Шестой класс развитие речи и окружающий мир — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Шестой класс развитие речи и окружающий мир

2018-01-07 170
Шестой класс развитие речи и окружающий мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первое полугодие

Развитие общих речевых навыков. Развитие речевой мото­рики учащихся: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать задан­ную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).

Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звуча­ния. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Упражнения на совершенствование произносительных ка­честв речи учащихся: уточнение правильной артикуляции глас­ных звуков, произношение звукосочетаний гласных, артикуляция согласных раннего и среднего онтогенеза [м, б, п, т, д, н, к, г, х, в, ф], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двух­сложных слов с прямыми слогами.

Упражнения на развитие слухового восприятия учащихся (различение силы звука, темпа и ритма звучания), направленные на формирование тембрального восприятия неречевых и речевых звуков, внимания, чувства ритма, узнавание речевых звуков, определение местонахождения источника звука, способности подражать темпу и ритму неречевых и речевых звучаний, вос­произведение ритмических структур (от двух до пяти ритмиче­ских сигналов). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Работа над интонационной выразительностью речи: форми­рование умения учащихся слышать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интона­ции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Развитие навыков общения, диалогической и связной ре­чи. Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся (например, «Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).

Совместное с учащимися составление коротких описатель­ных рассказов о продуктах питания с использованием картиннок, пиктограмм и речевых средств.

Окружающий предметный мир и профессии людей. Экс­курсии для знакомства с близлежащими улицами, парком, скве­ром, памятным местом. Рассматривание фотографий, сделанных на прогулке, и беседы по ним с использованием речевых и нере­чевых средств общения.

Экскурсия в продуктовый магазин (хлебобулочные изделия), в процессе которой у учащихся формируются представления о хлебобулочных изделиях.

Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки у детей — раз­дел «Продукты питания».

Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых уча­щиеся проигрывают знакомые им ситуации, отражающие трудо­вые действия продавца продуктового магазина, кассира, покупа­теля, вступают в ситуативное общение друг с другом по теме «Хлебобулочные изделия». Обучающие игры с реальными пред­метами и предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгры­вание ситуаций, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает продавец?», «Какие продукты продаются в этом отделе магазина?», «Покупаем печенье и бублики к чаю» и др. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.

Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю хлеб», «Мы купим торт для праздника»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изоб­ражений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Знакомство с цирком. Посещение цирковых представлений или импровизированных цирковых спектаклей в школе. Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) о цирко вых животных, клоунах и т. д. Проигрывание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол (клоун, цир­кач). Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых уча­щиеся проигрывают ситуации, знакомые им по посещению цирка (покупка билетов, занятие мест в зале, цирковое представление).

Окружающий природный и социальный мир. Чтение учащимся литературных произведений о животных, птицах, при­роде с последующей беседой (в доступной форме) о том, что они узнали. Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природ­ных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по со­держанию прочитанного с использованием невербальных и вер­бальных средств общения.

Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.

Систематические упражнения с пиктограммами: соотнесение существительного и глагола по пиктограммам и картинкам о жи­вотных, растениях, явлениях природы 7. (Интеграция с учебным предметом «Альтернативное чтение.)

Расширение и уточнение действий учащихся по элементар­ному экспериментированию (посадка лука, луковичных растений, укропа, цветов, уход за комнатными цветами, сбор семян) и тру­довых действий в природном уголке, парнике.

Воспитание заботливого отношения учащихся к животным и птицам, бережного отношения к растениям и безопасного пове­дения в процессе практических действий с ними.

Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений учащихся о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в опреде­ленное время года: зима и весна.

Формирование представлений учеников о жизни окружаю­щего природного и социального мира днем. Занятия с альбомом «Формирование представлений у дошкольников о времени. Части" суток»: день.

Экспериментирование с красками и простые опыты по полу­чению сочетаний цветов.

Практические действия на определение цвета частей суток: утро, день. Определение наиболее характерных цветов времен года: осень и зима.

Второе полугодие

Развитие общих речевых навыков. Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полу­годии.

Развитие навыков общения, диалогической и связной ре­чи. Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся на материале тематиче­ской группы «Мясо-молочные продукты» (например, «Покупка мяса для супа», «Из чего сварить молочную кашу?» и т. п.).

Совместное с учащимися составление коротких описатель­ных рассказов о молочных, мясных и рыбных продуктах для при­готовления первого и второго блюд с использованием картинного материала, пиктограмм и речевых средств.

Окружающий предметный мир и профессии людей. Рас­ширение тематики экскурсий для уточнения расположения близ­лежащих улиц, парка, сквера, памятных мест. Рассматривание с учащимися фотографий, сделанных на прогулке и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения.

Экскурсия в продуктовый магазин (мясо-молочный и рыбный отделы).

Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки у детей по разд. «Продукты питания».

Рассказ учителя о том, как изготавливают молочные продук­ты (с использованием речевых и неречевых средств общения).

Обучение учащихся пересказу небольших текстов о рыбаках, доярках и др. с опорой на серию картинок после предварительно­го обсуждения ее содержания (исходя из индивидуальных воз­можностей учащихся).

Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых уча­щиеся проигрывают знакомые им ситуации, отражающие трудовые действия продавца продуктового магазина, кассира, покупа­теля, вступают в ситуативное общение друг с другом (см. первое полугодие).

Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю кефир», «Мы купим молоко и рис, чтобы сварить рисовую кашу»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). Возможно использо­вание «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Проект «цирк»: украшения для арены, изготовление совмест­но с учащимися элементов костюмов для клоунов или использо­вание готовых деталей костюмов, разыгрывание простых сценок вместе с другими учениками (при участии учителя).

Окружающий природный и социальный мир. Привлече­ние учащихся к уходу за растениями на пришкольном участке и в уголке природы: полив цветов из лейки, рыхление земли палоч­кой или детскими лопатками, вскапывание грядок, помощь взрослым в посадке цветов, овощей, прополка грядок, сбор пло­дов, срезание цветов и т. п.

«Трудовой десант»: совместно с учащимися сгребать снег, очищать дорожки, посыпать их песком, подгребать снег к деревь­ям и т. п.

В совместной с учащимися деятельности учить их ухаживать за рыбками и другими животными в живом уголке: кормить, по­ить, чистить аквариум и т. п.

Дидактические игры, игровые упражнения и предметно-практические действия по уточнению представлений о жизни растений, животных, об одежде и труде людей в определенное время года: зимой, весной, летом.

Уточнение представлений учащихся об окружающем при­родном и социальном мире днем. Занятия с альбомами по фор­мированию представлений о частях суток39.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Первое полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах. Аудиальные и визуальные упражнения с использовани­ем картинок, изображающих продукты питания, животных, рыб, природу, профессии людей (продавец, кассир, доярка, рыбак, циркач): «Слушай и показывай на картинке» и т. п.

Аудиальные и визуальные упражнения на прослушивание стихотворения и показ картинки, изображающей действие, на выбор нужной картинки из двух-трех.

Аудиальные и двигательные упражнения: выполнение дви­жений в соответствии с прослушанным текстом стихотворения или короткого рассказа.

Ситуационные упражнения типа «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки» с использованием пиктограмм.

Создание учителем тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.). (В основе такой работы лежит идея «декорации».) «Чтение» информации учащимися (с помо­щью учителя), представленной на тематических пиктографиче­ских стендах на уроках, в том числе на уроках по предмету «Раз­витие речи и окружающий мир», «Математические представле­ния и конструирование».

«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор та­кого же музыкального инструмента или картинки, его изобража­ющей, и называние его.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися двух- и четырехступен­чатых инструкций. Прослушивание и совместное с учителем эле­ментарное обсуждение стихов и сказок. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Слушание аудиокниг: запись сказок, рассказов, стихотворе­ний на аудиокассете, на CD-диске.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у уча­щихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обу­чение учащихся договариванию стихов при прослушивании (со­пряжено), а затем и самостоятельное рассказывание их (исполь­зуются все доступные средства общения).

Привлечение учащихся к изображению действий по прочи­танному учителем тексту в театрализованных играх (режиссер­ских и играх-драматизациях).

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Знакомство учащихся с буквами М, Н (буквы вырезаны по контуру — размер 5 и 3 см).

Дидактические упражнения, в которых учащийся должен вы­брать карточки с буквами среди картинок.

«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответству­ющим предметам и картинкам, на основе «зрительного сканиро­вания» и опоры на изображение. Раскладывание карточек со сло­вами на соответствующие картинки или прикрепление их к ре­альным предметам: к доске, окну и т. п.

Чтение слов под пиктограммами и накладывание (подклады­вание) букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н к таким же буквам в словах.

 

Второе полугодие

 

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах. Работа с пиктограммами (см. первое полугодие).

Создание игровых ситуаций на узнавание продуктов питания по их изображению и по упаковке, по описанию учителя. Упраж­нения на нахождение картинок (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей) с изображением продуктов питания, труда людей (продавец, кассир и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Совместное с учащимися рассматривание сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстраций к рассказам, изображений продуктов питания, бытовых техниче­ских приборов и предметов быта, природы, животных, труда лю­дей разных профессий и в разное время года. Разыгрывание со­держания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.

«Чтение» журналов: просмотр, знакомство с «иллюстрациями», «названиями статей» и «текстом». Показ и чтение учащимся статей (и всего, что учитель посчитает интересным и возможным для учащихся) из современных журналов для детей и родителей, журналов моды и других журналов.

Инсценировка ситуаций «чтение журналов», в ходе которых учащиеся учатся перелистывать страницы, рассматривать иллю­страции и называть то, что на них изображено, используя вер­бальные и невербальные средства общения.

Упражнения, в которых учащиеся должны выбрать информа­ционные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пеше­ходный переход», «Движение пешеходов запрещено»/«Меди­цинский кабинет» и др. «Чтение» сигналов трех- и двухсекцион­ного светофора. Практические упражнения в рабочей тетради по правилам дорожного движения.

Постановка вместе с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей детских спектаклей по сказкам и стихотворениям (учитель вместе с учащимися оре-чевляет действия персонажей).

«Аудиальное чтение». Содержание раздела аналогично со­держанию одноименного раздела в первом полугодии.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Знакомство учащихся с буквами П, Б.

Показ учащимися букв на основе слухового восприятия без зрительного контроля, то есть ученик не может наблюдать арти­куляцию букв при произнесении их учителем.

Дидактические упражнения, в которых учащийся должен вы­брать карточки с буквами среди картинок и цифр.

Знакомство с карточками, на которых напечатаны слова, со­стоящие из знакомых учащимся букв: МАМА, ПАПА, БАБА.

Упражнения на соотнесение знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами.

Знакомство с обозначением гласных звуков символами: [а] — кружок, [о] — овал, [у] — маленький кружок, [ы] — горизонтально вытянутый широкий овал, [и] — горизонтально вытяну­тый узкий овал, [э] — вертикально вытянутый овал. Последова­тельное изучение всех звуков. Сначала обозначаются значком, затем соответствующими печатными буквами. Звуки произносят­ся с различной силой голоса, интонацией.

Буквы опознаются в изученных словах (мама, папа, баба, стул, стол, дом).

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Первое полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упраж­нения на развитие произвольных движений различных частей те­ла, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений), (См. «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Развитие общих речевых навы­ков».) (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир» и логопедическими занятиями.)

Упражнения с разнообразными деревянными, пластмассовы­ми, картонными фигурами (пуговицы, контуры сумочки из двух частей и т. п.), шнурками и деревянными (пластмассовыми) игол­ками с большими ушками. Стимулирование желания учащихся сшивать детали, создавая изделие, и интереса к этому виду дея­тельности.

Развитие тонкой моторики в процессе обучения учащихся приемам лепки: защипыванию края (блюдце, миска), оттягива­нию (морковка, лимон, огурец, банан).

Уточнение навыков владения учащимися приемами самомас­сажа рук с использованием различных массажеров (специальных и импровизированных) и закрепление этих навыков (см. преды­дущие классы).

Практические действия с сыпучими материалами, водой, с бытовыми предметами: пересыпание с помощью ложек, мерных стаканчиков, переливание, перекладывание, открывание коробок, банок и т. д.

Совместное с учащимися изготовление поделок из различных бросовых материалов (катушек, скорлупы орехов, яиц, перышек, картонной тары, мочала).

Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучению простым мудрам и т. п.

«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внеш­ними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками.

Упражнения по ознакомлению учащихся с приемами зри­тельно-тактильного обследования предметов перед лепкой: обу­чение приемам ощупывания двумя руками и одной рукой под зрительным контролем.

Лепка вместе с учащимися из пата (цветного теста) хлебобу­лочных изделий, используя приемы раскатывания пата круговы­ми, параллельными или прямыми движениями. Использование вылепленных изделий в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Семья».

Совместная с учащимися обработка поверхности лепных из­делий пальцами и стекой, украшение ее рельефом.

Лепка знакомых учащимся предметов и графическое изобра­жение их (карандашом или фломастером без раскрашивания и с раскрашиванием). Сопоставление вылепленных объектов и ри­сунков.

Совместное с учащимися рисование красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком ки­сти (например, рисование кроны деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием, касанием кончи­ком кисти). Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске.

Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой фор­мы, но разных по величине (снеговика, неваляшки, пирамидки из трех шаров).

Рисование (совместно с учителем и по образцу) узоров в по­лоске, квадрате, круге, овале. Анализ образца перед его воспро­изведением.

Жестово-образные игры. Игры-пантомимы и этюды на вы­ражение эмоционального состояния: спокойствие, злость41.

«Письменные упражнения». «Письмо» по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н (размер букв — 3 см) — задание предлага­ется, исходя из индивидуальных возможностей учеников.

Знакомство учащихся с музыкальными произведениями, во время слушания которых они рисуют на листе бумаги разные ли­нии: плавные, волнообразные — под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые — под решительную; прерывистые — под ритмичную музыку. Такие же упражнения проводятся с рисованием капель, штрихов и т. п.

Знакомство с пиктограммой «ластик».

Соотнесение школьных принадлежностей с пиктограммами «ластик», «карандаш», «тетрадь», «ручка».

Создание ситуаций, в которых учащиеся знакомятся с прие­мами стирания ластиком рисунка, выполненного простым каран­дашом, и убеждается в невозможности сделать это, если написа­но ручкой.

«Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по М. Монтессори»). Индивидуальные упражнения в тетради42.

Второе полугодие

 

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Содер­жание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.

«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внеш­ними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками.

Лепка знакомых учащимся предметов и графическое изобра­жение их (карандашом или фломастером без раскрашивания и с раскрашиванием). Сопоставление вылепленных объектов и ри­сунков.

Совместное с учащимися выполнение предметной апплика­ции с использованием приема рваной аппликации.

Вырезание учащимися при непосредственном контроле учи­теля полосок бумаги детскими ножницами (индивидуально, ис­ходя из развития тонкой моторики, с помощью и самостоятель­но), наклеивание их на подготовленный для аппликации лист бу­маги или картона. Вырезание круглых и овальных форм, состав­ление вместе с учителем изображений из нескольких деталей (цветы, ягоды, ветки деревьев) и наклеивание их на лист бумаги или картона.

Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги, на два листа — цифры и буквы.

Совместное с учащимися создание композиций с использо­ванием приемов раскрашивания шаблонов или готового контура.

Совместно с учащимися рисование леса, в котором растут разные деревья, используя при этом различные приемы рисова­ния красками (мазки, примакивание, касание кончиком кисти).

Рисование вместе с учащимися человеческого жилья: дере­венского дома.

Жестово-образные игры. Игры-пантомимы и этюды на вы­ражение эмоционального состояния: радость, печаль, спокойствие, злость43. Соотнесение с пиктограммами «смеяться», «плакать».

«Письменные упражнения». Рисование горизонтальных, вертикальных, ломаных линий по начальной, по двум и несколь­ким опорным точкам.

«Письмо» линий в тетради в клетку и в линейку под ритми­ческие удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии.

«Письмо» стрелок: —>, <— по точкам и пунктирным линиям.

«Письмо» букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П по трафаретам (раз­мер буквы — 3 и 1 см).

«Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по М. Монтессори»). Индивидуальные упражнения в тетради.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.