Направления и формы взаимодействия ДОУ с семьей. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Направления и формы взаимодействия ДОУ с семьей.

2018-01-07 368
Направления и формы взаимодействия ДОУ с семьей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Направления работы Формы работы
Педагогическое просвещение родителей · информационные стенды · памятки · тематические выставки · консультации
Активные формы взаимодействия · родительские собрания · индивидуальные консультации · дни открытых дверей · практические занятия для родителей · индивидуальные занятия с родителями и их ребенком · анкетирование, опросы · домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми
Совместное творчество детей, родителей и педагогов · совместные досуговые мероприятия, праздники, развлечения · книгоиздание, выпуск газет · индивидуальные проекты для совместного выполнения родителями и детьми · выставки семейного творчества · «дерево добрых пожеланий» · организация и участие в конкурсах, выставках

 

Большинство активных форм и совместное творчество осуществляется соответственно годовому плану учреждения (выставки семейного творчества, конкурсы, досуги, выпуск газет, книгоиздание и т.д.). Педагогическое просвещение родителей в коррекционных группах планирует тифлопедагог.

Поскольку детский сад посещают дети с нарушениями зрения в возрасте от 3-х до 7 лет, целесообразно содержание просветительского направления разделить на четыре этапа соответственно возрасту и особенностям развития детей со зрительной патологией.

План работы на каждую возрастную группу может включать следующие мероприятия: консультации, родительские собрания, информирование через стенды, ведение «Дневников достижений ребенка» (таблица 2).

Материал родительских собраний, групповых консультаций содержит информацию о годовых задачах учреждения и данной возрастной группы, о возрастных и специфических особенностях детей со зрительной патологией данного возраста, об организации коррекционной системы ДОУ, о сенсорном развитии детей, особенностях ориентировки, специальных способах деятельности, развитии предметных и временных представлений и др.

Индивидуальное консультирование чаще всего осуществляется по запросу родителей и проходит в активной форме. Оно предполагает уточнение проблемы ребенка, его интересов, выяснение отношения родителей к дефекту ребенка, информирование о структуре дефекта, проблемных зонах и ресурсных возможностях ребенка. Здесь же проектируется объем и содержание коррекционной помощи, разграничение сферы коррекционного воздействия.

Эффективна такая форма работы с родителями, как проведение с ними практических занятий по знакомству со специальными приемами деятельности, которым необходимо обучать их ребенка.

На стендах размещается информация, предоставленная врачами, тифлопедагогом, психологом, социальным педагогом, например: офтальмоэргономические требования к организации деятельности ребенка, характеристика лечебных аппаратов, зрительные гимнастики, релаксационные упражнения для глаз, основные медицинские, психологические, педагогические термины и т.п.

В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как ведение «Дневников достижений ребенка». В них родителям сообщают обо всем новом, чему научился ребенок, о перспективах его ближайшего развития. Целесообразно предлагать несколько упражнений, способствующих закреплению специальных знаний и умений, которые дети могут выполнить совместно с родителями дома.

Выполнение таких заданий совместно с ребенком активизирует родителей, побуждает их интересоваться успехами своего ребенка, выяснять причины неудач, трудностей, с которыми сталкивается их малыш.

Как правило, предлагаемые игровые упражнения направлены на решение следующих задач:

общеразвивающая задача (требования программы согласно возрасту ребенка, содержится информация о том, что необходимо знать и уметь ребенку по конкретной теме);

- специальная коррекционная задача (формирование специальных способов деятельности, приемов получения информации об объекте и др.);

- развитие зрительного восприятия;

- развитие осязания и мелкой моторики;

- развитие памяти, речи; развитие мышления и логики;

- развитие навыков ориентировки;

- развитие зрительно-моторной координации;

- подготовка руки к письму.

Дневник достижений ребенка заполняется еженедельно. Задания подбираются в соответствии с изучаемой темой (одежда, транспорт, цветы и т.п.) и предполагают работу в тетрадях, альбомах, изготовление поделок, наблюдения в быту, на улице и т.п.

Таблица 2

Примерный план работы тифлопедагога с родителями

форма Тематика   Срок  
МЛАДШАЯ ГРУППА
1. Групповые консультации 1.1. Содержание коррекционной помощи в МДОУ (информирование о структуре нарушений зрения в группе, знакомство со специалистами, формами и условиями организации коррекционной работы). Сентябрь
1.1.1. Это вы можете: практические советы тифлопедагога (памятка для родителей): - какую помощь вы можете оказать ребёнку в первые дни пребывания в детском саду; - как носить очки и ухаживать за ними; - упражнения для поднятия остроты зрения.  
1.2. Сенсорное воспитание детей с нарушенным зрением. Февраль
1.2.1.. ЭВМ - это вы можете (памятка для родителей): развивающие игры (цвет, форма, величина)
2. Индивидуальные консультации По запросу В течение года
3. Собрания 3.1. Знакомство с годовыми задачами воспитания, обучения, коррекции. Возрастные особенности детей с нарушением зрения 3-4 лет. Октябрь
3.2. Отчёт по результатам коррекционной работы с детьми: успехи, негатив, перспективы. Май
4. Стендовое информирование 4.1. Структура коррекционной помощи ребенку с нарушением зрения в ДОУ. 1 раз в 2 месяца
4.2. Особенности развития детей со зрительной патологией.
4.3. Как ухаживать за очками.
4.4. Лечебное питание.
4.5. Зрительные гимнастики.
4.6. ЧАЗ (читайте, анализируйте, запоминайте): - специальный понятийный словарь наиболее часто встречающихся глазных заболеваний.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
1. Групповые консультации 1.1. Лечебное питание. Сентябрь
1.1.1..ЭВМ - это вы можете: правильное питание при глазных заболеваниях (памятка для родителей).  
1.2. Роль осязания и мелкой моторики в развитии ребёнка с нарушением зрения. Февраль
1.2.1. ЭВМ – это вы можете (памятка для родителей): игры и упражнения, развивающие осязание и мелкую моторику ребенка.
2. Индивидуальные консультации По запросу В течение года
3. Собрания 3.1. Знакомство с годовыми задачами воспитания, обучения, коррекции. Возрастные особенности детей с нарушением зрения 4-5 лет. Октябрь
3.2. Отчёт по результатам коррекционной работы с детьми: успехи, негатив, перспективы. Май
4. Стендовое информирование 4.1. Причины появления косоглазия. Особенности развития ребенка с косоглазием и амблтопией. 1 раз в 2 месяца
4.2. Питание, необходимое для хорошей работы глаз.
4.3. Умные ручки (игровые упражнения по развитию мелкой моторики).
4.4. Как видит ваш ребёнок (фото).
4.5. Массаж для глаз.
4.6. ЧАЗ (читайте, анализируйте, запоминайте): - характеристика лечебных аппаратов.
5. Дневник достижений ребенка Согласно тематическому планированию 1 раз в неделю
форма Тематика   Срок  
СТАРШАЯ ГРУППА
1. Групповые консультации 1.1. Формирование умений воспринимать внешние свойства и признаки предметов – важный этап в развитии познания ребёнка с нарушением зрения. Сентябрь
1.1.1.ЭВМ – это вы можете: как помочь ребёнку накапливать знания о предметном мире (памятка);  
1.2. Сюжетное изображение – картина мира. Февраль
1.2.1. ЭВМ – это вы можете (памятка для родителей): схема восприятия сюжетного изображения
2. Индивидуальные консультации По запросу В течение года
3. Собрания 3.1. Знакомство с годовыми задачами воспитания, обучения, коррекции. Возрастные особенности детей с нарушением зрения 5-6 лет. Октябрь
3.2. Отчёт по результатам коррекционной работы с детьми: успехи, негатив, перспективы. Май
4. Стендовое информирование 4.1. Упражнения для снятия зрительного утомления. 1 раз в 2 месяца
4.2. Как смотреть телевизор.
4.3. Фитотерапия в лечении и предупреждении глазных эаболеваний.
4.4. Ребята, давайте жить дружно! (правила общения)
4.5. Я всё умею сам: формирование навыков культуры поведения и самообслуживания у детей со зрительной патологией.
4.6. ЧАЗ (читайте, анализируйте, запоминайте): - основные причины трудностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения.
5. Дневник достижений ребенка Согласно тематическому планированию 1 раз в неделю
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
1. Групповые консультации 1.1. Особенности пространственных представлений и ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения. Сентябрь
1.1.1. ЭВМ - это вы можете: практические рекомендации тифлопедагога: - ориентируемся на доске, в тетради, в классе (памятка для родителей.)  
1.2. Скоро в школу: зрение первоклассника. Май
1.2.1.ЭВМ – это вы можете: как организовать рабочее место школьника.
2. Индивидуальные консультации По запросу В течение года
3. Собрания 3.1. Знакомство с годовыми задачами воспитания, обучения, коррекции. Возрастные особенности детей с нарушением зрения 6-7 лет. Октябрь
3.2. Отчёт по результатам коррекционной работы с детьми: успехи, негатив, перспективы. Май
4. Стендовое информирование 4.1. Упражнения для восстановления работоспособности. 1 раз в 2 месяца
4.2. Ребёнок за компьютером.
4.3. Электроприборы в вашем доме.
4.4. Готовим к письму руку и глаз.
4.5. Валеологический самоанализ.
4.6. ЧАЗ (читайте, анализируйте, запоминайте): - готов ли ваш ребёнок к школе?
5. Дневник достижений ребенка Согласно тематическому планированию 1 раз в неделю

 

Из опыта работы тифлопедагогов-практиков большая часть родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями зрения, заинтересованы в его развитии, интересуются его успехами, пытаются понять, чем обусловлены трудности, возникающие у ребенка. Они часто обращаются с вопросами о том, как организовать помощь ребенку в домашних условиях, как подготовить его к обучению в школе. В помощь родителям разработаны методические рекомендации «Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения» (Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю.).

Содержание заданий, предложенных в пособии, позволяет не только познакомить ребенка с нарушением зрения с предметами окружающего мира, но и сформировать и расширить представления о себе, дать представления о различных профессиях, приобщать к труду взрослых, знакомить с явлениями общественной жизни, формировать навыки безопасного поведения в помещении и на улице.

Регулярная работа специалиста-тифлопедагога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения, помогает:

- глубже узнать родителям своего ребенка;

- создать близким взрослым комфортную для развития ребенка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в коррекции, воспитании и обучении ребенка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Успешный положительный результат коррекционно-педагогического процесса напрямую зависит от того, насколько грамотно будут простроены отношения между специалистами и родителями ребенка.

Рекомендуемая литература

1. Амосов, Н.М. Здоровье и счастье ребенка [Текст] / Н.М. Амосов. – М., 1979.

2. Бердыханова, Я. Мама, папа, занимайтесь со мной [Текст] / Я. Бердыханова. – М., 1985.

3. Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье [Текст] / М. Брамбринг. – М.: ACADEMA, 2003.

4. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье [Текст]: Сб. науч. тр. НИИ дефектологии АПН СССР / под ред. Солнцевой Л.И., Ермакова В.П. – М., 1979, – 72 с.

5. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье [Текст] / научный редактор В.А. Феоктистова. – М.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена – 1993. – 78 с.

6. Ерастова, Е.А. Воспитание слепых детей в семье [Текст] / Е.А. Ерастова. – М.: изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь “особому” ребенку. Книга для педагогов и родителей [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич.– СПб: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.– 96с.

8. Кондратов, А.М. Воспитание детей в семьях незрячих родителей [Текст]: практическое пособие / А.М. Кондратов, Е.Н. Руцкая – М.: ВОС, 1989. – 37 с.

9. Леви, В. Нестандартный ребенок [Текст] / В. Леви. – СПБ, 1993.

10. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать проблемы [Текст] / Д. Лешли. – М., 1991.

11. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети [Текст]: методическое пособие для воспитателей, классных руководителей / Л.И. Маленкова. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1994. – 243с.

12. Осипова, Л.Б. Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями зрения [Текст]: методические рекомендации / Л.Б. Осипова, Ю.Ю. Стахеева. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2009. – 218 с. (35,6 п.л.)

13. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 320 с.

 

Учебно-методическое обеспечение коррекционно-развивающего процесса

Программное обеспечение

1. В детском саду для детей с нарушениями зрения реализуют две основные программы: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И.Плаксиной.

Мы остановимся на разъяснениях к реализации коррекционной программы.

Актуальность и перспективность указанной программы заключается в том, что она создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Содержание программы предусматривает обучение и воспитание детей с нарушением зрения в детском саду, реализацию общеразвивающих и коррекционных задач в разнообразных специфических для детей дошкольного возраста видах деятельности. При этом важным условием реализации содержания программы является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы.

Важно то, что в программе обозначены общеобразовательные занятия:

· развитие речи;

· формирование элементарных математических представлений;

· ознакомление с окружающим миром;

· изобразительное искусство;

· физическое воспитание;

· трудовое обучение;

· игра.

Каждый раздел начинается с пояснительной записки, программы рассчитаны на 4 года обучения, каждый год расписан по разделам, в которых обозначены задачи.

Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Все занятия проводят индивидуально или подгруппами с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей ребенка.

Виды коррекционной работы в детском саду, предусмотренные программой:

· развитие зрительного восприятия;

· развитие социально-бытовой ориентировки;

· коррекция нарушений речи;

· развитие осязания и мелкой моторики;

· ориентировка в пространстве;

· ритмика;

· лечебная физкультура.

Перспективно то, что содержание программы помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов:

- учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

- комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

- перераспределение учебного материала (увеличение сроков обучения) и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

- дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

- создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.

В программе обозначена конечная цель пребывания в детском саду. Это – стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Согласно программе,тифлопедагог проводит занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке (развитие осязания и мелкой моторики как часть занятия входят в каждое из вышеперечисленных занятий).

Важно реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход в работе, а для этого необходимо упорядочить количество общеобразовательных и коррекционных занятий, сочетая их с лечебно-профилактическими мероприятиями. Предлагаем примерное распределение коррекционных и общеобразовательных занятий на неделю.

Коррекционные занятия:

· занятия тифлопедагога три раза в неделю по подгруппам, индивидуальные - ежедневно;

· организация сюжетно-ролевой игры два раза в неделю, проводит тифлопедагог (если в группе есть дети, нуждающиеся в помощи);

· занятия логопеда один раз в неделю по подгруппам, индивидуальные - ежедневно;

· ритмика два раза в неделю, проводит учитель ритмики по подгруппам;

· лечебная физкультура два раза в неделю, проводит инструктор по подгруппам.

Общеобразовательные занятия индивидуальные и подгрупповые:

· ознакомление с окружающим и развитие речи один раз в неделю проводит педагог, хорошо владеющий методикой развития речи;

· игровые математические занятия один раз в неделю проводит педагог, хорошо знающий методику математики;

· музыка два раза в неделю, проводит музыкальный руководитель по подгруппам и индивидуально;

· занятия по изобразительной деятельности один раз в неделю проводит специальный педагог по подгруппам и индивидуально;

· занятия по физкультуре педагог проводит один раз в неделю по подгруппам, соответственно физическому развитию детей;

· занятия по лечебной физкультуре, как групповые, так и подгрупповые, два раза в неделю проводит методист ЛФК, учитывая состояние и характер зрительных нарушений ребенка.

Дети могут заниматься в кружках:

· театральной деятельности - два раза в неделю;

· вокальном - один раз в неделю;

· экологическом - один раз в неделю;

· ручного труда - один раз в неделю.

Указанные занятия проводятся для тех детей, которые имеют возможность их посещать. Дети посещают кружки по интересам, но с учетом рекомендаций врачей, соблюдения офтальмо-гигиенических условий и др.

Система занятий в дошкольном образовательном учреждении должна быть гибкой. Большинство детей могут начать с лечебных процедур (как правило, их оказывается много) и коррекционных занятий: логопеда, который корригирует недостатки речи, тифлопедагога, осуществляющего комплексную коррекционно-компенсаторную работу и других специалистов, ведущих работу как по восстановлению здоровья, лечения зрения, так и коррекции познавательных возможностей.

Предлагаем примерную сетку общеобразовательных и коррекционных занятий в старшей группе ДОУ (таблица …).

 

 

Таблица

Примерная сетка занятий на неделю

 

День недели Время Вид деятельности Место проведения Ответственный
Понедельник 9.00-9.25 Занятие тифлопедагога подгрупповое старшая группа тифлопедагог воспитатель
9.30-9.55 Отдых, игры старшая группа тифлопедагог воспитатель
10.00-10.25 Ритмика музыкальный зал преподаватель ритмики воспитатель
16.00-16.30 Ознакомление с окружающим миром старшая группа воспитатель
Вторник 9.00-9.25 ФЭМП старшая группа воспитатель
9.30-9.55 Отдых, игры, индивидуальная работа с тифлопедагогом старшая группа воспитатель
11.00-12.30 Физкультура на воздухе участок методист ЛФК
16.30-17.00 ИЗО старшая группа преподаватель ИЗО
Среда 9.00-9.25 Занятие тифлопедагога подгрупповое старшая группа тифлопедагог воспитатель
9.30-9.55 Отдых, игры старшая группа тифлопедагог воспитатель
10.00-10.25 Музыкальное занятие музыкальный зал музыкальный руководитель воспитатель
15.30-16.30 ЛФК музыкальный зал методист ЛФК
Четверг 9.00-9.40 Индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом старшая группа логопедический кабинет логопед
9.40-10.10 ИЗО старшая группа преподаватель ИЗО
15.30-16.30 Ритмика музыкальный зал преподаватель ритмики
Пятница 9.00-9.25 Занятие тифлопедагога подгрупповое старшая группа тифлопедагог воспитатель
9.30-10.30 Занятия вокальной группы музыкальный зал музыкальный руководитель воспитатель
15.00-16.30 ЛФК музыкальный зал методист ЛФК

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.