направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга, что в конечном итоге создает основу для оптимального статуса подкорково-корковых интеграций, меж- и внутриполушарных взаимодействий и их динамических перестроек.
Слайд 18. Комплекс нейропсихологичекого сопровождения 1-го блока мозга включает в себя: дыхательные упражнения, массаж, самомассаж, растяжки, релаксация, блок упражнений «Здоровые глаза», тренировка мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук и ног. Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1-го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.
Слайд 19. Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария. С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
Слайд 20. Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза. Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.
Слайд 21. Необходимо помнить тот факт, что этапность интенсивного включения методов коррекции различных функциональных блоков мозга не является случайной. Когда мы говорим о векторе актуализации метода в направлении от 1-го к 3-му функциональному блоку мозга, нам необходимо учитывать, что первой должна быть внедрена система упражнений, ориентированных на формирование произвольной саморегуляции; то есть интенция направлена от 3-го к 1-му, затем ко 2-му и вновь к 3-му функциональным мозговым блокам. Первоочередная оптимизация психологических конструкторов, опосредуемых лобными системами мозга, является фундаментом и обязательным условием нейропсихологической коррекции в целом.
Работая с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья, понимаешь, что традиционные методы коррекции перестают соответствовать характеру онтогенеза этих детей. Именно это приводит к необходимости внедрения технологий комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка. Использование на практике метода неропсихологической коррекции доказывает свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами отклоняющего развития.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!