Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности

2018-01-07 371
Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности

Е.В. Горшкова
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ГБОУ ВПО МГППУ

Внутренняя свобода и уверенность — слагаемые душевного состояния, очень важного для гармоничного развития ребенка, его успешности в деятельности, творчестве, общении. Свободный и уверенный в своих силах ребенок не боится действовать, не боится ошибаться и при этом остается открытым и позитивно активным. Как эти два слагаемых можно развивать у дошкольников, используя методы эмоционально-двигательной психотехники, рассматривается в статье.

 

Внутренняя свобода и уверенность — как слагаемые позитивного психологического состояния ребенка — связаны между собой, в определенном смысле обусловливают друг друга 1.

Под «внутренней свободой» понимается раскованность, раскрепощение, которые достигаются благодаря умению снимать излишнее мышечное напряжение, мешающее спонтанному, естественному движению, комфортному телесному состоянию. В более широком смысле имеется в виду умение произвольно управлять состояниями мышечного напряжения. Многие упражнения 2 этого цикла используются в качестве подготовительных (разминочных) перед более сложными (по эмоционально-смысловому наполнению) заданиями. Поэтому рассмотрим вначале методы развития произвольной регуляции.

Развитие произвольной регуляции состояний мышечного напряжения

Упражнения помогают ребенку научиться управлять собственным телом произвольно, и прежде всего сбрасывать излишнее напряжение. Они помогают ему обратить внимание на свои мышечные ощущения и, ориентируясь на них, учиться произвольно достигать определенного состояния напряжения или расслабления, чтобы более точно выполнить ту или иную двигательную задачу. Это умение необходимо в образно-пластическом творчестве, театрализованной деятельности, где важно уметь двигаться свободно, полностью используя возможности своего тела как инструмента для воплощения образов персонажей. Оно также важно и в общении — позволяет ребенку быть естественным, непринужденным, а в некоторых случаях справиться с собственной робостью и стеснительностью.

Упражнения развивают умение произвольно расслабляться, менять степень мышечного напряжения (усиливать, ослаблять, сбрасывать), ритмично чередовать напряжение и расслабление — способствуют восстановлению целостности, свободы и спонтанности эмоционально-двигательных проявлений.

В этих упражнениях часто задается какой-либо образ только для того, чтобы помочь ребенку лучше «схватить» (понять) принцип определенного движения для достижения нужного эффекта (расслабления). Здесь перед ребенком не ставится задача выразительного исполнения, «проживания» образного содержания. Показатель того, что выполненное упражнение достигает нужного эффекта, — хорошее настроение ребенка (улыбка, веселый или заинтересованный взгляд), желание повторить его, отсутствие сопротивлений в теле в виде мышечного напряжения.

В зависимости от принципа построения все упражнения можно разделить на три группы — от простых к сложным:

1) динамические;
2) упражнения на непроизвольное расслабление мышц;
3) упражнения на произвольное расслабление.

Динамические упражнения

Упражнения этой группы построены на движениях, помогающих сбрасывать напряжение: потягивания; качания; трясения, встряхивания; маховые движения; топанье ногами — всей стопой в пол; хлопанье — ритмичные удары ладонями друг о друга, по корпусу, ногам.

Приведем примеры.

«Потягиваемся». С 2–3 лет. Прочитайте потешку, неторопливо выполняя движения, пусть дети повторяют движения вместе с вами:

Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки Потянуться, вытягивая руки вверх и выгибая спину
А в ножки ходунушки Сидя на стуле, выпрямить ноги вперед, оттянув носки на себя (или потопать)
А в ручки хватунушки Сжимать-разжимать пальцы рук: хвать-хвать-хвать
А в роток говорок Зевнуть, прикрыв рот ладошкой
А в головку разумок Слегка почесать темя

 

Если ребенок выполняет движения, особенно потягивание, формально, можно предложить ему: «Давай потянемся как следует», — и самим сделать это с удовольствием (только одно потягивание), чтобы почувствовать, как напрягаются и растягиваются мышцы, с последующим расслаблением и облегченным выдохом. Пусть ребенок также, с удовольствием, выполнит одно только потягивание.

Повторите потешку еще раз (со всеми соответствующими движениями), обращая внимание ребенка на то, что прямые ножки надо потянуть «пятками вперед»; пальцы рук — то активно сжать в кулак, то широко разжать; зевнуть «по-настоящему» — с глубоким вдохом и полным выдохом.

Каждое растягивание (потягивание) следует выполнять одним мягким и продолжительным движением, без резких рывков, а хватательные движения пальцев — более подвижно, с акцентом на сжатие в кулак («хвать»).

«Баю-бай». С 2–3 лет. Предложите детям встать врассыпную, в полный рост, слегка расставив ноги в стороны (на ширину плеч), колени чуть-чуть присогнуты, чтобы обеспечивать мягкость качаний с ноги на ногу из стороны в сторону. Ритм движениям задается спокойным тихим проговариванием взрослым слов «баю-бай, баю-бай».

Варианты выполнения упражнения:

1. (С 2 лет.) Ладошки сложить под щекой, склонив голову чуть вбок. В такой позе спокойно покачиваться из стороны в сторону, как будто в колыбельке. Можно выполнять с закрытыми глазами, если это не вызывает у ребенка тревоги и не нарушает спокойного и уравновешенного качания.

2. (С 3–4 лет.) Руки мягко удерживают куклу (зайку, мишку), взгляд направлен на лицо куклы, чтобы видеть, засыпает она или нет. Качания с ноги на ногу должны быть мягкими, спокойными, чтобы не разбудить куклу. С 4 лет этот вариант упражнения можно выполнять с воображаемой куклой.

Когда ребенок останавливается в расслабленной позе, важно, чтобы колени у него были слегка присогнуты, а голова висела. Если вы заметили, что он удерживает голову, не расслабляя шею (хотя лицо смотрит вниз), то проведите ладонью от спины ребенка по шее к затылку, с легким усилием склоняя его голову вниз, со словами: «Висит голова» (можно использовать сравнение — как тяжелый шар на веревочке).

«Щенок отряхивается». С 5 лет. Предложите детям показать, как отряхивается щенок, например после купания. (Возможно, они видели это раньше или вы — заранее, во время посещения зоопарка, — вместе понаблюдали, как это делают животные.)

Обратите внимание детей, что щенок отряхивается всем телом — от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху вниз и обратно. Повторите упражнение вместе с детьми.

«Жук». С 4–5 лет. Предложите детям лечь на пол — на спинку, затем поднять перед собой руки (вертикально) и быстро ими потрясти, потом опустить в стороны расслабленно. Так же ноги поднять вверх, потрясти ими и опустить расслабленно на пол. Одновременно поднять руки и ноги и потрясти ими, как жук, который перебирает лапками, лежа на спине, затем опустить их на пол и немного полежать спокойно. Повторить этот цикл движений 2–3 раза.

Упражнения на произвольное расслабление можно использовать для экспресс-диагностики проблем эмоционально-личностного развития детей. По невербальному поведению детей в ходе выполнения упражнения можно понять, есть ли у них такие проблемы, как тревожность, неуверенность.

Если ребенок не может спокойно лежать на спине в «открытой» позе, сворачивается калачиком, скрещивает или смыкает ноги, сцепляет руки или прижимает их к корпусу, пытается дотянуться до соседей, привлекая их внимание к себе, ведет себя беспокойно — значит, ему нужна специальная развивающая работа или даже психолого-педагогическая помощь.

Если дошкольник неподвижно и расслабленно лежит на спине, свободно разведя руки и ноги, равномерно дышит и даже закрывает глаза, то, вероятнее всего, он уравновешен, уверен в себе, с внутренним ощущением защищенности и доверием к внешнему миру.

Приведем пример упражнения.

«Отдых». С 3–4 лет. Предложите детям разместиться врассыпную, лечь на ковер (на спину, развести руки и ноги в стороны) и отдохнуть: тихо полежать некоторое время, равномерно и спокойно дыша, можно с закрытыми глазами.

Предложить им представить, что они лежат на песке (на пляже) или на траве (на поляне), ощущая на лице дуновение легкого ветерка и тепло солнца, слышат, как недалеко тихо плещут волны (или журчит ручей), поют птицы и т. п.

Возможно использование аудиозаписи «Звуки природы». Выход из упражнения см. выше.

Задания на развитие голоса и дыхания

Упражнения на произвольную регуляцию могут быть расширены за счет заданий на развитие голоса и дыхания. Они способствуют оптимизации мышечного и эмоционального тонуса: вибрации звучащего голоса помогают снимать зажимы в теле, освобождают энергию для мобилизации мышц к усилию, необходимому и достаточному для выполнения двигательной задачи. Мышцы как бы пропитываются радостной энергией, от чего повышается и настроение ребенка. При этом активно задействуется дыхание (во время звучания голоса — выдох, в паузах — вдох), благодаря чему также снимаются излишние напряжения в теле (выдох) и развивается полноценное глубокое и ритмичное дыхание (вентиляция легких), наполняющее ребенка энергией.

Если упражнение сделано правильно, то эффект, который достигается в ходе выполнения, сохраняется и после. Мышцы удерживают и «запоминают» состояние оптимального тонуса, и в дальнейшем ребенку удается быстрее и легче достигать его при произвольной регуляции своих движений.

Упражнения строятся на протягивании звука при условии, что голос звучит свободно и «полетно» (без форсирования, т. е. без избыточного усилия, которое может вести к перенапряжению связок). Чтобы достичь такого качества звука, важно подсказать ребенку, как должен звучать голос, при этом лучше использовать слова: «звонко (но не громко)», «певуче», «протяжно», «легко», «свободно». Важно также продемонстрировать это собственным показом. Чтобы задать точный образец звучания, необходимо самому уметь тонко управлять своим голосом.

Как только ребенок переходит на крик, следует остановить его и предложить прислушаться к образцу. Полезно для сравнения продемонстрировать два варианта звучания голоса и предложить ребенку различить, в каком случае «голос звенел, летел», а в каком — «кричал»; в каком случае он «ласковый, протяжный», а в каком — «грубый, резкий». После этого ребенок может сам попробовать придать звучанию своего голоса нужное качество.

Детям предлагаются упражнения на звукоподражания голосам животных (кошка, мышка, медведь), птиц (петушок, птичка), звукам природы (дуновение ветра), звучаниям транспортных сигналов (паровоз, пароход) и т. п. На материале этих упражнений они учатся управлять своим голосом — его динамикой (громко, тихо, усиление и ослабление громкости), тембром и высотой звучания (высокий, низкий голос), интонацией и др. Как правило, все звукоподражания протягиваются на гласных звуках (редко — на согласных), что позволяет упражняться в активном вдохе и длительном выдохе. Такой режим дыхания благоприятно сказывается на мышечном тонусе и настроении детей.

Упражнения на звукоподражания могут проводиться в русле работы над выразительностью образно-пластического воплощения того или иного образа (в основной части занятия).

Приведем примеры упражнений для развития голоса и дыхания.

«Ку-ка-ре-кууу!» С 2–3 лет. Спросите детей, знают ли они, как поет петушок (какая у него песенка). Можно прочитать стихотворение:

Петушок, петушок —
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Звонко песни поешь,
Детям спать не даешь?

Предложите детям покукарекать так, чтобы голос был легким, звонким, «далеко летел». Покажите сами, как поет петушок, протягивая последний слог по возможности дольше: «ку-ка-ре-куууууу», но чтобы это не вызывало утомления связок. Если кто-то из детей переходит на крик, остановите его, поясните, что это не похоже на песенку.

Поиграйте, будто петушки поют песенку то все вместе, то по очереди (у кого «песенка» звонче и дольше).

Желательно добиться определенного качества звучания голоса. Для этого необходимо, чтобы поза была свободна и открыта (плечи развернуты), посадка на стуле — на всю глубину сиденья, спина опирается на спинку стула, ноги — всей стопой на полу; голова чуть приподнята.

Чтобы положение головы было естественным и помогало достигать свободного звучания голоса, можно использовать следующий методический прием.

Поднимите руку перед собой (немного выше головы) и поясните детям: чтобы голос летел вслед за рукой, вверх (предложите им сделать так же во время воспроизведения «песенки»). Если кто-то из детей, подняв руку, крутит головой по сторонам или смотрит вниз, обратите его внимание, что надо смотреть на руку (только в этом случае выстраивается нужная поза, чтобы освободить голос).

Эффект звонкого звучания голоса проявляется еще и в том, что, если протяжное звучание мгновенно прервать, в комнате останется маленькое эхо, отзвук.

«Паровоз гудит». С 3 лет. Спросите детей, как гудит паровоз (или пароход). Предложите им по очереди воспроизвести звук, протягивая его долго, насколько возможно («ту-ту-ууууу»), как бы сравнивая, чей паровоз дольше гудит.

Поясните, что маленькие паровозы могут гудеть высоким голосом, а большие паровозы — низким. А еще по гудку паровоза можно догадаться, едет он далеко (тихое звучание) или близко (громкое); приближается (постепенное усиление звучания) или удаляется (постепенное затихание звука).

Предложите детям загадывать друг другу загадки: какой паровоз гудит — большой или маленький? Приближается он или удаляется? И т. д. Кто-то один загадывает загадку, другие отгадывают — и так по очереди.

«Мя-у! — Фр-р-рр!» С 3–4 лет. Предложите детям сесть на стульчики (стульчики необходимо поставить с небольшими интервалами), полукругом, и сами сядьте напротив (тоже на детском стульчике). Прочитайте стихотворение, сопровождая его движениями: мягко поглаживая ладошками по коленям — на протяжно-мелодичное «мя-у» или «выпуская когти» — со звукоподражанием «фр-р-рр!»

Кошка, как тебя зовут? — Мя-у (мя-у, мя-у…).
Стережешь ты мышку тут? — Мя-у (мя-у, мя-у…).
Кошка, хочешь молока? — Мя-у (мя-у, мя-у…).
А в товарищи — щенка? — Фр-р-рр!

Предложите детям поиграть вместе. Читая стихотворный текст, задаете вопросы, а они все вместе «отвечают» на них, выразительно произнося звукоподражания и выполняя движения по образцу.

Если звукоподражание «мя-у» у кого-то из детей недостаточно мелодично и протяжно, попробуйте повторить его отдельно вместе с ребенком (вместе или по очереди) и только после этого снова переходите к игре (полным текстом). Важно не устраивать «прогоны» игры — от начала до конца, а главное внимание обращать на достижение нужного качества звучания голоса на звукоподражаниях.

Развитие уверенности

Развитие у дошкольников уверенности требует от педагога-психолога очень тонкого и точного использования методов эмоционально-двигательной психотехники, умения задать правильный образец исполнения, создать на занятии необходимую атмосферу для проживания детьми предлагаемых образных содержаний.

Уверенность — комплексное психологическое состояние, которое предполагает как уверенность в себе, доверие к своим возможностям справиться с задачей, ситуацией, проблемой, так и доверие к внешнему миру (ожидание от него хорошего, прогнозируемого), готовность с ним контактировать. Наличие или недостаточность уверенности считывается по внешним особенностям невербального поведения человека, в частности — по относительной величине его «личного пространства» и характеру использования «основных опор».

«Личное пространство» человека — это воздушное пространство вокруг его тела; его относительная величина считывается по особенностям позы и свидетельствует о внутреннем состоянии человека. Узкое личное пространство видно по сжатой позе, которая как бы уменьшает рост и размеры фигуры — по этим признакам можно опознать боязнь контактировать с окружающими людьми, недоверие к ним, неуверенность человека в том, что люди будут к нему добры и примут его. Напротив, расширенное «личное пространство» (соответственно расширенная поза) говорит о желании общаться, уверенности в позитивности контактов с окружающим миром.

«Основные опоры» — это ноги, на них человек стоит и передвигается в пространстве. Ощущение контакта своих стоп (ступней) с поверхностью, «почвой» дает чувство психологической устойчивости, стабильности и уверенности. Полнота контакта стоп с «почвой» зависит от плотности равномерного соприкосновения ступней с поверхностью опоры. Чем меньше контакт, тем больше неуверенность в себе, внутренняя неустойчивость. И наоборот, чем крепче человек стоит на своих ногах, тем увереннее он себя ощущает, тем больше способен сохранять устойчивость — в прямом и переносном смысле.

Поэтому развитие уверенности предполагает два цикла упражнений:

· на расширение «личного пространства»;

· на укрепление «основных опор».

Все упражнения выполняются при пространственном расположении детей врассыпную, для чего можно использовать упражнение «Рассыпались горошины» 4.

Эти упражнения, как никакие другие, требуют от педагога неформального проведения. Недостаточно сказать ребенку, чтобы он «развернулся», развел руки в стороны. Тем более недопустимо, чтобы взрослый сам разводил руки ребенка, пытаясь придать ему большую «открытость» — это спровоцирует обратную реакцию: сопротивление, мышечное напряжение, эмоциональный дискомфорт.

Очень важно «проживание» эмоционально-образных смыслов, которое показывается взрослым в образце исполнения и по возможности развивается у детей. Только тогда ребенок не только отведет руки от корпуса (как лучи солнышка), но и потянется за ними — именно это движение изнутри наружу «всем телом» и способствует расширению «личного пространства» ребенка, проживаемого в образе.

«Большие — маленькие». С 2–3 лет. Спросите детей, как показать «маленького». Если кто-то из детей присядет на корточки — замечательно! Предложите «сделаться еще меньше», если надо покажите — сидя на корточках, обхватите колени руками, сожмитесь всем телом и опустите голову вниз. Пусть дети попробуют сделать так же. Затем спросите, как показать «большого». Скорее всего, дети поднимутся в полный рост. Предложите им «стать еще больше (выше)». В случае затруднения покажите следующее движение: поднимите руки вверх, приподнимитесь на носочках и потянитесь вверх, насколько возможно (взгляд вверх, к потолку).

Поиграйте, выполняя вместе с детьми соответствующие движения: то приседайте на корточки, сжимаясь всем телом («стали маленькие—маленькие»), то распрямляйтесь в полный рост, с вытягиванием вверх («вот какие большие»).

«Солнце разгорается и затухает». С 2–3 лет. Предложите детям поиграть в солнышко — как оно утром встает, а вечером прячется. Вместе выполните упражнение, начав его из положения «сидя на корточках»:

Солнце разгорается Поднимаетесь медленно в полный рост
Утро начинается Руки медленно поднимаете в стороны, затем вверх
Солнце затухает Руки постепенно опускаете вниз, медленно приседая
Вечер наступает Садитесь на корточки, пригнув голову

 

Повторите упражнение 3–4 раза.

«Подснежник расцветает». С 4 лет. Проводится весной, после беседы о весенних явлениях природы. Педагог: «Под каждым сугробом прячется маленький весенний цветок — подснежник». Предложите детям встать врассыпную и присесть на корточки («цветок прячется под снегом»), а затем показать движениями, как он вырастает, распрямляя стебелек, тянется листочками к солнцу, качается на ветру.

Перед выполнением задания можно обсудить с детьми (придумать), как это можно показать. Младшие дети повторяют движения вместе со взрослым (по показу); дети постарше (5–6 лет) — самостоятельно, с опорой на словесные инструкции педагога (что происходит с подснежником).

Для развития у ребенка умения разворачивать личное пространство можно также использовать упражнение «Шалтай-Болтай» (см. с. 7), а также более сложные — «Солнце просыпается», «Мяч и насос» 5.

Методы эмоционально-двигательной психотехники для детей: развитие внутренней свободы и уверенности

Е.В. Горшкова
канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ГБОУ ВПО МГППУ

Внутренняя свобода и уверенность — слагаемые душевного состояния, очень важного для гармоничного развития ребенка, его успешности в деятельности, творчестве, общении. Свободный и уверенный в своих силах ребенок не боится действовать, не боится ошибаться и при этом остается открытым и позитивно активным. Как эти два слагаемых можно развивать у дошкольников, используя методы эмоционально-двигательной психотехники, рассматривается в статье.

 

Внутренняя свобода и уверенность — как слагаемые позитивного психологического состояния ребенка — связаны между собой, в определенном смысле обусловливают друг друга 1.

Под «внутренней свободой» понимается раскованность, раскрепощение, которые достигаются благодаря умению снимать излишнее мышечное напряжение, мешающее спонтанному, естественному движению, комфортному телесному состоянию. В более широком смысле имеется в виду умение произвольно управлять состояниями мышечного напряжения. Многие упражнения 2 этого цикла используются в качестве подготовительных (разминочных) перед более сложными (по эмоционально-смысловому наполнению) заданиями. Поэтому рассмотрим вначале методы развития произвольной регуляции.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.