Запись живой звучащей речи и диалектной лексики — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Запись живой звучащей речи и диалектной лексики

2018-01-07 207
Запись живой звучащей речи и диалектной лексики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для собирания диалектной лексики, связанной с животным миром

1. Как называют домашних животных (коров, овец, коз, свиней и др.), а также их детенышей? Имеются ли названия домашних животных, характеризующие возраст, пол, породу, окраску, особенности поведения или какие-то другие их свойства?

2. Как в вашей деревне (селе) называют диких животных (лис, медведей, волков
и др.), их детенышей?

3. Как называются рыбы, птицы, пресмыкающиеся, насекомые и пр.?

4. На каких диких животных и птиц охотятся в вашей местности, как называется
охотничья добыча?

Вопросы для собирания диалектной лексики, связанной с природой, растительным миром

1. Какое название имеют деревья, кустарники, полевые и огородные культуры, травы, цветы, грибы и другие растения?

2. Имеет ли специальные названия молодой, старый, редкий, частый лес?

3. Какие виды деревьев растут в лесу?

4. Есть ли особое название для сгоревшего леса?

5. Как называется сухое дерево, дерево со сгнившей серединой?

6. Какие виды съедобных и несъедобных грибов растут в лесах?

7. Различаются ли грибы и ягоды по времени и месту сбора?

8. Как называются кустарники и съедобные плоды на них?

9. Какие названия лесных массивов, рек, озер, полей, лугов употребляются в вашей местности?

10. Имеются ли особые наименования явлений природы, состояния погоды (хорошая, ясная или дождливая, ненастная погода; атмосферные осадки и пр.)?

11. Какие виды грунта встречаются, есть ли названия для подземных вод?

Вопросы для собирания ремесленно-промысловой лексики

1. Как называют человека по профессии, роду деятельности в вашем населенном пункте?

2. Какие промыслы, ремесла распространены?

3. Расскажите о различных сельскохозяйственных работах (о пахоте, посеве, уходе за растениями, обработке земли, а также о сборе, хранении и переработке урожая). Как называются снопы, способы их укладки?

4. Как называются различные сельскохозяйственные орудия, предназначенные для обработки земли, ухода за посевами?

5. Какие орудия лова, виды насадок используют рыбаки?

6. Есть ли в вашей местности рыбацкие лодки, из каких частей они состоят?

7. Как называются люди, занимающиеся изготовлением глиняной посуды?

8. С какими видами оружия ходят на охоту, какие капканы на диких зверей, ловушки для птиц используются в вашей местности?

9. Есть ли в селе (деревне) люди, занимающиеся рытьем колодцев? Как их называют?

10. Какие виды колодцев знаете?

11. Как называют людей, которые изготавливают коробы, плетут корзины, лапти? Из какого материала они их делают?

12. Расскажите, для чего предназначена каждая разновидность корзины?

13. Какие разновидности лаптей плели раньше? Чем они отличались?

14. Как называют людей, изготавливающих колеса, сани, телеги?

15. Расскажите, из каких частей состоит повозка, телега,

16. Какие инструменты используются при изготовлении телег и саней?

17. Как в вашей деревне (селе) называют мастеров печного дела?

18. Как называются печки в комнате, в бане?

19. Покажите, из каких частей состоит печь. Расскажите, как устроен дымоход.

20. Как называется место перед печкой, под печкой, между стеной и печкой?

21. Покажите и назовите все деревянные планки около печи.

22. Как называется лестница, по которой поднимаются на печи?

23. Расскажите, из каких частей состоит бочка.

24. Расскажите, в какой последовательности изготавливаются бочки. Какие инструменты используются при изготовлении бочек. Для чего они предназначены?

25. Какие названия бочек известны?

26. Какие названия деревянных построек известны в вашей местности?

27. Как называются отдельные жилые и нежилые помещения дома?

28. Расскажите об устройстве пола, потолка и их элементах.

29. Какие виды крыш известны? Назовите их составные части.

30. Есть ли деревянные кровати, настилы? Как они называются, из чего состоят? Какие еще деревянные предметы употребляются в хозяйстве?

31. Есть ли особое название для полки с иконами?

32. Используются ли в хозяйстве предметы, выдолбленные из дерева? Расскажите о способе их изготовления, назначении.

33. Какие виды пил, топоров, молотков известны? Какие виды работ ими выполняются? Какими еще инструментами пользуются плотники и столяры?

34. Как называются места, где идут лесоразработки?

35. Различаются ли лесозаготовители и обработчики по профессиям?

36. Как называются помещения для распилки бревен? Как называют части распиленного бревна?

37. Как называют людей, занимающихся изготовлением валенок? Какие виды шерсти, инструменты они используют, как ее обрабатывают?

38. Как называются люди, занимающиеся пчеловодством?

39. Как называется главная пчела роя, другие пчелы?

40. Какие ульи известны в вашей местности? Где и в чем хранится готовый мед?

41. Какие предметы используются для ухода за пчелами?

42. Какие виды пряжи по качеству, размеру, способу изготовления известны в вашем населенном пункте?

43. Как называется сотканное полотно? Что ткали и шили из этого полотна?

44. Опишите (покажите) ткацкий стан, из каких деталей он состоит. Покажите в действии (или расскажите), как идет процесс ткачества.

45. Покажите ручные, ножные прялки. Из каких частей они состоят?

 

Данные вопросы лишь намечают направление беседы. Если выбирается какая-то основная тематика разговора, то поиск лексики становится более детальным. Посмотрим на примере тематической группы «ПИЩА»

1. Общее название пищи: Пища, еда, отдельное блюдо. Обобщенное название времени еды и приемов пищи: завтрак, обед, ужин и др.

Первые блюда

2.1. Первое жидкое горячее блюдо: Обобщенное название первого горячего блюда (щи, борщ, суп, похлебка и др.) Разновидности похлебок в зависимости от бульона, вида приправ Приправа в щи, похлебку

2.2.Холодные первые блюда: Окрошка, разновидности окрошек. Тюря, разновидности тюрь.

Вторые блюда

3.1. Блюда из крупы: Названия крупы (гречневая, пшенная, пшеничная, ячневая, рисовая и др.) Каши из разных круп (из гречневой, пшенной и др. круп; из нескольких круп) Различение каш в зависимости от того, круто или жидко они приготовлены Каши с добавлением масла или без масла, с добавлением яиц, изюма и пр. Запеканки, их разновидности (из творога, картофеля, лапши, каши и др.) Кушанья из круп, приготовленные по специальному поводу (на свадьбах и дру­гих праздниках, пирах, на поминках)

3.2. Овощные блюда: Тушеные, пареные овощи, способы приготовления овощных блюд Кушанья из тыквы, репы, брюквы, картофеля, лука и др.

3.3. Мясные блюда: А) Название мяса различных сортов. Название мяса различных животных (коровы, свиньи, барана, лошади, овцы и др.), сортов мяса в зависимости от части туши, его качества Б) Кушанья из мяса и способы его приготовления Вареное, жареное мясо (из говядины, баранины, свинины и пр.). Кушанья из внутренностей, ливера животных.

3.4. Блюда из мяса птицы, рыбы: Свежее мясо птицы, рыбы; название мяса и частей тушки различных птиц и рыб. Фарш из мяса птицы, рыбы и изделия из него. Кушанья из мяса птицы, рыбы и способы их приготовления. Внутренности птицы или рыбы, употребляемые в пищу, и кушанья из них.

3.5. Блюда из грибов: Съедобные грибы, блюда из них. Использование грибов в качестве добавки к другому блюду.

3.6. Молочные блюда: А) Молоко (парное, кипяченое или топленое). Молочные продукты (сливки, сметана, масло, творог, сыр, кислое молоко и др.). Название молока в зависимости от времени доения коровы, его качества Б) Кушанья, приготовленные на молоке. Кушанья из круп или муки, приготовленные на молоке или простокваше. Молочный кисель. Молочная приправа к различным кушаньям.

3.8. Блюда из яиц: Общее название яиц в зависимости от их размера, формы, качества и т.п. Название различных блюд из яиц или с добавлением яиц (яичница, омлет и пр.)

Третьи блюда, напитки

4.1. Безалкогольные напитки: Компоты, кисели, их разновидности в зависимости от вида ягод, фруктов, идущих на их приготовление, способа приготовления. Квас, способы приготовления, оценка кваса по качеству.

4.2. Алкогольные, спиртные напитки: Водка, самогон, хлебное вино, пиво, брага, настойки. Способы приготовления спиртных напитков.

4.3. Другие напитки: Чай (черный чай; зеленый чай; цветочный чай; целебный чай и др.). Вода (кипяток, горячая вода, родниковая вода)

5. Изделия из ягод: Названия отдельных ягод (брусника, клюква, черемуха, ежевика, рябина и др.). Ягодный сок (из различных сортов ягод). Топленая, пареная, сушеная ягода. Желе, варенье из различных ягод.

6. Сладости, лакомства, кондитерские изделия: Общее название сладостей. Десерт, сахар, мед, изделия из меда и пр. Конфеты (название в зависимости от цвета, формы, состава и др.).

Запись живой звучащей речи и ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ

 

Диалектная лексика — это слова, которые приняты и используются в определенной местности или определенным кругом людей. Без знания диалектов невозможно представить себе все богатство языка. Изучать их можно только в беседах с носителями диалекта.

Собеседники-информаторы обязательно должны быть местными жителями, родившимися в данной деревне или проведшими в ней большую часть своей жизни. В идеале при их выборе нужно стремиться к тому, чтобы их родители были урожен­цами этой деревни. Но можно работать и с людьми из близлежащих населенных пунктов с тем же или сходным диалектом. Нужно, чтобы среди информаторов были мужчины и женщины, можно разговаривать с людьми не только старшего (что предпочтительнее), но и среднего, и младшего поколения. Следует привлекать для беседы людей с отчетливым произношением, без существенных индивидуальных недостатков речи. Желательно, чтобы информанты были минимально грамотны, хо­рошо сохраняли в речи диалектные черты. Существенные дополнения и коррективы к собранному материалу могут внести беседы с людьми, профессионально зани­мающимися (занимавшимися в прошлом) каким-либо делом – с рыбаками, охотни­ками, портнихами, изготовителями лаптей, плакальщицами, свахами и др.

Успешность работы зависит от того, насколько удачно выбраны информаторы, от навыков ведения разговора в нужном русле, от способности вызвать доверие, расположить собеседника к себе и – во многом – от знания собирателем вопросов программы, от свободного владения материалом, знания изучаемых реалий, хотя умение развить в процессе разговора тему беседы и обогатить те направления, в ко­торых она пойдет, трудно заменить какой бы то ни было программой или пособием. Прежде чем начать собирательскую работу, следует очень тщательно, даже скрупулезно продумать вопросы, которые будут задаваться информаторам, чтобы получить представление о говоре как системе, его лексическом составе, словообразовательных особенностях и т.д. Собирая материал по темам, связанным с духовной и материальной культурой, важно познакомиться с реалиями, попросить показать и – желательно – сфотографировать вещь, или попросить подробно рассказать о старой реалии (например, одежда), записать не только название предмета, но и его частей.

При сборе диалектного материала основным является метод направленной беседы. Начинать ее целесообразно с разговора на общую тему – о целях работы, о важности и научном значении материалов, которые будут записаны от информантов; можно и нужно – для установления более близкого контакта – поговорить о самом человеке, его жизни, интересах; после этого следует перейти к вопросам по определенным темам. Например, можно попросить собеседника рассказать, какие деревья, грибы, ягоды, травы он знает, какие из них растут в местных лесах, используются ли какие-нибудь травы при лечении болезней, с какими растениями связаны известные здесь приметы, обряды.

Основным требованием является запись диалектного материала в транскрипции, с ударением в момент самих рассказов о тех или иных сторонах жизни

Все записи диалектной речи должны вестись в фонетической транскрипции. При транскрибировании диалектной речи можно пользоваться упрощенной транскрипцией:

1) для обозначения редуцированных гласных используются буквы ъ и ь;

2) «закрытые», или «узкие» гласные е и о, отличающиеся более высоким подъемом спинки языка и большей напряженностью языкового тела, обозначаются крышечкой над соответствующей гласной буквой: [ô], [ê];

3) «дуга», объединяющая части в составе фонетического слова, а также компоненты дифтонга, обозначается знаком (^): фˆс’ел’иˆé.

4)мягкость предшествующего согласного и согласного на конце слова передается надстрочным знаком: с’ел, с’ем’;

5) звук «йот» обозначается посредством [j];

6) долгота согласного специальным знаком не обозначается (пишется две графемы подряд: шш ý ка, уч и ¢ цца);

7) над каждым словом обязательно проставляется ударение.

8) знаки одиночных и парных вертикальных линий для обозначения небольшой паузы, которой отделяются друг от друга речевые такты или фразы, а также сигнализирующие об абсолютном конца речи, заменяются традиционными знаками препинания: запятая, точка с запятой, точка.

Таким образом, основное внимание при расшифровки аудиозаписей студент должен обратить внимание на фонетические особенности говора: наличие редуцированных звуков, гласных призвуков, мягкость/твердость согласных и пр. С морфологической точки зрения важны точные записи флексий разных частей речи.

 

При выборке из записанного текста (письменного или аудиофрагмента) диалектной лексики составляются записи на карточках (формат каталожной библиотечной карточки), где указываются: 1) сама лексема (с ударением), 2) грамматические пометы (например, окончание род.п. и род для имени существительного), 3) стилистические пометы (если имеются, например, ласк., презрит.), 4) толкование значения (возможно как пространное описание, так и передача через слова-синонимы литературного языка), 5) иллюстрация (употребление слова в контексте), 6) сведения об информанте (ФИО, возраст или год рождения), 7) информация о месте записи (населенный пункт, район).

 

Вопросы для собирания диалектной лексики, связанной с животным миром

1. Как называют домашних животных (коров, овец, коз, свиней и др.), а также их детенышей? Имеются ли названия домашних животных, характеризующие возраст, пол, породу, окраску, особенности поведения или какие-то другие их свойства?

2. Как в вашей деревне (селе) называют диких животных (лис, медведей, волков
и др.), их детенышей?

3. Как называются рыбы, птицы, пресмыкающиеся, насекомые и пр.?

4. На каких диких животных и птиц охотятся в вашей местности, как называется
охотничья добыча?

Вопросы для собирания диалектной лексики, связанной с природой, растительным миром

1. Какое название имеют деревья, кустарники, полевые и огородные культуры, травы, цветы, грибы и другие растения?

2. Имеет ли специальные названия молодой, старый, редкий, частый лес?

3. Какие виды деревьев растут в лесу?

4. Есть ли особое название для сгоревшего леса?

5. Как называется сухое дерево, дерево со сгнившей серединой?

6. Какие виды съедобных и несъедобных грибов растут в лесах?

7. Различаются ли грибы и ягоды по времени и месту сбора?

8. Как называются кустарники и съедобные плоды на них?

9. Какие названия лесных массивов, рек, озер, полей, лугов употребляются в вашей местности?

10. Имеются ли особые наименования явлений природы, состояния погоды (хорошая, ясная или дождливая, ненастная погода; атмосферные осадки и пр.)?

11. Какие виды грунта встречаются, есть ли названия для подземных вод?

Вопросы для собирания ремесленно-промысловой лексики

1. Как называют человека по профессии, роду деятельности в вашем населенном пункте?

2. Какие промыслы, ремесла распространены?

3. Расскажите о различных сельскохозяйственных работах (о пахоте, посеве, уходе за растениями, обработке земли, а также о сборе, хранении и переработке урожая). Как называются снопы, способы их укладки?

4. Как называются различные сельскохозяйственные орудия, предназначенные для обработки земли, ухода за посевами?

5. Какие орудия лова, виды насадок используют рыбаки?

6. Есть ли в вашей местности рыбацкие лодки, из каких частей они состоят?

7. Как называются люди, занимающиеся изготовлением глиняной посуды?

8. С какими видами оружия ходят на охоту, какие капканы на диких зверей, ловушки для птиц используются в вашей местности?

9. Есть ли в селе (деревне) люди, занимающиеся рытьем колодцев? Как их называют?

10. Какие виды колодцев знаете?

11. Как называют людей, которые изготавливают коробы, плетут корзины, лапти? Из какого материала они их делают?

12. Расскажите, для чего предназначена каждая разновидность корзины?

13. Какие разновидности лаптей плели раньше? Чем они отличались?

14. Как называют людей, изготавливающих колеса, сани, телеги?

15. Расскажите, из каких частей состоит повозка, телега,

16. Какие инструменты используются при изготовлении телег и саней?

17. Как в вашей деревне (селе) называют мастеров печного дела?

18. Как называются печки в комнате, в бане?

19. Покажите, из каких частей состоит печь. Расскажите, как устроен дымоход.

20. Как называется место перед печкой, под печкой, между стеной и печкой?

21. Покажите и назовите все деревянные планки около печи.

22. Как называется лестница, по которой поднимаются на печи?

23. Расскажите, из каких частей состоит бочка.

24. Расскажите, в какой последовательности изготавливаются бочки. Какие инструменты используются при изготовлении бочек. Для чего они предназначены?

25. Какие названия бочек известны?

26. Какие названия деревянных построек известны в вашей местности?

27. Как называются отдельные жилые и нежилые помещения дома?

28. Расскажите об устройстве пола, потолка и их элементах.

29. Какие виды крыш известны? Назовите их составные части.

30. Есть ли деревянные кровати, настилы? Как они называются, из чего состоят? Какие еще деревянные предметы употребляются в хозяйстве?

31. Есть ли особое название для полки с иконами?

32. Используются ли в хозяйстве предметы, выдолбленные из дерева? Расскажите о способе их изготовления, назначении.

33. Какие виды пил, топоров, молотков известны? Какие виды работ ими выполняются? Какими еще инструментами пользуются плотники и столяры?

34. Как называются места, где идут лесоразработки?

35. Различаются ли лесозаготовители и обработчики по профессиям?

36. Как называются помещения для распилки бревен? Как называют части распиленного бревна?

37. Как называют людей, занимающихся изготовлением валенок? Какие виды шерсти, инструменты они используют, как ее обрабатывают?

38. Как называются люди, занимающиеся пчеловодством?

39. Как называется главная пчела роя, другие пчелы?

40. Какие ульи известны в вашей местности? Где и в чем хранится готовый мед?

41. Какие предметы используются для ухода за пчелами?

42. Какие виды пряжи по качеству, размеру, способу изготовления известны в вашем населенном пункте?

43. Как называется сотканное полотно? Что ткали и шили из этого полотна?

44. Опишите (покажите) ткацкий стан, из каких деталей он состоит. Покажите в действии (или расскажите), как идет процесс ткачества.

45. Покажите ручные, ножные прялки. Из каких частей они состоят?

 

Данные вопросы лишь намечают направление беседы. Если выбирается какая-то основная тематика разговора, то поиск лексики становится более детальным. Посмотрим на примере тематической группы «ПИЩА»

1. Общее название пищи: Пища, еда, отдельное блюдо. Обобщенное название времени еды и приемов пищи: завтрак, обед, ужин и др.

Первые блюда

2.1. Первое жидкое горячее блюдо: Обобщенное название первого горячего блюда (щи, борщ, суп, похлебка и др.) Разновидности похлебок в зависимости от бульона, вида приправ Приправа в щи, похлебку

2.2.Холодные первые блюда: Окрошка, разновидности окрошек. Тюря, разновидности тюрь.

Вторые блюда

3.1. Блюда из крупы: Названия крупы (гречневая, пшенная, пшеничная, ячневая, рисовая и др.) Каши из разных круп (из гречневой, пшенной и др. круп; из нескольких круп) Различение каш в зависимости от того, круто или жидко они приготовлены Каши с добавлением масла или без масла, с добавлением яиц, изюма и пр. Запеканки, их разновидности (из творога, картофеля, лапши, каши и др.) Кушанья из круп, приготовленные по специальному поводу (на свадьбах и дру­гих праздниках, пирах, на поминках)

3.2. Овощные блюда: Тушеные, пареные овощи, способы приготовления овощных блюд Кушанья из тыквы, репы, брюквы, картофеля, лука и др.

3.3. Мясные блюда: А) Название мяса различных сортов. Название мяса различных животных (коровы, свиньи, барана, лошади, овцы и др.), сортов мяса в зависимости от части туши, его качества Б) Кушанья из мяса и способы его приготовления Вареное, жареное мясо (из говядины, баранины, свинины и пр.). Кушанья из внутренностей, ливера животных.

3.4. Блюда из мяса птицы, рыбы: Свежее мясо птицы, рыбы; название мяса и частей тушки различных птиц и рыб. Фарш из мяса птицы, рыбы и изделия из него. Кушанья из мяса птицы, рыбы и способы их приготовления. Внутренности птицы или рыбы, употребляемые в пищу, и кушанья из них.

3.5. Блюда из грибов: Съедобные грибы, блюда из них. Использование грибов в качестве добавки к другому блюду.

3.6. Молочные блюда: А) Молоко (парное, кипяченое или топленое). Молочные продукты (сливки, сметана, масло, творог, сыр, кислое молоко и др.). Название молока в зависимости от времени доения коровы, его качества Б) Кушанья, приготовленные на молоке. Кушанья из круп или муки, приготовленные на молоке или простокваше. Молочный кисель. Молочная приправа к различным кушаньям.

3.8. Блюда из яиц: Общее название яиц в зависимости от их размера, формы, качества и т.п. Название различных блюд из яиц или с добавлением яиц (яичница, омлет и пр.)

Третьи блюда, напитки

4.1. Безалкогольные напитки: Компоты, кисели, их разновидности в зависимости от вида ягод, фруктов, идущих на их приготовление, способа приготовления. Квас, способы приготовления, оценка кваса по качеству.

4.2. Алкогольные, спиртные напитки: Водка, самогон, хлебное вино, пиво, брага, настойки. Способы приготовления спиртных напитков.

4.3. Другие напитки: Чай (черный чай; зеленый чай; цветочный чай; целебный чай и др.). Вода (кипяток, горячая вода, родниковая вода)

5. Изделия из ягод: Названия отдельных ягод (брусника, клюква, черемуха, ежевика, рябина и др.). Ягодный сок (из различных сортов ягод). Топленая, пареная, сушеная ягода. Желе, варенье из различных ягод.

6. Сладости, лакомства, кондитерские изделия: Общее название сладостей. Десерт, сахар, мед, изделия из меда и пр. Конфеты (название в зависимости от цвета, формы, состава и др.).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.