Степень вовлеченности родителя и ребенка — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Степень вовлеченности родителя и ребенка

2018-01-07 559
Степень вовлеченности родителя и ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

в детско-родительские от­ношения

 

означает степень соучастия и совместности деятельности — от полного слияния до полного отделения, дистанцированности и изоляции. Показателем родительской вовлеченности — заинтересованности может служить время и интенсивность совместной с ребенком деятельности. Высо­кая вовлеченность родителя означает активное его участие в жизни ребенка, низкая — уход и избегание контактов, стремление отгородиться от проблем ребенка.

 

Удовлетворение потребностей ребенка,

забота и внимание к нему ро­дителя

 

Адекватное удовлетворение потребностей ребенка предполагает гармоничность баланса удовлетворе­ния как витальных, так и высших (духовных, социальных, познаватель­ных) потребностей ребенка, обеспечивающую возможности для его опти­мального личностного и умственного развития.

Вариантами отклонений здесь являются потворствование (гиперпротекция), игнорирование потребностей ребенка (гипопротекция) и дисгармоничность в их удовлетворении.

Потворствование выражается в стремлении родителей к максимальному некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка по принципу «желание ребенка — закон».

Игнорирование потребностей ребенка предполагает систематическую депривацию более или менее широкого их круга. Наибо­лее уязвимыми при этом оказываются, как правило, высшие потребности — в сотрудничестве и совместной деятельности с родителями, в эмоциональ­ном и познавательном общении.

Дисгармоничность удовлетворения по­требностей ребенка предполагает игнорирование одних и некритичное, чрезмерное удовлетворение других. Например, при чрезмерной интенсив­ности познавательных форм активности ребенок может испытывать депри­вацию потребности в эмоциональном контакте, любви и ласке родителей. Наоборот, заласканный и избалованный домашними ребенок, не знающий отказа ни в чем, что касается еды, лакомств, малейшее желание которого немедленно угадывается родителями, буквально задыхается в затхлой ат­мосфере невежества, где нет места духовным интересам и познавательным видам активности.

 

5. социальный контроль:

требования и запреты; способ контроля; поощрения и подкрепления

 

Ребенок наряду с родителем является активным субъектом воспитательного процесса и детско-родительское взаимодействие приобретает диалогический характер, однако для обеспечения свободы каждого человека необходима дисциплина, определенные ограничения, ответственность за их исполнение.

Социальный контроль является важнейшим. компонентом процесса

воспитания в семье и, как система родительской дисциплины, включает:

• систему требований и запретов;

• способ контроля исполнения требований и запретов;

• систему санкций (наказаний и поощрений);

• родительский мониторинг.

Требования и запреты

Необходимо различать декларируемые и реальные ценности и цели воспитания.

Родителями декларируются, как правило, социально одобряемые, гуманистические ценности воспитания, но реальные его ценности и цели зачастую оказываются весьма далекими от них.

Например, в семье могут насаждаться ценности традиций, авторитета, необходимости их сохранения как жизненного императива; труда как закона, самоограничения и самопреодоления или ценности потребительского общества, формирующие отношение к труду, работе как средству получения материальных благ и привилегий, лишенному для личности самостоятельнойценности.

Важны не декларируемые, а реально принятые в семье жизненные ценности, определяющие конкретную систему требований, предъявляемых в процессе воспитания к ребенку.

 

Следует также иметь в виду противоречие, которое должен разрешить каждый родитель: многие личностные качества, которые родители действительно хотят видеть в своем ребенке — творчество, смелость, самоуважение, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели, — в повседневной жизни и общении с ним могут быть не удобны родителю, поскольку удобен послушный, исполнительный ребенок, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый.

 

Функции требований и запретов

1. Способствуют пониманию ребенком реальных, а не декларируемых целей воспитания.

2. В них представлены образцы и правила социально желательного поведения и деятельности ребенка.

3. Создают условия для формирования способности ребенка произвольно регулировать свою деятельность и общение в соответствии с заданными нормами и правилами. Необходимость, соблюдения ограничений и запретов обеспечивает развитие саморегуляции и самодисциплины.

4. Позволяют структурировать и организовать среду, обеспечивая безопасное, т.е. прогнозируемое и поддающееся разумному контролю со стороны ребенка, пространство жизнедеятельности (ситуация неопределенности, непредсказуемости становятся причиной, порождающей тревожность и негативные эмоциональные переживания (Н. Симонов).

 

Требования конкретизируют позитивные ожидания, предъявляемые к ребенку, т.е. описание того поведения и тех результатов и достижений, которые хочет видеть родитель.

Запреты о пределяют негативные ожидания, т.е. формы поведения и личностные качества ребенка, которые родитель хотел бы избежать.

 

Формулирование ожиданий в виде требований является более продуктивным. Требования задают положительный социальный эталон поступков и качеств, образец для подражания, стимулируют мотивацию достижений и активность ребенка. Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимости, пассивности, безынициативности ребенка, стимулируют развитие мотивации избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений.

 

Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребенка былосведено к минимуму. Однако существуют запреты, которых избежать невозможно.

Основные необходимые запреты касаются:

•здоровья ребенка (запрет на действия, которые могут повредить его здоровью и жизни самого ребенка);

• физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат норме уважения личности другого человека);

• сохранности материальных, культурных и духовных ценностей (на деструктивные разрушающие действия в отношении природной и культурной среды).

 

Количество и содержание требований должно соотноситься с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, а также с воспитательными ценностями родителя. В зависимости от соответствия требований возрастно-психологических индивидуально-личностным особенностям ребенка можно говорить об их чрезмерности — сверхтребовательности родителя к ребенку — или о строгости воспитания. В противоположном случае речь идет о недостаточности требований — вседозволенности или попустительстве в отношении воспитания ребенка.

Правила предъявления требований и запретов

1) запреты должны носить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать возможности двойного стандарта и двойной морали.

2) запреты должны предъявляться в безличной форме. Следует избегать «Ты-высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих достоинство ребенка, проявлений неуважения к его личности.

3) запреты должны быть предъявлены в словесной форме, ясной и понятной для ребенка. Аргументация в пользу необходимости соблюдения запретов должна указывать на последствия и результаты поступков ребенка, нарушающих запреты и правила, для других людей. Обсуждение последствий нарушения запретов должно быть на языке, понятном ребенку.

4) предъявление запретов должно осуществляться до нарушения правил, а не в его момент. Родителям необходимо уметь предвосхищать нарушение запретов и невыполнение требований, не дожидаясь момента, когда запреты будут нарушены, а требования не выполнены.

 

Сотрудничество ребенка со взрослым является оптимальной формой профилактики нарушения родительских требований и запретов.

Лишь после того, как ребенок уяснит их содержание, сам убедится в необходимости их выполнения, лишь по мере того, как у него будут сформированы для этого психологические предпосылки, а именно способность к произвольной регуляции поведения и воля, — лишь тогда ответственность за выполнение требований и соблюдение запретов может быть в полной мере возложена на самого ребенка. До этого момента ответственность в равной мере должна быть разделена между ребенком и родителями.

 

Запрет, предъявляемый в момент его фактического нарушения, ни в коем случае не должен подвергаться дискуссии или сопровождаться солидной аргументацией и разъяснением, почему, например, нельзя драться. Обсуждение оснований, определяющих содержание того или иного запрета, может быть уместно вне ситуации нарушения запрета.

 

Требования и запреты не должны противоречить друг другу. Крайне желательным является согласованная позиция всех воспитателей (членов семьи) относительно количества и содержания требований и запретов.

Способ контроля исполнения требований и запретов

Виды способов контроля:

1. Тотальный контроль охватывает фактически все сферы жизнедеятельности ребенка до мелочей. Родитель стремится быть в курсе всех мыслей,чувств и переживаний ребенка, а не только его поступков и поведения.

Результат - утрата ребенком чувства безопасности и интимности собственного внутреннего мира, рождение тревоги, потеря чувства свободы, переживание зависимости от родителя, чувство подчинения, собственной беспомощности и бессилия.

2. Систематический контроль дифференцирует сферы жизнедеятельности на зоны, подлежащие контролю со стороны родителя, и зоны самостоятельности и полной ответственности ребенка. Систематический контроль — это контроль, признающий право ребенка на самостоятельность и автономию при сохранении содержательного и стабильного наблюдения родителя за его поведением и деятельностью. Представляет собой оптимальную форму контроля. Однако при его осуществлении необходимо учитывать возрастные возможности ребенка. В идеале родитель должен стремиться к постепенной передаче функций контроля самому ребенку через этапы их совместного и совместно-разделенного контроля к самоконтролю.

3. Ситуативный (несистематический) контроль является случайным.

Это непоследовательный, непродуманный, не обоснованный возрастно-психологическими и индивидуально-личностными особенностями ребенка контроль. Несистематичность контроля зачастую приводит к формированию у ребенка стратегии выполнения требований родителя лишь при условии внешнего контроля и большой вероятности проверки. Например, ребенок выполняет домашнее задание лишь тогда, когда знает наверняка, что родитель проверит выполнение задания, и не садится за уроки, если уверен, что родитель занят и ему сейчас не до проверки. Случайный характер родительского контроля находит отражение в низкой эффективности самоконтроля ребенка.

4. Отсутствие контроля и попустительство крайне негативно влияют на развитие у ребенка чувства ответственности, способности к произвольной регуляции деятельности и воли. Для детей, воспитывающихся в атмосфере бесконтрольности и попустительства, характерны импульсивность, низкий уровень развития просоциальных форм поведения, трудности саморегуляции, низкая самоэффективность.

 

Контроль может осуществляться

· по результату действия (его продукту), при этом родитель не уделяет должного внимания причинам неуспешности ребенка, выяснению того, почему поведение ребенка не отвечает заданным требованиям и ожиданиям

· по способу действия – первоочередное внимание родитель уделяет именно причинам неудач ребенка и несоответствия его поведения социальным требованиям. Центральным становится вопрос о том, какая дополнительная помощь и сотрудничество необходимы ребенку для организации его деятельности, для достижения успеха. Контроль по результату не имеет смысла, если ребенок не владеет способом действия.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.