Восьмой класс развитие речи и окружающий мир — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Восьмой класс развитие речи и окружающий мир

2018-01-07 257
Восьмой класс развитие речи и окружающий мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первое полугодие

 

Развитие общих речевых навыков. Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательно организованные движения. Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по словесной инструкции.

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

Упражнения для совершенствования кинестетической осно­вы артикуляторных движений и формирования нормативных артикуляторных укладов гласных и ряда согласных звуков (исходя из особенностей речевого развития учащихся).

Упражнения на развитие кинетической основы артикулятор­ных движений.

Игровые этюды для совершенствования движений мимиче­ской мускулатуры учащихся перед зеркалом по образцу, предла­гаемому учителем, и по словесной инструкции. (Интеграция с ло­гопедическими занятиями.)

Упражнения на объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип типа шнуровки, складывания фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховки. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Развитие навыков общения, диалогической и связной ре­чи. Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря учащихся, уточнение понимания ими значений слов, обозначаю­щих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус) и соотнесение их с пиктограммами, с которыми учащиеся познакомились в седь­мом классе.

Введение в лексикон учащихся слов, обозначающих элемен­тарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слов, выража­ющих видовые (названия отдельных предметов), родовые (транс­порт, средства гигиены, сезонная одежда, продукты питания) и отвлеченные обобщенные понятия {добро, зло, красота, вежли­вость). Закрепление в экспрессивной речи детей числительных (в пределах формируемых количественных представлений).

Упражнения с использованием реальных предметов, их ана­логов, картинок и пиктограмм для обучения учащихся называнию объектов и их изображений по тематическим группам, усвоен­ным ранее: «Как называется это?», «Что это?».

Совместное с учащимися составление коротких описатель­ных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, продуктах питания. Дифференциация их в соответствии с ген­дерным принципом (предметы личной гигиены для юношей и де­вушек, женская и мужская одежда), пищевыми свойствами и назначением продуктов питания, назначением транспортных средств (для перевозки грузов и людей) с использованием кар­тинного плана, пиктограмм и речевых средств.

Окружающий предметный мир и профессии людей. Экс­курсия в магазин одежды (отделы мужской и женской одежды, головных уборов) для формирования у учащихся представлений об ассортименте одежды и головных уборов, о способах их по­купки в разных видах магазинов: выбор по размеру, примерка, оплата.

Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проиг­рывают знакомые им ситуации о труде продавца магазина одеж­ды, покупателя, общаются друг с другом в процессе «покупок» товаров для юношей и девушек. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их. Сов­местные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученик отвечает на вопросы «Где продаются брюки?», «Что делает продавец?», «Какие изде­лия продаются в этом отделе магазина?», «Для кого можно ку­пить одежду в этом отделе магазина?», «Что ты хочешь купить из головных уборов, для того чтобы носить летом?». Отработка ал­горитма покупки в магазине, предварительное составление плана необходимых покупок для разных сезонов и разного ассортимен­та и т. п. Знакомство с ценником и биркой на одежде, «маячком», который продавец снимает с одежды на выходе из отдела и т. п.

Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю майку», «Мы купим всем спортивные костюмы для того, чтобы надевать их на занятия физкультурой»), второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изоб­ражений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «Математические пред­ставления и конструирование».)

Расширение представлений учащихся о театре. Посещение театральных спектаклей или импровизированных театральных представлений в школе. Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) об артистах, о посещении театральных спектаклей, рассматривание афиш и программок спектаклей. Уточнение представлений учащихся о профессиях людей, рабо­тающих в театре: актер, музыкант, кассир, билетный контролер, уборщица. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения театра: покупают билеты, предъявляют их контролеру, покупают программку спек­такля, занимают места в зале, смотрят спектакль, в антракте по­сещают буфет и т. д.

Окружающий природный и социальный мир. Расширение и уточнение действий учащихся по элементарному эксперимен­тированию и трудовых действий в природном уголке, парнике, на пришкольном участке и т. д.

Знакомство темой «Грибы: съедобные и ядовитые». Уточне­ние понимания учащимися названий нескольких наиболее из­вестных грибов и соотнесение их с муляжами и картинками. Этюды с музыкальным сопровождением «Сбор грибов», рассмат­ривание иллюстраций, посещение рынка, где продаются грибы.

Занятия с настольно-печатными играми типа «Грибное лу­кошко», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Сад, огород, лес», «В лесу», в ходе которых учащиеся знакомятся с разнообра­зием грибов, ягод, фруктов и овощей.

Развитие представлений учащихся о жизни окружающего при­родного и социального мира в разное время суток. Занятия по аль­бомам для формирования временных представлений63. Беседы, рас­сматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разное время суток. Рассматривание художественных кар­тин, на которых изображены природа, люди, животные в разное время суток. Называние учителем и показ (называние) учащимися символов разных частей суток: солнце всходит, солнце днем, солнце заходит, луна, звезды, цвет частей суток.

Чтение с учащимися стихотворений, рассказов о разных ча­стях суток и их характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.

Экспериментирование с красками и простые опыты по полу­чению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи.

Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудо­вых поручений в природе.

 

Второе полугодие

 

Развитие общих речевых навыков. Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полуго­дии.

Развитие навыков общения, диалогической и связной ре­чи. Целенаправленное обучение диалогической речи в специаль­но организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе занятий с настольно-печатными играми и т. д.).

Обучение учащихся пересказу хорошо знакомых сказок и рассказов с использованием пиктографических кодов, речевых средств (с помощью учителя). Совместное с учащимися состав­ление описательных рассказов (по игрушке, по картинке).

Обучение учащихся составлению повествовательных расска­зов по серии картинок с бытовым сюжетом. При этом использу­ются речевые и неречевые средства общения (пиктограммы, ука­зательные жесты учителя на деталь изображения или предмета).

Совместное с учащимися составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта учени­ков: посещение врача в школьном медкабинете, поликлинике, по­сещение аптеки.

Окружающий предметный мир и профессии людей. Экс­курсии для уточнения ориентировки учащихся в микрорайоне школы с последующими беседами, рассматриванием элементар­ных планов-схем района, обсуждением ситуаций по фотографиям и т. п.

Расширение представлений учащихся о медицинских про­фессиях (окулист, стоматолог, ЛОР-врач и других медицинских работников). Проигрывание под руководством учителя сюжет­ных цепочек, отражающих алгоритм поведения для предотвра­щения болезни, поведения во время болезни и т. д. Моделирова­ние сюжетно-дидактических ситуаций с использованием игрово­го комплекта «Азбука здоровья и гигиены», в которых учащиеся при косвенном руководстве учителя выступают в роли врачей, медсестер, обучающих пациентов правилам здорового образа жизни. Вовлечение учащихся в диалог от имени своего персона­жа (игры «Осмотр врача для посещения бассейна», «На приеме у окулиста», «Скорая помощь выезжает к пострадавшему на пожа­ре» и др.). Рассматривание картин, изображающих заболевших людей (например, Д. Поленов «Больная»). Беседы по картинам, направленные на то, чтобы вызвать у учащихся чувство эмпатии, ассоциации с собственным опытом болезни.

Экскурсии в аптеку для знакомства с ассортиментом аптеч­ных средств и способами покупки простейших медицинских то­варов (вата, бинт, зубная паста, гигиенические салфетки и т. п.). Рассматривание фотографий, сделанных во время экскурсии в ап­теку, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения. Выбор среди разных информационных знаков тех, на которых изображена аптека (по картинкам, фотографиям, пиктограммам).

Повторение и расширение содержания проекта «цирк»: украшения для арены, изготовление совместно с учащимися эле­ментов костюмов клоунов или использование готовых деталей костюмов, разыгрывание простых сценок совместно с другими Учащимися.

Окружающий природный и социальный мир. Уточнение представлений о жизни окружающего природного и социального мира ночью. Занятия по альбомам (см. шестой класс второе полу­годие): природа и жизнь растений, животных и людей ночью. Рассматривание картин, на которых изображена ночь, например, ^ртины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Ночное», ^ Крамского «Лунная ночь». Беседы с учащимися о символах ночи: луна, звезды, темнота. Чтение с учащимися стихотворений, Рассказов, сказок о ночи и ее характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.

Экспериментирование с красками и простые опыты по полу­чению цветосочетаний для обозначения цвета ночи — черный, темно-серый цвет.

Уточнение представлений учащихся о спортивных занятиях в разное время года в зависимости от погодных условий: плавание в открытых водоемах, катание на лыжах, катание на велосипеде и т. п.

Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудо­вых поручений в природе.

 

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Первое полугодие

 

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах. Упражнения с пиктограммами по рабочим тетрадям «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир растений»: «Найди нуж­ные изображения, соедини их стрелками», «Покажи то, о чем го­ворится в предложении», «Найди и покажи лишнее изображе­ние».

Упражнения на узнавание продуктов питания по их изобра­жению на иллюстрациях и по упаковке, по описанию учителя.

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых кар­тин и картинок с доступным им содержанием о питании в столо­вой, кафе: иллюстрации к рассказам, изображения ситуаций по­сещения столовой, кафе, продукты питания и ценники к ним, труд людей в столовых и кафе быстрого питания и др.

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чте­ние», например, журналов о здоровье, о детях, о спорте (см. седьмой класс). Уточнение представлений учащихся о том, что такое «иллюстрация», «название статьи» и «текст». Продолжение обучения учащихся умению последовательно рассматривать журнал и стимулирование их желания вступать в речевой и нере чевой контакт с учителем и другими учащимися в процессе про­сматривания журналов.

Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать и называть информационные, предупреждающие и за­прещающие знаки. Продолжение занятий с тетрадью «Азбука до­рожного движения» и первые занятия по пособию «Безопасное по­ведение на улицах и дорогах». (Интеграция с уроками по предме­ту «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)

Проигрывание вместе с учащимися в сюжетно-отобра-зительных играх и в играх с объемными предметами и игрушками содержания картин (например, Б. Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», С. Лучишкина «Лыжники», В. Маковского «Варка ва­ренья», Б. Шаманова «Ужин в деревне. Семья» и др.).

«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц. В специально созданных ситуациях прослушивание информации (по типу информации в магазине, в метро и т. п.) и действия в со­ответствии с ней, в том числе имитационные, повторение инфор­мации вместе с учителем. Совместная с учителем отработка алго­ритма поведения учащихся в соответствии с прослушанной ин­формацией.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослуши­вания и совместного с учителем элементарного обсуждения сти­хов и рассказов. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Слушание аудиокниг в различном формате.

Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называ­ния ими (показ на иллюстрациях) героев произведений в специ­альных образовательных ситуациях. Обучение учащихся догова-риванию стихов (сопряженное и самостоятельное рассказывание с использованием всех доступных средств общения).

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые уча­щимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в слог-слияние {па, пу} пы, по, пи\ затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).

Выделение слогов из знакомых слов {папа, панама и др.) (слоги должны быть выделены жирным шрифтом, другим цве­том, размером, чтобы привлекать к себе внимание). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующие слоги в слове карточки-слоги.

Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с кар­точками-словами: на, в, под.

 

Второе полугодие

 

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах. Упражнения с пиктограммами66: «Найди нужные изоб­ражения, соедини их стрелками», «Покажи, чем можно рисо­вать», «Найди и покажи лишнее изображение».

Упражнения на узнавание предметов личной гигиены и школьных принадлежностей по их изображению на иллюстраци­ях и по упаковке, по описанию учителя.

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых кар­тин и картинок с доступным им содержанием о процессе покупки школьных принадлежностей: иллюстраций к рассказам, карти­нок, изображающих посещение канцелярских отделов магазинов и покупку товаров, ценники к ним, людей, создающих и продаю­щих эти товары.

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (см. первое полугодие).

Продолжение занятий по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах»67. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)

Проигрывание вместе с учащимися в сюжетно-отобра-зительных играх и в играх с объемными предметами и игрушка­ми содержания картин (см. первое полугодие).

«Аудиальное чтение». Содержание раздела аналогично со­держанию одноименного раздела в первом полугодии.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые уча­щимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в слог-слияние {та, ту, ты, во, ей), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).

Выделение слогов из знаколШх слов {вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответ­ствующим слогом в слове карточку-слог.

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соот­несение их с указательным жестом.

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Первое полугодие

Развитие тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

Упражнения на развитие конструктивного праксиса и зри­тельно-моторной координации в процессе манипулирования предметами (конструктор, пазлы, мозаика). Развитие двигатель­ных стереотипов и графических способностей (штриховки, дори­совки, графические ряды).

Упражнения на развитие артикуляционной моторики, за­крепление навыков правильного воспроизведения артикулятор-ных укладов звуков речи.

Тренировочные упражнения на развитие двигательной памя­ти учащихся.

Упражнения на закрепление связи действий и движений с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, же­стов и речи.

Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучению простым мудрам.

«Рисуночное письмо». Упражнения на закрепление у уча­щихся навыков работы с ножницами: вырезание деталей (инди­видуально) и использование их в предметно-практической дея­тельности.

На основе наблюдений и этюдов обучение учащихся рисова­нию дуба, связывая образ с «характером» дерева.

После совместного с учащимися предварительного рассмат­ривания и обсуждения картин-натюрмортов (например, И. Граба­ря «Натюрморт с грушами», П. Кончаловского «Клубника. Натюрморт», П. Кузнецова «Цветы») обучение их рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафа­ретов и самостоятельно.

Произнесение учителем слова, написанного на листе бумаги. Рисование учащимися (самостоятельно или с использованием трафаретов) картинок, соответствующих этому слову.

Упражнения в тетрадях.

Жестово-образные игры. Игры-пантомимы и этюды на вы­ражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокой­ствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов до­рисовывания пиктограмм (см. рекомендуемые ранее тетради).

«Письменные упражнения». «Письмо» по трафаретам и по точкам букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-2 см).

Письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.

Копирование букв и знакомых слов печатными буквами (если индивидуальные возможности учащегося позволяют, то предла­гаются письменные варианты).

Практические действия учащихся с принадлежностями для письма.

 

Второе полугодие

Развитие тонкой моторики рук. Содержание аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.

«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внеш­ними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми руч­ками.

Упражнения, в которых ученику требуется выбрать (сов­местно с учителем или самостоятельно) необходимые элементы для аппликации из предлагаемого набора, в котором есть «лиш­ние» детали.

Создание специальных условий, стимулирующих учащихся выполнять коллективные аппликации по сюжетам сказок, расска­зов, мультфильмов (вместе с учителем).

Обучение учащихся приемам изображения природных объек­тов: «Дубовая роща», «Зима в парке. Деревья в снегу» и т. п. Ри­сование разных деревьев (береза, дуб, елка) весной, летом, осе­нью и зимой, передавая основные цвета времен года (учитель до­рисовывает людей, другие объекты на рисунке или предлагает учащимся элементы для дополнения рисунка аппликацией).

Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям и самостоятельно. Дорисовывание (рисование) окон на этажах с опорой на образец (первое окно в нижнем эта­же), данный учителем.

Расширение тематики рисования разнообразных форм, рас­положенных в определенном ритмическом порядке.

Жестово-образные игры. Различные игры-пантомимы и* этюды на выражение эмоционального состояния {радость, пе­чаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм (см. рекомендуемые альбо­мы и тетради в первом полугодии и в предыдущих классах).

«Письменные упражнения». Письмо букв, слов по контур­ным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.

Обучение учащихся написанию своих имен (фамилий): по контурным ориентирам и самостоятельно. Подписывание уча­щимися поздравительных открыток, в которых текст может быть заранее напечатан или написан учителем, ученик его обводит и Учитель читает его учащемуся.

Совместное с учащимися списывание (записывание) значи-мой для учащихся информации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб и т. п.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.