Условия осуществления коррекционной работы — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Условия осуществления коррекционной работы

2018-01-07 874
Условия осуществления коррекционной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формы организации коррекционной работы:

1. Специальные коррекционные занятия (при наличии учителя-дефектолога (тифлопедагога) по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке. При наличии логопеда занятия по коррекции нарушений речи. Также занятия по ритмике и лечебной физкультуре при наличии соответствующих специалистов.

2. Коррекционные упражнения на различных занятиях и в режимных моментах.

Требования к проведению коррекционной работы:

- обеспечить возможность каждого ребенка с нарушением зрения получать офтальмологическое лечение;

- предупреждать ухудшение состояния зрения ребенка (по рекомендации врача-офтальмолога);

- сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских специалистов при постоянном патронировании их медицинскими работниками во время педагогических мероприятий;

- педагогическим специалистам владеть информацией о результатах исследования врача-офтальмолога, знать остроту зрения ребенка, дни назначения окклюзий, т.к. при заклеивании здорового глаза ребенок может оказаться в состоянии слепого с остаточным зрением или слабовидящего;

- знать данные детям рекомендации по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их выполнением;

- проводить на всех занятиях гимнастику для снятия зрительного утомления и физкультурные паузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом;

- оптимально использовать наглядные пособия;

- применять специальные методы обучения.

 

Для занятий тифлопедагогов критерием деления по подгруппам могут быть состояние зрения, этапы лечения зрения, уровни развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире и коммуникативной деятельности.

Для формирования подгрупп при проведении занятий познавательного цикла необходимо учитывать уровень развития речи, мышления, памяти и внимания детей, а также коммуникативных навыков и эмоционально-поведенческих характеристик.

Остановимся на описании характеристики детей, объединенных в подгруппы для коррекционных занятий в зависимости от уровня развития.

Дети, входящие в первую подгруппу, активны, проявляют большой интерес к игре и занятиям, быстро и самостоятельно выполняют задания педагога. Во второй подгруппе дети второго уровня развития. Они требуют в любой деятельности помощи педагога, менее активны, задания выполняют значительно медленнее, а, допуская ошибки, не всегда самостоятельно их замечают и исправляют. В третьей подгруппе объединены дети третьего уровня, которые в большинстве своем не проявляют большого интереса к занятиям, испытывают затруднения, из-за чего отказываются выполнять задания, мало инициативны, замкнуты, трудно общаются друг с другом.

Опыт показывает, что при проведении фронтальных занятий педагоги чаще уделяют внимание активным детям, которые быстро и хорошо справляются с заданием, а дети, у которых имеются в чем-то затруднения, часто остаются без достаточной помощи педагога, тогда как им также необходима индивидуальная помощь, позволяющая детям продвинуться в своем развитии.

Поэтому объединение детей с третьим уровнем развития педагог выстраивает с учетом конкретной задачи по развитию каждого ребенка, при этом уровень дидактических требований к каждому предъявляется индивидуально.

Детям всех уровней развития необходим индивидуальный подход.

Детям первой подгруппы сообразно их познавательным возможностям могут предъявляться более высокие требования из различных программ массового детского сада.

Детям второй подгруппы необходим индивидуальный подход при подборе программы в зависимости от подготовленности ребенка, так как некоторые из них приближены к первому уровню, а другие приближены к третьему. Им необходима помощь в тех видах деятельности, где особенно не хватает уверенности в своих умениях, при этом каждому ребенку оказывается специфическая помощь.

Для детей третьего уровня развития требуется перераспределение учебного материала, так как скорость овладения знаниями замедленна; материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности.

Ориентация на уровень развития и личностные особенности воспитанников, учет их индивидуальных особенностей и становление психики предусматривает плавный переход детей из одной подгруппы в другую при определенных условиях коррекционной помощи и является главным условием успешности индивидуализации и дифференциации в обучении, воспитании и лечении детей с нарушением зрения.

При этом ребенок имеет возможность получать дополнительные занятия и посещать кружки, организованные в дошкольном учреждении.

 

Методическое обеспечение

Для реализации коррекционной программы необходимо соответствующее методическое и дидактическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.

В кабинете тифлопедагога должна быть научно-методическая литература по тифлопедагогике и тифлопсихологии разных лет издания, в том числе новинки, в которых изложены основные теоретические положения о содержании коррекционной работы с детьми с учетом их психофизического развития, а так же содержание и методы обучения и воспитания данной категории детей. Например:

1. Ермаков, В.П.Основы тифлопедагогики [Текст]: учеб. пособие / В.П. Ермаков, Якунин Г.А. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

2. Земцова, М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности [Текст] / М.И. Земцова. – М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 419 с.

3. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: ГороД, 1998. – 262 с.

4. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксиной. – Калуга: Издательство «Адель», 1998. – 118 с.

5. Плаксина, Л.И. Развитие представлений о форме и величине предметов у детей среднего дошкольного возраста при амблиопии и косоглазии [Текст] / Л.И. Плаксина. – М: Информационный центр, 1978. – 25 с.

6. Плаксина, Л.И. Формирование математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием [Текст] / Л.И. Плаксина // Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения / под ред. М.И. Земцовой. – М: Просвещение, 1978. – С. 48-59.

7. Плаксина, Л.И. Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир [Текст] / Л.И. Плаксина // Воспитание слабовидящего ребенка в семье. – М., 1986. – С. 45-48.

8. Плаксина, Л.И. Коррекционно-воспитательная работа в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина // Материалы Всесоюз. симпоз. по дошкольному воспитанию детей с нарушением зрения. – М., 1980. – С. 39-46.

9. Сековец, Л.С. Физическое воспитание детей дошкольного возраста с монокулярным зрением [Текст] / Л.С. Сековец. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – 143 с.

10. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-сервис, 2000. – 250 с.

11. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих [Текст] / Л.И. Солнцева // Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2003. - С. 194-201.

12. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф-сервис, 1997. – 121 с.

13. Солнцева, Л.И.Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: практическое пособие [Текст] / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с.

14. Солнцева, Л.И. О некоторых особенностях начальных форм трудовой деятельности слепых дошкольников [Текст] / Л.И. Солнцева // Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей / под ред. М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой. – М.: [Б.и.], 1975. – с. 5-19.

15. Солнцева, Л.И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л.И. Солнцева, Л.А. Семенов. – М.: ВОС, 1989. – 76 с.

16. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.

17. Литвак А.Г. Тифлопсихология [Текст]: учеб. пособие для студентов деф. фак. пед. ин-тов / А.Г. Литвак. – М.: Просвещение. – 1985. – 208 с.

18. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учебное пособие [Текст] / А.Г. Литвак. – СПб., 2006. – 336 с.

19. Литвак, А.Г. Теоретические вопросы тифлопедагогики [Текст] / А.Г. Литвак. – Л., 1973. – 155 с.

20. Литвак, А.Г. О соотношении понятий компенсация и коррекция [Текст] / А.Г. Литвак // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976. – С. 108-119.

21. Литвак, А.Г. Практикум по тифлопсихологии: учеб. пособие [Текст] / А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. – М.: Просвещение, 1989. – 110 с.

22. Психология воспитания детей с нарушением зрения[Текст] / под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.

23. Тупоногов, Б. К. Теоретические основы тифлопедагогики [Текст]: учебное пособие / Б.К. Тупоногов. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с.

24. Тупоногов, Б.К. Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения: научно-методическое пособие [Текст] / Б.К. Тупоногов. – М.: АПКиППРО, 2005. – 72 с.

Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести, в которых представлены коррекционные программы и методика работы по их реализации со слепыми, слабовидящими, детьми с косоглазием и амблиопией. Например:

 

25. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский. – М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии, 1990. – 58 с.

26. Денискина, В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина. – Уфа: Изд-во филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2004. – 62 с.

27. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие [Текст] / Л.А. Дружинина - М: Экзамен, 2006. – 159 с.

28. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003. – 256 с.

29. Ремезова, Л.А.Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала: книга для работников детских садов и родителей [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 210 с.

30. Ремезова, Л.А.Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во ООО «НТЦ», 2002. – 136 с.

31. Рудакова, Л.В. Основные направления работы специализированного детского сада для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.В. Рудакова // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. –Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1982. – С. 74-85.

32. Сековец, Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения [Текст] / Л.С. Сековец. – Н.Новгород.: изд-во Ю.А. Николаев, 2001. – 168 с.

33. Сековец, Л.С. Организация двигательного режима детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст] / Л.С. Сековец // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 62-64.

34. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст] / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – 3-е изд. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2003. – 162 с.

35. Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. – 1998. – № 3. – С. 25-30.

36. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) [Текст] / под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 23007. – 256 с.

37. Феоктистова, В.А. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием [Текст] / В.А. Феоктистова, Л.В. Егорова, Е.С. Незнамова // Опыт изучения аномальных дошкольников. - Л.: [Б.и.], 1978. – С. 123-126.

38. Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В.А. Феоктистова. – СПб: Речь, 2005. – 128 с.

39. Никулкина, Г.В. Развитие зрительного восприятия [Текст]: учебное пособие / Г.В. Никулкина, Л.В. Фомичева, Е.В. Замашнюк. – СПб.: изд-во РГШПУ им. А.И. Герцена, 2003. -188 с.

40. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации [Текст] / И.Г. Корнилова. – М.: Экзамен, 2004. – 160 с.

41.

Методические рекомендации к проведению коррекционных занятий (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики), в которых представлены конспекты коррекционных занятий.

42. Денискина, В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания [Текст] / В.З. Денискина, Н.С. Костючек // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие / под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.

43. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.А. Дружинина, Т.А. Алекина, Н.Е. Шержукова, И.А. Шестакова. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2007. – 176 с.

44. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.А. Дружинина, Е.В. Андрющенко, Г.А. Шалагина, Л.Г. Шильдяева. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 144 с.

45. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.А. Дружинина, Н.Ю. Абдалова, Л.А. Сидорович, Е.И. Хохлова, Е.Р. Южанинова. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 118 с.

46. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией [Текст]: дис. …кан. пед. наук / Л.А. Дружинина. – М., 2000. – 160 с.

47. Осипова, Л.Б. Коррекция зрительного восприятия: конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 3 до 5 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире [Текст]: методическое пособие для тифлопедагогов / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева; под ред. В.Я. Салаховой. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2003. – 206 с.

48. Осипова, Л.Б. Коррекция зрительного восприятия: конспекты занятий с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) дошкольного возраста от 5 до 7 лет по развитию зрительного восприятия и обогащению представлений о мире [Текст]: методическое пособие для тифлопедагогов / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева; под ред. В.Я. Салаховой. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2004. – 188 с.

49. Ремезова, Л.А.Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала: книга для работников детских садов и родителей [Текст] / Л.А. Ремезова. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 210 с.

50. Ремезова, Л.А.Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин: методическое пособие [Текст] / Л.А. Ремезова, Л.В. Сергеева, О.Ф. Юрлина – Самара: Издательство СГПУ, 2004. – 228 с.

51. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: методич. пособие [Текст] / ред. Л.А. Ремезова; Департамент науки и образ., Самар. Гос. пед. ун-т, ДОУ № 173 «Василек». – Тольятти: [ Б.и. ], 2002. – 254 с.

Методические рекомендации по работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, в которых представлены особенности семейного воспитания детей с нарушениями зрения, основные формы работы ДОУ с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями зрения, рекомендации по организации коррекционной работы с ребенком в домашних условиях.

52. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: в помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения [Текст]: метод. рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск.: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 217 с.

53. Солнцева, Л.И.Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: практическое пособие [Текст] / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2004. – 128 с.

 

Дидактическое обеспечение

 

Дидактическое обеспечение соответствует реализуемой программе и способствует реализации всех направлений коррекционной работы: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка и др.

Дидактический материал может быть представлен натуральными объектами, муляжами, пособиями для бисенсорного восприятия, специально изготовленными тренажерами (гипсовых обратных барельефов, досок с пазами и т.п.); игрушками различной величины, формы, цвета; изобразительными пособиями (предметны и, сюжетные картинки, цветные, силуэтные и контурные изображения объектов, алгоритмы, схемы, специально изготовленные дидактические пособия, настольно-печатные и дидактические игры и т.д.); трафаретами; наборами плоскостных геометрических фигур и объемных форм, материалами, имеющими структуру и качество поверхности, разнообразными пособиями для развития осязания и мелкой моторики, специальными пособиями, отображающими пространственные признаки предметов; предметами и игрушками, которые могут быть использованы в качестве цветовых, световых и звуковых ориентиров; коллекциями запахов, аудиозаписями голосов птиц и зверей, бытовых звуков, и т.д.

Для проведения коррекционных занятий с детьми необходимо иметь различные технические и тифлотехнические средства обучения: магнитофон, видеоаппаратура, компьютер, лупы, светящиеся экраны и др.

Кроме этого, тифлопедагогу для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий необходимы демонстрационный и раздаточные фланелеграфы двух цветов (темные – коричневый, темно-зеленый; светлые – желтый, светло-зеленый), демонстрационная доска, магнитные доски и т.п.

Демонстрационный и раздаточный материал должен соответствовать зрительным возможностям и возрасту детей, быть эстетически и качественно выполненным. Это способствует не только эффективному решению поставленных задач, но и повышению интереса детей к занятиям.

Для удобства реализации тематического планирования часть дидактического и вспомогательного материала можно разместить в специальные папки в соответствии с изучаемыми темами.

Предлагаем пример составления перечня дидактических пособий по различным темам.

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ТРАНСПОРТ»

 

· Лабиринты.

· Разрезные картинки.

· Узнай целое по части.

· Цветные иллюстрации.

· Сказочные автомобили.

· «Автобус» из геометрических фигур (образец, детали).

· Карточки «Что лишнее?».

· Цветные иллюстрации “Машины – помощники”.

· Карточки «По земле, воздуху, воде».

· Разукрась по образцу.

· Силуэты.

· Цветные иллюстрации по ориентировке.

Дополнительные пособия:

· Танграм.

· Трафареты.

· Геометрические фигуры для выкладывания.

· Силуэты, контуры для обводки, обкалывания.

· Рисование по точкам.

· Мелкие игрушки.

· Мозаика.

· Мягкий конструктор.

· Силуэты для моделирования заслоненности.

· Силуэты на штырьках для моделирования пространственных отношений.

· Палочки для выкладывания по образцу.

· Образцы для работы в клетке.

· Картотека малых карточек.

· Картотека стихов.

· Домашние задания.

· Сюжетные картины.

· Книги, иллюстрации.

· Фонотека.

· Алгоритм описания.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ЦВЕТЫ»

· Лабиринты.

· Разложи по порядку (процесс роста растения).

· Карточки по локализации: цветы садовые, луговые, лесные.

· Открытки «Травянистые растения».

· Трафареты, силуэты для фланелеграфа.

· Подбери по цвету: цветы и ваза.

· Разрезные картинки.

· Собери букет.

· Выложи узор (детали узора).

· Собери по образцу.

· Составь целое из частей.

· Комнатные цветы (иллюстрации).

· Карточки по оценке взаимоположения (с элементами заслоненности).

 

 

Дополнительные пособия:

· Танграм.

· Трафареты.

· Силуэты, контуры для обводки, обкалывания.

· Рисование по точкам.

· Мелкие игрушки.

· Мозаика.

· Силуэты на штырьках для моделирования пространственных отношений.

· Палочки для выкладывания по образцу.

· Образцы для работы в клетке.

· Картотека малых карточек.

· Картотека стихов.

· Домашние задания.

· Сюжетные картины.

· Книги, иллюстрации.

· Гербарий.

· Открытки «Садовые цветы».

· Карточки-задания для разукрашивания (дальше, ближе, цвет, форма, величина).

· Домашние задания.

· Алгоритм восприятия, описания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «СЕНСОРИКА»

· «Ателье»: цвет, фактура ткани.

· «Цветик – семицветик»: найди все отттенки заданного цвета.

· Разноцветные сказки (пособие).

· «Поиграй-ка»: цвет, форма, величина.

· Карточки «Малыши-карандаши»: соотнесение по цвету.

· Цветные иллюстрации «Что может быть такого цвета?».

· «Подбери хвост петуху»: цвета радуги.

· Карточки-задания (конур): форма, величина.

· Оценка взаимоположения (цвет, форма): выложи так же.

· Карточки на соотнесение эталона формы (силуэт, контур) и предметного изображения.

· Карты: установление закономерности (ритмическая последовательнось): форма, цвет, величина.

 

Дополнительные пособия:

 

· Танграм.

· Разрезные картинки.

· Игрушки и картинки на сравнение.

· Образцы различных материалов.

· Мозаика.

· Силуэты и картинки для сериации по величине, цвету.

· Пособия по локализации.

· Вкладыши «Монтессори».

· Игрушки.

· Геометрические формы: плоскостные, объемные.

· Эталоны цвета.

· Соотнесение по оттенкам.

· Цветные иллюстрации.

· Образцы для работы в клетке.

· Образцы для раскрашивания.

· Трафареты по форме, величине.

· Шнуровка.

· Пособия по темам и др.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ОРИЕНТИРОВКА»

· Образцы для заданий в клетке.

· «Математика в клеточку».

· Геометрическая мозаика (образцы).

· Оценка взаимоположения предметов.

· Ориентировка в таблице (3 клетки на 3).

· Карточки-задания (контур) по ориентировке.

· Лабиринты.

· «Проведи дорожку».

· Пособие «В парке»: ориентировка, употребление пространственных предлогов и наречий.

· Карты-схемы: найди дорогу по ориентирам.

· Планы.

· Карты-схемы: по какой дорожке пойдешь.

· Карточки на сравнение пространственного положения.

 

 

Дополнительные пособия.

· Условные мерки.

· Ориентиры.

· Крупные предметы для моделирования в большом пространстве.

· Мелкие игрушки для моделирования пространственных отношений.

· Макеты.

· Схемы.

· Перфорированные подставки для моделирования силуэтами на штырьках или мозаикой.

· Подставки с прорезями для моделирования заслоненности.

· Фонотека.

· Сюжетные, пейзажные картины.

· Игры, типа «Попади в ворота», «Набрось на кольцо» и др.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «УРОЖАЙ»

· Цветные иллюстрации «Грибы».

· Карточки-задания (контур).

· Цветные иллюстрации по ориентировке «Урожай», «Огород».

· Узнай, назови одним словом. Разложи так же.

· Силуэты для фланелеграфа.

· Игра по ориентировке «Грибы».

· Цветные иллюстрации «Запомни и расскажи».

· Цветные иллюстрации «Дары сада»: цвет, форма, величина.

· Цветные картинки для обведения, зрительного восприятия, описания.

· Карточки: сравни 2 овоща (цвет, форма, величина, спелость), ягоды.

· Игра «Узнай, назови, найди на сюжетной картинке; подбери пару».

· Пособие по оценке глубины пространства.

· Карточки: узнай по части, по контуру.

· Пересечение контуров.

· Картинки по ориентировке.

· Картинки по локализации заданных объектов.

· Что растет на грядке (фигуры для выкладывания).

· Грибы – наложение предметных изображений, силуэтов.

· Сравни, найди отличия.

· Разрезные картинки.

· Трафареты.

Дополнительные пособия.

· Муляжи.

· Мелкие игрушки.

· Пособие «Найди пару».

· Малые карточки (картотека по темам).

· Образцы для работы в клетке.

· Контуры, силуэты для обводки, обкалывания, закрашивания.

· Алгоритм описания.

· Домашние задания.

· Сюжетные картины, силуэты для моделирования.

· Картотека стихов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «МЕБЕЛЬ»

· Карточки по ориентировке.

· Узнай, назови, подбери пару; найди на картинке.

· Иллюстрации на локализацию объекта, цвета, формы, конфигурации, сравнение:
- столы;
- шкафы;
- кухонная мебель;
- кабинетная мебель;
- спальная мебель;
- мягкая мебель (для спальни, гостиной).

· Силуэты.

· Соедини линией.

· Образцы для обведения.

· Разрезные картинки.

· Трафареты.

· Планы помещений с мебелью.

· Пересечение контуров.

· Узнай целое по части.

· Найди тень.

 

Дополнительные пособия:

· Макет дома с мебелью.

· Макеты мебели.

· Образцы по работе в клетке.

· Образцы для закрашивания.

· Лабиринты.

· Мелкие картинки.

· Образцы материалов.

· Малые карточки (картотека по темам).

· Картотека стихов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ПРОФЕССИИ»

· Карточкм-задания: инструменты (контуры).

· Перфорированное пособие: где чья вещь.

· Цветные иллюстрации.

· «Профессии мужчин» - раскрась по образцу.

· Цветные иллюстрации «Столярный инструмент».

· Сравни, что изменилось (инструмент).

· Кроссворд «Инструменты».

· Карточки: соотнеси силуэт с предметом.

· Цветные иллюстрации «Мои помощники».

· Пособие «Соедини линией» (чья машина).

· Силуэты, контуры.

 

 

Дополнительные пособия.

· Трафареты.

· Книги.

· Иллюстрации.

· Игрушки.

· Малые карточки (картотека по темам).

· Картотека стихов.

· Образцы для работы в клетку.

· Лабиринты.

· Образцы для разукрашивания.

· Сюжетные картины.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ДЕРЕВЬЯ»

 

 

· Лабиринты.

· Обведи дорожку.

· Цветные иллюстрации.

· Карточки для рассматривания: дерево, лист, плод.

· С какого дерева лист.

· Карточка (локализация): грибы – ягоды, узнай дерево по цветку, плоду.

· Пособие «Соедини линией»: дерево – лист.

· Искусственные листья (для восприятия, обводки).

· Дорисуй по точкам.

· Раскрась по заданию.

 

 

Дополнительные пособия:

· Трафареты.

· Гербарий.

· Искусственные ветки с листьями.

· Картины.

· Мелкие фигурки для выкладывания на фланелеграфе.

· Силуэты на штырьках для моделирования пространственных отношений.

· Фонограмма.

· Образцы для обводки, закрашивания, обкалывания.

· Образцы для работы в клетке.

· Малые карточки (картотека по темам).

· Картотека стихов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ТРАНСПОРТ»

 

 

· Лабиринты.

· Разрезные картинки.

· Узнай целое по части.

· Цветные иллюстрации.

· Сказочные автомобили.

· «Автобус» из геометрических фигур (образец, детали).

· Карточки «Что лишнее?».

· Цветные иллюстрации “Машины – помощники”.

· Карточки «По земле, воздуху, воде».

· Разукрась по образцу.

· Силуэты.

· Цветные иллюстрации по ориентировке.

 

 

Дополнительные пособия:

· Танграм.

· Трафареты.

· Геометрические фигуры для выкладывания.

· Силуэты, контуры для обводки, обкалывания.

· Рисование по точкам.

· Мелкие игрушки.

· Мозаика.

· Мягкий конструктор.

· Силуэты для моделирования заслоненности.

· Силуэты на штырьках для моделирования пространственных отношений.

· Палочки для выкладывания по образцу.

· Образцы для работы в клетке.

· Картотека малых карточек.

· Картотека стихов.

· Домашние задания.

· Сюжетные картины.

· Книги, иллюстрации.

· Фонотека.

· Алгоритм описания.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ЦВЕТЫ»

· Лабиринты.

· Разложи по порядку (процесс роста растения).

· Карточки по локализации: цветы садовые, луговые, лесные.

· Открытки «Травянистые растения».

· Трафареты, силуэты для фланелеграфа.

· Подбери по цвету: цветы и ваза.

· Разрезные картинки.

· Собери букет.

· Выложи узор (детали узора).

· Собери по образцу.

· Составь целое из частей.

· Комнатные цветы (иллюстрации).

· Карточки по оценке взаимоположения (с элементами заслоненности).

 

 

Дополнительные пособия:

· Танграм.

· Трафареты.

· Силуэты, контуры для обводки, обкалывания.

· Рисование по точкам.

· Мелкие игрушки.

· Мозаика.

· Силуэты на штырьках для моделирования пространственных отношений.

· Палочки для выкладывания по образцу.

· Образцы для работы в клетке.

· Картотека малых карточек.

· Картотека стихов.

· Домашние задания.

· Сюжетные картины.

· Книги, иллюстрации.

· Гербарий.

· Открытки «Садовые цветы».

· Карточки-задания для разукрашивания (дальше, ближе, цвет, форма, величина).

· Домашние задания.

· Алгоритм восприятия, описания.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «УРОЖАЙ»

· Цветные иллюстрации «Грибы».

· Карточки-задания (контур).

· Цветные иллюстрации по ориентировке «Урожай», «Огород».

· Узнай, назови одним словом. Разложи так же.

· Силуэты для фланелеграфа.

· Игра по ориентировке «Грибы».

· Цветные иллюстрации «Запомни и расскажи».

· Цветные иллюстрации «Дары сада»: цвет, форма, величина.

· Цветные картинки для обведения, зрительного восприятия, описания.

· Карточки: сравни 2 овоща (цвет, форма, величина, спелость), ягоды.

· Игра «Узнай, назови, найди на сюжетной картинке; подбери пару».

· Пособие по оценке глубины пространства.

· Карточки: узнай по части, по контуру.

· Пересечение контуров.

· Картинки по ориентировке.

· Картинки по локализации заданных объектов.

· Что растет на грядке (фигуры для выкладывания).

· Грибы – наложение предметных изображений, силуэтов.

· Сравни, найди отличия.

· Разрезные картинки.

· Трафареты.

 

Дополнительные пособия.

· Муляжи.

· Мелкие игрушки.

· Пособие «Найди пару».

· Малые карточки (картотека по темам).

· Образцы для работы в клетке.

· Контуры, силуэты для обводки, обкалывания, закрашивания.

· Алгоритм описания.

· Домашние задания.

· Сюжетные картины, силуэты для моделирования.

· Картотека стихов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «МЕБЕЛЬ»

· Карточки по ориентировке.

· Узнай, назови, подбери пару; найди на картинке.

· Иллюстрации на локализацию объекта, цвета, формы, конфигурации, сравнение:
- столы;
- шкафы;
- кухонная мебель;
- кабинетная мебель;
- спальная мебель;
- мягкая мебель (для спальни, гостиной).

· Силуэты.

· Соедини линией.

· Образцы для обведения.

· Разрезные картинки.

· Трафареты.

· Планы помещений с мебелью.

· Пересечение контуров.

· Узнай целое по части.

· Найди тень.

 

Дополнительные пособия:

· Макет дома с мебелью.

· Макеты мебели.

· Образцы по работе в клетке.

· Образцы для закрашивания.

· Лабиринты.

· Мелкие картинки.

· Образцы материалов.

· Малые карточки (картотека по темам).

· Картотека стихов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ПРОФЕССИИ»

· Карточкм-задания: инструменты (контуры).

· Перфорированное пособие: где чья вещь.

· Цветные иллюстрации.

· «Профессии мужчин» - раскрась по образцу.

· Цветные иллюстрации «Столярный инструмент».

· Сравни, что изменилось (инструмент).

· Кроссворд «Инструменты».

· Карточки: соотнеси силуэт с предметом.

· Цветные иллюстрации «Мои помощники».

· Пособие «Соедини линией» (чья машина).

· Силуэты, контуры.

 

Дополнительные пособия.

· Трафареты.

· Книги.

· Иллюстрации.

· Игрушки.

· Малые карточки (картотека по темам).

· Картотека стихов.

· Образцы для работы в клетку.

· Лабиринты.

· Образцы для разукрашивания.

· Сюжетные картины.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ДЕРЕВЬЯ»

 

 

· Лабиринты.

· Обведи дорожку.

· Цветные иллюстрации.

· Карточки для рассматривания: дерево, лист, плод.

· С какого дерева лист.

· Карточка (локализация): грибы – ягоды, узнай дерево по цветку, плоду.

· Пособие «Соедини линией»: дерево – лист.

· Искусственные листья (для восприятия, обводки).

· Дорисуй по точкам.

· Раскрась по заданию.

 

Дополнительные пособия:

· Трафареты.

· Гербарий.

· Искусственные ветки с листьями.

· Картины.

· Мелкие фигурки для выкладывания на фланелеграфе.

· Силуэты на штырьках для моделирования пространственных отношений.

· Фонограмма.

· Образцы для обводки, закрашивания, обкалывания.

· Образцы для работы в клетке.

· Малые карточки (картотека по темам).

· Картотека стихов.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «СЕНСОРИКА»

· «Ателье»: цвет, фактура ткани.

· «Цветик – семицветик»: найди все отттенки заданного цвета.

· Разноцветные сказки (пособие).

· «Поиграй-ка»: цвет, форма, величина.

· Карточки «Малыши-карандаши»: соотнесение по цвету.

· Цветные иллюстрации «Что может быть такого цвета?».

· «Подбери хвост петуху»: цвета радуги.

· Карточки-задания (конур): форма, величина.

· Оценка взаимоположения (цвет, форма): выложи так же.

· Карточки на соотнесение эталона формы (силуэт, контур) и предметного изображения.

· Карты: установление закономерности (ритмическая последовательнось): форма, цвет, величина.

 

Дополнительные пособия:

 

· Танграм.

· Разрезные картинки.

· Игрушки и картинки на сравнение.

· Образцы различных материалов.

· Мозаика.

· Силуэты и картинки для сериации по величине, цвету.

· Пособия по локализации.

· Вкладыши «Монтессори».

· Игрушки.

· Геометрические формы: плоскостные, объемные.

· Эталоны цвета.

· Соотнесение по оттенкам.

· Цветные иллюстрации.

· Образцы для работы в клетке.

· Образцы для раскрашивания.

· Трафареты по форме, величине.

· Шнуровка.

· Пособия по темам и др.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ «ОРИЕНТИРОВКА»

· Образцы для заданий в клетке.

· «Математика в клеточку».

· Геометрическая мозаика (образцы).

· Оценка взаимоположения предметов.

· Ориентировка в таблице (3 клетки на 3).

· Карточки-задания (контур) по ориентировке.

· Лабиринты.

· «Проведи дорожку».

· Пособие «В парке»: ориентировка, употребление пространственных предлогов и наречий.

· Карты-схемы: найди дорогу по ориентирам.

· Планы.

· Карты-схемы: по какой дорожке пойдешь.

· Карточки на сравнение пространственного положения.

 

 

Дополнительные пособия.

· Условные мерки.

· Ориентиры.

· Крупные предметы для моделирования в большом пространстве.

· Мелкие игрушки для моделирования пространственных отношени


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.45 с.