Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии

2018-01-07 129
Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

Юридический факультет

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе,

_____________проф.Елина Е.Г.

___________________________

"__" __________________20 __ г.

Рабочая программа дисциплины

Философия

 

Направление подготовки

Юриспруденция»

профиль подготовки

 

«Правоохранительная деятельность»

«Правоприменительная деятельность»

«Экспертно-консультационная деятельность»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Заочная

Саратов,

2016 год


Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы 108 часов.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции час. Практические заня­тия час. СРС час.
  Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии.     -     Коллоквиум
  Онтология и теория познания           Коллоквиум
  Философские проблемы человека и общества     -     Коллоквиум
  Философские проблемы государства и права       -   Коллоквиум контрольная работа
      Итого       экзамен

Тема 2. Онтология и теория познания

1. Проблема бытия в истории философии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Дух и материя. Материализм и идеализм.

2. Движение и развитие. Модели и законы развития. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Самоорганизация и системность. Прогресс как проблема.

3. Пространство и время. Проблема пространства и времени в истории философии. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческие и методологические основы. Понятие биологического и психологического пространства и времени.

4. Специфика человеческого бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. Подходы к изучению сознания в истории философской мысли.

5. Познание как философская проблема. Представления о познании в истории философии. Проблема познаваемости мира. Понятие знания, знание и мнение, знание и вера. Знание повседневное (здравый смысл, наивный реализм) и научное. Философский спор об источниках познания (эмпиризм, рационализм, синтетический подход).

6. Теория истины в философии. Истина и заблуждение. Критерии истины.

Образовательные технологии

В учебном процессе наряду с традиционными методиками широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий, технологии проблемного обучения, которые включают постановку преподавателем учебно-проблемной философской задачи и создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщёнными способами приобретения новых философских и практических знаний. Проведение семинаров и игр-дискуссий позволит сформировать навыки философской дискуссии. Внедряемая и реализуемая диалоговая модель способствует развитию профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов возможны коллоквиумы, работа в малых учебных группах по самостоятельной разработке определённой темы, проведение диспутов и мастер-классов с участием ведущих философов.

 

Тематика и вопросы семинарских занятий

Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности

 

                 
Семестр Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Автоматизированное тестирование Другие виды учебной деятельности Промежуточная аттестация Итого
                 

Баллы за работу в семестре выставляются по 4-м показателям видов учебной деятельности:

1. Лекции (максимальное количество баллов – 10). Ставится по 5 баллов за посещение каждой лекции: 1 – балл присутствие, активное участие оценивается дополнительными баллами —от 2 до 4 (участие дискуссии, обсуждении).

2. Практические занятия (максимальное количество баллов — 30). Ответ на каждом занятии оценивается по десятибалльной шкале.

 

9-10 Отлично
7-8 Хорошо
3-6 Удовлетворительно
0-2 Неудовлетворительно

3. Самостоятельная работа (максимальное количество баллов – 20).

В ходе самостоятельной работы предполагается написание реферата по одной из предложенных тем с элементами научного исследования. Задания выдаются персонально каждому студенту на практических занятиях.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

 

Юридический факультет

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе,

_____________проф.Елина Е.Г.

___________________________

"__" __________________20 __ г.

Рабочая программа дисциплины

Философия

 

Направление подготовки

Юриспруденция»

профиль подготовки

 

«Правоохранительная деятельность»

«Правоприменительная деятельность»

«Экспертно-консультационная деятельность»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Заочная

Саратов,

2016 год


Структура и содержание дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы 108 часов.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции час. Практические заня­тия час. СРС час.
  Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии.     -     Коллоквиум
  Онтология и теория познания           Коллоквиум
  Философские проблемы человека и общества     -     Коллоквиум
  Философские проблемы государства и права       -   Коллоквиум контрольная работа
      Итого       экзамен

Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Специфика мифологического и религиозного сознания. Философия как критически-рефлексивная форма мировоззрения. Специфика философского знания, его рефлексивная природа. Специфика и всеобщий характер философской проблематики. Предмет философии. Определение предмета философии как философская проблема. Система «Человек – Мир», типы отношения человека к миру.

2. Состав и структура философских знаний. Способы бытия философии в культуре. Индивидуальное и надындивидуальное бытие философии. Отношение философии к сферам духовной деятельности человека.

3. История философии как философская проблема. Критерии типологизации историко-философского процесса. Понятие исторического типа философии. Понятие научной парадигмы. Парадигмы философствования.

4. Возникновение философии. Особенности и основные этапы античной философии. Культурный контекст античной философии. Ее направленность и основная проблематика. Сократ: учение о человеке и учение о методе. Платон: обоснование метафизики и теория идей, учение о познании. Платоновское учение о человеке. Социальная утопия Платона и ее критика. Аристотель: тип философствования. Классификация наук, их сущность и специфика. Эллинистическая философия.

5. Средневековая философия. Источники средневековой философии: религия нового типа и наследие античной философской мысли. Патристика. Схоластика. Рационально-спекулятивная основа теологии. Доказательства бытия бога. Онтологический аргумент. Проблема универсалий. Реализм, номинализм, концептуализм. Философия Фомы Аквинского. Возрождение как культурная эпоха: мировоззрение и мироощущение. Ренессансный гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Этико-эстетические идеи в философии Возрождения (Л. Валла, П. делла Мирандола, Платоновская академия). Неоплатонизм (Н. Кузанский) и пантеизм (Дж. Бруно). Протестантская этика.

6. Эмпиризм и рационализм Нового времени (Ф. Бекон, Р. Декарт, Дж. Локк, Г.Лейбниц, Д. Юм). Немецкая классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, В.Ф.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах).

7. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса. Позитивизм и философия жизни. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Иррационалистические направления в философии ХХ в. Феноменология и герменевтика. Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер. Философия экзистенциализма. Немецкий и французский экзистенциализм. К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель.

8. Философия постмодерна. Смерть субъекта и смерть автора как концепты постмодернистского анализа. Р. Барт, М. Фуко, Ж. Бодрийяр. Деконструкивизм Ж. Деррида. Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари.

9. Мировоззренческие основы русской философии. Судьба России как объект философских споров (П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, славянофилы, западники). Философия всеединства В.С. Соловьева. Религиозная философия серебряного века (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк). Исторические судьбы русской философии и современные дискуссии.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.